Презентация "Работа с неблагополучными семьями в школе"
презентация к уроку на тему
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.
Под неблагополучной семьёй мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой специалистов в этой области.
Школа стремится по возможности предотвратить проблему семьи, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, прилагает все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Необходимо делать правильный выбор форм и методов работы с родителями, учитывая все особенности неблагополучной семьи, которым необходима активная и продолжительная поддержка.
В презентации показана работа социального педагога в течение всего учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_neblagopoluchnymi_semyami.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Перед великим умом я преклоняю голову, а перед великим сердцем - колени.» И. В. Гете
Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.
1. В конце лета осуществляется обход микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают 2.В начале учебного года классные руководители и социально-психологическая служба школы выявляют семьи (диагностика каждой семьи, социальный паспорт каждой семьи), находящиеся в социально-опасном положении. (Беседа с детьми, рейды в семьи, сообщения от соседей).
3.Создается банк данных (Ф.И.О. Родителей, место работы, домашний адрес, причина статуса «неблагополучная семья», Ф.И.О. Детей, год рождения, класс). 4.Ведется систематический контроль за воспитанием и содержанием учащихся, проживающих в семьях, находящихся в социально – опасном положении, по результатам визитирования составляются акты посещения. Кроме посещения семей, проводятся анкетирование подростков по вопросам насилия, жестокого обращения с ними. О случаях нарушения прав детей своевременно информируются органы профилактики.
5.С целью предотвращения бродяжничества и безнадзорности в школе ведется журнал учета пропусков уроков детьми «группы риска», где ежедневно отмечается отсутствие ребенка, если таковое имеется и выясняется причина, по которой учащийся пропустил занятия. Кроме того, классные руководители ежедневно отслеживают посещаемость несовершеннолетних учебного заведения и своевременно оповещают социального педагога школы. Они каждый месяц сдают сведения о пропущенных уроках по неуважительной причине. 6.Для детей, долгое время не посещавших образовательное учреждение, создаются индивидуальные маршруты по ликвидации пробелов в знаниях.
7.В школе работают психолог, ведется тетрадь записи к психологу, приглашаются дети и родители, нуждающиеся в психологической помощи и поддержке, предварительно отслеживаются такие дети, ведется работа с родителями, с семьей. 8. Работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса также направлена на социально - психологическую помощь семьям и несовершеннолетним. 9.Для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи привлекаются необходимые специалисты (медицинских работники, юристы и др.)
10.Социальный педагог начинает свой день с обхода классных коллективов и выяснения неблагополучия, если таковое имеется. 11.С целью обеспечения сохранности здоровья обучающихся ведется системный контроль за организацией работы по обеспечению учащихся питанием. Учащиеся из многодетных и малообеспеченных и неблагополучных семей обеспечены бесплатным питанием. Вся работа по исполнению фз -120 проводится в тесном сотрудничестве с органами профилактики.
В работе с семьей я выполняю все функции социального педагога: 1. Диагностическая (изучение особенности семей и степени Влияния микросреды.) Проводим социологические исследования категорий семей, мониторинги количества неблагополучных семей, исследование уровня образования родителей, исследования воспитательного учета учащихся и д.Р . 2. Прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи) 3. Организационно ~ коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения). У нас налажено социальное партнерство со СПИД - Центром, ФСН, наркологическим диспансером, детской поликлиникой. Ведется тетрадь учёта обращения родителей, учителей, учащихся и разрешения поставленных ими проблем. 4. Предупредительно ~ профилактическая (профилактика девиантного поведения) формы работы различные: это, конечно же, и совет профилактика правонарушений и посещение семей и общение с инспектором ПДН, участие в работе КДН, информационные письма на предприятия, семинары для классных руководителей, заведён специальный журнал посещения уроков трудными детьми.
5. Социально - бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи, акция «обогрей ребёнка ») 6. Социально - психологическая (осуществление неотложной психологической помощи). Подключаются к работе психологи. Даю советы, используя собственный опыт, Обращаюсь к литературе, часто использую журналы «воспитание школьника », «народное образование» и другие. Есть специальная папка, куда складываю материал, который поможет классному руководителю в работе с семьей. 7. Организаторская (обеспечение культурно ~ досуговой, спортивно- оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей). Стараемся привлекать родителей во все наши мероприятия. В конце года проводим родительскую конференцию, где благодарим за помощь, награждаем самых активных.
Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к учащимся, изменения в лучшую сторону характера отношений между взрослыми и детьми в семье, необходимо соблюдать определенные требования: Во-первых , неправильно видеть только в родителях причину всех наших сложностей в работе с трудными учениками. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между школой и семьей. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Следовательно, главное в отношениях с ними - тактичность, доброжелательность и терпение. Во-вторых , чтобы знать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию подобного рода дают посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как «моя семья», «за что я уважаю своих родителей», «как я провожу свободное время».
В-третьих , действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и по определенной системе. В-четвертых, когда меры педагогического воздействия не дают требуемых положительных результатов, школа должна обращаться в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей.
При работе с семьями мы должны следовать рекомендациям: 1. Очень полезным для работы школы фиксация на бумаге , т.е. Формализация тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты (Например: правил поведения для учащихся, принципов воспитания и образования, требований к ученикам и родителям и т д.) 2. Следующей после описания станет задачей информирования . Родители должны чётко знать требования школы, принципы воспитания; ученики должны знать правила поведения; родители должны знать свои обязанности и т. Д.
Спасибо за внимание! Всяческих успехов и терпения в нашей нелегкой работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102
Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"
Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...
План индивидуальной работы социального педагога с родителями неблагополучной семьи, состоящей на контроле в школе в текущем учебном году
Беседы с родителями неблагополучной семьи...
презентация "Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе"
Что нужно знать о неблагополучных семьях социальному педагогу в школе. Как организовать работу с данной категорией семей. Направления и формы работы с ними....
сообщение к презентации Организация работы по выявлению неблагополучных семей в школе.
Семья – это та атмосфера, в которой происходит социализация ребенка. Именно там формируются и все человеческие качества, там формируется характер. Эффективность работы школы по обучению детей во много...
Программа психолого-социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в условиях школы
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжа...