К проблеме преподавания Основ православной культуры
статья на тему
Вопрос о преподавании «Основ православной культуры» (ОПК) на сегодня является одним из животрепещущих в нашем образовании. Это обусловлено тем, что курс ОПК направлен на формирование мировоззрения школьника, которое, по определению Большого Энциклопедического словаря, представляет собой «систему обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_probleme_prepodavaniya_osnov_pravoslavnoy_kultury_karpova.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
К проблеме преподавания Основ православной культуры
Вопрос о преподавании «Основ православной культуры» (ОПК) на сегодня является одним из животрепещущих в нашем образовании. Это обусловлено тем, что курс ОПК направлен на формирование мировоззрения школьника, которое, по определению Большого Энциклопедического словаря, представляет собой «систему обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности». Следовательно, проблема формирования мировоззрения школьников, которые «сегодня, по словам Василия Александровича Сухомлинского, дети, а завтра – народ», как никогда актуальна в контексте поиска современным обществом объединяющей национальной идеи. Из вышеприведенного положения вытекает проблема идеологизации образования, которая является одним из самых спорных мест в современной педагогике. Это происходит вследствие того, что, на волне борьбы с советской идеологией, с конца 90-х годов в России неофициально воцарилась либеральная идеология, являющаяся приоритетной в осуществлении почти всех функций государства, в том числе и образовательной. На протяжении многих лет в отечественном образовании главенствовал личностный подход, возводящий развитие личности человека, создание автономного мироздания ребёнка безусловной, высшей целью педагогической деятельности. Целью такого образовательного подхода является формирование личности нужной и полезной обществу. Это совершенно верное положение рождает ещё один вопрос: «Полезной какому обществу?» Попробуем далее ответить на него. Современное российское общество всё более и более становится обществом информационным и потребительским. Поэтому на современном этапе его развития всё большее значение приобретает киберпедагогика, направленная на большую самостоятельность и информированность школьника. Киберпедагогика вбирает в себя такие мезофакторы воспитания, как СМИ, глобальное пространство интернета, сети компьютерных игр и пр. Наряду с неоспоримыми положительными моментами, такими как доступность источников, возможность виртуального обучения у лучших педагогов мира, посещение музеев, библиотек, в киберпедагогике присутствуют и отрицательные моменты. Так, психологическое исследование, проведенное Верой Васильевной Абраменковой, показало, что за короткий срок (последние 8-10 лет) в ориентациях семилетних школьников произошли серьезные изменения. Экран как абстрактный взрослый породил квазиотношения ребенка к семье и социуму, лишил его полноценного диалога. Экранная «культура» оказала непосредственное влияние на развитие индустриального производства товаров для детей (одежды, игрушек, видеопродукции и др.) низкопробного качества, появление в ряду сказочных персонажей «оборотней» (традиционно «добрых» персонажей, творящих зло, и наоборот), образцов игрушек, которые, вместо того чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», изображают выходцев из преисподней. Одним из таких образов можно смело назвать Шрека, представляющего из себя милого людоеда с большими кулаками. Шрек, уже завоевавший экраны кинотеатров и телевизоров, смотрит на нас с суперобложки электронной игры «Шрек-3», лейтмотивом которой являются изменённые слова Евангелия: «Да приидет царствие его». Создатели таких игр, по мнению учёных В.В. Абраменковой и В. И. Слободчикова, используют архетип чудовища, при содействии которого у играющих формируются любовь к безобразному, демонизация сознания. Результатом демонизации сознания является массовое разрушение моральных принципов общества и становление аморального поведения как нормы. Еще одно направление демонизации сознания — засилье рекламных образов. Французский философ искусства Филипп Серс называет их иначе: он говорит о противопоставлении образу иерографическому образа порнографического. Иерографический образ (от греческого hieros - священный) — это образ онтологический, утверждаемый из-за границ мира, строящийся на связи этого и иного, где иной – Творец и Создатель, являющий в образе существо вещи. Порнографический образ (от греческого pèrnimi – продавать) тоже строится на связи – но на связи в плоскости автономного мира, на связи между одним и другим, и в нем выявляется, соответственно, лишь то, что может связать его с этим другим, не заинтересованным в вещи самой по себе, но лишь в вещи в отношении к себе. Иерографический образ – то, что вещь есть. Порнографический образ, ничего не говоря о том, что вещь есть, показывает то, что есть у вещи. То, что есть у вещи с точки зрения потенциального потребителя. Порнографический образ вычленяет атрибуты вещи, предназначенные для потребления, прикрывая то, что для потребления не предназначено (этим прикрытием непотребляемого порнография отличается, например, от обнаженной натуры). «Порнографический образ, - пишет Татьяна Александровна Касаткина, – это единственный образ, возможный в плоскости автономного мироздания, потому что единственный смысл, существующий в этой плоскости – это потребительский смысл» (Касаткина Т.А. Учебное пособие по курсу «Религия, культура, искусство». [Электронный ресурс]:. Путь доступа: http://www.verav.ru/common/magazin.php?num=5). Как пример торжества порнографического образа в сознании современного российского общества можно привести акцию, прошедшую в универсаме SPAR города Коломны. Суть которой в призыве: «Разденься до трусов и унеси всё, что сможешь». Желающих было хоть отбавляй. Фирма «Евросеть» пошла ещё дальше: за самый дешевый мобильный телефон людям предлагалось обнажиться и в таком виде на глазах сотен зрителей получать свой приз. Следует сказать, что последняя акция проходила в День дурака.
