Работа с картиной в школе III вида (выступление перед студентами ЧГУ)
статья по теме
Cтароверова Н.А. Работа с картиной в школе III вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pered_studentami.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Староверова Наталия Александровна, учитель I категории, дефектолог, зав. МО учителей гуманитарного цикла
Работа с картиной
Работа с картиной начинается с 1 класса и продолжается во всех последующих. Сначала дети составляют устные предложения, потом повествовательные рассказы по серии картинок, затем - по одной картине, где дается один момент сюжета, а остальное надо домыслить, и, наконец, с 3 класса - учатся описывать картину.
Велика роль картины для развития разных сторон речи учеников (связности, последовательности, точности, образности) и как средство развития мышления, воспитания эстетического вкуса. Но в школе слабовидящих особо следует подчеркнуть роль картины для формирования умения видеть, наблюдать, для воспитания «культуры зрения» у детей, так как при самостоятельном рассматривании дети не видят многого на картине, теряются в ее деталях, затрудняются устанавливать связи между ними.
Для того чтобы работа с картиной в школе слабовидящих была эффективной, необходимо создание оптимальных условий для восприятия картины с учетом зрительных возможностей (освещенность, масштаб картины, четкость изображаемого), целенаправленное руководство восприятием картины со стороны учителя; знакомство учащихся с элементарными понятиями изобразительной грамоты (построение картины, передний, средний, задний план, свет и тень, теплые и холодные цвета , насыщенность цвета, колорит и т.п.).
Картина вывешивается на уровне глаз детей, хорошо освещена, рассматривается небольшими группами (4-5 человек), близоруким и с узким полем зрения лучше рассматривать индивидуально на рабочем месте, выбирается удобное для школьника место при светобоязни. Детям, у которых близорукость сочетается с частичной атрофией зрительного нерва, катарактой, афакией, дегенерацией сетчатки, альбинизмом, необходимы увеличительные приборы (очки, линзы). Страдающим нистагмом и астигматизмом, с узким полем зрения время восприятия должно быть увеличено. На уроке на это уходит очень много времени, поэтому необходимо всегда вывешиваю картину накануне и оставляю ее после урока еще на некоторое время, чтобы дети могли неоднократно рассмотреть ее.
Роль учителя и степень помощи его в восприятии картины может быть различна. На первых порах он сам может полностью описать картину, но тогда она станет лишь источником знания, но не средством анализирующего восприятия, мышления и речи. Поэтому роль учителя важна в организации беседы по картине и выработке алгоритмических предписаний. Так, для рассмотрения сюжетной картины используются следующий алгоритм:
- Внимательно рассмотри картину (начинать с центра, влево
вверх, вправо вверх, вправо вниз, влево вниз. В более старших
классах: центр, передний план, задний план). - Расскажи, где и когда происходит действие. Почему ты так думаешь?
- Назови действующих лиц. Расскажи о них: опиши их лица, жесты, как они одеты, чем заняты, какое у них настроение. Из
чего это видно? - Как расположены действующие лица, предметы по отношению друг
к другу? Кто находится в центре нашего внимания? - Какой цвет преобладает в картине? Почему?
- Понравилась ли тебе картина? Что особенно понравилось? Какое
настроение она создает?
Восприятию пейзажной картины поможет следующее алгоритмическое предписание:
- Внимательно рассмотри репродукцию с картины художника.
- Какая местность изображена на картине?
- Какое время года изображено? По каким признакам ты узнал?
Расскажи подробно. - Расскажи, что ты видишь на первом плане, на втором?
- Какие краски использует художник?
- Что понравилось тебе в этой картине? Какое настроение она вызывает?
Овладение алгоритмом рассматривания картины детьми проводится в три этапа: сначала дети запоминают вопросы (задает учитель), затем пытаются самостоятельно перевести их в план умственной деятельности (учитель напоминает и корригирует). На последнем этапе ученики самостоятельно владеют алгоритмом и переносят на другой вид деятельности.
Структурно урок обучения сочинению по картине в школе слабовидящих строится так же, как и в массовой школе: подготовка учащихся к восприятию картины; рассматривание картины; беседа с целью анализа ее содержания; словарно-схематическая работа; составление плана; устный рассказ; запись текста. Но в отличие от массовой школы особое внимание уделяется второму и третьему этапу (рассматривание картины и системе вопросов учителя). Если перед детьми не ставится задача составить рассказ по картине устный или письменный, а картина демонстрируется с целью ознакомления с творчеством художника и получения эстетического удовольствия, алгоритм восприятия в принципе остается тот же.
Староверова Н.А.
Алгоритм для рассмотрения сюжетной картины
- Внимательно рассмотри картину (начинать с центра, влево
вверх, вправо вверх, вправо вниз, влево вниз. В более старших
классах: центр, передний план, задний план). - Расскажи, где и когда происходит действие. Почему ты так думаешь?
- Назови действующих лиц. Расскажи о них: опиши их лица, жесты, как они одеты, чем заняты, какое у них настроение. Из
чего это видно? - Как расположены действующие лица, предметы по отношению друг
к другу? Кто находится в центре нашего внимания? - Какой цвет преобладает в картине? Почему?
- Понравилась ли тебе картина? Что особенно понравилось? Какое
настроение она создает?
Алгоритм для рассмотрения пейзажной картины
1.Внимательно рассмотри репродукцию с картины художника.
2.Какая местность изображена на картине?
3.Какое время года изображено? По каким признакам ты узнал?
Расскажи подробно.
- Расскажи, что ты видишь на первом плане, на втором?
- Какие краски использует художник?
- Что понравилось тебе в этой картине? Какое настроение она вызывает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида
В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....
Практический материал по лексико-грамматической работе в 5 классе школы V вида.
Публикация содержит практический материал по лексико-грамматической работе по теме "Части речи" на логопедическом занятии с учащимися 5 класса в школе V вида. Возможно использование для индивидуальной...
"Основные направления коррекционной работы в старших классах школы VIII вида"
доклад на семинаре по дефектологии...
Аттестационные контрольные работы (тесты) для коррекционных школ VI вида за I полугодие по английскому языку
Аттестационные контрольные работы (тесты) по английскому языку по всем классам предназначены для контроля знаний обучающихся за первое полугодие для коррекционных школ VI вида.6-12 класс УМК "Английск...
Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".
Он учит речевой коммуникации, Грамматика и лексика - его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД....
Методическая разработка.Работа с родителями в школе VIII вида.
Цель: Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребен...
"Инновационные технологии при реализации ФГОС в коррекционной школе VIII вида". Выступление на методическом объединении.
В сообщении раскрывается содержание инновационных технологий при реализации ФГОС в корекционной школе VIII вида....