Выступление перед публикой
консультация на тему

 Почти у каждого из нас был момент в жизни, когда возникала необходимость  выступить на публике и нас начинали мучить вопросы: «А вдруг я провалюсь с выступлением?»,  «Вдруг мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?», «Вдруг я забуду, что говорить?», « Вдруг я буду выглядеть смешно?»  и еще десятки таких «а вдруг…», «а что, если…», которые могут задавать себе люди перед выступлением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kak_govorit.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление перед публикой.

 

Доклад – прочтите его вслух несколько раз, попытайтесь хорошо запомнить текст, осмыслить его.

« Я так волнуюсь, что  упаду в обморок», к сожалению, с монтажом ничего сделать нельзя. Это нормальное состояние перед выступлением. Единственно, что остается, это спокойно (насколько это возможно) подумать, что подготовлены вы хорошо. Все помните, готовы покорить зал.

Появляясь перед зрителями, обязательно поздоровайся с ними. Если же вас объявили- выйдите к публике с улыбкой.

Нужно настроиться на боевой лад и непременно на победу: у вас все получится.

Читать,  писать, рассказывать.

Многие из нас выступая  на публике, не имея четкого плана, идеи о том, что мы хотим сказать. Импровизируя, используя неточные слова и выражения, мы мешаем публике понимать нас. Важно тренироваться и говорить с аудиторией, предельно ясно, логично выражая свои мысли. Поэтому ораторское искусство требует постоянной работы, которую можно выразить в трех словах: читать,  писать, рассказывать. Читать, чтобы обогатить свой словарный запас; писать, чтобы научиться четко, формулировать  то, о чем хочешь сказать; рассказывать, чтобы учиться мыслить вслух.

Зеркало – ваш друг.

Тренироваться перед зеркалом. Эффект тренировки перед зеркалом просто несравним. Таким образом, вы сможете поставить на нужный уровень свои реплики, движения, мимику и жесты. Зеркало позволит вам выявить все ваши проблемы, связанные  с вашим внешним видом, которые должны быть удалены перед непосредственным выступлением. В зеркале вы сможете смотреть на себя как слушатель и правильно оценить все свои недостатки и далее их удалить.

  • Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.
  • Установите зрительный контакт.
  • Не стоит смотреть в пол, потолок, за окно. Оратор привлекает больше всего внимания, если он старается посмотреть в глаза слушателям. Лучше всего устанавливать визуальный контакт на пару секунд, а затем переводить взгляд на другого слушателя, потом - еще на одного и так далее. Не нужно пугать слушателей, внимательно всматриваться в каждого по полчаса- люди будут чувствовать себя не в своей тарелке.
  • Так вот, именно такое поведение поможет вам получить полное внимание аудитории- у слушателей будет создаваться впечатление, что вы выступаете для каждого из них, а не для всех вместе. Кстати, специалисты рекомендуют смотреть не прямо в глаза, а  в район- переносицы взгляд для стороннего наблюдателя становится «загадочным» и человек не чувствует неудобства от того, что ему смотрят прямо в глаза.
  • Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.
  • Любой человек способен произнести речь. Не подражайте другим. Если вы говорите непосредственно, вы не похожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только вам манеру.
  • Говорите со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я вам скажу …» Такие вещи кажутся совершенно естественными; ваша фразеология не будет больше официальной, это согреет и очеловечит выступление.

     Верить в то, что вы говорите

  • Выступление перед аудиторией - это не исполнение роли и не игра на публику. Для того чтобы нас слушали, заинтересовались предметом выступления, мы должны верить в то, о чем говорим. Когда мы уверенны в своей мысли и в своих словах, мы всегда убедительны и способны взволновать других.  «Плохой оратор притворяется тем (как ему кажется) в данный момент  хочет видеть его публика - говорит Адольф Хараш.-  Он угадывает, как нужно себя вести, играет роль и поэтому фальшивит. Хороший оратор никем не притворяется, не идентифицирует себя с определенной ролью, выступая перед аудиторией, он остается самим собой, и именно это вызывает доверие у слушателей
  • Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем всевозможные правила на свете.
  • Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.
  • Меняйте тон голоса. Если вы заметите, что говорите монотонно – обычно громким голосом, - остановитесь на секунду. Беседуй с этими людьми. Говори по-человечески. Веди себя естественно».
  • Меняйте темп речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрачивая больше времени на те, которые вы хотите выделить. Такой метод неизменно привлекает внимание.
  • Говорите просто!
  • Не акцентируйте внимание на ошибках речи.
  • Даже самый хороший оратор может допустить ошибки в своей речи. Может «заплетаться язык», или вы забудете  слово. В любом случае, не останавливайтесь, извиняясь, просто продолжайте говорить.  Всем будет все равно - ведь слушать вас интересно.

