"Шаг за шагом" - программа родительской школы
рабочая программа на тему

Шаркова Юлия Михайловна

гармонизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования социальной компетентности семьи и оказание помощи в самореализации семьи ее собственных внутренних ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Курганинский социально-реабилитационный центр                                                   для несовершеннолетних»

Рассмотрено и одобрено на заседании  педагогического совета ГКУ СО КК                          «Курганинский социально-реабилитационный центр                                 для несовершеннолетних»                                        Протокол № __ от _______ 2016г.

Утверждаю:                                             Директор ГКУ СО КК «Курганинский социально-реабилитационный центр                                 для несовершеннолетних» М.П.__________О.Г. Габдулхакова

Приказ № __ от «__» _____ 2016 г.    

 Дополнительная общеразвивающая   программа

по реабилитации несовершеннолетних

«Шаг за шагом»

                                                      

                                                Составитель программы:                                                                      Ю.М. Шаркова, социальный педагог

                                     

п. Лучезарный, 2016

   

 Пояснительная записка

«Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

        Среди  значимых  для человека  ценностей одно  из ведущих  мест  занимает семья. Говорить  о семейном микроклимате  и просто,  и сложно  одновременно,  потому, что  его  состояние  многообразно.

        Резкие перемены  в экономике  и социальной  сфере  в России  негативно  отразились не только  на материальной  стороне  семьи, но и на  взаимоотношениях между ее членами, и  прежде всего,  на  детско-родительских  отношениях. Возросла   напряженность в общении между  родителями  и  детьми.

        В психологическом  смысле  семью можно  определить  как систему  межличностных  взаимодействий, призванных,  с одной  стороны, защитить  индивида от  манипулятивных воздействий общества, с  другой- приспособить его  к жизни в этом обществе,  дать   средства для нормального  функционирования в нем.  Душевное состояние  и поведение ребенка является своеобразным  индикатором  семейного благополучия или  неблагополучия.  «Дефекты  воспитания, -  считает И.И. Буянов, - первейший и главнейший показатель  неблагополучия семьи.          

         Настоящая программа разработана  с целью  формирования  социальной  и педагогической  компетенции семьи  и оказание  помощи  в самореализации  ее собственных  внутренних ресурсов, а также формирования и развития духовного,  социально-психологического, творческого  потенциала семей, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации.

    Помогая родителям лучше понять поступки их детей, их чувства, потребности мы помогаем детям, создавать для них более глубокие эмоциональные контакты с родителями. Инновация программы заключается в том, что  родители несовершеннолетних  непосредственно вовлекаются в реабилитационный  процесс  ребенка для  сближения их  в последующей совместной  деятельности.

      Коррекция личности ребенка посредством  активного привлечения  его родителей к процессу  воспитания  делает работу социального педагога, педагога-психолога, воспитателей  значительно  эффективнее, плодотворнее.  

Цель программы:  

Гармонизация детско-родительских отношений,  создание условий для формирования  социальной компетентности семьи и оказание помощи в самореализации  семьи ее собственных внутренних ресурсов.

Задачи программы:                                                                                   повышать  компетентность родителей в области воспитания детей;                   развивать умения  справляться  с разными жизненными трудностями; мотивировать родителей на совместную  продуктивную деятельность с детьми;                                                                                                            оказать  квалифицированную, консультативную  помощь  по проблемам воспитания и развития ребенка, с  учетом его возрастных особенностей; профилактика здорового образа жизни (ЗОЖ);

 

Методика и технология:                                                                         программа рассчитана на  организацию индивидуальных занятий, совместных занятий родителей с детьми. Общий объем занятий – 80ч.

Срок реализации программы:                                                                              период прохождения курса реабилитации  несовершеннолетних, находящихся в центре.

Целевая группа:

целевые группы, на которые  направлена реализация данной программы, составляют семьи воспитанников находящиеся   в ГКУ СО КК «Курганинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и нуждающиеся  в социальной  защите и поддержке, а также  психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания детей.

