Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ
статья (8, 9 класс) на тему
Доклад о приемах развития коммуникативной компетентности школьников с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»
Тема:
«Формирование коммуникативной компетентности
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
на уроках письма и развития речи»
Выполнила:
Шапкина Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2016 год
В современной педагогической науке проблема формирования и развития связной устной и письменной речи обучающихся с умственной отсталостью рассматривается достаточно часто и подробно. В качестве научно - исследовательских условий формирования опыта выступают исследования А.К.Аксеновой, М.Н.Шишковой, В.Г.Петровой, Р.И.Лалаевой и др. В то же время, в связи с развитием методики преподавания, изменениями в развитии коррекционного образования, подготовкой к введению ФГОС обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникает необходимость в формировании коммуникативной компетентности обучающихся, которая по содержанию шире, чем формирование коммуникативных умений и включает не только поведенческий, но и эмоциональный и когнитивный компоненты(Ю.М. Жуков, Г.В.Безюлева, Н.Ю.Белоусова).Методическими условиями формирования опыта являются программы по письму, чтению и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В.Воронковой и методика преподавания под редакцией А.К.Аксеновой. Тема опыта формировалась и развивалась также в ходе работы школьного методического объединения учителей - предметников, педагогического совета школы, обсуждения в сетевых учительских сообществах(«Образовательная Галактика Intel» Социальная сеть работников образования nsportal.ru и др. )
Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми.
Овладение коммуникативными навыками - важнейшее условие адаптации выпускников в социуме. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям, таким образом, тема опыта актуальна.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку детей с умственной отсталостью является принцип коммуникативной направленности.
Установлено, что целенаправленное воздействие на речь умственно отсталых детей приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения (А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская)
Формирование навыков общения эффективнее происходит, когда ребенок мотивирован, участвует в коммуникативной деятельности, которая совершается систематически, последовательно, т.е. на основе системно - деятельностного подхода. (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин,Д.Б.Эльконин, А.Г.Асмолов). Научить ребенка общаться - значит ставить его в активную позицию.
Требуется целенаправленная работа по формированию поведенческого компонента коммуникативной компетентности в комплексе с эмоциональным и когнитивным компонентами компетентности данного вида
Развитие коммуникативных навыков в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативной культуры педагога (Зарецкая И.И., Рогов Е.И., Р.Т. Августова, Н.Ю. Белоусова ).
Цель - формирование коммуникативных умений посредством комплекса упражнений на уроках письма и развития речи.
Задачи:
Обучающие :
Формирование умений строить диалоги на основе правил поведения во время общения, задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои мысли;
грамматически правильно выстраивать предложения, вступать в диалог.
Коррекционно – развивающие:
Формирование способности слушать и слышать своего собеседника, устанавливать контакт и поддерживать положительный эмоциональный фон во время общения.
Воспитательные:
воспитание желания общаться, способности критичной самооценки своей
коммуникативной деятельности и оценки данной деятельности у других людей, культуры общения.
Ведущая педагогическая идея: преодоление коммуникативных трудностей посредством активизации речевой деятельности обучающихся
Формирование коммуникативных умений осуществляется в ходе системы упражнений:
- конструирование диалогов- из заданных реплик;
- упражнения на развитие невербальных средств общения, создание соответствующего положительного эмоционального фона общения.
- дифференциация обращений к ровеснику, к старшему, к хорошо и малознакомому человеку;
- проигрывание диалогов, иллюстрирующих различные жизненные ситуации ;
- составление папки «Образцы делового письма»;
- коллективное рассказывание с опорой на картинки и слова «Расскажи по кругу»;
- ролевые игры «Приём гостей», «Я- зритель», «Я- покупатель» и др.;
- пересказ : с опорой на серию картинок, по сюжетной картинке, без опоры на наглядность, на основе деформированного текста, самостоятельный рассказ с использованием ИКТ
- театрализация знакомых произведений
- тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой и др.)
Результатами работы по теме опыта являются положительная динамика в формировании коммуникативных навыков обучающихся, наличие победителей школьных конкурсов среди обучающихся и призовые места педагога в Интернет -конкурсах.
Опыт транслируется на школьном, межрайонном и сетевом уровнях.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред.
В.В.Воронковой.-М.:Школа-Пресс,1994.
2. Выготский Л.С. Развитие устной речи.-М., Просвещение, 1982 г.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М., АПН, 1961 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., Владос, 1998 г.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.-
М.,1997 г.
6. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.: Владос,1999 г.
- Худенко Е. Д. Практическое пособие по развитию речи.-М.,Руссико,1995 г.
- Комарова С. В. Устная речь: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.-М., Просвещение, 2013 г.
- Материалы Н.Ю. Белоусовой, старшего преподавателя кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГБУ ДПО НИРО.
- http://www.shishkova.ru/
- http://razvitkor.ru/specialists/
- http://www.niro.nnov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии проектирования при изучении географии как средство формирования коммуникативных компетентностей обучающихся"
Мой опыт по использованию технологии проектирования на уроках географии....
Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...
Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»
Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания
В данной статье описаны средства формирования УУД у обучающихся на уроках истории и обществознания в процессе формирования коммуникативной компетентности. ....
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся...