Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ
статья (8, 9 класс) на тему

Шапкина Наталья Николаевна

Доклад о приемах развития коммуникативной компетентности школьников с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»

Тема:

«Формирование коммуникативной компетентности

обучающихся с интеллектуальными  нарушениями

на уроках письма и развития речи»

Выполнила:

Шапкина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2016 год

      В современной педагогической науке проблема формирования и развития связной устной и письменной речи обучающихся с умственной отсталостью рассматривается достаточно часто и подробно. В качестве научно - исследовательских условий формирования опыта выступают исследования А.К.Аксеновой, М.Н.Шишковой, В.Г.Петровой, Р.И.Лалаевой и др. В то же время,  в связи с развитием методики преподавания, изменениями в развитии коррекционного образования, подготовкой к введению ФГОС обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникает необходимость в формировании коммуникативной компетентности обучающихся, которая по содержанию шире, чем формирование коммуникативных умений и включает не только поведенческий, но и эмоциональный и когнитивный компоненты(Ю.М. Жуков, Г.В.Безюлева, Н.Ю.Белоусова).Методическими  условиями формирования опыта являются программы по письму, чтению  и развитию речи  специальных (коррекционных) образовательных  учрежденийVIII вида под редакцией В.В.Воронковой и методика преподавания  под редакцией А.К.Аксеновой. Тема опыта формировалась и развивалась также в ходе работы школьного методического объединения учителей - предметников, педагогического совета школы, обсуждения в сетевых учительских сообществах(«Образовательная Галактика Intel» Социальная сеть работников образования nsportal.ru   и др. )

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми.

Овладение коммуникативными навыками - важнейшее условие адаптации выпускников в социуме. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям, таким образом,  тема опыта актуальна.

        Одним из ведущих принципов обучения русскому языку детей с умственной отсталостью является принцип коммуникативной направленности.

Установлено, что целенаправленное воздействие на речь умственно отсталых детей приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения (А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)

Формирование навыков общения эффективнее происходит, когда ребенок мотивирован, участвует в коммуникативной деятельности, которая совершается систематически, последовательно, т.е. на основе системно - деятельностного подхода. (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов). Научить ребенка общаться - значит ставить его в активную позицию.

Требуется целенаправленная работа по формированию поведенческого компонента коммуникативной  компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами компетентности данного вида

Развитие коммуникативных навыков в процессе обучения в значительной степени зависит от  коммуникативной культуры педагога (Зарецкая И.И., Рогов Е.И., Р.Т. Августова, Н.Ю. Белоусова ).

Цель - формирование коммуникативных умений посредством комплекса упражнений  на уроках письма и развития речи.

Задачи:

Обучающие :

Формирование умений строить диалоги на основе правил поведения во время общения,  задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои мысли;

грамматически правильно выстраивать  предложения, вступать в диалог.

Коррекционно – развивающие:

Формирование способности  слушать и слышать своего собеседника, устанавливать контакт и поддерживать положительный эмоциональный фон во время общения.

Воспитательные:

воспитание желания общаться, способности критичной самооценки своей

коммуникативной деятельности и оценки данной деятельности у других людей, культуры общения.

Ведущая педагогическая идея: преодоление коммуникативных трудностей посредством активизации речевой деятельности обучающихся

Формирование коммуникативных умений осуществляется в ходе системы упражнений:

Результатами работы по теме опыта являются положительная динамика в формировании коммуникативных навыков обучающихся, наличие победителей школьных конкурсов среди обучающихся  и призовые места педагога в Интернет -конкурсах.

Опыт транслируется на школьном, межрайонном и сетевом уровнях.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.

          В.В.Воронковой.-М.:Школа-Пресс,1994.

2.     Выготский Л.С. Развитие устной речи.-М., Просвещение, 1982 г.

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., АПН, 1961 г.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., Владос, 1998 г.
  3. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.-

         М.,1997 г.

6.      Аксёнова А.К.  Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.: Владос,1999 г.

  1. Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи.-М.,Руссико,1995 г.
  1. Комарова С. В. Устная речь: учебник  для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII  вида.-М., Просвещение, 2013 г.
  2. Материалы Н.Ю. Белоусовой, старшего преподавателя кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБУ ДПО НИРО.
  3. http://www.shishkova.ru/
  4. http://razvitkor.ru/specialists/
  5. http://www.niro.nnov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания

В данной статье описаны  средства  формирования УУД  у обучающихся на  уроках истории и обществознания в процессе формирования  коммуникативной компетентности. ....

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся...