Проект "Солнце в душе"
проект на тему
Создание эффективных условий для формирования духовно- нравственной, гуманной, творческой и общественно-активной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.doc | 263.5 КБ |
konkurs_proektov.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
Не секрет, что одна из главных проблем современности – это духовный кризис. Такое важное направление педагогики как духовно - нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам.
Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:
- гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
- чувство долга, ответственности за своё поведение
- трудолюбие и потребность в труде
- бережливое отношение к природе
- ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
- культура общения
- самопознание и самовоспитание.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. (Приложение №1)
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Одно из важнейших направлений проекта «Солнце в душе» – это гуманное отношение к окружающим людям. Гуманность личности – это уважение к человечеству как величайшему творению природы, как к личности. Чуткость, отзывчивость, доброжелательность, стремление жить не только ради себя, но и ради других людей. Оказывая помощь другим людям, ребенок тем самым незаметно помогает себе стать нравственным человеком. В данном проекте будут задействованы учащиеся «группы риска».
Организация воспитательного процесса в системе: семья-школа-социум требует педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся. Проект «Солнце в душе» является одним из возможных решений в работе над проблемой нравственного воспитания.
Цель: Создание эффективных условий для формирования духовно- нравственной, гуманной, творческой и общественно-активной личности.
Для осуществления поставленной цели в ходе работы предполагается решение задач:
- На основе сотрудничества детей и взрослых проявлять гуманное отношение к инвалидам, обездоленным, престарелым людям и детям вообще
- Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств; чувства глубокого уважения к жизни, людям.
- Организация нравственного самовоспитания учащихся
Принципы, на которых основан проект:
- Гуманность и толерантность
- Единство всех структур воспитательной работы (психолог, классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, учителя, родители, учащиеся), для достижения поставленной цели.
- Использование разнообразных форм и методов работы с детьми, родителями.
Этапы реализации проекта:
- Организационный
- Практический
- Обобщающий
Сроки реализации проекта: учебный год
Финансирование проекта включает в себя:
- Заработать деньги своими силами (школьная ярмарка с привлечением родителей, благотворительные акции)
- Попечительский совет МБОУ «Гимназии №1 им.К.Д.Ушинского»
- Привлечение спонсоров
Партнерские отношения в реализации проекта
Методы реализации проекта:
-Диагностирование;
-Теоретические;
-Практические. (Приложение №2)
Нормативно- правовая база
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
- Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда
- Закон субъекта Российской Федерации об организации и осуществлении деятельности по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации.
- Федеральный Закон об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от 9 июня 1999 года.
- Письмо Минобразования России «Методические рекомендации о расширении деятельности детских молодежных объединений в образовательных учреждениях»
- Устав МБОУ «Гимназии №1 им.К.Д.Ушинского»
- Положение о Попечительском совете МБОУ «Гимназии №1
им.К.Д.Ушинского».
Этапы реализации проекта.
- Организационный:
Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение детей «группы риска») и взрослых создать психолого-педагогическое пространство для успешной работы по проекту
Задачи:
- Вовлечение учащихся, ребят «группы риска», родителей, педагогов в деятельность по реализации проекта
- Организация работы участников проекта
- Создание комфортного микроклимата для успешного взаимодействия взрослых и детей
Организационные мероприятия:
№ | мероприятия | сроки | Ответственные |
1. | Проведение классных ученических собраний на тему «Милосердие детей. Каким я его вижу?» | сентябрь | Классные руководители |
2. | Проведение классных родительских собраний на тему «Милосердие детей как одно из направлений нравственного воспитания» | октябрь | Администрация, кл.руководители |
3. | Семинар для педагогов на тему: «Милосердие взрослых. Каким я его вижу?» | октябрь | Руководитель МО кл.руководителей |
4. | Совещание при зам.директоре по ВР по анализу проведенных ученических, родительских собраний и семинаров. | октябрь | Зам.директора по ВР,соц.педагог, кл.руководители, руководитель МО |
5. | Создание инициативных групп и детского актива | октябрь | Зам.директора по ВР, соц.педагог, |
6. | Психологические тренинги на взаимодействие участников проекта | Октябрь-Ноябрь | Педагог- психолог |
7. | Составление плана работы | октябрь | Детский актив, инициатив. группы, зам. директора по ВР,педагог-психолог, соц.педагог,педагог-организатор |
II. Практический:
Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение «детей группы риска) и взрослых развивать социальную активность и ответственность через участие в реализации проекта.
Задачи:
- систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся и ребят «группы риска» путем организации их практической деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями;
-изменение сложившегося негативного отношения к благотворительности;
-пропаганда единства народа и человеческих ценностей;
-воспитать в учащихся гимназии доброту, порядочность, благородство и милосердие.
План мероприятий
№ | мероприятия | сроки | Ответственные |
1. | Акция «Мы спешим творить добро» (мероприятие, посвященное Международному дню пожилых людей). Посещение ГБУ РК «Симферопольского пансионата для престарелых и инвалидов» | октябрь | Инициативная группа, соц.педагог, педагог-организатор |
2. | Уроки детской благотворительности (популяризация среди детей идей благотворительности и бескорыстия)(6-7 кл.) | ноябрь | Инициативная группа,соц.педагог |
3. | Акция «Игрушка» (сбор игрушек для ОНКО больных детей) (1 – 4 кл.) | ноябрь | Инициативная группа,педагог-организатор |
4. | Познавательно-игровая программа «Творим добро»(создание условий для формирования у детей нравственных качеств и развитие творческого потенциала)(5-6 кл.) | декабрь | Инициативная группа, соц.педагог, педагог-организатор |
5. | Благотворительная акция «Дети - детям!» (сбор средств и последующей их передачей на счет Лозовской школы - интернат) (1-11 кл.) | январь-март | Инициативная группа, соц.педагог, педагог-организатор |
6. | Акция «Подарок ПРОСТО ТАК!» (17 февраля, в Международный день спонтанного проявления добра) (1-11 кл) | февраль | Инициативная группа, соц.педагог, педагог-организатор |
7. | Акция | апрель | Инициативная группа, педагоги, родители, учащиеся |
8. | Акция «Письмо ветерану» (6-8 кл.) | май | Инициативная группа, соц.педагог, педагог-организатор |
9. | Акция «Жизнь одна – берите ее!». | май | Инициативная группа, соц.педагог, педагог-организатор |
III. Обобщающий:
- На данном этапе подводятся итоги работы.
- Проводится заседание всех участников проекта.
- Организовываются классные ученические и родительские собрания с целью анализа работы
- Анализ работы классных руководителей по проекту (на МО классных руководителей).
- Проводится мониторинговая работа «Эффективность и результативность реализации проекта»
- Результаты выносятся на педагогический совет школы.
Ожидаемый результат:
Качественные:
- Данная работа поможет выработать навыки позитивного отношения к людям, имеющим какие-либо отклонения.
- Профилактика правонарушений учащихся: вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
- Выражать готовность первым прийти на помощь кому это необходимо.
- Доброжелательно относиться к особенностям пожилых людей и инвалидов.
- Работа по раскрытию способностей учащихся поможет найти место в обществе, а также развить индивидуальные качества личности.
- Поможет сделать правильный выбор при самоопределении.
- Достичь гармонии в общении с окружающим учащегося социумом.
Количественные:
- Классные ученические собрания – 47 кл.
- Классные родительские собрания – 47 кл.
- Акции- 47 кл.
- Познавательно-игровые уроки-15 кл.
Распространение информации о проекте.
Ежемесячно собираться с участниками инициативной группы, чтобы проанализировать ход выполнения проекта и заслушивать ответственных за выполнение пунктов плана.
Освещать в СМИ этапы реализации проекта.
Дальнейшее развитие проекта/Устойчивость проекта.
Опыт реализации данного проекта можно использовать при составлении и исполнении других общественных проектов и инициатив.
