Отчет о реализации программы "Трудовые мастерские"
рабочая программа на тему
В отчете представлен весь опыт работы с инвалидами молодого возраста с результатами проведенных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_o_realizatsii_programmy_trudovye_masterskie-2015.docx | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для инвалидов молодого возраста
Отчет
о реализации программы
«Трудовые мастерские»
Разработчик:
Елена Сергеевна Олейник,
инструктор по труду
реабилитационного отделения
для инвалидов молодого возраста
г.Урай, 2015
Актуальность.
…возможность трудиться,
приносить своей работой пользу
для окружающих, чувствовать свою
востребованность в обществе – один
из главных приоритетов в жизни каждого человека.
Сергей Ольгин,
инвалид 2 группы
Особенно актуально, на сегодняшний день, для решения проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по трудовой реабилитации. Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом.
Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Поэтому необходимо учиться и трудиться, нужно пробовать себя в разных творческих направлениях.
Программа «Творческие мастерские» помогает молодым людям освоить такие виды профессиональной деятельности, как швейное дело и изготовление сувенирной продукции в разных техниках декоративно-прикладного творчества, тем самым обеспечивает их трудовой занятостью в мастерской.
Цель:
Социальная интеграция инвалидов молодого возраста в общество через трудовую реабилитацию, профориентацию и развитие творческого потенциала.
Задачи:
- Способствовать повышению уровня мотивации к трудовой деятельности у молодых людей с учетом их интересов.
- Обучить основам швейного дела инвалидов молодого возраста и членов их семей, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.
- Способствовать молодым людям и членам их семей в освоении новых приемов по изготовлению изделий в различных техниках декоративно-прикладного творчества.
- Способствовать реализации сувенирной продукции, изготовленной молодыми инвалидами через выставки-продажи.
- Проводить обучающие занятия по декоративно-прикладному творчеству в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении.
Целевая группа: инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет
Востребованность программы
Востребованность программы подтверждается тем, что в 2015 году в ней приняли участие 23 инвалида молодого возраста, а также были привлечены к работе в мастерской и на дому шесть родителей инвалидов.
Таблица 1
Соответствие количественных и качественных показателей достигнутых – ожидаемым.
№ п/п | Задачи | Ожидаемые результаты | Достигнутые результаты |
1 | Способствовать повышению уровня мотивации к трудовой деятельностиу молодых людей с учетом их интересов. | У инвалидов молодого возраста повысится уровень мотивации к трудовой деятельности через профориентационные экскурсии, поощрения, награждения по результатам выставок и конкурсов. В конкурсах, выставках, фестивалях примут участие не менее 20 молодых людей с ограниченными возможностями. Мероприятиями по профориентации и обучению будет охвачено 20 инвалидов молодого возраста. | Мероприятиями по профориентации и обучению охвачено 23 инвалида молодого возраста. Мотивация к трудовой деятельности измеряется количеством и желанием участников посещать трудовые мастерские, а также проведением профориентационных экскурсий,поощрением, награждением по результатам выставок и конкурсов.(100%) |
2 | Обучить основам швейного дела инвалидов молодого возраста и членов их семей, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. | Молодые люди обучатся основам конструирования и моделирования одежды через теоретические и практические занятия в мастерских. Молодые люди обучатся приемам работы на вязальной и вышивальной машинках через теоретические и практические занятия. Занятиями по освоению вязальной и вышивальных машин будет охвачено не менее 5 инвалидов молодого возраста | Занятиями по обучению швейным навыкам было охвачено 5 (30%) человек. Проведено 48 занятий по плану. Занятиями по освоению вязальной и вышивальных машин охвачено 5 человек. Молодые люди познакомились с правилами набора петель и передвижения каретки, научились вязать полотна шарфиков и закрывать петли последнего ряда. 100%) |
3 | Способствовать молодым людям и членам их семей в освоении новых приемов по изготовлению сувениров в различных техниках декоративно-прикладного творчества. | Успешная профессиональная адаптация на рабочем месте, в результате проведения обучающих занятий с учетом интересов молодых инвалидов и их индивидуальных возможностей. | Молодые люди освоили новые приемы в различных техниках по изготовлению сувениров в декоративно-прикладном творчестве, охвачено 23 чел (100%) |