Формы организации программы:                                                 консультативные беседы;                                                                                                               диалоги;                                                                                                                         тренинги;                                                                                                              совместные упражнения родителей с детьми;                                                             лекции;                                                                                                       дискуссии;                                                                                                                      занятия «Вопрос-ответ».

Механизм реализации программы:

социальное сопровождение семей воспитанников осуществляется   в рамках программы  родительской школы «Шаг за шагом»  по следующим направлениям:                                                                                          социально-педагогическое;                                                                           психологическое;                                                                                                   социально-медицинское;                                                                           информационно-методическое.

Режим занятий:  при посещении родителями детей, а также при  социальном сопровождении семей вне учреждения.

Состав исполнителей: социальный педагог, педагог-психолог,  воспитатели,  имеющие высшее и  среднее профессиональное  образование,  образовательный ценз указанных  лиц подтверждается  документами государственного образца о  соответствующем  уровне образования  и  (или)  квалификации,  медицинские сестры имеющие  среднее профессиональное образование.

Методическое сопровождение:                                                                      буклеты;                                                                                                     памятки;                                                                                                    рекомендации  родителям;                                                      

Формы контроля   результатов:                                                            ежеквартальный отчет специалистов по реализации  дополнительной общеразвивающей комплексной  программы для детей и взрослых  «Шаг за шагом».

Ожидаемые результаты, их экономическая и социальная эффективность:                                                                                                                  родители, или иные законные представители ребенка, посещающие занятия родительской школы «Шаг за шагом»  приобретут  определенные  знания, умения и навыки,  способствующие  повышению сознательности, компетенции родителей в вопросах воспитания детей, конструктивного разрешения возникающих проблем, ведения здорового образа жизни; совместное общение во время занятий, упражнений, тренингов родителей и детей  помогут  сближению родителя и ребенка;                                                                   проводимые занятия  в целом  помогут в укреплении  семейных ценностей, повышении родительского потенциала.                                                                          занятия родительской школы «Шаг за шагом»  могут посещать все родители воспитанников проходящих реабилитацию, которым требуется  социальная и   медико-психолого-педагогическая помощь.

                        Список рекомендуемой литературы

                                                  основная

1.  Ковалев С.В. «психология современной семьи»,  Москва, 2005г.

2. Мамайчук  И.И., «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии», г. Санкт-Петербург, «Речь», 2006г.

3.И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»,  г. Санкт-Петербург, «Речь», 2002г.

                                    дополнительная

1. Спиваковская  А.С. «Как быть родителями» Москва, 2005г.

2. Риппенрейтер  Ю.Б.  «Общаться с ребенком. Как?» Москва, 2007г.

                                Интернет – источники

http: ped – kopilka.ru –  Учебно – методический кабинет   - сайт для педагогов, воспитателей, студентов,  родителей в  всех тех,  кто занимается воспитанием и обучением детей.

                                                                       

                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                         Директор ГКУ СО КК

                                                                         «Курганинский СРЦН»

                                                                          _________ О.Г. Габдулхакова

                                                                         «____»_____________2016г.

План

 работы родительской школы                                                                                            «Шаг за шагом»

социального педагога

Наименование мероприятий

Форма проведения

Исполнитель

1.

«Семейные конфликты  и разводы»

консультационная беседа

Социальный педагог

2.

«Уголовная ответственность родителей за жестокое обращение с детьми»

информационный лекторий

Социальный педагог

3.

«Профилактика самовольных уходов  детей из дома»

консультационная беседа

Социальный педагог

4.

«Счастье — это когда тебя понимают»

дискуссионная  беседа

Социальный педагог

5.

«Что посеешь – то и пожнешь»

консультация родителей  по вопросам воспитания детей

Социальный педагог

6.

«Закон 1539 КЗ, или как сохранить детство»

информационный лекторий

Социальный педагог

7.

«Поощрение и наказание детей в семье»

консультационная беседа

Социальный педагог

8.

«Как воспитать в ребенке послушание?»

