ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА, КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ.
статья на тему

Гареева Лилия Рустамовна

Материал в помощь социальному педагогогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА,

КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

Введение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения подростков. Данное утверждение вполне уместно, так как именно в семье человек проходит первый и наиболее важный этап своего развития и становления как личности, усваивает принятые в обществе образцы и формы поведения.

Актуальность данной темы  обусловлена еще и тем, что дети в неблагополучных семьях подвергаются риску нарушения психического и физического развития вследствие жестокого обращения и перенесенных травмирующих ситуаций .Принятые от родителей формы поведения, плохо поддаются изменениям и могут остаться на всю жизнь. Так, например, замкнутость, скрытность и озлобленность в неблагополучной семье в последующем становятся привычными компонентами жизни подростков, переходящих во взрослую самостоятельную жизнь . Таким образом, именно в подростковом возрасте начинает сильнее проявляться девиантное поведение в виде агрессивности, нецензурной брани, потребления алкоголя, наркотиков, табака, совершения противоправных действий.

Психологическая сущность социальной девиации детей и подростков может быть раскрыта, если будет известно, по каким психологическим закономерностям протекает данное явление, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства становятся важнейшими предпосылками девиации. Первое — это семейный фактор. Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, граничащее с жестокостью, способствуют на самых ранних стадиях роста их патологическому развитию, в отличие от более поздних, при которых неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка. Семья обусловливает раннее развитие ряда начальных форм девиации, а именно — трудновоспитуемости, нервных расстройств.

  1. Девиантное поведение подростков.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации, потере смысла существования.

Результат девиации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей до принятия тех или иных, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

  • генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения, заболеваний матери, влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
  • психофизические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Под отклонениями в поведении подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общественность. Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки и истоки будущих проступков, нарушений нравственных, правовых, социальных, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведение, развитию его личности, окружающим людям.

По мере взросления подростка в условиях семейного неблагополучия и связанной с ним прогрессирующей педагогической запущенности возможен переход от девиантного к делинквентному (противопрвному) поведению.

Одним из исследователей этой проблемы, С.Л. Сибиряковым, было выявлено отношение между типом воспитательного воздействия родителя и процентным отношением подростков-правонарушителей:

  • конфликты в отношениях с ребенком – взаимное непонимание детей и родителей, переходящее во временные или постоянные столкновения (65-70%);
  • игнорирование ребенка в семье – пренебрежительное отношение к ребенку, его «заброшенность» (70-80%);
  • девиантные проявления со стороны родителей – механизм «дурного примера» (90-95%). 
  1. Влияние семьи на причины девиации подростков.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Или наоборот принимая на себя возросшую ответственность, приспосабливаясь к изменениям своей роли и материального положения, родители часто терпят неудачу в попытках адаптироваться к изменившимся условиям жизни.

Причины, вызывающие семейное  неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  • кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  • причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

Типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков:

  • Конфликтные семьи. Конфликты в семьях могут проявляться в открытой форме (ссоры, скандалы, физическое насилие) и скрытой или не ярко выраженной форме. В не зависимости от формы проявления в большинстве случаев конфликты в семье приводят к возникновению детских и подростковых нервозов, снижают самооценку и повышают риск правонарушений несовершеннолетних.

К причинам семейных конфликтов, возникающих между родителями, можно отнести: разные взгляды на воспитание детей и семейную жизнь, неоправданные ожидания от семейной жизни, пьянство или наркомания одного из родителей, супружеская неверность, насилие, бытовая неустроенность и многое другое. Конфликты между родителями и их детьми могут возникнуть вследствие разногласий по поводу должной, с точки зрения родителей, ответственности подростка, поведения и отношения к учебе, взаимоотношений в семье, нравственных и моральных ценностей. Конфликты между детьми и родителями могут возникнуть при демонстрации неуважения к старшим со стороны подростка, его инфантильности, ссорах с братьями или сестрами. В неблагополучных семьях ограниченность общения с окружающим миром способствует разрастанию конфликтов с вовлечением в них детей. В результате у подростка, испытывающего агрессию и насилие со стороны родителей, падает успеваемость в школе, проявляется девиантная направленность поведения: замкнутость, отчуждение, агрессия.

  • Нравственно неблагополучные семьи. К таким семьям относятся семьи с алкоголе зависимыми и наркозависимыми родителями. Данный тип семей занимает особое место в проблеме семейного неблагополучия, так как данный вид девиации получил широкое распространение, особенно это актуально в отношении алкоголизации населения.

Подростки в семьях с алкоголе зависимыми родителями отличаются повышенным уровнем тревожности и отчуждения. Происходит оскудение эмоционально-волевой сферы, задерживается развитие коммуникативных способностей и ограничиваются волевые ресурсы, необходимые для преодоления трудностей. Также отсутствие должного родительского воспитания и заботы приводит к эмоциональной холодности, черствости, неразвитости эмпатии, развитию агрессивности и разных видов насильственных поступков (например, издевательство над животными, одноклассниками). В таких семьях подростки не рассказывают родителям о своих чувствах, переживаниях, проблемах и становятся недоверчивыми к окружающим. Не получив должного воспитания и знаний от своей семьи, они долго остаются незрелыми в отношении со сверстниками и инфантильными. В тоже время подростки, беря на себя ответственность за своих младших братьев или сестер и девиантных родителях, вынуждены быстро становиться взрослыми.

