Насилие над детьми
презентация к уроку на тему

Дворецкая Ольга Владимировна

Презентация (исправленная) и статья-сопровождение к презентации для педагогического коллектива

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насилие над детьми

Слайд 2

Это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка НАСИЛИЕ

Слайд 3

ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ СЕКСУАЛЬНОЕ ВИДЫ НАСИЛИЯ:

Слайд 4

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ это действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения

Слайд 5

ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ это однократное или хроническое воздействие на ребенка враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации .

Слайд 6

ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре

Слайд 7

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции .

Слайд 8

Признаки (поведенческие индикаторы) насилия

Слайд 9

Физическое насилие: Задержка развития и малоподвижность Агрессия и тревожность Необычайная стеснительность и отсутствие любопытства Боязнь физического контакта Боязнь идти домой Проявление тревоги, когда плачут другие дети Тики, раскачивание, сосание пальцев Следы физического воздействия (синяки, укусы, ожоги, признаки «Синдрома тряски ребёнка»)

Слайд 10

Психологическое насилие Задержка в физическом и речевом развитии, задержка роста Импульсивность Потеря смысла жизни, цели в жизни Ребёнок становится излишне уступчивым и податливым Ночные кошмары, нарушение сна Боязнь темноты, людей, их гнева Депрессия, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность

Слайд 11

Пренебрежение нуждами ребёнка Ребёнок не растёт, не набирает необходимый вес или теряет вес Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и жилища Запущенное состояние здоровья ребёнка (педикулёз, дистрофия) Ребёнок не ходит в школу, прогуливает занятия Приходит на уроки слишком рано и уходит из школы слишком поздно Быстро устаёт, апатичен Имеет отклонения в поведении

Слайд 12

Сексуальное насилие Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия Сексуально пристаёт к детям, подросткам, взрослым Жалуется на зуд и боль в области гениталий, на физическое нездоровье Беременность Заболевание болезнями, передающимися половым путём

Слайд 13

ЧТО ДЕЛАТЬ если были замечены признаки того, что ребёнок стал жертвой насилия?

Слайд 14

которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы — для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится. доложить о подобных фактах администрации школы

Слайд 15

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ : АДМИНИСТРАТИВНАЯ УГОЛОВНАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ

Слайд 16

сотрудникам образовательного учреждения следует помнить, что дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. ВНИМАНИЕ!

Слайд 17

от каждого из нас зависит предупреждение насилия над учащимися нашей школы . От нашего внимания, неравнодушия и компетентности.



Предварительный просмотр:

Насилие над детьми

Насилие над детьми – одна из самых страшных тем для обсуждения. Кажется, на такое насилие способны только садисты, маньяки или извращенцы. Но настоящая правда куда ужаснее – каждый из нас, за очень редким исключением, совершал насилие над ребёнком. Своим или чужим.

Давайте заглянем этой страшной правде в глаза. Узнаем, что же такое насилие. Потому что, зная это, мы сможем не  допустить проявления жестокости и агрессии по отношению к ребёнку. Будь агрессором посторонний ребёнку человек, его семья или школьный коллектив.

Итак, что же такое насилие? Насилие – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Существуют различные виды насилия. Их можно подразделить на: физическое, психическое насилие, отсутствие заботы и насилие сексуального характера.

Все мы достаточно ясно представляем себе, что такое насилие физическое. По сути – это действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения. Здесь мы подразумеваем всяческое применение силы к ребёнку, из-за которого его жизни и здоровью может  быть нанесён ущерб.

Немного сложнее с насилием психологическим. Под таковым может подразумеваться  однократное или хроническое воздействие на ребёнка. Враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

К категории психологического насилия можно отнести обвинения, брань и крики в отношении ребёнка; принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребёнка; длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребёнка  насилия по отношению к супругу и другим детям и даже причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка.

В нашей школе (коррекционной школе-интернате VIII вида) мы очень часто встречаемся с таким видом насилия, как отсутствие заботы о детях. Отсутствие заботы – это невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре. Сколько раз мы видели, к чему приводит такое обращение с детьми. Как из-за недостаточного питания, антисанитарии в доме, нежелания родителей вовремя отвести малыша к врачу, ребёнок потом оказывался в больнице  с тяжёлым диагнозом. А ведь этой болезни можно было просто не допустить.

