Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Путь к успеху"
учебно-методический материал на тему

Титова Людмила Ивановна

Моя программа по профилактике правонарушений называется "Путь к успеху". Она разработана на основе федеральных нормативных правовых актов, устава Чутеевской средней общеобразовательной школы и предполагает комплексную работу всего педагогического по предупреждению детской преступности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_pravonarusheniy.docx50.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чутеевская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

(протокол № 8 от 30.08.2014)

                     УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «Чутеевская СОШ»

от 31.08.2014  № 89

ПРОГРАММА

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

«Путь к успеху» 

                                                                Составитель:

Титова Людмила Ивановна,

                                                                                              социальный педагог

                                                                                              МБОУ «Чутеевская СОШ»

                                                   село Чутеево – 2014

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике правонарушений среди  несовершеннолетних «Путь к успеху»

Цель программы

создание условий для формирования социально активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности

Задачи программы

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних в получении общего образования 

- осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и воспитание здорового образа жизни

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,  

воспитывающимся в социально опасных семьях

- обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

-осуществление консультативно-профилактической работы среди участников образовательного процесса 

Заказчик программы

администрация МБОУ «Чутеевская СОШ»

Основной разработчик программы

Титова Людмила Ивановна, социальный педагог

Исполнители программы

- педагогический коллектив

- Совет профилактики
- медицинский работник
- родительский комитет

Система организации контроля исполнения программы

 

Управление реализацией программы осуществляют администрация школы, педагогический совет

Срок реализации программы

2014-2017 годы

Ожидаемые результаты реализации программы

- повышение уровня социальной адаптации учащихся

- снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми

- снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета

- снижение  количества пропусков уроков по неуважительной причине

- повышение правовой грамотности родителей и учащихся

                                                  Пояснительная записка

        Актуальность проблемы

Ведущая роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения принадлежит общеобразовательному учреждению. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум.

Кроме того, фактором успешности деятельности общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков является нахождение ее как социально-педагогической системы в состоянии развития и саморазвития. В этом состоянии школа претерпевает позитивные качественные изменения, характеризующиеся планомерностью и целеустремленностью. Таким образом, достигается наличие определенного соотношения между процессами развития общеобразовательного учреждения как социально-педагогической системы и развития подростка как части этой системы.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка признается право каждого ребенка на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его выполнению им полезной роли в обществе. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает разработка и внедрение новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику девиантности (и, конкретно, правонарушений) прежде всего на уровне первичной профилактики.

Программа по профилактике правонарушений среди  несовершеннолетних «Путь к успеху»  (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № ФЗ – 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», уставом МБОУ «Чутеевская СОШ».

Данная Программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и работу с детьми девиантного поведения.

Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для формирования социально активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности, исходя из которой следует решение следующих задач:

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних в получении общего образования 

- осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и воспитание здорового образа жизни

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,  воспитывающимся в социально опасных семьях

- обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

-осуществление консультативно-профилактической работы среди участников образовательного процесса 

Целевая группа: учащиеся МБОУ «Чутеевская СОШ»

        Срок реализации: Программа рассчитана на 2014-2017 годы и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

Этапы реализации Программы:

I этап – организационный

II этап – аналитико-диагностический

III этап – деятельностный

 IV этап – оценочный

Кадровое обеспечение Программы

В реализации Программы участвуют:

- директор школы, заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования;

- специалисты МБОУ «Центр диагностики и консультирования» (по согласованию)

- представители субъектов профилактики (по согласованию).

Ожидаемые результаты реализации Программы

В ходе реализации Программы предполагается достичь следующих результатов:

- повышение уровня социальной адаптации учащихся

- снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми

- снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета

- снижение  количества пропусков уроков по неуважительной причине

     - повышение правовой грамотности родителей и учащихся.

       

Точки риска при реализации Программы: 

- недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков;

- нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков;

 - невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности;

- отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами;

- невозможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей во внеурочное время.

                 

Содержание Программы

Программа реализуется в четыре этапа.

I этап. Организационная работа направлена на разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, пропаганде здорового образа жизни, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».

На данном этапе проводятся следующие виды работ:

  • Планирование работы по профилактике правонарушений, профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании;
  • Организация работы Совета по профилактике правонарушений
  • Составление социального паспорта класса, школы
  • Посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу без уважительных причин;
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки
  • Проведение тематических педагогических советов, родительских собраний
  • Составление базы данных учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на   внутришкольном учёте, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Ведение журналов, карт социально-психологического сопровождения социально опасных семей, учащихся «группы риска»

II этап. Аналитико-диагностический этап предполагает:

  • Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ  и систематизация информации для выявления причин, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними  
  • Выявление подростков, склонных к совершению правонарушений
  • Определение причин и условий, способствующих возникновению  данных отклонений в поведении.

На данном этапе  используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации. Наблюдение – самый

распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.

Аналитико-диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями, в некоторых случаях  с привлечением   специалистов  МБОУ «Центр диагностики и консультирования».

