Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи. Выступление на методическом объединении.
материал по теме
Раскрывается понятие социализации, её этапы, задачи. Определяются социальные условия развития личности, в том числе условия социализации для лиц с ОВЗ. Дано поянтие социальной адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz._etapy_i_zadachi.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи.»
Социализация детей с ОВЗ. Этапы и задачи.
Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье.
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.
Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.
Этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.
Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач, решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека:
Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания)
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.
По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.
Социальные условия развития личности:
- Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)
- Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации – побуждения матери к участию в процессе развития.
Современные условия социализации детей с ОВЗ:
- актуальность проблемы взаимодействия органов власти с различными типами учреждений, общественными организациями по вопросу социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество»;
- развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами учреждений дополнительного образования;
- научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- формы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности комплексных центров социального обслуживания населения в оказании реабилитационных услуг несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;
- интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду более здоровых сверстников;
- особенности работы общественной организации в поиске возможных социальных партнеров.
Интеграция социальная — социальная адаптация в общей системе социальных отношений и взаимодействия, использование социальных благ и привилегий с учетом потребностей индивида.
Л.С.Выгодский одним из первых обосновал идею интеграции.
Социальная адаптация- активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения в обществе; формирование индивидуальное и групповое поведение аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
Формы адаптации:
- Биологическая (к условиям внешней среды).
- Сенсорная (органы чувств к раздражителям).
- Психологическая (приспособление человека как личность, существующего в обществе в соответствие с соц. требованиями).
- Социальная.
Для этого используются методы интеграции, которая также можно подразделить на формы:
- Психологическая - достигается за счёт компенсатор. объединения разрозненных ВПФ, для выполнения психолог. деятельности. Дефект обычно вызывает психологическую дезинтеграцию с нарушением связей между различными ВПФ. В частности, эмоционально насыщенная, интересная деятельность, осуществляется в игровой форме и направляемая психологом, позволяет интегрировать нарушения ВПФ.
- Педагогическая - объединение аномального ребёнка с нормальными детьми в процессе воспитания и обучения, при которую он не чувствует себя изолированным в коллективе и адекватно участвует в совместной деятельности. активно используется также дом. обучение и воспитание, а также создание спец. классов в общеобразовательных учреждениях. Это позволяет не изолировать от коллектива, семьи, нормальных сверстников.
интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограничен. труд. способностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах соц. жизни наравне и вместе с остальными членами общества.
В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближёнными к условиям и стилю жизни общества, в которых они живут. Применительно к детям это означает след:
- Ребенок с особыми образ. потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых-потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
- Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающею к нормальной.
- Учиться могут все дети, а значит, всем им должна предоставляется возможность получить образование.
Принципы "нормализации" сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.
Вывод: принятие интеграции населением, каждым человеком -это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения.
Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает
Социальная интеграция детей с ОВЗ - целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.
Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе).
Основными формами интегрированного обучения являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе. Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью и др.) или объединять различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др.). Совместное обучение в одном классе более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой детского церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.
При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек. При инклюзивном обучении необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.
Важным компонентом успешного инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников является подготовка окружения к интегрированному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов учреждений и программ повышения родительской компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...
Выступление на методическом объединении .Тема: "Дети и творчество"
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и р...
Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».
Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...
Выступление на методическом объединении воспитателей старшего звена на тему:" Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"
Тема выступления: "Формирование гражданско-правовой культуры - как средство социализации детей с ОВЗ"...
Выступление на методическом объединении Использование арт-терапевтических техник в преодолении трудностей социализации у детей-мигрантов
Выступление на методическом объединении Использование арт-терапевтических техник в преодолении трудностей социализации у детей-мигрантов...
Выступление на методическом объединение " Методические аспекты решения задач с параметром"
Решение задач с параметром. Подготовка к ЕГЭ....
Задачи воспитательной деятельности (выступление на методическом объединении).
Цель воспитательной работы с воспитанниками группы, задачи и функции воспитателя школы-интерната, документация и формы отчётной документации....