Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.
Оглядываясь в прошлое, задумываюсь, как же я пришла в этот удивительный мир – «Педагогика»? Почему из огромного мира профессий спустя определенный период времени я выбрала именно профессию социального педагога? В этом нет ничего удивительного. Недаром говорят, что все мы «родом из детства». Поэтому, став социальным педагогом, я просто осуществила свою давнюю мечту, истоки которой, лежат в глубоком детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей,
Тополницкая Анна Васильевна, социальный педагог первой квалификационной категории
Эссе «Моя педагогическая философия»
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
М.А.Волошин
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.
Оглядываясь в прошлое, задумываюсь, как же я пришла в этот удивительный мир – «Педагогика»? Почему из огромного мира профессий спустя определенный период времени я выбрала именно профессию социального педагога? В этом нет ничего удивительного. Недаром говорят, что все мы «родом из детства». Поэтому, став социальным педагогом, я просто осуществила свою давнюю мечту, истоки которой, лежат в глубоком детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».
С раннего детства я росла в простой многодетной крестьянской семье. В современных условиях наша семья была бы на контроле у социальных служб. Но тогда 50 лет назад функцию социального контроля выполняла сельская администрация, и конечно же деревенская общественность. Мать нас воспитывала, как могла. С раннего утра до позднего вечера работала на колхозном поле. А мы, дети, по возможности помогали ей и старались ни в коем образе не подвести ее в плане учебы. Мне в детстве, да и в юности очень нравилось выступать на сцене, чувствовать себя артисткой. Нравилось танцевать, петь и читать стихи. По этому и выбор профессии был определен. Я поступила в культурно-просветильное училище г.Черновцы. По окончанию учебы меня приняли на работу среднюю школу, где частично я и занималась своей приобретенной профессией – учила детей танцевать, а основной деятельностью работы в школе была работа в библиотеке. Работа в школе, а точнее с детьми уже тогда отложила во мне свой отпечаток. Приехав в район крайнего Севера, меня приняли на работу художественным руководителем сельского Дома культуры. Работа интересная, творческая, но работа в школе для меня была мечтой. И вот так получилось, что меня приняли на работу в школу педагогом-организатором. Работая в школе уже второй раз, я поняла, что школа это мое место, которое я так долго искала, а работа с детьми - мое призвание. По совместительству в школе меня приняли социальным педагогом. По-разному складывались отношения с детьми и родителями. Кому-то нужна была помощь в организации мероприятий, кому-то подготовке домашнего задания, а кому-то просто поговорить. Так формировалось мое социальное отношение к людям, к детям и подросткам. Оказывая помощь людям, мне казалось, что я поступаю очень правильно и получаю от этого большое удовлетворение.
Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это поддержка, это внимание к их проблемам, это любовь.
Социальный педагог - это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог - это незаменимый помощник и настоящий друг.
Что такое работа социального педагога - социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Да, очень часто я задаю себе эти вопросы, но ответить однозначно не могу. Может потому, что главная цель моей работы: развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека. И следующий вопрос, который мне хочется себе задать: «А что значит для меня, быть социальным педагогом?» - Это каждый день общаться с ними, открывая для них что-то новое, да и для себя тоже. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «педагог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть педагогом – это и значит жить.
Размышляя о сути своей педагогической профессии, я поняла, что хорошим педагогом стать очень трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Это стремление побуждает меня к постоянной работе над собой, к совершенствованию себя не только как профессионала, но и как личности. Останавливаться в собственном развитии я не могу, так как любое успокоение отразится на моей работе. Не случайно в качестве эпиграфа к «Моей педагогической философии» я взяла строки из стихотворения М.А.Волошина:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Мне очень нравятся эти слова поэта, так как они созвучны моему внутреннему миру. Сегодня на вопрос своих знакомых: «Кем ты работаешь?» Я могу с гордостью ответить, что профессия моя - социальный педагог. И даже более того, я могу объяснить им в ответ на недоуменный взгляд, что к моим функциям относится: помощь людям любого возраста в адаптации к различным жизненным ситуациям и условиям, чтобы обеспечить им успешную социализацию, а, следовательно, принятие их обществом. Да, разумеется, по роду своей деятельности я могу также отслеживать у детей и взрослых различные дефициты и помогать им в их восполнении, заниматься защитой несовершеннолетних, инвалидов и других категорий населения. Но каждый из тех, кто работает в этой огромной сфере, выбрал для себя небольшую область, которая ему интересна и в которой он действительно может реализовывать весь свой социально-педагогический потенциал. Социальный педагог это человек, личность нашедший свое призвание в помощи людям которым эта помощь нужна. В моей работе очень важным мне кажется стиль общения с учениками. А это предполагает развитие определённых качеств личности: коммуникативности, раскрепощённости, готовности вступить в контакт. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. А для этого нужно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно. У Сухомлинского есть такое высказывание: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии.
Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти.
Если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Но если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».
Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках. Я стараюсь доверять им, создаю атмосферу добра, внимания и поддержки, которая помогает устранить страх сделать ошибку, оказаться непонятым, и дети отвечают мне благодарностью.
На мой взгляд, главным в работе социального педагога остаётся умение передать детей миру честными, добрыми, порядочными людьми. А чтобы они были такими, взрослые должны быть для них наглядным примером. Сила подражания так велика и значение её так громадно.… Все мы перенимаем, друг у друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, обычаев, моды.
Конечно, не всё в моей работе гладко и безупречно. Случаются промахи, ошибки, разочарования. Но ведь и отрицательный опыт бывает не менее важен, чем положительный. Ошибки и промахи заводят в тупик и позволяют искать выход. Разочарование заставляет быть недовольной собой, совершенствоваться и идти вперёд.
Вот и я иду вместе со своими учениками по дороге школьной жизни. Мы вместе преодолеваем преграды, веря друг в друга, надеясь на успех, любя. Здесь вспоминаются слова Гёте: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменить других их надо любить и защищать их любовью и правдой.
Такая работа даёт стабильные, положительные результаты, вселяет уверенность в ученике, создаёт ситуацию успеха. И еще, хочется, чтобы в нашу профессию приходили люди, имеющие серьёзную подготовку и глубокий душевный потенциал. Главное – верить в себя и любить детей. В этом и заключается суть моей педагогической философии.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах наших учеников. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
За что же я люблю свою профессию? А за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что, увидев улыбающиеся лица детей и их родителей, я готова снести любые горы, за то, что моя профессия была и будет нужна. И с уверенностью могу сказать: «Я счастлива от того, что приношу пользу другим. Я счастлива, что жизнь моя наполнена смыслом, что завтра будет снова день. И опять я буду стараться пробудить в душе маленького человека радость познания, буду показывать ему значимость его деятельности и вселять уверенность в своих силах». Однажды Януш Корчак сказал «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно». Я помогу своим воспитанникам искать, карабкаться, корчевать и бороться, и не позволю им заблудиться, упасть и поранить рук.
Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.Заходя каждый день с улыбкой в школу, я не притворяюсь, мне, в самом деле, радостно видеть лица учеников, и дети это знают, они это чувствуют. Любить детей и верить в них - вот те киты, на которых строится общение. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно. Не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, Человеческое отношение к ребенку это совсем не баловство и попустительство, а труд осознанный, исключающий жестокость, труд с надеждой на лучшее. А.П.Чехов утверждал: «Кто ничего не смог добиться любовью, тем более не добьется и строгостью».
Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества - школы, семьи, общественности.
Я убеждена, что любовь и доверие учеников невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями. Главное, нужно помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.
Сложна и многогранна работа социального педагога. Сколько надо знать, уметь и успеть, чтобы найти подход к каждому ученику, ведь каждый – это личность!
Главное в моей работе: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый ребенок - это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. В силу своей профессии я хранительница чужих тайн и секретов. Я считаю, что самое важное в моей профессии - глубокое уважение к личности каждого ребенка.
Считаю, что социальный педагог - необходимый человек для ребенка в современной школе. Именно он должен помочь ребенку понять себя и поверить в свои силы.
За все время своей работы я не разу не пожалела о том, что пошла в педагоги, даже наоборот горжусь тем, что ношу звание социального педагога. Видеть улыбки на лицах детей, видеть их успехи, когда у них все хорошо и радоваться вместе с ними даже самому маленькому успеху - это удовлетворение от моей работы.
Я не представляю своей жизни без этой беспокойной, трудной и такой нужной людям работы.
А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
А профессия наша – самая прекрасная!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...