III этап.  Деятельностный этап включает в себя непосредственную профилактическую работу. Он состоит из двух направлений:

1. Работа с учащимися

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогическим коллективом

Работа с учащимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности:

  • Проведение мероприятий совестно с инспектором ПДН;
  • Классные часы по безопасности;
  • Организация правового всеобуча;
  • Профориентационная работа;
  • Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ;
  • Организация досуговой деятельности
  • Вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции, а также в социально значимую деятельность;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.

       

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно-положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений,  профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Работа в этом направлении предполагает:

  • Выявление причин отклонений в поведении;
  • Беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
  • Приглашение подростка на Совет по профилактике правонарушений;
  • Беседы инспектора ПДН;
  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Виды работ с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах;

  • «День открытых дверей» для родителей;
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
  • Выявление социально опасных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в КДН и ЗП;
  • Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев)
  • Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов.

Профилактическая работа с педагогическим коллективом направлена на информирование педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.

В данном направлении проводятся следующие мероприятия:

  • Участие в заседаниях педагогического совета школы
  • Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики
  • Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия

В целях достижения положительных результатов в течение всего периода реализации Программы необходимо  поддерживать постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором по делам несовершеннолетних, другими представителями субъектов профилактики:

  • Систематически сверять списки учащихся, состоящих на разных видах учета, задержанных за различные правонарушения и преступления;

  • Приглашать сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций;
  • Участвовать в месячнике правовых знаний, акциях «Полиция и дети», «Подросток»;
  • Проводить работу по снятию с профилактического учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения;
  • Совместно проводить рейды по посещению семей, находящихся в социально-опасном положении.  

 IV этап. Оценочный этап проводится с целью определения эффективности профилактической деятельности методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Результаты реализации Программы ежегодно обсуждаются на педагогическом совете.

Методическое обеспечение  Программы

  1. Социально-реабилитационные технологии:
  • Исследование микросоциума ребенка
  • Установление доверительных отношений.

  1. Методы обучения и воспитания:
  • Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример
  • Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение
  • Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов
  • Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

  1. Диагностика подростков:
  • Исследование интересов подростков
  • Исследование ценностных ориентаций участников Программы.

4.   Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

  • на формирование позитивных дружеских отношений.
  • групповую сплоченность.
  • на формирование доверия друг к другу.

Комплекс мероприятий по реализации Программы

Этапы

Мероприятия

Исполнители

I этап

Разработка плана профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждения злоупотребления ПАВ на учебный год

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Обновление банка данных о детях, находящихся в различных видах учета и тяжелой жизненной ситуации

Социальный педагог

Составление социального паспорта класса, школы

Классные руководители, социальный педагог

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних «группы риска», выявление фактов неблагополучия в семьях

Социальный педагог, представители системы профилактики

Участие в проведении организационных мероприятий, направленных на

предупреждение  детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства учащихся в

свободное от учебы время

Социальный педагог

Составление социально-психологических карточек учащихся, состоящих на ВШК, ПДН, контроль за посещаемостью учебных занятий

Социальный педагог

Оперативное информирование отделение полиции, КДН и ЗП и прокуратуру о выявленных на территории ОУ преступлениях против семьи и несовершеннолетних, происшествиях, связанных с причинением вреда жизни и здоровью детей и подростков, факторов безнадзорности, безвестного отсутствия для незамедлительного реагирования и принятия своевременных мер

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Организация работы Совета профилактики

Зам. директора по ВР, социальный педагог

II этап

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

Зам. директора по ВР,

классные руководители,

социальный педагог

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений

Классные руководители,

социальный педагог,

педагог-психолог

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и в КДН и ЗП

Классные руководители,

социальный педагог,

педагог-психолог

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и в КДН и ЗП

Классные руководители,

социальный педагог

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

Классные руководители,

социальный педагог

III этап

Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Реализация профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни, законопослушного поведения

Социальный педагог, учителя-предметники

Организация и проведение Дней профилактики

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Организация и проведение родительских собраний по проблемам безнадзорности и злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних

Администрация школы

Организация и проведение классных часов

Классные руководители

Проведение игровых тренингов с учащимися «группы риска», направленных на профилактику и исправление девиантных форм поведения

Социальный педагог

Организация досуга учащихся

Классные руководители, социальный педагог

Обсуждение вопросов профилактики на педагогических советах, методических объединениях классных руководителей

Администрация школы

IVэтап

Анализ профилактической работы, корректировка плана на следующий учебный год

Социальный педагог

Список использованной литературы

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., 2001.
  2. Дети группы риска в общеобразовательной школе /Под ред. С.В. Титовой.-   СПб.: Питер, 2008.
  3. Дормаш С.В., Заводова Т.Е. Социальный педагог. - Минск 2004.
  4. Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 2009.
  5. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально- опасного поведения школьников.- Волгоград, 2007.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2005.
  7. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность.- С-Пб,2004.
  8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  9. Осипова М.П., Бутрина Г.А. Работа с родителями. -  Минск, 2003 г.
  10. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Семенов Г.С. Методики работы социального   педагога. - М,2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи

Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий....

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2013-2017 г.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних рассчитана на 5 лет. Состоит из 3 этапов: 1. Подготовительный этап 2. Внедрение 3. Отслеживание и анализ резу...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...

Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2023 годы «Новый взгляд на жизнь»

Программа по профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних...