Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Путь к успеху"
учебно-методический материал на тему
Моя программа по профилактике правонарушений называется "Путь к успеху". Она разработана на основе федеральных нормативных правовых актов, устава Чутеевской средней общеобразовательной школы и предполагает комплексную работу всего педагогического по предупреждению детской преступности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_pravonarusheniy.docx | 50.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской Республики
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета (протокол № 8 от 30.08.2014) | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «Чутеевская СОШ» от 31.08.2014 № 89 |
ПРОГРАММА
по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
«Путь к успеху»
Составитель:
Титова Людмила Ивановна,
социальный педагог
МБОУ «Чутеевская СОШ»
село Чутеево – 2014
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Путь к успеху» |
Цель программы | создание условий для формирования социально активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности |
Задачи программы | - защита прав и законных интересов несовершеннолетних в получении общего образования - осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и воспитание здорового образа жизни - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, воспитывающимся в социально опасных семьях - обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности -осуществление консультативно-профилактической работы среди участников образовательного процесса |
Заказчик программы | администрация МБОУ «Чутеевская СОШ» |
Основной разработчик программы | Титова Людмила Ивановна, социальный педагог |
Исполнители программы | - педагогический коллектив - Совет профилактики |
Система организации контроля исполнения программы
| Управление реализацией программы осуществляют администрация школы, педагогический совет |
Срок реализации программы | 2014-2017 годы |
Ожидаемые результаты реализации программы | - повышение уровня социальной адаптации учащихся - снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми - снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета - снижение количества пропусков уроков по неуважительной причине - повышение правовой грамотности родителей и учащихся |
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Ведущая роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения принадлежит общеобразовательному учреждению. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум.
Кроме того, фактором успешности деятельности общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков является нахождение ее как социально-педагогической системы в состоянии развития и саморазвития. В этом состоянии школа претерпевает позитивные качественные изменения, характеризующиеся планомерностью и целеустремленностью. Таким образом, достигается наличие определенного соотношения между процессами развития общеобразовательного учреждения как социально-педагогической системы и развития подростка как части этой системы.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка признается право каждого ребенка на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его выполнению им полезной роли в обществе. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает разработка и внедрение новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику девиантности (и, конкретно, правонарушений) прежде всего на уровне первичной профилактики.
Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Путь к успеху» (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № ФЗ – 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», уставом МБОУ «Чутеевская СОШ».
Данная Программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику с обучающимися, так и работу с детьми девиантного поведения.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для формирования социально активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности, исходя из которой следует решение следующих задач:
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних в получении общего образования
- осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних и воспитание здорового образа жизни
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, воспитывающимся в социально опасных семьях
- обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности
-осуществление консультативно-профилактической работы среди участников образовательного процесса
Целевая группа: учащиеся МБОУ «Чутеевская СОШ»
Срок реализации: Программа рассчитана на 2014-2017 годы и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию
Этапы реализации Программы:
I этап – организационный
II этап – аналитико-диагностический
III этап – деятельностный
IV этап – оценочный
Кадровое обеспечение Программы
В реализации Программы участвуют:
- директор школы, заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования;
- специалисты МБОУ «Центр диагностики и консультирования» (по согласованию)
- представители субъектов профилактики (по согласованию).
Ожидаемые результаты реализации Программы
В ходе реализации Программы предполагается достичь следующих результатов:
- повышение уровня социальной адаптации учащихся
- снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми
- снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета
- снижение количества пропусков уроков по неуважительной причине
- повышение правовой грамотности родителей и учащихся.
Точки риска при реализации Программы:
- недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков;
- нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков;
- невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности;
- отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами;
- невозможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей во внеурочное время.
Содержание Программы
Программа реализуется в четыре этапа.
I этап. Организационная работа направлена на разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, пропаганде здорового образа жизни, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
На данном этапе проводятся следующие виды работ:
- Планирование работы по профилактике правонарушений, профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании;
- Организация работы Совета по профилактике правонарушений
- Составление социального паспорта класса, школы
- Посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу без уважительных причин;
- Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки
- Проведение тематических педагогических советов, родительских собраний
- Составление базы данных учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Ведение журналов, карт социально-психологического сопровождения социально опасных семей, учащихся «группы риска»
II этап. Аналитико-диагностический этап предполагает:
- Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ и систематизация информации для выявления причин, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними
- Выявление подростков, склонных к совершению правонарушений
- Определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении.
На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации. Наблюдение – самый
распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.
Аналитико-диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями, в некоторых случаях с привлечением специалистов МБОУ «Центр диагностики и консультирования».