4 | Способствовать реализации сувенирной продукции, изготовленной молодыми инвалидами через выставки-продажи. | Будут организованы 3 выставки-продажи к памятным датам с целью реализации сувениров изготовленных молодыми инвалидами. | Организовано и проведено 9 выставок-продаж. (300%) |
5 | Проводить обучающие занятия по декоративно-прикладному творчеству в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении. | Проведение обучающих занятий по декоративно-прикладному творчеству в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении, будут способствовать самовыражению и социализации в общество. | Проведены обучающие занятия по работе с зернами и крупами, в результате были изготовлены панно в данной технике и занятия по работе с шерстью (сухое валяние), изготовлен букет цветов ромашек. Охвачено 2 семьи. (100%) |
Таблица 2
Выполнение рабочего плана реализации программы
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Отметка | |
Подготовительный этап | ||||
1 | Набор в группы. Создание условий для реализации программы | Январь- декабрь | Группы формировалисьв количестве 5-6человек для обучения декоративно-прикладному творчеству. Пять человек приняты на индивидуальную форму работы по швейному направлению. | |
2 | Проведение анкетирования и диагностики молодых инвалидов. | Январь- декабрь | Анкетирование и диагностика молодых инвалидовпроводились с целью выявления интересов и способностей – охват 23 чел. | |
3 | Разработка индивидуальных программ реабилитации. | Январь- декабрь | Разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услугреабилитации в соответствии с диагностикой в количестве 23-х | |
4 | Методическое обеспечение программы: разработка инструкционных карт и технологических карт. | Январь- декабрь | Разработаны 4 инструкционныхи 2 технологических карты | |
Основной этап | ||||
1 | Шитье «Лоскутная пластика» Знакомство со швейным оборудованием и инструментами. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с ручными инструментами и на швейной машине. Обучение выполнению машинных строчек, применение полученных знаний на практике (изготовление прихваток, салфеток, шитье мягкой игрушки, декоративных подушек). | Февраль - декабрь | Проведены индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 20-ти занятий/ 2 человека | |
2 | Конструирование и моделирование. «Конструирование и создание моделей домашнего обихода», «Конструирование прямой юбки и плечевого изделия», «Конструирование и моделирование других изделий». Выполнение простейших разметок и выкроек с использованием сантиметровой ленты, лекала, мела. Правильная подготовка ткани к раскрою, правильному раскладыванию выкройки на ткани. Раскрой и проведение примерки изделий. Практические работы по пошиву изделий. Изготовление сувениров в технике «Чердачная игрушка» | Февраль - декабрь | Проведены индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 20-тизанятий./ 3 чел. | |
3 | Машинная вышивка. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с ручными инструментами и на вышивальной машине. Подготовка машины к работе: заправка нитей, выбор образца вышивки и редактирование. Практические работы по выполнению вышивки на свадебной атрибутике, на салфетках, пеленках и других изделиях. Уход за вышивальной машиной. | Февраль - декабрь | Проведены индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 10-ти занятий. 2 чел. | |
4 | Бисероплетение. Знакомство с историей появления бисера, изделий из бисера. Обучение правильному пользованию материалом и инструментами в работе с бисером (проволока, нитки, кусачки, ножницы). Обучение приемам плетения по схемам, по образцам. Изготовление бисерных изделий и обучение декорированию. | Февраль - декабрь | Проведены обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 50 занятий./ 6 чел. Изготовлено более 10 сувениров. | |
5 | Валяние шерсти. Знакомство с историей шерсти, её свойствами, используемыми инструментами. Обучение различным способам и приёмам валяния шерсти (сухое, мокрое, комбинированное, нунофелтинг). Изготовление украшений из шерсти, аксессуаров. | Февраль - декабрь | Проведены индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось более 10-ти занятий./ 2 чел. | |
6 | Машинное вязание. Краткие сведения из истории. Знакомство с вышивальной машиной (правила по технике безопасности), нитями, их свойствами для вязания на машине. Обучение приёмам работы на вязальной машине с перфокартами и без них. Технология выполнения различных петель, набор петель. Вязание изделий: шарфов. | Февраль - декабрь | Проведены индивидуальные обучающие занятия в соответствии с расписанием. Состоялось 8занятий./ 2 чел. | |
