Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2023 годы «Новый взгляд на жизнь»
учебно-методический материал

Крюкова Елена Петровна

Программа по профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_novyy_vzglyad_na_zhizn.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Советский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа

 п. Коммунистический»

Утверждаю.

Директор МБОУСОШ

п.Коммунистический

____________________

С.А.Фалина

Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

на 2020 – 2023 годы

«Новый взгляд на жизнь»

 

2020 г.

Информационная карта

1.

Полное название программы

Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Новый взгляд на жизнь»

2.

Автор программы

Крюкова Елена Петровна, социальный педагог МБОУСОШ                                    п. Коммунистический

3.

Полное название организации, телефон

628256, Ханты - Мансийский автономный округ, Тюменская область, Советский район, г.п. Коммунистический, ул. Лесная 17 а, тел. 46-2-24

4.

Руководитель программы

Цанько Светлана Анатольевна,  заместитель директора по воспитательной работе МБОУСОШ п.Коммунистический, высшая квалификационная категория

5.

Цель, задачи

Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.

  1. Создание условий для проявления обучающимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
  2. Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
  3. Воспитание у обучающихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
  4. Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур.
  5. Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
  6. Расширение кругозора родителей (законных представителей),  педагогов  и обучающихся по вопросам правовой культуры.

6.

Срок реализации программы

2020-2023 г.г., долгосрочная

7.

Общее количество и возраст участников программы

Обучающиеся 1-11 классов (210 человек), 6-18 лет

8.

География участников программы

Обучающиеся  МБОУСОШ п.Коммунистический

9.

Условия участия в проекте

Все участники образовательного процесса

10.

Ожидаемый результат

  1. Создание системы профилактической работы
  2. Формирование культуры здорового образа жизни
  3. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей и педагогических работников
  4. Снижения уровня правонарушений среди обучающихся
  5. Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе

11.

История программы

Программа реализуется  впервые


  1. Актуальность

Индикатором эффективности социальной политики государства выступает социальное здоровье общества. Профилактика правонарушений среди подростков – сложная социальная задача. На ее решение сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления, и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится подразделениям по делам несовершеннолетних (ОПДН), которые на основе закона осуществляют широкий сектор профилактических мер. В их основе – выявление фактов противоправных поступков детей и подростков, а также причин и условий, порождающих девиантное  поведение несовершеннолетних.

На протяжении многих лет в России отмечается тенденция социальной и нравственной деградации молодого поколения. Подростковая и молодежная преступность имеет место быть. В значительной мере нарушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков. Подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, в этом возрасте они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.

Большинство подростков вырастают достойными гражданами своей страны. Некоторые же подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, а иногда и преступные действия. По сравнению с преступлениями взрослых преступления лиц, не достигших совершеннолетия, как правило, менее опасны. До 80 % всех преступлений несовершеннолетних составляют хищения предметов, представляющих для подростков непосредственно потребительский интерес (сладости, спиртное, спортивные принадлежности, мобильные телефоны), а также менее опасные виды хулиганства. Такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, составляют 6 - 8 %. К опасным последствиям в ряде случаев могут привести неосмотрительные действия подростков, пренебрегающих обычными правилами предосторожности (например, разогревание на костре найденных взрывоопасных предметов, неосторожное обращение с огнем и др.). В последнее время несколько увеличилось число угонов автомашин. Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 22 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 - 3 человек.

Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением старается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого, толкает подростков на совершение различного рода преступлений. Также следует принять во внимание тот факт, что большинству подростков свойственны противоречивые психологические особенности: чаще всего это чувствительность, ранимость, тревожность, сочетающиеся с конфликтностью, вспыльчивостью и даже агрессивностью. Многим подросткам присуще стремление освободиться от навязчивого контроля и опеке родителей; критически относятся они и к ценностям, существующим в обществе. Нередко подростки доказывают, что они «уже не дети», подражая внешним признакам взрослости. В этом возрасте подросткам важно чувствовать себя успешными и  признанными другими людьми – сверстниками. Если подростку не удаётся добиться успеха в учебе, спорте, общественной жизни, тут – то и начинаются нарушения дисциплины, прогулы и правонарушения. Некоторые правонарушения подростки совершают ради любопытства, из – за желания развлечься, показать силу, смелость, утвердиться в глазах сверстников. И чем старше становиться подросток, тем чаще их поведение становиться асоциальным.

