Желает ли подросток быть "трудным"?
статья (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Желает ли подросток быть "трудным"?
В каждой возрастной группе имеются воспитанники, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию и педагогическому воздействию, таких детей мы называем "трудными", "проблемными". Очень важно вовремя обратить на них внимание. В решении проблем с трудными детьми предполагается исследовательская деятельность воспитателя, так как нет однозначных решений, готовых формул. Индивидуальную работу с трудными подростками эффективнее построить так:
- изучение личности подростка (на данном этапе определить причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания),
- составление плана воспитательного воздействия на ребенка с учетом его особенностей,
- осуществление воспитательной работы, педагогическое воздействие.
Единственная продуктивная тактика по отношению к таким подросткам - активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в основе которой лежит гуманно-личностный подход к ребенку.
Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений, не скупиться на поощрение и похвалу в случае положительных изменений. В основу педагогической деятельности заложить педагогику сотрудничества и заботы.
В реализации воспитателем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно; забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в его исправление, предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить; скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; понимая причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
- учить ребенка видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
Всячески направляя, поддерживая усилия трудного ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации, важно помочь "трудному" ребенку обрести уверенность в своих силах и способностях; в этом случае эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие. Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Нужно не спешить, демонстрируя тепло, не ожидать, что любовь сразу побеждает все. Это может потребовать времени, но если гарантировать ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, может начать меняться к лучшему, главное поймать этот момент. Окружив ребенка вниманием и заботой, мы откроем путь к его сердцу.
Необходимо стремиться вывести школьника на осознание безнравственности поведения, на восполнение пробелов в социальном развитии ребенка, формирование социально значимых качеств, ответственности за свое будущее, воспитание требовательности к себе. Направить работу на формирование коллективизма и преодоление эгоистичности, лености и лживости - главных психологических предпосылок трудновоспитуемости в этом возрасте. Воспитывать у "трудных" наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности. Необходимо подчеркивать в подростке его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать "что такое хорошо, что такое плохо", воспитывать невосприимчивость к отрицательным поступкам, что сложнее всего, формируя адекватную самооценку, обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки.
Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями со стороны учителей, воспитателей, сверстников. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение расстройств и патологических влечений - вот направления в работе воспитателя с подростковым "трудным" детством. Главное правило в воспитании трудных детей - стремление к сотрудничеству. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин. Важно бороться с трудным ребенком вместе с ним за то хорошее, что есть в нем. Каждому ребенку, особенно "трудному", необходимо дать шанс на исправление , позволить воспользоваться возможностью "стать лучше".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый учитель желает знать
Каждый учитель желает знать… как подготовить учеников к ГИА.Хорошо известно, насколько трудным, сложным и ответственным является процесс подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов. Как старательн...
Русским чаем угощаем и здоровья всем желаем
Знакомство детей с историей возникновения традиции русского чаепития....
Выпускной "Мы желаем счастья вам"
Торжественная часть выпускного бала...
Мы желаем счастья Вам!
Сценарий праздничного концерта, посвящённого Международному дню Учителя и Всемирному дню врача, проведённого в детском санатории....
Мы желаем счастья вам!
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Матери....
«Я желаю добра ребятам"
2 класс Познай свои особенности...
"Желаем счастья вам"
Цель: Воспитывать уважительное, трепетное отношение к матери, формировать чувство уважения и заботы к самому родному человеку. ...