Делайте паузу до и после важных мыслей.  «Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить».

Практическая часть.

Техника «Лучшие воспоминания».

Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что-то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще раз эмоционально ярко переживите его.

Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинга уверенности в себе). Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы.

Цель: прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и  агрессивного ответов.

Ход: каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной ситуации уверенный, неуверенный, агрессивные ответы. Например, представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он у вас занял. Агрессивное  поведение может выражаться следующим высказыванием типа: «черт возьми! Я знал,  что нельзя тебе доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием  типа: « Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты мне вернуть деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: « Я считал, что мы договорились, когда ты обещал мне вернуть деньги сегодня.  Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу».

Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только из трех ответов. Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определённые сложности , может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете.

Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы  тон голоса, позы, выражения лица соответствовали словам.

Техника «Ваш герой».

Постарайтесь войти в роль того человека, которым вы восхищались или восхищаетесь теперь. Можно создать свободный образ идеального героя - такого, каким бы вы хотели быть в жизни. Представьте его ярко, вживитесь в характер, привычки. Наконец, слейтесь с ним воедино! Представьте , что уснув ночью, вы утром проснулись уже в образе этого, на сто процентов уверенного  в себе человека.

Техника «Накачка уверенностью».

Подберите цвет, который ассоциируются у вас с уверенностью. И мысленно «прокачайте» им свое тело: каждую клеточку, каждую мышцу, каждый нерв. У каждого из нас есть и своя «музыка уверенности»: для кого-то подойдет военный марш, кому-то больше по душе классика или рок-музыка.

Техника «Корона уверенности».

Представьте себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко вам зааплодировать. Вы широко улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а и  на  голове у вас красуется великолепная корона.

Ситуации.

Друг продолжает занимать вас разговорами, а вы хотите уйти. Вы говорите….

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговорам. Вы общаетесь с ними…..

Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему….

По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника. Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным.

 Упражнение  умение  вести разговор

Цель:  неуверенным в себе людям часто недостает базовых коммуникативных умений.

Ход: группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается     задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнеру ответить более полно.

( например, «вы живете в студенческом городке?» закрытый вопрос, « Где вы живете?» открытый вопрос). Другой участник пары на каждый вопрос с помощью раскрывающейся его произвольной информации, то есть информации о себе, которая выходит за рамки строгого  ответа на вопрос. (Например, «Я живу в студенческом городке «не слишком информативный ответ;  ответ   «я живу в студенческом городке в одном из новых студенческих общежитий, и делю комнату еще с двумя соседями» дает много информации о человеке.) Оставайтесь  в роли около пяти минут, затем поменяйтесь ролями, чтобы оба партнера могли поупражняться в постановке открытых  вопросов и представление произвольной информации.

 На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Иначе говоря, вы своими словами повторяете свободную информацию партнера. Чтобы показать, то вы его слушаете. (например, первый участник может сказать: « вчера вечером, гуляя по студенческому городку, я  посетил такие места, которые раньше не видел.» Второй участник может уточнить: « Ты имеешь в виду…..»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление перед общественностью

Очень малая часть того, чем я увлечённо занимаюсь!...

Сценарий выступления перед жителями блокадного Ленинграда.

В сценарии отражены  героические и трагические дни  блокадного Ленинграда....

Работа с картиной в школе III вида (выступление перед студентами ЧГУ)

Cтароверова Н.А. Работа с картиной в школе III вида...

Выступление перед родителями и опекунами в комитете опеки и попечительства

1.      Речь и ее функции в развитии ребенка1.1.   Функции речи1.2.   Виды речи2.      Основные этапы развития речи детей в норме3...

Выступление перед коллективом "Результаты работы в проекте УКО"

Выступление перед коллективом "Результаты работы в проекте УКО"...

Фотоотчет о выступлениях перед педагогами и родителями.

Фотоотчет о выступлениях перед педагогами и родителями за 2015-2019 учебные года...

Выступление перед классными руководителями по теме: "Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления"

Связь между классным руководителем и органами местного самоуправлеия очень тесная. Классный руководитель должен вдохновлять детей, помогать найти применение их способностям и талантам. В данном выступ...