Выступление перед родителями и опекунами в комитете опеки и попечительства
статья на тему

1.      Речь и ее функции в развитии ребенка

1.1.   Функции речи

1.2.   Виды речи

2.      Основные этапы развития речи детей в норме

3.      Причины речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

План

  1. Речь и ее функции в развитии ребенка
  1. Функции речи
  2. Виды речи
  1. Основные этапы развития речи детей в норме
  2. Причины речевых нарушений

  1. Речь и ее функции в развитии ребенка.

Речь – это результат согласованной деятельности областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Речь является средством общения, выполняя коммуникативную функцию, является средством мышления (показателем психического развития ребенка), речь участвует в формировании ребенка как личности.

Различают два вида речи:

- внутреннюю;

- внешнюю.

Внешняя речь – это наша устная речь, которая в школьном возрасте переходит в письменную.

Внутренняя речь  развивается из внешней – это способность человека мыслить, думать, анализировать, не включая при этом голос.

  1. Развитие речи у детей в норме.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно.

Психологи и логопеды советуют будущим мамам уже во время беременности разговаривать с малышом – этот эмоциональный контакт очень нужен ребенку – читать книги и слушать спокойную музыку. К 3 месяцам у маленького человечка уже заложен мозг и нервная система, уже в этом внутриутробном периоде идет закладка фундамента для развития речи ребенка.

Довербальный период – 0-2 месяца, когда ребенок еще не говорит. Рефлекторные звуки, которые ребенок издает, рефлекорный крик – это еще не фонемы родного языка. Ребенок еще не понимает речи окружающих, но уже следит за мимикой мамы, слышит тембр, силу, высоту ее голоса, учится выделять маму из окружающих по голосу. В этот период складываются условия, обеспечивающие владение речью, закладываются элементарные артикуляционные позиции (ребенок начинает улыбаться и появляется смех в 6-8 недель).

Начиная с 12 недель у большинства малышей начинается стадия гуления, когда рефлекторные звуки становятся коммуникативными. Гуление возникает на улыбку или разговор взрослого, оно происходит на выдохе, тем самым происходит тренировка речевого дыхания.

В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка, на этой же стадии появляется смех. В этот период грудное вскармливание является хорошим помощником, ведь создается не только тактильный контакт с матерью, но и необходимые артикуляционные предпосылки для произнесения звуков. А эмоциональное общение взрослого с ребенком помогает формированию слухового внимания, умению локализовать звук в пространстве, следить за движущимся предметом.

Вербальный период начинается с 4 месяцев, когда ребенок начинает понимать значения некоторых слов, простейших высказываний, когда появляются его первые лепетные слоги (ба, ма, та, ба-а). Лепет выступает, как вполне самостоятельная деятельность только к 6-7 месяцам. Ребенок лепечет при общении со взрослым, используя голосовые реакции, для привлечения внимания окружающих, слушает их речь.

К 9 месяцам ребенок начинает произносить слоги различных типов. У некоторых детей слоги превращаются в лепетные слова «би-би» (машина), «му-» (корова), у других это «псевдослова» - не имеющие определенного значения. В этот период общение с ребенком происходит с помощью наглядно-действенных средств, и именно в этот период ребенок интуитивно овладевает речью.

Первые слова появляются у детей от 9 месяцев до 1 года, когда на вопрос «Кто это?» или «Что это?» ребенок отвечает словом или звукоподражанием. Словарь здорового ребенка активизируется, ребенок узнает много нового, общаясь со взрослыми. У него развивается импрессивная и экспрессивная речь, слуховая и зрительная память, речевой слух, сенсорные навыки.

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, но бесконечное множество мыслей и чувств, воззрений на предметы, множество понятий, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро в течение 2-3 лет, столько, что и половины того не сможет усвоить в 20 лет прилежного и методического уровня. Таков этот величайший народный педагог – родное слово». (К.Д. Ушинский)

В период 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев ребенок использует в речи «однословные предложения», применяя в речи существительные, несколько позже глаголы (звукоподражания и слова). Примерно к 1 году и 10 месяцам дети начинают объединять слова, не связанные между собой грамматически в фразу.

К двум годам у здорового ребенка в словаре насчитывается около 170 слов (помимо существительных и глаголов появляются прилагательные), начинается формирование грамматического строя речи. Звукопроизношение смягченное. К 2 годам 3 месяцам малыши изменяют существительные единственного числа по падежам и числам, согласовывая их с глаголами, в речи появляются предлоги. Ребенок может строить сложные предложения из 5-8 слов. Звукопроизношение нарушено из-за отсутствия шипящих, сонорных звуков [л], [р], свистящие звуки произносит твердо. В этом периоде отмечается нарушение согласования существительного + прилагательное.

К 3 годам малыш говорит «Я!» о себе, хорошо ориентируется в пространстве, в речи использует прямые предлоги, грамматический строй продолжает формироваться. Ребенок учится дифференцировать существительные по родам «мама моя», «папа мой», но может и допустить ошибки. Дети с удовольствием слушают сказки, песенки, запоминают их, рассказывают с помощью взрослого.

К 4 годам уровень знаний ребенка расширяется, развивается его пассивная речь. В активной речи грамматический строй в общи чертах освоен, далее темп его формирования замедляется. Звукопроизношение к 4 годам должно соответствовать норме.

  1. Причины речевых нарушений.
  • Отягощенная наследственность;
  • Отягощенный анамнез;
  • Инфекционные тяжелые заболевания, перенесенные в 1,5 года жизни, частые соматические заболевания;
  • Социальные факторы (педагогическая запущенность, гиперопека).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

(с изменениями на 4 ноября 2014 года)...

Закон "Об опеке и попечительстве"

Статьи закона с внесенными изменениями...

Опека и попечительство

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи...

Выступление педагога-психолога перед родителями выпускников 11 класса

Выступление перед родителями выпускников Родительское собраниеРодители выпускников 11 класса Способы снять нервно-психическое напряжениеСпособы мобилизующие интеллектуальные возможности...

Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гра...

Фотоотчет о выступлениях перед педагогами и родителями.

Фотоотчет о выступлениях перед педагогами и родителями за 2015-2019 учебные года...