Литература:
- Административное управление воспитательным процессом / сост. Н.П.Кузнецова, Е.В.Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006. – 250 с.
- Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997.
- Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
- Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (Вопросы теории)– М.: Педагогика, 1979.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.
- Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации/авт.-сост. Е.В.Меттус.- Волгоград: учитель, 2007. – 122 с.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985.
- Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 1999. № 4.
- Нравственное воспитание в средней школе / сост. И.А.Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.
- Пед. энциклопедия. Гл. ред.: И.А.Каиров, т.3, М., «Совет. энциклопедия», 1966.
- Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 2000.
- Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2000.
- Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
- Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное //Сельская школа,2002 № 1.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.
- Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. - 1997. №1.
- Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Этическое воспитание в средней школе. /авт.-сост. И.А.Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Приложение №1
Приложение №2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание эффективных условий для формирования духовно- нравственной, гуманной, творческой и общественно-активной личности. Для осуществления поставленной цели в ходе работы предполагается решение задач: На основе сотрудничества детей и взрослых проявлять гуманное отношение к инвалидам, обездоленным, престарелым людям и детям вообще Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств; чувства глубокого уважения к жизни, людям. Организация нравственного самовоспитания учащихся
Гуманность и толерантность Единство всех структур воспитательной работы (психолог, классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, учителя, родители, учащиеся), для достижения поставленной цели. Использование разнообразных форм и методов работы с детьми, родителями.
Организационный Практический Обобщающий
Методы Диагностирование: - анкетирование - проективные методики -тренинги Практические: -КТД -работа индивидуальных групп Теоретические: -беседы -лектории - «педагогические трибуны»
Методическое обеспечение Администрация гимназии Социально-психологическая служба Педагоги
Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям (Н.И.Бодырев) «Вооружение» воспитанников нравственными знаниями Выработка нравственных навыков и привычек поведения
Организационный: Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение детей «группы риска») и взрослых создать психолого-педагогическое пространство для успешной работы по проекту Задачи: Вовлечение учащихся, ребят «группы риска», родителей, педагогов в деятельность по реализации проекта Организация работы участников проекта Создание комфортного микроклимата для успешного взаимодействия взрослых и детей
II . Практический: Цель: на основе сотрудничества детей (привлечение «детей группы риска) и взрослых развивать социальную активность и ответственность через участие в реализации проекта. Задачи: - систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся и ребят «группы риска» путем организации их практической деятельности; - воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями; -изменение сложившегося негативного отношения к благотворительности; -пропаганда единства народа и человеческих ценностей; -воспитать в учащихся гимназии доброту, порядочность, благородство и милосердие.
III . Обобщающий: На данном этапе подводятся итоги работы. Проводится заседание всех участников проекта. Организовываются классные ученические и родительские собрания с целью анализа работы Анализ работы классных руководителей по проекту (на МО классных руководителей). Проводится мониторинговая работа «Эффективность и результативность реализации проекта» Результаты выносятся на педагогический совет школы.
Качественные: Данная работа поможет выработать навыки позитивного отношения к людям, имеющим какие-либо отклонения. Профилактика правонарушений учащихся: вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. Выражать готовность первым прийти на помощь кому это необходимо. Доброжелательно относиться к особенностям пожилых людей и инвалидов. Работа по раскрытию способностей учащихся поможет найти место в обществе, а также развить индивидуальные качества личности. Поможет сделать правильный выбор при самоопределении. Достичь гармонии в общении с окружающим учащегося социумом.
Количественные: Классные ученические собрания – 47 кл. Классные родительские собрания – 47 кл. Акции- 47 кл. Познавательно-игровые уроки-15 кл.
Ежемесячно собираться с участниками инициативной группы, чтобы проанализировать ход выполнения проекта и заслушивать ответственных за выполнение пунктов плана. Освещать в СМИ этапы реализации проекта.
Опыт реализации данного проекта можно использовать при составлении и исполнении других общественных проектов и инициатив.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...