Социометрический статус подростка в учебной деятельности
материал на тему
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiometricheskiy_status_podrostka_v_uch_deyat.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод рекомендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых отношений.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Обычная процедура проведения социометрического исследования предполагает ответ каждым испытуемым на 2 вопроса приблизительно следующего содержания: «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наиболее приятно» и «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наименее приятно».
Существуют различные классификации групповой структуры, построенной на основе социометрического исследования. Так, Дж. Морено выделяет следующие группы:
1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;
2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
3) «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Я. М. Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положительных выборах членами группы друг друга.
1) «звезды», получившие 5 и больше положительных выборов;
2) «предпочитаемые», набравшие 3–4 голоса;
3) «принимаемые», получившие 1–2 выбора;
4) «изолированные», не получившие ни одного выбора.
Иногда выделяется группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.
Можно считать, что деление группы на 4–5 категорий не в полной мере отражает структуру межличностных отношений. Например, если придерживаться обтекаемого определения «отверженных», то в эту категорию попадут практически все испытуемые, так как результаты наших исследований в течение нескольких лет доказывают, что редкие учащиеся не получают ни одного отрицательного выбора. Причем к «отверженным» мы должны будем отнести и тех, кто получил 1–2 отрицательных выбора на фоне большого количества положительных и тех, кого ненавидит почти весь класс. Остается также спорным вопрос, к какой категории относятся ребята, получившие равное большое количество и положительных и отрицательных выборов. Кто они «звезды» или «отверженные». По моему мнению, для эффективного использования социометрического метода, следует использовать четкие критерии выделения групп. Для более подробного анализа межличностных отношений в группе можно применить авторскую классификацию, которая основывается и на положительных и на отрицательных выборах.
Процедура исследования. Все члены группы заполняют бланки, в которых указывают трех человек, которые им больше всего нравятся и трех человек, которые им меньше всего нравятся. Все полученные данные заносятся в общую матрицу. Например, она может выглядеть так (таб. 1).
На основе социометрического исследования мы выделяем семь категорий (порядковый номер статусной категории см. в таб. 2):
1) «любимцы»;
2) «предпочитаемые»;
3) «терпимые»;
4) «неоднозначные»;
5) «незаметные»;
6) «нелюбимые»;
7) «гонимые»
Таблица 1
Социометрическая матрица
| Саша А. | Петя Б. | Сережа В. | Вика Г. | Зоя Д. | Олег Е. | Володя Ж. | Маша З. | Катя И. | Миша К. | Света Л. |
Саша А. | 0 | + | - | + |
| - |
| + |
| - |
|
Петя Б. | - | 0 | + | - |
| - | + |
|
| + | - |
Сережа В. | + |
| 0 | - | + |
| - | - | + |
|
|
Вика Г. |
| + | - | 0 | + |
|
| + | - | - | + |
Зоя Д. | + | - | + |
| 0 | + | - |
| + | - |
|
Олег Е. | + | + |
| - |
| 0 | + | - |
|
| - |
Володя Ж. | + | - |
| - | + | - | 0 |
| + |
|
|
Маша З. |
| + | - |
| - |
| + | 0 | - | + |
|
Катя И. | + | - | + | - |
| - |
|
| 0 |
| + |
Миша К. |
|
| + | - |
| + | - |
| + | 0 | - |
Света Л. | + | - |
|
| + | - |
| + | - |
| 0 |
+ | 6 | 4 | 4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 |
- | 1 | 4 | 3 | 6 | 1 | 5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
статус | 1 | 4 | 4 | 6 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Таблица 2
Ключ
+ – | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 и более |
0 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 5 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 6 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
4 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
9 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 |
10 и более | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Опыт показывает, что если подросток имеет более 10 отрицательных выборов, то у него нет положительных.
Портреты личности подростков с разным социометрическим статусом по результатам исследований.
«Любимцы» – мальчики. Для «любимцев» характерны проявление косвенной и вербальной агрессии. В ситуациях фрустрации эти подростки ведут себя так же, как и большинство мальчиков их возраста. У них хорошо развиты коммуникативные способности. Одно из характерных свойств «любимцев» – это отсутствие подозрительности.
«Предпочитаемые» – мальчики. «Предпочитаемые» не часто повышают голос на окружающих. Для них характерно отношение к себе как к плохому, виноватому в чем-то человеку. Во фрустрирующих ситуациях они ведут себя адекватно. Эти мальчики имеют развитую способность к эмпатии.
«Терпимые» – мальчики. «Терпимые» склонны к использованию физической силы против обидчиков. Для них так же свойственно проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости. В конфликтных ситуациях они ведут себя более агрессивно, чем большинство подростков. Они подчиняются мнению руководителя. Т.о. «терпимые» подростки являются достаточно агрессивной группой, но уважение авторитетов делает их принимаемой категорией.
«Неоднозначные» – мальчики. «Неоднозначные» проявляют склонность к раздражению, для них характерно недоверие и осторожное отношение к людям. Они обычно не проявляют зависти и ненависти к окружающим. Им свойственно выражение негативных эмоций через крик и ругань. Эти подростки полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил. Их поведение в проблемных ситуациях не всегда адекватно силе раздражителя. Подростки этой группы очень общительны, они хорошие организаторы, умеют управлять другими людьми.
