Презентация для педагогов "Девиантное поведение подростков как следствие акцентуации характера"
методическая разработка по психологии
Материалы для выступления на методическом объединении педагогов. Рассматривается проблема акцентуированной личности подростка как одной из причин возникновения девиантного поведения. Прилагаются брошюры с рекомендациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura.docx | 272.33 КБ |
aktsentuatsii_haraktera_u_podrostkov_2.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Гипертимный тип
С детства шумливы, общительны, чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству, почти всегда хорошее приподнятое настроение. Увлечения нестойки, часто меняются. Рекомендации
Противопоказана строгая регламентация, жёсткая дисциплина, постоянная навязчивая опека и мелочный контроль. Неблагоприятным типом воспитания является доминирующая гиперпротекция. Если же это присутствует, то повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но вспышек гнева и конфликта со взрослыми. Влияние на подростка может оказать педагог, который является самостоятельной личностью и проявляет к подростку уважение, интерес, благожелательность. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодёжи, слегка старшей по возрасту. Обязательно эмоциональное принятие. Характер труда должен быть не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности.
Циклоидный тип
Смена гипертимических и дистимических состояний. Эти перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе - радостные эмоции, жажда деятельности, повышенная словоохотливость. В дистимической: печальные события не только приводят к огорчению, но и к подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
Рекомендации
При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы в которой находится подросток. При подъёме - как с гипертимными; при спаде - ровное, тёплое отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что скоро наступит подъём настроения, может облегчить состояние.
Лабильный тип
Высокая изменчивость настроения вследствие чрезвычайной чувствительности, особенно к чужому мнению о себе, высокая ранимость. Эти дети проходят через эмоциональную депривацию. И это может иметь особо негативные последствия. Они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении. Чувствительность к чужому мнению о себе, обострённая ранимость.
Рекомендации
Чрезвычайно желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога, что ведёт к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений. Недопустима в отношениях с такими детьми фальшь, и тем более безразличие и чёрствость. Нуждаются в близком друге - утешителе. Иногда достаточно непродолжительного, но доверительного, ободряющего, ласкового разговора, чтобы вдохнуть новые силы в «опустившего руки» лабильного подростка. На заботу о себе он ответит благодарностью и исполнительностью. Среда и деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Избегать насмешек, нелестных слов, неприветливых взглядов, подчёркивания недостатков и неудач. Напротив, почаще хвалить, ободрять ребенка.
Сенситивный (тревожный) тип
Особенностью является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойства за свою судьбу и судьбу близких. Учатся обычно старательно, но очень страшатся всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко боятся отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают меньше того, что знают, дабы не прослыть среди сверстников выскочкой или чрезмерно прилежным учеником. Боятся темноты, пустой комнаты, животных, грозы. Окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их обижают и даже бьют.
Рекомендации
Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя и дать отпор обидчикам. Учителю с такими детьми надо обращаться не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы и вселять уверенность в успех. Возможна организация ситуаций, в которых ребенок почувствует, что он «нужен другим», например, дача общественных поручений. Исключать ситуации, где подростки могут стать объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям.
Психастенический тип
В детстве отличаются робостью, часто испытывают страхи, обычно проявляют «интеллектуальные» интересы. Ипохондрики. Постоянная нерешительность. Люди этого типа прирождённые пессимисты с опасением перед будущим и ожиданием неудач. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путём предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя.
Рекомендации
Хорошо поддаётся рациональному разубеждению. Однако, склонность к самокопанию может свести убеждения на нет, т. к. лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрение живого восприятия, реальной деятельности. Возможно рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях. Не ставить его в ситуации повышенной ответственности и необходимости принятия быстрых решений. Семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции усиливает несамостоятельность и нерешительность этих подростков. Воспитание с повышенной моральной ответственностью приводит к усилению психастеничнеских черт и может привести к неврозу с навязчивостями и страхами.
Шизоидный тип
С детских лет предпочитают играть в одиночестве. Увлечения проявляются очень ярко. Они часто весьма необычны и прихотливы. Преобладают интеллектуальные или эстетические увлечения, встречаются и телесно- мануальные хобби, например, занятия гимнастикой, йогой.
Рекомендации
Подросткам этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор с его увлечений. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая, выслушать его, дать возможность раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно проще, чем общение в группе. Стоит избегать помещения в группу, где он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.