7 | Аппликация с применением бумаги, ткани и др. материалов. Привлечь внимание к различным материалам (бумага, картон, мех, природный материал, ткань и др.), знакомство с их свойствами. Обучение способам работы с ними. Обучение составлению композиции из кусочков ткани, кожи, меха. Обучение техники пришивания или приклеивания элементов композиции на фон. Обучение технике складывания бумаги и ткани (оригами). Комбинирование разных техник и материалов при составлении коллажа. Выполнение работ индивидуально и коллективно. | Февраль - декабрь | Данное направление реализовано в форме проведения обучающих занятий по изготовлениюпанно из бобовых культур, а также мастер-классов по работе с бумагой, картоном. | |
8 | Беседы. «Я и моя профессия »: умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии. «Техника безопасности на рабочем месте»: правила хранения и использования колющих и режущих инструментов. Правила работы на швейном оборудовании и с утюгом. | Февраль - декабрь | Беседы проводились впроцессе обучающих занятий. Участие приняли 20 инвалидов молодого возраста. | |
9 | Мастер-классы. Проведение мастер-классов по различным направлениям декоративно – прикладного творчества с участием молодых инвалидов для учащихся школ и детских садов города с целью установления толерантных отношений между ними. | В течение года (по доп. плану) | Мастер-класс «Ромашка из фетра», приуроченный к празднованию Дня семьи, любви и верности совместно со школой народных промыслов и ремесел. Мастер-класс «Семейный оберег», приуроченный к празднованию Дня семьи, любви и верности на Фестивале клубов молодых семей ХМАО-Югры. Мастер-класс «Чирочки» на окружном конкурсе фестиваля народных художественных промыслов и ремесел «Город мастеров». Мастер-класс по плетению украинского венка из искусственных цветов на городском юбилейном проекте «Этнодворы». Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира-держателя «Обезьянка» в ДОУ № 21. Мастер-класс «Жизнь старым книгам» в технике «скрапбукинг». Мастер-класс по изготовлению украшения «Новогодний шарик» в технике «декупаж» в МОУ № 4. | |
10 | Экскурсии. Организация и проведение экскурсий на предприятия города с целью профессиональной ориентации и формирования у молодых людей представлений о содержании труда профессионалов. | Февраль - декабрь | Проведено 7 экскурсий: городской музей, городская библиотека, «Школа-мастерская народных ремесел». Охвачено 18 молодых людей и их родственников. | |
11 | Выставки. Тематические выставки, персональные, выставки-продажи (не менее 4х за год). | В течение года | Организовано и проведено 6 выставок, реализовано более 30 работ. | |
12 | Конкурсы. Участие в городских, межрегиональных, окружных, российских конкурсах декоративно-прикладного творчества. | В течение года (по доп. плану) | Приняли участие в конкурсах: «Созвездие талантов» - 4 диплома (из них 3 диплома первой степени и один – второй степени); Окружной конкурс «Ситцевый бал» - диплом 1 степени | |
13 | Методическое обеспечение. Разработка методического материала (памятки, буклеты, раздаточный материал, наглядные пособия) в швейном направлении и декоративно-прикладном творчестве. | В течение года | Разработано 10 видов буклетов и наглядность в виде готовых изделий. | |
14 | Работа со СМИ. Написание статей о работе в мастерских в газету «64 Меридиан». Сюжеты для ТРК «Спектр». | В течение года | Вышел в эфир на ТРК «Спектр» 1 сюжет 20.05.15г. Опубликована статья «Радуга творчества» в городской газете «64 Меридиан» 26.03.2015г. Информация на сайте БУ КЦСОН «Импульс» о проводимых мероприятиях по социально-трудовой реабилитации. | |
Заключительный этап | ||||
1 | Анализ результатов деятельности, предоставление отчетов. | Декабрь | Мероприятия по реализации программы проанализированы | |
2 | Определение перспектив работы по программе. | Декабрь | Перспективы работы отмечены в выводе. |
Уровень методического обеспечения программы
В рамках программы разработаны буклеты 10 видов:
- «Вторая жизнь книгам»
- «Алгоритм выполнения матрешки в лоскутной технике»
- «Живопись шерстью»
- «Колье из фетра»
- «Алгоритм выполнения цветка из атласной ленты «Роза»
- «Алгоритм выполнения цветка из шерсти «Лотос»
- «Алгоритм выполнения цветочной композиции из фоамирана»
- «Алгоритм изготовления куклы-Тильды»
- «Алгоритм выполнения резинки для волос в технике «Канзаши»
- «Алгоритм выполнения новогоднего сувенира «Озорная обезьянка»
Информирование
Приняла участие в съемках сюжета о новых формах работы с инвалидами молодого возраста для ТРК «Спектр». (20.05.15г)
Опубликована статья «Радуга творчества» в городской газете «64 Меридиан» 26.03.2015года.