«Незаметные» – мальчики. «Незаметные» подростки совершенно не агрессивны, часто испытывают угрызения совести. Эти ребята интерпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности. Они не склонны подчиняться давлению других. Их поведение в ситуациях фрустрации не соответствует общепринятому в подростковой среде.
«Нелюбимые» – мальчики. «Нелюбимые» подростки не стараются причинить вред окружающим окольными путями. У них больше проявляется экстернальный локус контроля. Они плохо могут сопереживать людям. Они не стремятся образовывать эмоциональные связи с другими ребятами. У подростков этой группы недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.
«Гонимые» – мальчики. Для «гонимых» мальчиков характерна оппозиционная форма поведения в отношении руководства. Для защиты своих интересов они не только в резкой форме высказывают свое мнение, но и готовы применять физическую силу. Они часто проявляют зависть и ненависть к окружающим. Для них свойственно положительное отношение к себе и оправдывание себя даже в случаях своей вины. Эти подростки не умеют в достаточной мере сопереживать людям. Они не испытывают большой потребности к контактам со сверстниками.
«Любимцы» – девочки. «Любимцы» – достаточно агрессивная группа подростков. Выражая свое неприязненное отношение, девочки могут как подстроить какую-нибудь ситуацию, причиняющую вред человеку, так и просто применить физическую силу. Часто они выступают оппозицией для авторитета или руководства. Они достаточно завистливы. Им свойственно испытывать чувство вины за поступки, которые они совершили или нет. Поведение этих девочек в ситуациях фрустрации соответствует общепринятым нормам. Подростки этой группы стремятся чего-то достичь и видят смысл в своем существовании. Они очень общительны.
«Предпочитаемые» – девочки. «Предпочитаемые» более склонны к применению физической силы для защиты своих интересов, но обычно они не проявляют враждебности по отношению к окружающим. Они редко испытывают угрызения совести. Они интерпретируют значимые события как результат действия внешних сил. Эти девочки имеют хорошо развитую способность к сопереживанию. Их поведение во фрустрирующих ситуациях соответствует общепринятому в подростковой среде.
«Терпимые» – девочки. Личностные особенности подростков этого уровня соответствуют большинству средних показателей по выборке девочек. Единственной их отличительной чертой является экстернальный локус контроля.
«Неоднозначные» – девочки. «Неоднозначные» не склонны к проявлению агрессии и враждебному отношению к окружающим. Для них свойственно в целом положительное отношение. Они видят причину происходящих с ними событий в действии внешних сил. У этих девочек в значительной степени развиты способность к эмпатии. Они умеют организовать людей.
«Незаметные» – девочки. Эта группа подростков имеет очень низкие показатели по большинству видов агрессии, но для них характерна оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства. В ситуациях фрустрации эти девочки ведут себя так же как и большинство подростков их возраста. Для этих подростков характерны гедонистические установки, желание жить в свое удовольствие, не задумываясь о смысле своего бытия.
«Нелюбимые» – девочки. «Нелюбимые» готовы применять физическую силу для защиты своих интересов. Они часто ссорятся с окружающими, нередко не стесняясь выражений. Они часто противопоставляют себя лидеру. Кроме прямого и открытого выражения агрессии эти девочки могут пойти окольными путями для причинения вреда сопернику. Эти девочки характеризуются низким уровнем развития эмпатии. Их поведение в конфликтных ситуациях отличается от общепринятого. Девочки этой группы знают, для чего живут и хотят жить, будучи кому-то нужными.
«Гонимые» – девочки. «Гонимые» девочки агрессивно и враждебно настроены по отношению к окружающим. Они более склонны к проявлению агрессии косвенным путем. Эти девочки раздражительны и грубы. Они завидуют окружающим, склонны к осторожному отношению к людям. Для них характерен нонконформизм. Они часто испытывают угрызения совести. Эти подростки характеризуются интернальным локусом контроля. У них слабо развита способность к эмпатическому взаимодействию. Для них представляет сложность быть организаторами каких-то мероприятий, но они очень общительны. Для «гонимых» характерно нетипичное поведение в ситуациях препятствия или обвинения. У них недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовой статус подростка. Мои права и ответственность.
Цель данного классного часа - показать, как изменяется правовой статус подростка по мере его взросления. В ходе занятия необходимо познакомить ребят 13 - 14 лет с правами и видами ответственности....
Памятка "Правовой статус подростка"
Памятка подростку о его правовом статусе...
Правовой статус подростка
Правовой статус подростка...
Взаимосвязь социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития
В статье описывается исследование взаимосвязи социометрического статуса подростка и его коммуникативного развития...
«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»
В докладе раскрывается тема что такое социометрический статус школьника в коллективе сверстников, выявление социометрического статуса, а также коррекционная работа с отверженными детьми....
Взаимосвязь успешности учебной деятельности с социометрическим статусом личности у детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте формируются особенности личности, такие как черты характера, привычки, формируется самооценка, и определяющее значение в этом имеет то, какое положение занимает школьник ср...
Коммуникативная толерантность старших школьников с различным социометрическим статусом в классе
Данная тема актуальна, т.к. в отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается относительно недавно. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исс...