Эпилептоидный тип
Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, бережное соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. Часто обладает хорошими ручными навыками, в работе аккуратен, старателен. В конфликте несдержан, агрессивен, груб. Склонен к затяжным периодам злобно- тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих. Подолгу не прощает обид.
Рекомендации
При коррекции можно опираться на положительные стороны личности - аккуратность, бережливость, способность к ручному мастерству, трезвость расчётов. Стремление заботиться о своём здоровье может быть использовано для убеждения отказа от алкоголя. В беседах стоит обратить внимание подростка на то, что отрицательные черты характера - взрывность, склонность к злобно- раздражительному настроению могут повредить самому подростку - его здоровью, карьере, материальному благополучию.
Истероидный (демонстративный) тип
С детства подростки этого типа привыкли быть центром внимания. Крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность.
Рекомендации
Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер может быть поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание быть в центре внимания могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия: часто хвалить его, делать в его адрес нейтральные замечания, обращать к нему свой взгляд, подходить к нему, смотреть в тетрадь. Когда учитель получит положительный результат, обращать внимание на такого подростка только тогда, когда его деятельность и поведение соответствует ожиданиям педагога, подкрепляя тем самым положительные сдвиги в его поведении. И в дальнейшем педагог обращает внимание лишь в ответ на проявления положительного поведения, постепенно увеличивая интервалы между отдельными подкреплениями.
Также можно использовать систематические индивидуальные беседы, формирующие у него понимание того, что наиболее надёжным, устойчивым способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны является социально ценная и полезная для других деятельность.
Неустойчивый тип
Подростков этого типа всё время тянет к развлечениям. Безволие относится к учёбе, к работе по дому, к общественной активности. . Даже в развлечениях не обнаруживают особой напористости, скорее плывут по течению. С 12- 14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У них отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу. Легко вовлекаются в группы, в том числе асоциальные, где подражают всему дурному. Легко идут на совершение правонарушений в группе.
Рекомендации
Для профилактики нарушений подросткам этого типа необходимо твёрдое, даже властное руководство, полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований. Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учёбы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т. д. Показан им строгий режим, дисциплина, страх наказания, но это должно сочетаться с искренней заинтересованностью взрослых в успехах учащегося, происходящего на фоне положительных контактов. Важно (хотя в этом случае и сложно) пробудить у подростка интерес, уважение к своей личности. Возможно помещение в уже созданную группу с положительными установками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности , нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Девиантное поведение
Девиантное поведение
Факторы формирования Неправильное воспитание ( нарушение детско-родительских отношений) Подростковый возраст Влияние СМИ, пропаганда сексуальной распущенности Психоневрологические отклонения Акцентуации характера.
Находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, приводящая к определенной дисгармонии. Акцентуация характера
К тому моменту, как пубертатный период подходит к своему завершению, акцентуации в основном сглаживаются или компенсируются. Но следует помнить, что подростки, у которых наблюдаются явные акцентуации, составляют особую группу риска, так как под воздействием негативных фактором или травмирующих ситуаций эти черты могут перерасти в психопатии и отразиться на их поведении (девиации, суицидальное поведение и т.д.).
