Семья и Я
методическая разработка (5 класс) на тему
1. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.
2. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях.
3. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
4. Создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями и детьми
5. Раскрыть сущность понятий «конфликт», «компромисс», выработать правила предупреждения конфликта.
6. Воспитывать культуру общения и уважение к взаимоотношениям в семье.
7. Вырабатывать умения правильно построить взаимоотношения в семье.
8. Формирование навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssemya_i_ya_metod.razr_.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о проведении внеклассного урока: "Семья и Я"
социальный педагог Вертянкина Л. Ф.
дата проведения: 24 ноября 2016 г.
целевая аудитория: учащиеся МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.СОКУР»
Место проведения: учебная аудитория.
Предварительная работа: проведение беседы, изготовление открыток-ромашек для родных, родителей, повторение песен, стихов. Рассматривание семейных фотографий.
Подготовительная работа:
1. Подготовка учебной аудитории
2. Выучить стихи.
3. Подготовка участников.
4. Обсуждение темы и формы мероприятия.
5. Формирование групп, определение заданий.
6. Выявление лидеров групп (ответственных).
7. Подбор и отбор материала по теме.
8. Обсуждение хода мероприятия.
Цели:
1. Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.
2. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях.
3. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
4. Создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями и детьми
5. Раскрыть сущность понятий «конфликт», «компромисс», выработать правила предупреждения конфликта.
6. Воспитывать культуру общения и уважение к взаимоотношениям в семье.
7. Вырабатывать умения правильно построить взаимоотношения в семье.
8. Формирование навыков здорового образа жизни.
Прогнозируемые результаты:
• проявление уважительного отношения к страшим;
• формирование негативного отношения к сквернословию;
• активное участие родителей в жизни класса;
• овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
• проявление самостоятельной творческой активности.
Предварительная подготовка
В ходе подготовки к проведению мероприятия необходимо составить список высказываний философов, писателей, поэтов о добре и зле, о любви и ее месте в жизни каждого человека. За две-три недели до проведения мероприятия учащиеся делятся на две группы, каждая из которых получает конкретное задание. Первая группа подбирает материал о сквернословии, вторая подбирает пословицы и мудрые высказывания. Ученики делятся на группы произвольно. Учитель делает собственную подборку материала. Оформление классной доски. Приглашение родителей.
Ход занятия
I. Актуализация темы
Социальный педагог. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении самых близких людей, о причинах непонимания разных поколений и о путях, которые приведут нас к правильному решению.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
И стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем.
Давайте, определим главные понятия, о которых сегодня пойдет речь. Предлагается разгадать кроссворд, ключевым словом которого является «воспитание».
|
|
|
|
|
|
| 1 | Л | Ю | Б | О | В | Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 | К | О | М | П | Р | О | М | И | С | С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | С | Ч | А | С | Т | Ь | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | П | А | П | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | К | О | Н | Ф | Л | И | К | Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | Д | Е | Т | И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 | М | А | М | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 | Т | Е | Р | П | Е | Н | И | Е |
|
|
|
|
9 | С | К | В | Е | Р | Н | О | С | Л | О | В | И | Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 | С | Е | М | Ь | Я |
|
|
|
1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. Ответ: любовь.
2. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок. Ответ: компромисс.
3. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства. Ответ: счастье.
4. Глава семьи (ласково). Ответ: папа.
5. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом. Ответ: конфликт.
6. Самые близкие родителям люди. Ответ: дети.
7. О ком говорится в этом четверостишии?
Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом. Ответ: мама.
8. Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. Ответ: терпение.
9. Использование нецензурных выражений. Ответ: сквернословие.
10. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл. Ответ: семья.
II. Основная часть
Социальный педагог. По словарю С.И. Ожегова, дом – жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство. А что значит «дом» для каждого из нас, из чего он состоит?
Ученики отвечают.......................
Любовь, счастье, взаимопонимание – основы жизни каждой семьи. Итог: в доме здоровый дух, ведь «было бы здоровье, а все остальное приложится». С чего начинается каждый дом? – С любви. «Любить – значить жить жизнью того, кого любишь» (Л.Толстой).
Социальный педагог.. Какая бывает любовь? Что такое родительская любовь? Большинство уверено, что любовь – это добро.
Ученики отвечают.......................
Социальный педагог: А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Ученики отвечают.......................
Социальный педагог: Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
- Что для этого необходимо? (- чувства!)
- Какие? (-любовь!)
Социальный педагог: (Обращаю внимание на доску, где записаны слова К.Ушинского: В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?
(- Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)
Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение – уже взрослого человека.
Любить другого (мать, любимую). Именно материнское чувство – трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь (одна из учениц чтение стихотворения «Берегите матерей»).
1 Ученик читает стиховорение
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
2 Ученик продолжает читать стиховорение
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет на встречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
3 Ученик продолжает читать стиховорение
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
Социальный педагог: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу и дочери также – все это довольно разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.
- Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(Для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).
(Читает ученик)
Будь у меня любимый старший брат,
Его советы слушал бы робея,
Его защите братской был бы рад
До той поры, покуда я сильнее.
Социальный педагог: Итак, как видим родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. И получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?.)
Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность – это слова – синонимы.
Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще».
Социальный педагог: А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям? (отвечают дети). Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова:
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.
Проводится конкурс рисунков семья
Снимок на память.
Общий результат мероприятия:
1. Цель мероприятия достигнута – сформировать уважение к членам семьи;
– сформировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
2. В процессе мероприятия у учащихся сформировалось представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"
В статье рассмотрены проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется оптимальным типом социальной структуры....
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"
Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....