консультационная беседа

Социальный педагог

9.

«Почему подростки не хотят учится?»

вопрос -  ответ

Социальный педагог

10.

«Распределение обязанностей в семье»

консультация родителей

Социальный педагог

11.

«Интернет портит  ребенка или дети портят интернет?»

беседа

Социальный педагог

12.

«Дети и деньги. Семейный  бюджет и ребенок»

консультационная беседа

Социальный педагог

13.

«Что делать если ребенок не хочет делать уроки?»

дискуссионная беседа

Социальный педагог

14.

«Хорошие родители. Какие они?»

консультационная беседа

Социальный педагог

15.

«Пример родителей в воспитании детей»

консультационная беседа

Социальный педагог

16.

«Друзья моего ребенка. Кто  они. Какие они?»

консультация родителей

Социальный педагог

17.

«Виды ответственности  родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей»

информационный лекторий

Социальный педагог

18.

«Почему дети уходят из дома»

вопрос-ответ

Социальный педагог

19.

«Воспитание уважения и любви к родителям»

совместное занятие родителей с детьми

Социальный педагог

20.

«Родительский авторитет.                   Зачем он нужен?»

диалог

Социальный педагог

                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                          Директор ГКУ СО КК

                                                                          «Курганинский СРЦН»

                                                                           _______ О.Г. Габдулхакова

                                                                          «____»_____________2016г.

План

 работы родительской школы                                                                                            «Шаг за шагом»

педагога - психолога

Наименование мероприятий

Форма проведения

Исполнитель

1.

«Воспитание дружеских  отношений в семье»

тренинг

Педагог-психолог

2.

«Профилактика  детской  агрессивности»

консультация родителей

Педагог-психолог

3.

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

консультация для родителей

Педагог-психолог

4.

«Мы вместе»

совместное занятие детей с  родителями

Педагог-психолог

5.

«Поговори со мною, мама»

совместное занятие родителей с детьми

Педагог-психолог

6.

«Детские страхи»

консультация родителей

Педагог-психолог

7.

«Как относится к ранней любви подростков»

консультация

Педагог-психолог

8.

«Вы и Ваш ребенок»

тренинг

Педагог-психолог

9.

«Как говорить  с подростком?»

совместное занятие родителей с детьми

Педагог-психолог

10.

«Эффективное общение-залог успеха»

тренинг

Педагог-психолог

11.

«Детская лень»

консультация

Педагог-психолог

12.

«Младший подростковый возраст: психологические особенности, первые проблемы»

консультационная беседа

Педагог-психолог

13.

«Детское одиночество»

консультация родителей

Педагог-психолог

14.

«Я вырос, мама!»

тренинг

Педагог-психолог

15.

«Трудный подросток»

совместное занятие родителей с детьми

Педагог-психолог  

16.

«Особенности воспитания ребенка в семье»

консультация родителей

Педагог-психолог

17.

«Наказание или поощрение, кнут ли пряник»

вопрос - ответ

Педагог-психолог

18.

«Как преодолеть   застенчивость и неуверенность ребенка»

тренинг

Педагог-психолог

19.

«Причины психологических кризисов детей»

консультационная беседа

Педагог-психолог

20.

«Нет насилию в семье!»

информационный лекторий

Педагог-психолог  

                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                         Директор ГКУ СО КК

                                                                         «Курганинский СРЦН»

                                                                          _________ О.Г. Габдулхакова

                                                                         «____»_____________   2016г.

План

 работы родительской школы                                                                                           «Шаг за шагом»

воспитателей центра

Наименование мероприятий

Форма проведения

Исполнитель

1.

«Значение режима дня в воспитании ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

2.

«Успехи ребенка в школе»

консультационная беседа

Воспитатели

3.

«Значение развивающих игр в жизни ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

4.

«Воспитание трудолюбия у ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

5.

«Трудности адаптации у ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

6.

«Взаимоотношение ребенка с окружающими»

консультационная беседа

Воспитатели

7.

«Секреты  воспитания»

консультационная беседа

Воспитатели

8.

«Воспитание у детей самостоятельности»

консультационная беседа

Воспитатели

9.

«Воспитание у детей  уважения к старшим»

консультационная беседа

Воспитатели

10.

«Воспитание   навыков и  привычек культуры поведения»

консультационная беседа

Воспитатели

11.

« Мы за здоровый образ жизни!»

совместное  спортивное мероприятие родителей с детьми

Воспитатели

12.

« Мы   все знаем, умеем»

совместное занятие

Воспитатели

13.

«Проблемы воспитания. Поймите себя  и своего ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

14.

«Роль отца в воспитании ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

15.

«Сквернословие  детей и подростков»

консультационная беседа

Воспитатели

16.

«Как развивать  ответственность  у ребенка»

консультационная беседа

Воспитатели

17.

«Мотивы плохого поведения. Причины стойкого непослушания»

консультационная беседа

Воспитатели

18.

«Родители — главные воспитатели»

консультационная беседа

Воспитатели

19.

«Помощь родителей при выполнении  ребенком домашних заданий»

консультационная беседа

Воспитатели

20.

«Как побороть  детскую лень»

консультационная беседа

Воспитатели

                                                             

           

                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                         Директор ГКУ СО КК

                                                                         «Курганинский СРЦН»

                                                                          _________ О.Г.Габдулхакова

                                                                         «____»_____________2016г.

План

                                 работы родительской школы                                         «Шаг за шагом»

медицинского персонала  

Наименование мероприятий

Форма проведения

Исполнитель

1.

«Здоровые родители - залог  рождения здорового ребенка»

беседа

Медицинская сестра

2.

«Профилактика  инфекционных заболеваний»

беседа

Медицинская сестра

3.

«Чума 21 века»

беседа

Медицинская сестра

4.

«Куда обратиться за помощью, если заболел ребенок»

беседа

Медицинская сестра

5.

«Репродуктивное   здоровье женщин»

беседа

Медицинская сестра

6.

«Будьте  здоровы!    Вирусам на зло!»

беседа

Медицинская сестра

7.

«Чистота залог здоровья»

беседа

Медицинская сестра

8.

«Все о спайсах»

беседа

Медицинская сестра

9.

«Витамины и здоровый организм»

беседа

Медицинская сестра

10.

«Профилактика простудных заболеваний»

беседа

Медицинская сестра

11.

«О правильном, полезном  питании»

беседа

Медицинская сестра

12.

«Осторожно — грипп!»

беседа

Медицинская сестра

13.

«Здоровый образ жизни»

беседа

Медицинская сестра

14.

«О вреде курения»

беседа

Медицинская сестра

15.

«10 советов гигиениста, чтобы  не заболеть  кишечной инфекцией»

беседа

Медицинская сестра

16.

«О вреде алкоголя»

беседа

Медицинская сестра

17.

«Гигиена питания и жилища»

беседа

Медицинская сестра

18.

«О гигиене мальчиков и девочек»

беседа

Медицинская сестра

19.

«Профилактика травматизма детей»

беседа

Медицинская сестра

20.

«Значение прогулки для ребенка на свежем воздухе»

беседа

Медицинская сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности

Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....

Программа развития школы по направлению здоровьесберегающей деятельности "Шаги к здоровью"

       Сохранение здоровья школьников является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Программа сохранения и укрепления здоровья ш...

Программа родительского лектория "Школа родителей"

Родительский лекторий может быть организован как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей (законных представителей) по различным вопросам воспитания. Ил...

"Шаги навстречу" родительское собрание в 7 классе

Родительское собрание в 7 классе "Шаги навстречу"Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие....

Программа родительского лектория «Школа родителей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25559527","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Цель программы лектория дать знания родителям (законным представителям) об особенност...

Программа родительского просвещения " В школу- всей семьёй"

laquo;В школу – всей семьёй»Программа родительского просвещения Целевая группа: родители обучающихся 1-9 классов Продолжительность реализации программы: 2 года...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...