С детства общительны, болтливы, склонны к озорству. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Главной чертой становится приподнятое настроение. В компаниях оказываются лидерами, «заводилами». Часто не доводят новое дело до конца, постоянно меняют увлечения. Неразборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу. Плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. В условиях строгого режима (в интернате, лагере и т. п.), дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. Свойственны делинквентность и алкоголизация. Гипертимный
Облегченный вариант циклического психоза, или биполярного расстройства. Частая смена настроения ( полярное ) - от депрессивного к спокойному и приподнятому ( чередование фаз ). В детстве ничем не отличаются от сверстников. В начале полового созревания наступает длительное снижение настроения. Появляются апатия, раздражительность, упадок сил. Обычно состояние меняется через 1—2 недели. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние Возможны попытки самоубийства. Циклоидный
Главная черта — крайняя изменчивость настроения. Настроение меняется слишком часто и слишком резко, нередко по самым ничтожным поводам. От сиюминутного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать. Глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы и депрессии . Риски аддиктивного и суицидального поведения. Лабильный
Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих Тщательно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего — к работе сердца). Любят проходить обследования и лечиться. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье. Аффективное, аутическое поведение Ни делинквентность , ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются. Астенический
Сенситивный С детства пугливы, застенчивы и послушны Учатся обычно старательно. Боятся вызовов к доске, контрольных и экзаменов. Высокая чувствительность и чувство неполноценности. Принимают духовные ценности старшего поколения. В себе видят много недостатков, их жизнь полна укоров и самобичевания. В семье упреки и наказания вызывают угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Нехарактерны ни алкоголизация, ни делинквентность . Бывают попытки самоубийства. Сенситивный
Шизоидный С детства ребенок холоден, играет в одиночестве. В подростковом возрасте замкнутость, отгороженность от окружающих. Сниженная потребность в общении. Внутренний мир полон фантазий, тщательно скрывается от посторонних. «Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут» Сдержанность в проявлении чувств делает их поступки неожиданными и непонятными для окружающих. Острая проблема — использование дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными. Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку Шизоидный
Агрессивность, раздражительность, конфликтность Накипающее раздражение приводит к поиску объекта, на котором можно сорвать зло. Часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при неуступчивости и эгоизме таких подростков. В группе пытаются установить свои порядки, их власть держится на страхе слабых. Влюбленности всегда окрашены мрачными тонами ревности. Иногда наблюдается склонность разводить костры и устраивать взрывы, бывают побеги из дома. Несмотря на положительные качества — аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условиях воспитания — эпилептоидный тип характера является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации. Эпилептоидный
Демонстративность, потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. Лживость и кажущаяся эмоциональность. Театральность, яркость проявления эмоций при отсутствии глубоких чувств. Тяжелая ситуация — утрата всеобщего внимания, ущемленное самолюбие. Суицидальные демонстрации. Выпивки, воровство, прогулы, включение в асоциальную компанию. Делинквентность обычно носит несерьезный характер - нежелание учиться, в худшем случае — мошенничество. Претензии на лидерство в группе. Самооценка далека от объективности. Истероидный
С детства непослушны, но трусливы, боятся наказаний Учиться не хотят с первых классов, занимаются только при постоянном строгом контроле. Неустойчивость поведения, слабоволие. Тянутся к развлечениям, удовольствиям, безделью. При безнадзорности забрасывают учебу. Включаются в уличные компании, часто — в асоциальные группы. Делинквентность, связанная с желанием развлечься. Характерны кражи, угон автомашин, хулиганство. В компаниях рано начинают пить — с 12—14 лет. Свойственно использование других дурманящих средств К родителям обычно относятся с равнодушием, рассматривают их как источник средств для развлечений. Неспособны на преданную дружбу и романтическую влюбленность. Неустойчивый
Конформный тип Постоянная конформность к своему непосредственному окружению. Некритичность; консерватизм, нелюбовь к новому; отсутствие инициативы. Как правило, низкий интеллект. Слабая воля. Чрезмерная податливость и привязанность. В благополучном окружении ничем не выделяются, им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения. Со взрослыми конфликты возникают только в тех случаях, когда они пытаются оторвать подростка от привычной ему среды сверстников. Попав в асоциальные группы, конформные подростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Конформный
Для каждого отдельного подростка с акцентуированными чертами необходимо применять такую стратегию воспитания, которая предотвратит переход крайней, но все же нормальной черты в патологическую. Правильная реакция родителей на своего ребенка с большой долей вероятности может поспособствовать сглаживанию острых черт его характера, что позволит подростку в будущем нормально адаптироваться в социуме.
Источник: Личко А. Е. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акцентуация характера у подростков
Одной изособенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются ...
Акцентуации характера у подростков
В предлагаемом материале описание акцентуаций характера, их сильные и слабые стороны, конфликтные ситуации и рекомендации для педагогов по работе с акцентуантами.Акцентуация характера – это крайние ва...
Консультация "Акцентуация характера у подростков".
Рассматриваются типы и характерологические особенности характера;проводится с целью профилактики и предупреждения ПАВ, правонарушений у подростков....
Исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте и акцентуаций характера
Актуальность исследования. Потребность общения и построения взаимоотношений с другими людьми – естественная потребность для каждого индивида, что делает проблему межличностного взаимодействия востребо...
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА, КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ.
Материал в помощь социальному педагогогу....
Презентация Акцентуации характера подростков
Презентация "Акцентуации характера подростков" знакомит с краткими особенностями подростка с той или иной акцентуацией характера....
Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростка
На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить п...