Насилие над детьми
статья на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА№ 44 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Жестокое обращение с детьми»
Автор: Владимирская Тамара Михайловна
СПб 2016
Насилие над детьми.
Насилие над детьми – это умышленное или неосторожное обращение, или действие со стороны взрослых или сверстников, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями.
Опасными социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям. Подвергшиеся насилию дети с высокой вероятностью могут убегать из дома.
В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями.
Правовые документы.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации…имеет право на такие меры защиты, которые требуются в положении как малолетнего со стороны его семьи, общества, государства.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.
Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает обязаность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6), провозглашает права ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию на защиту от произвольного или незаконного вмешательства (ст.16). В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 говорит о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Говориться о защите ребенка от сексуального посягательства (ст.34) ; от других форм жестокого обращения (ст.37); определяются меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» устанавливает, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4)
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядски руководящие принципы) требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок…не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях » (ст.54).
Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.п.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятий проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).
В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный кодекс РФ и другие.
Конституция Российской Федерации, 1993г.
- статья 17, ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободу других лиц;
-статья 21,ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
- статья 38, ч.2 Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.
Закон Российской Федерации «Об образовании». В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ от 24.06.1999г.) определяет понятие «безнадзорный-несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1955 года № 223-ФЗ. Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 55 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их заменяющими, а также органами опеки и попечительства, прокурором или судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотребления со стороны своих родителей. Так до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, и нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участие прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-139);за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает с 2012 года правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации.
Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.
Наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:
- соблюдать права и интересы детей
- создать уклад норм школьной жизни
- помочь школьникам узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения
- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека
- помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами
- воспитать навыки правовой культуры
- воспитание в духе ненасилия и уважения к правам человека
Классные руководители выявляют по отзывам учителей, воспитателей, руководителей кружков, спортивных секций тех учащихся, у кого есть различного рода проблемы в:
- адаптации, общении
- трудности в обучении
- неорганизованность
- неуверенность в себе
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
- воровство и т.д.
Особую тревогу из группы «риска» был выявлен мальчик Б.И., своей неорганизованностью, неопрятностью в одежде, неопрятностью к школьным принадлежностям, неуверенностью в себе, трудностями во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками. Он воспитывался в неполной многодетной семье. Старший сын уже взрослый и проживает с бабушкой и дедушкой отца от первого брака. Выяснилось, что мама подвергалась в детстве сама насилию и имела недостаточно стабильные теплые отношения в семье. За любую провинность мальчика постоянно наказывала, оскорбляла. Были случаи, когда мама наказывала и физически при помощи ремня и скакалки (Хотя средний и младший ребенок не подвергались наказаниям) Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах от клички, оскорбления, оскорбительного взгляда, постоянная критика ребенка, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словестной форме, замечания унижающие достоинства ребенка. Мама Е.Ш. неоднократно вызывалась на административный совет школы, на беседы с социальным педагогом, классным руководителем, психологом. На работу мальчика с психологом мама написала отказ. Социальный педагог взял его под особый контроль. Были выходы в семью совместно с органами опеки и попечительства; с классным руководителем, психологом. Школа обратилась к органам опеки и попечительства, что бы эту семью взяли под контроль.
В семье появился сожитель, который наказывал мальчика физически: бил руками, ремнем. В школьном кабинете медики зафиксировали синяки на спине, ногах, руках. Администрация школы поставило в известность отдел по делам несовершеннолетних. Семью рассматривали на ОДН, решение которой было поставить ее на учет, как неблагополучную 02.06.2016г. Мальчику были предоставлены путевки в городской лагерь (в загородный мама отказалась). Кроме школы сопровождением детей занялся отдел опеки и попечительства, центр «Семья».
Составлен отдельный план работы по работе с неблагополучной семьей.
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные |
1. Работа с педагогическими кадрами | |||
1.1 | Совещание с педагогическими работниками «Как строить работу с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально-опасном положении» | В течение учебного года ноябрь 2016 | Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю. |
1.2 | Оказание методической помощи классным руководителям в работе с несовершеннолетними, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении | В течение учебного года | Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю. |
1.3 | Использование передовых методик работы по вопросам организации работы с семьями, находящимися в СОП | В течение 2016-2017 учебного года | заместитель директора по УВР Фесенко Е.С. социальный педагог Владимирская Т.М. педагог-психолог, классные руководители |
1.4 | Проведение ПМПК консилиумов | В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану | заместитель директора по УВР Фесенко Е.С. |
1.5 | Заседания Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану | социальный педагог Владимирская Т.М. |
1.6 | Сверка списка обучающихся, находящихся в СОП, в том числе состоящих на профилактическом учете в ОДН | ежемесячно | социальный педагог Владимирская Т.М. |
1.7 | МО предметников | В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану | руководитель МО предметников |
2. Работа с несовершеннолетними | |||
2.1 | Сбор данных об обучающихся, составление социальных паспортов классов, школы | Сентябрь 2016 январь 2017 | Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М. |
2.2 | Выявление обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М. |
2.3 | Изучение нравственного, психологического климата в семье, нравственного благополучия, материального благосостояния | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М. |
2.4 | Индивидуальные профилактические беседы с подростками с приглашением специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | В течение учебного года | Социальный педагог Владимирская Т.М., |
2.5 | Педагогические консультации несовершеннолетних и членов их семей по обращениям | В течение учебного года | Социальный педагог Владимирская Т.М., заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю. |
2.6 | Оказание помощи несовершеннолетним в обучении и семьям воспитании детей, находящимся в социально-опасном положении | В течение учебного года | классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М. |
2.7 | Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:
| В течение учебного года при необходимости | Классные руководители |
2.8 | Контроль посещения и подготовки к урокам обучающихся, находящимся в социально-опасном положении | В течение учебного года | Социальный педагог Владимирская Т.М., заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., Заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю., классные руководители |
2.9 | Вовлечение учащихся в кружки, секции школы, ДЮСШ, ДШИ. Сверка по занятости обучающихся в кружках и секциях | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М., руководитель ОДОД Морачевская Е.А.кружков, секций |
2.10 | Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию воспитательных программ, программ дополнительного образования, школьных мероприятий и проектную деятельность | В течение учебного года | Классные руководители, социальный педагог Владимирская Т.М. заместитель директора по ВР Исаенкова Л.Ю. |
2.11 | Содействие несовершеннолетним, оказавшимся в организации летнего отдыха, трудоустройстве | апрель-май | Социальный педагог Владимирская Т.М., классные руководители |
3. Работа с родителями | |||
3.1 | Организация родительских собраний: по вопросам профилактики предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства несовершеннолетних | В течение 2016-2017 учебного года по отдельному плану по плану работы классных руководителей | заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог Владимирская Т.М. педагог-психолог, классные руководители |
3.2 | Распространение среди родителей (законных представителей) информации о деятельности службы социально-психологопедагогической помощи школы | В течение 2016-2017 учебного года | заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог Владимирская Т.М. педагог-психолог, классные руководители |
3.3 | Организация досуговых (общешкольных/ внеклассных) мероприятий с родителями (законными представителями) и несовершеннолетними | В течение 2016-2017 учебного года | заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог Владимирская Т.М. педагог-психолог, классные руководители |
3.4 | Организация индивидуального социально психологического, психологопедагогического сопровождения семей, находящихся социально-опасном положении | В течение 2016-2017 учебного года при необходимости | заместитель директора по УВР Фесенко Е.С., социальный педагог Владимирская Т.М. педагог-психолог, классные руководители |
Основные направления в работе школы.
Основные направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми:
- право на жизнь – главное правило человека
- насилие в семье
- насилие среди сверстников
- насилие на улице
- психологическое насилие
- физическое насилие
- эмоциональное насилие
В результате проведенных мероприятий мальчик стал более спокойней, одежда чистая. К сожалению тетради и учебники еще не в порядке. Мама «повернулась лицом» к школе. Наладила контакт с социальным педагогом и классным руководителем.
Педагогическому коллективу предстоит еще большая работа, чтобы получить ожидаемый результат, т.е. формирование ответственной, успешной, способной к жизни в обществе личности; отсутствие всякого насилия в отношении ребенка.
Мозг ребенка – своего рода компьютер, который программируется теми, кто его растит и воспитывает, а в конечном итоге теми, кто контролирует потоки информации, идущей к детям, в частности сведений о том, что такое добро, право, справедливость, благо. Культурное влияние родителей настолько сильно, что может преодолеть любую даже инстинктивную программу. Поведение родителей во многом зависит от уровня их культуры.
Чтобы наши дети, а в будущем взрослые, были психологически здоровы, необходима организация профилактики жестокого обращения с детьми и подростками как фактора по созданию эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной, качественной, юридической, социально-психолого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению, поможет сохранить здоровье и благополучие будущего поколения, умеющего строить взаимоотношения с друзьями, в семье, с собственными детьми, в будущем конструктивно опираясь только на положительный опыт поколений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеева И.А. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь» М Генезис, 2005
- Алексеева Л.С. «О насилии над детьми в семье» Социологические исследования, 2003
- Алексеева Л.С. «Проблемы жестокого обращения с детьми в семье» Педагогика, 2006
- Фалькович Т.А. «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М ВАКО, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Насилие над детьми"
Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....
"Насилие над детьми"
Презентация на тему "Насилие над детьми"...
Реферат "Профилактика семейного насилия над детьми"
Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической....
Насилие над детьми
Презентация (исправленная) и статья-сопровождение к презентации для педагогического коллектива...
Психологическое насилие над детьми
Статья для СМИ...