III этап. Деятельностный этап включает в себя непосредственную профилактическую работу. Он состоит из двух направлений:
1. Работа с учащимися
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогическим коллективом
Работа с учащимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности:
- Проведение мероприятий совестно с инспектором ПДН;
- Классные часы по безопасности;
- Организация правового всеобуча;
- Профориентационная работа;
- Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ;
- Организация досуговой деятельности
- Вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции, а также в социально значимую деятельность;
- Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно-положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание | Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Работа в этом направлении предполагает:
- Выявление причин отклонений в поведении;
- Беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- Приглашение подростка на Совет по профилактике правонарушений;
- Беседы инспектора ПДН;
- Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.
Виды работ с родителями:
- Выбор родительского комитета в классах;
- «День открытых дверей» для родителей;
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
- Выявление социально опасных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в КДН и ЗП;
- Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев)
- Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов.
Профилактическая работа с педагогическим коллективом направлена на информирование педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.
В данном направлении проводятся следующие мероприятия:
- Участие в заседаниях педагогического совета школы
- Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики
- Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия
В целях достижения положительных результатов в течение всего периода реализации Программы необходимо поддерживать постоянную связь с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором по делам несовершеннолетних, другими представителями субъектов профилактики:
- Систематически сверять списки учащихся, состоящих на разных видах учета, задержанных за различные правонарушения и преступления;
- Приглашать сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов правоохранительных органов, врачей и других специалистов для проведения лекций;
- Участвовать в месячнике правовых знаний, акциях «Полиция и дети», «Подросток»;
- Проводить работу по снятию с профилактического учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения;
- Совместно проводить рейды по посещению семей, находящихся в социально-опасном положении.
IV этап. Оценочный этап проводится с целью определения эффективности профилактической деятельности методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Результаты реализации Программы ежегодно обсуждаются на педагогическом совете.
Методическое обеспечение Программы
- Социально-реабилитационные технологии:
- Исследование микросоциума ребенка
- Установление доверительных отношений.
- Методы обучения и воспитания:
- Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример
- Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение
- Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов
- Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.
- Диагностика подростков:
- Исследование интересов подростков
- Исследование ценностных ориентаций участников Программы.
4. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:
- на формирование позитивных дружеских отношений.
- групповую сплоченность.
- на формирование доверия друг к другу.
Комплекс мероприятий по реализации Программы
Этапы | Мероприятия | Исполнители |
I этап | Разработка плана профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждения злоупотребления ПАВ на учебный год | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
Обновление банка данных о детях, находящихся в различных видах учета и тяжелой жизненной ситуации | Социальный педагог | |
Составление социального паспорта класса, школы | Классные руководители, социальный педагог | |
Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних «группы риска», выявление фактов неблагополучия в семьях | Социальный педагог, представители системы профилактики | |
Участие в проведении организационных мероприятий, направленных на предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства учащихся в свободное от учебы время | Социальный педагог | |
Составление социально-психологических карточек учащихся, состоящих на ВШК, ПДН, контроль за посещаемостью учебных занятий | Социальный педагог | |
Оперативное информирование отделение полиции, КДН и ЗП и прокуратуру о выявленных на территории ОУ преступлениях против семьи и несовершеннолетних, происшествиях, связанных с причинением вреда жизни и здоровью детей и подростков, факторов безнадзорности, безвестного отсутствия для незамедлительного реагирования и принятия своевременных мер | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | |
Организация работы Совета профилактики | Зам. директора по ВР, социальный педагог | |
II этап | Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей | Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог |
Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | |
Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и в КДН и ЗП | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | |
Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и в КДН и ЗП | Классные руководители, социальный педагог | |
Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период | Классные руководители, социальный педагог | |
III этап | Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
Реализация профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни, законопослушного поведения | Социальный педагог, учителя-предметники | |
Организация и проведение Дней профилактики | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | |
Организация и проведение родительских собраний по проблемам безнадзорности и злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних | Администрация школы | |
Организация и проведение классных часов | Классные руководители | |
Проведение игровых тренингов с учащимися «группы риска», направленных на профилактику и исправление девиантных форм поведения | Социальный педагог | |
Организация досуга учащихся | Классные руководители, социальный педагог | |
Обсуждение вопросов профилактики на педагогических советах, методических объединениях классных руководителей | Администрация школы | |
IVэтап | Анализ профилактической работы, корректировка плана на следующий учебный год | Социальный педагог |
Список использованной литературы
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., 2001.
- Дети группы риска в общеобразовательной школе /Под ред. С.В. Титовой.- СПб.: Питер, 2008.
- Дормаш С.В., Заводова Т.Е. Социальный педагог. - Минск 2004.
- Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 2009.
- Ляпина Е.Ю. Профилактика социально- опасного поведения школьников.- Волгоград, 2007.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2005.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность.- С-Пб,2004.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Осипова М.П., Бутрина Г.А. Работа с родителями. - Минск, 2003 г.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Семенов Г.С. Методики работы социального педагога. - М,2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи
Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий....
ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...
Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2013-2017 г.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних рассчитана на 5 лет. Состоит из 3 этапов: 1. Подготовительный этап 2. Внедрение 3. Отслеживание и анализ резу...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...
Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...
Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2023 годы «Новый взгляд на жизнь»
Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...