В нравственно неблагополучных семьях складывается попустительский стиль воспитания, характеризующийся отсутствием внимания и контроля за поступками, поведением и даже соблюдением санитарно-гигиенических норм. В результате запущенность подростка перерастает в беспризорность и безнадзорность.

  • Криминальная семья. На формирование личности детей большое влияние оказывает наличие судимых родственников. Дети и подростки в криминальной семье рано вовлекаются в преступную деятельность, часто под давлением старших. По мнению А.Н. Ильяшенко, «такое насилие ведет к реконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности и беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность» [1, с. 90]. Подросток, приобщаясь к ценностям и нормам криминальной субкультуры, очень быстро усваивают девиантные формы поведения. При этом большое давление на него оказывает общественное мнение, авторитет старших правонарушителей, что только усугубляет положение.

Тот или иной тип неблагополучной семьи влияет на выбор и интенсивность проявления стиля воспитания. Так, в отечественной литературе представлено несколько особых стилей воспитания в неблагополучных семьях.

1.Негармоничный стиль воспитания. В данном стиле выделяют шесть типов негармоничного воспитания, которые могут привести к формированию девиаций у подростка:

  • Потворствующая гиперпротекция. Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания. Данному типу воспитания свойственно удовлетворение любых потребностей подростка, постоянная похвала и обожание. Дети в таких семьях не знают отказа в своих желаниях и наказания за провинности. В результате у детей формируется «завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия на пути к удовлетворению желаний» [5, с. 225]. Подростки, сталкиваясь с трудностями и не имея навыков и желания преодолеть их, прибегают к употреблению ПАВ, которые дают им возможность без всяких усилий изменить свое настроение.
  • Доминирующая гиперпротекция. Родители устанавливают над подростком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения. Данный тип негармоничного воспитания характеризуется мелочным контролем за действиями подростка, жесткой системой запретов и в некоторых случаях слежкой. Это приводит к формированию в ребенке чувства неполноценности, неумению самостоятельно действовать и принимать решения, к отсутствию инициативы и ответственности за свои поступки. В результате подросток в такой семье стремится к самостоятельности, убегает из дома, становится неуправляемым, формирует конфликтный тип личности. У него возникает «страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ» [5, с. 258].
  • Повышенная моральная ответственность. Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям. При таком типе воспитания, родители игнорируют потребности и интересы подростка, его психофизиологические особенности. Как результат подростки, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.
  • Эмоциональное отвержение. Родитель отвергает подростка в явной или скрытой формах. В первом случае, родитель проявляет непринятие своего ребенка, испытывает к нему раздражение. Во втором — не смотря на внутреннее недовольство и неприязнь, родитель все же исполняет свои родительские обязанности. В данном случае подросток ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше и т. д. Отвержение может проявляться вместе с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения. Но также отвержение может сочетаться и с недостатком контроля и равнодушием. В такой ситуации подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. Некоторые подростки, не получив любви от своих родителей ищут внимание на стороне или уходят в себя, погружаясь в собственные фантазии.
  • Жестокие взаимоотношения. Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки, срыванием зла родителями в отношении своего ребенка. Подростки в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, склонны к жестокости.
  • Гипопротекция. Родители уделяют пониженное внимание к подростку, мало интересуются его делами, переживаниями. Подростки в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. Гиперпротекция может проявляться в сочетании с хорошим эмоциональным контактом и с эмоциональной холодностью. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то подросток растет в ситуации вседозволенности, он не способен к самоорганизации, контролю своего поведения. При гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью подросток тяжело переживает безразличие родителей, формируют в нем комплекс неполноценности. В результате, дети и подростки вырастают агрессивными, способными добиваться своих целей обманом и силой.

2.Хаотический стиль или непоследовательное руководство. Данному стилю свойственно отсутствие единого подхода к воспитанию, конкретных требований к подростку, выраженные разногласия в стиле воспитания. Данный стиль воспитания влечет за собой повышенную тревожность, неуверенность и импульсивность, а также импульсивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию подростков.

Заключение

Таким образом, применение в неблагополучной семье одного из представленных стилей воспитания может привести к формированию у подростка своей «искаженной» базы ценностей, взглядов и взаимоотношений, по средствам которых происходит интерпретация всего окружения. Как следствие, подросток становится бесконтрольным, запущенным и заброшенным, а родители становятся образцами девиантного поведения.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функции. В последние годы из-за кризиса в экономике, образование, воспитание утратили свое функциональное предназначение, гуманистические тенденции в обществе, отразившиеся и на семье и семейных отношениях. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом.

Список литературы:

  1. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье // Социологические исследования. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, — 2003. — № 4.
  2. Кравченко А.И. Социальная работа. — М.: Проспект, 2008. — 416 с.
  3. Лисицын С.А. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / под науч. ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. — СПб.: Издательство «ЛОИРО», 2006. — 228 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
  5. Олифирович Н.И. Психология семейных. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
  6. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 240 с.
  7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. — М.: Дрофа, 2005. — 254 с.
  8. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Девиантное поведение подростков

В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции....

Суицид как форма девиантного поведения подростков

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков

В  работе "Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков" исследуется проблема подростковой девиации, возникшей в результате влияния неполной семьи.Главное внимание обр...

Презентация для педагогов "Девиантное поведение подростков как следствие акцентуации характера"

Материалы для выступления на методическом объединении педагогов. Рассматривается проблема акцентуированной личности подростка как одной из причин возникновения девиантного поведения. Прилагаются брошю...