Свой вклад в демонизацию сознания школьников вносят, к сожалению, и институты образования в лице как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования. Рассматривая современные воспитательные формы, можно говорить о положительных сдвигах в сфере применения традиционных форм воспитания в сфере патриотического и нравственного воспитания. Основой содержания таких форм являются образы: Родина, герб, гимн, флаг, родители, друзья и др. Но в области духовного воспитания пока наблюдается засилье западных воспитательных форм, основание которых составляют чуждые русской традиционной духовности художественные образы. К таким формам можно отнести: бодиарт (дети, посредством раскрашивания и нанесения символов, придают своим телам противоестественный, отталкивающий вид и ходят так целый день), День балБЕСА (или День дурака) — содержательным центром такой воспитательной формы является превращение ребёнка в гендерного оборотня: девочки переодеваются в мальчиков и наоборот и выполняют не свойственные им функции. На волне увлечением игрой «Мафия» в некоторых детских оздоровительных лагерях появляются дни киллера! Я думаю, что комментировать это даже не стоит, так как ставить перед ребёнком цель — убить своего ближнего, прилагая к этому массу стараний и получая за это вознаграждение — это антипедагогично. А всё это становится возможным вследствие демонизации сознания детей, апофеозом которой является праздник Хеллоуин. Костюмы для Хеллоуина основаны на темах колдовства и его образах в кинематографе и литературе. Особенно популярны наряды ведьм, магов, колдунов, вампиров, покойников. Традиционные цвета Хеллоуина — ярко-оранжевый, кровавый и фиолетовый. Существуют два педагогических подхода к пониманию Хеллоуина. • Православно-ориентированный. В нём этот праздник рассматривается как связь между древним язычеством и современными «порнографическими» традициями, которые можно проследить по костюмам участников этого действа. Мифы культа Гекаты (в древнегреческой мифологии богиня ночи, властительница мрака, привидений, чудовищ, ночных видений и чародейства), перенятые кельтскими оккультистами, имеют свое продолжение в поп-культуре, в символике и традициях. •Гуманистическо-либеральный. Представитель этого подхода детский психолог Вера Поветкина говорит: «Надо объяснить ребенку, что Хэллоуин — это не правда, а маскарад, на котором хорошие люди хотят побыть плохими и похулиганить». Приверженцы второго подхода как будто не понимают, что аморальные, порнографические образы активируют архетип ребёнка, который является регулятором его поведения. Пока архетип в неактивном состоянии, его нельзя обнаружить. Если что-то его активировало — он управляет поведением ребёнка вопреки воле и разуму. Напрямую осознать архетип невозможно, доступна лишь косвенная информация о нём, проявляемая в снах, искусстве и анализе творческой деятельности.
Говоря о мировоззрении, нужно сказать и о том, что свобода выбора непосредственно связана со смысловой сферой, несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик. Духовность, как личностная черта имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально и требует своего развития, поэтому мы вслед за авторами опросника понимаем личностный рост как актуализацию, развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Отношение же к данным объектам как к антиценностям будет свидетельствовать о регрессивном развитии личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Популяризация Основ православной культуры в общеобразовательных школах района.
Данная работа-выступление на 12 краевых рождественских чтениях. Анализ работы по популяризации православной культуры как в районе, так и в отдельно взятой базовой школе. Материал полезен для учителей ...
«Активизация мыслительнной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках основ православной культуры" В своей работе разделить историю, кубановедение, ОПК мне сложно и говорить я буду об интеграции или ...
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...
"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.
Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...
Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе....
Презентация к уроку основ православной культуры "Кирилл и Мефодий"
Презентация к уроку основ православной культуры....
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...