И, наконец, поговорим о насилии сексуального характера. Им считается    вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Очень часто дети не рассказывают о том, что с ними происходит, из-за того, что боятся потерять своих родителей, семью, дом. Они боятся, что им не поверят или обвинят в произошедшем. Поэтому очень важно выслушать ребенка спокойно, поверить ему и постараться помочь решить проблему.

Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но чаще всего – в возрасте 3–7 лет. Маленький ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло (то есть заключить «договор молчания»). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не способен описать произошедшее словами. Поскольку фантазии маленького ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

 Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20–30% девочек и 10% мальчиков.

Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3–4 раза реже, чем над девочками

С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4.

Нам, педагогам нужно зорко следить за тем, нет ли у наших детей признаков того, что они подвергались или подвергаются насилию. К примеру, о том, что имеет место насилие физическое, может говорить ряд физических, поведенческих и психологических индикаторов. Под влиянием физического насилия у ребёнка проявляются такие изменения в поведении и психологической картине личности, как: задержка развития и малоподвижность; агрессия и тревожность; необычайная стеснительность и отсутствие любопытства, на фоне которых происходят попытки избежать общения со сверстниками, боязнь взрослых и стремление играть с детьми только младше по возрасту; проявляется боязнь физического контакта; ребёнок боится идти домой, а также проявляет тревогу, когда плачут другие дети, появляются тики, раскачивание, сосание пальцев.

Невооружённым взглядом при этом можно увидеть на теле ребёнка раны и синяки разные по времени возникновения и в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно) непонятного происхождения и имеющие особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута). Или ожоги различной топографии (чаще всего появляются на стопах, кистях рук, груди, голове). Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр.

На теле ребёнка можно обнаружить также укусы. Следует знать, что следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму. Для них типично наличие кровоподтёков.

Существует и так называемый «Синдром тряски ребёнка». Он возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд. При этом сила воздействия на кровеносные сосуды головного мозга ребёнка такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга. У ребёнка при этом наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания. Одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие форму пальцев.

Признаками психического насилия могут стать задержка в физическом и речевом развитии, задержка роста. Импульсивность, взрывчатость ребёнка вкупе с такими вредными привычками, как сосание пальцев, вырывание волос, частое состояние злости. Потеря смысла жизни, цели в жизни.

Бывает, ребёнок становится излишне уступчивым и податливым. Его мучают ночные кошмары. Сон у ребёнка нарушен. Он боится темноты, людей, их гнева. Ребёнка преследуют депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность и заторможенность.

Вывод о том, что взрослые пренебрегают основными нуждами ребёнка можно сделать в тех случаях, если ребёнок не растёт, не набирает необходимого веса или теряет вес. Нам, педагогам, также зачастую становятся известны факты того, что ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и жилища. Явным признаком является запущенное состояние здоровья ребёнка (например, педикулёз и дистрофия).

Также должно наводить на определённые подозрения и то, что ребёнок не ходит в школу, прогуливает занятия или, наоборот, приходит на уроки слишком рано и уходит из школы слишком поздно. Если он быстро устаёт, апатичен и имеет отклонения в поведении.

Существуют и определённые признаки того, что несовершеннолетний подвергается насилию сексуального характера. Обычно ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или
необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на зуд, воспаление и боль в области гениталий; на физическое нездоровье;  девочка может забеременеть;  ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем.

Но что же делать, если эти страшные признаки были замечены? Что необходимо сделать, если вы подозреваете, что ваш ученик или ваш ребёнок стал жертвой насилия?

В первую очередь необходимо доложить о подобных фактах администрации школы, которая, в свою очередь, будет решать вопрос о направлении информации в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение с детьми и в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

Законом предусмотрено несколько видов ответственности за насилие над несовершеннолетними. Это и административная, и уголовная, и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статьей, предусматривающих ответственность лиц за различные виды физического и сексуального насилия над детьми, а также  ряд статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Перечень статей УК: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

-  лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ),

- ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ),

- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Дисциплинарной ответственности  могут быть подвергнуты и должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Не забывайте, от каждого из нас зависит предупреждение насилия над учащимися нашей школы. От нашего внимания, неравнодушия и компетентности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Насилие над детьми"

Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....

"Насилие над детьми"

Презентация на тему "Насилие над детьми"...

Реферат "Профилактика семейного насилия над детьми"

Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической....

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...