Размещены 2 мастер-класса на сайте БУ КЦСОН «Импульс».
Использование инновационных подходов в реализации программы
Инновационным подходом в реализации программы можно считать внедрение нового направления по обучению на вязальной машине и изучение новых техник ДПИ, а именно - техника «живопись шерстью» и работа с фетром.
Полнота использования ресурсов отделения
Кадровое обеспечение
Программа реализовалась в мастерских реабилитационного отделения для инвалидов молодого возраста инструктором по труду.
Материально-техническая база
Для проведения качественного образовательного процесса мастерские оснащены необходимой материально-технической базой. Также привлекались средства грантов (2011 – 2014г.г) полученных в результате участия в конкурсах:
- ЛУКОЙЛ «Стратегия успеха»
(оборудование и инструменты для швейно-вышивальных и вязальных работ)
- Участие в благотворительной акции «Помоги мастеру» по сбору подручных материалов (для декорирования сувенирной продукции, выполненной руками инвалидов молодого возраста).
Имеющиеся ресурсы использовались в полном объёме.
Социальный эффект программы для профессионального сообщества
Актуальным на сегодняшний день для решения проблем социальной и профессиональной адаптации людей с ОВЗ вести работу с учётом индивидуальных потребностей.
Выводы, перспективы реализации
Проанализировав полученные результаты мероприятий программы, выявлено, что они являются эффективными и востребованными, так как стимулируют трудовую активность инвалидов молодого возраста, подавляют развитие иждивенческих тенденций, формируют трудовые навыки.
Эффективность отслеживалась посредством анкетирования клиентов, проведения плановых мероприятий и соответствия ожидаемых и достигнутых результатов.
Востребованность программы подтверждается тем, что в 2015 году ежемесячно трудовые мастерские посещали от 10 до 15 молодых людей с ограниченными возможностями при норме 10 человек. Уровень сформированности трудовых навыков у инвалидов молодого возраста посещающих отделение в 2015 году с положительной динамикой. Результаты представлены в таблицах.
Таблица 3
Всего получателей услуг | Уровни выполнения заданий (первоначальная) | |||||||
Высокий | Средний | Низкий | Нулевой | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
23 | 6 | 26 | 7 | 30 | 6 | 22 | 4 | 22 |
Таблица 4
Всего получателей услуг | Уровни выполнения заданий (промежуточная) | |||||||
Высокий | Средний | Низкий | Нулевой | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
23 | 7 | 30 | 8 | 35 | 8 | 35 | 2 | 5 |
Таблица 5
Всего получателей услуг | Уровни выполнения заданий (итоговая) | |||||||
Высокий | Средний | Низкий | Нулевой | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
23 | 10 | 43 | 8 | 35 | 5 | 22 | 0 | 0 |
В результате опроса клиентов выявлены их пожелания в освоении новых техник. В связи с их пожеланиями намечено внедрение новых техник -пошив авторских кукол и кукол в стиле «Тильда» и нового направления по социально-трудовой реабилитации - изготовлению полиграфической продукции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по реализации комплекса мер по модернизации образования
Итоги реализации комплекса мер по модернизации образования в 2011 году и задачи на 2012 год...
Отчет о реализации социального проекта «Слово – энергетическое оружие»
Целями и задачами проекта являлось воспитание культуры речевого поведения среди подрастающего поколения и создание положительной энергетики между учащимися в техникуме. Материал содержит план проведен...
Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»
В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...
Отчет о работе школьной мастерской
Отчет о проделанной работе школьной мастерской...
Конспект занятия «Техника «Выцинанка» в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»
Конспект занятия «Техника «Выцинанка»в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»...
Конспект занятия «Техника «Выцицанка» в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»
Конспект занятия «Техника «Выцицанка»в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»...