Правовой статус подростка. Мои права и ответственность.
классный час по теме

Котова Анна Александровна

Цель данного классного часа - показать, как изменяется правовой статус подростка по мере его взросления. В ходе занятия необходимо познакомить ребят 13 - 14 лет с правами и видами ответственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_status_podrostka.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Шатковский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка внеклассного занятия

«Правовой статус подростка. Мои права и ответственность»

Разработала: Котова Анна Александровна

учитель МОУ Лесогорская СОШ

р.п. Лесогорск

Цели:

1. Показать, как изменяется правовой статус подростка по мере его взросления.

2. Изучить права и виды ответственности подростков 13-14 лет

Ход классного часа:

1. Беседа с учащимися

- В чем различие прав взрослого и ребенка?

- Вспомните определение понятия «ребенок». Согласны ли вы с тем, что формально вы приравнены к пятилетнему малышу? Согласился ли бы с этим пятилетний ребенок?

- Какие возрастные градации вы можете предложить? Для чего они нужны?

2. Работа с тестом (индивидуально или в парах)

Тест «Что я знаю о своих правах и ответственности?»

Задание: внесите свои ответы в графу «Ваш ответ»

С какого возраста человек…

Ваш ответ

Правильный  ответ

Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)

Приобретает право на гражданство

Несет уголовную ответственность за любые преступления

Имеет право поступить на работу

Дает согласие на усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей

Имеет право самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки

Может вступать в детские общественные объединения

Имеет право на вступление в брак

Имеет право на получение паспорта

Подлежит первоначальной постановке на воинский учет

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями

Имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства

Может вступать в молодежные общественные объединения

Имеет право управлять мопедом

Может быть исключен из школы за нарушения

Становится полностью дееспособным

Вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

3. Работа с теоретическим материалом для проверки выполнения теста.

Ваши права и ответственность.

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих законных прав  и законных интересов.

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

1,5 года

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет

Шестилетний гражданин

- вправе посещать школу;

- вправе самостоятельно заключать:

    - мелкие бытовые сделки;

    - сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие  
     нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными

      представителями или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели

      или для свободного распоряжения.

8 лет

Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет

Десятилетний гражданин

- дает согласие свое согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

- дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;

- выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

- вправе быть заслушанным в ходе любого судебного  или административного разбирательства.

14 лет

Четырнадцатилетний гражданин

- дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;

- может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);

- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;

- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

- вправе осуществлять права автора охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

- вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

Имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

15 лет

Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить с согласия профсоюзного органа предприятия  (сокращенная рабочая неделя – 24 часа, другие трудовые льготы).

16 лет

Шестнадцатилетний гражданин имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения  у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства) вправе осуществлять самостоятельно родительские права.

Может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.    

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта), сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).

Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

17 лет

Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

18 лет

Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

4. Обсуждение

- Почему для разных прав и разных степеней ответственности установлены именно такие возрастные рамки?

- Не противоречит ли это ст. 1 и 2 Всемирной декларации прав человека?

5. Работа в группах  (Класс делится на группы по 4-5 человек.)

- Выберете два-три возрастных ограничения, которые вы хотели бы изменить?

  1. Сначала каждый учащийся выбирает самостоятельно, а затем каждая группа составляет свой иерархический список предпочтений.

 - Каждая группа имеет возможность изменить одно возрастное ограничение.

2. - Для этого вы должны подготовить обращение к Государственной Думе и объяснить:

- Что именно вы хотите изменить?

- какие требуются изменения?

- Почему необходимы эти изменения?

3. Представителю каждой группы дается 1 минута на выступление. Другие группы должны представить по одному возражению: «Эти изменения не нужны (вредны, бесполезны), потому что…».

4. Итоговое обсуждение.

- При рассмотрении дел в суде учитывается не формальный возраст, а соответствие определенному возрасту. Как вы это понимаете? Для чего это нужно?

- Почему взрослые нередко с недоверием относятся к подросткам, к их попыткам проявить самостоятельность?

- Что могут сделать подростки, чтобы изменить эту ситуации?

Подведение итогов:

1. Кратко запишите себе в тетрадь ответы на два вопроса:

- Чему я научился сегодня? (Что узнал нового?)

- Какие вопросы у меня остались?

2. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.

3. Представитель каждой группы задают вопросы всему классу.

4. Вопросы обсуждаются.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по праву "Международно - правовой статус Каспия" 11 класс

Презентация может использована на уроках права, обществознания, так и как внеклассное мероприятие. Презентация поможет учащимся критически осмыслить актуальную международную информацию, поступающую из...

Памятка "Правовой статус подростка"

Памятка подростку о его правовом статусе...

Правовой статус подростка

Правовой статус подростка...

Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»

Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...

"Правовой статус подростка " презентация

Правовой статус подростка - ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»

Лекция «Правовой статус человека в демократическом государстве» для дисциплины «Право»...

Памятка «Правовой статус, права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Памятка для педагогов и родителей«Правовой статус, права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»...