  1. Пояснительная записка

Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних  является многоплановой, межотраслевой и межведомственной задачей. На ее решении сосредоточены усилия  многих государственных органов  и учреждений,  призванных воздействовать на причины и условия,  способствующие распространению  безнадзорности и правонарушений в подростковой среде.

Профилактическая работа в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический» (школа) дает положительные результаты благодаря системности работы педагогического коллектива, специалистов на протяжении ряда лет. Анализируя состояние правонарушений среди обучающихся за последние три года, необходимо отметить, что основными причинами их совершения является   бесконтрольность  со стороны родителей (законных представителей) за поведением  несовершеннолетних и аморальный  образ жизни  родителей (законных представителей). В связи с чем все более актуальна необходимость усиления взаимодействия образовательного учреждения, правоохранительных органов   и семей обучающихся в проведении профилактической работы по предупреждению административных и иных правонарушений в подростковой среде.

Профилактика правонарушений среди подростков включает в себя комплекс мер.  Этот комплекс объединяет в себя не только усилия различных инстанций и учреждений, совокупность различных мер по организации педагогической помощи подросткам их родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, но и различные виды работы с подростками во времени, в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов роста и развития, необходимых для этого условий. Наличие программ по профилактике правонарушений в школе неотъемлемая часть образовательной деятельности. Реализация данной программы позволит формировать социально – активную личность, культуру здорового образа жизни, активно  вовлечь семьи обучающихся в процесс воспитания, формировать осознанный  выбор    подростков, сопротивление к совершению правонарушений.

Целью данной программы является - формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.

            Задачи программы:

  1. Создание условий для проявления обучающимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
  2. Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
  3. Воспитание у обучающихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
  4. Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур.
  5. Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
  6. Расширение кругозора родителей (законных представителей), педагогов и обучающихся по вопросам правовой культуры.

          Принципы:

комплексность;

дифференцированность;

многоаспектность;

последовательность;

законность;

партнерство.

Для достижения положительного результата действия программы используются следующие воспитательные технологии:  

личностно-ориентированная технология;

технология сотрудничества;

методика свободного выбора;

технология педагогического общения;

технология педагогической поддержки;

технология социальных и творческих проектов;

игровая театральная методика.

  1. Содержание программы

Основные формы работы - беседы, классные часы, круглые столы, ролевые игры, акции, спортивные мероприятия, тренинги, экскурсии, т.д.

Механизм реализации программы - программа рассчитана на 2020-2023 г.г. Реализация программы будет проводиться исполнителями, привлеченными в соответствии с данной программой под контролем администрации школы.

Исполнители программы – администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, сотрудники учреждений профилактики, классные руководители, учителя предметники.

Программа содержит 4 блока: 

  1. Организационная работа.
  2. Диагностическая работа.
  3. Профилактическая работа с обучающимися.
  4. Профилактическая работа с родителями(законными представителями)..

  1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  1. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

  1. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору обучающегося  своего жизненного пути.

      Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком,

вхождение в доверие к нему,

 пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком

нравственно положительных качеств,

 поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка подростка в процессе  

самовоспитания и самоконтроля

  1. Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, Совета отцов, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики  школы.

Планы мероприятий по блокам работы:

  1. Организационная работа:

  1. Организация работы Совета профилактики.
  2. Проведение тематических педагогических советов.
  3. Педагогический всеобуч для родителей.
  4. Организация работы Совета отцов.
  5. Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска».
  6. Составление социального паспорта классов, школы.
  7. Ведение картотеки обучающихся, с которыми проводится ИПР.  
  8. Выявление обучающихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

  1. Диагностическая работа:

  1. Анкетирование обучающихся 5-11-х классов.
  2. Проведение диагностических методик изучения личности обучающегося.

  1. Профилактическая работа с обучающимися:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  1. реализация классных воспитательных программ;
  2. проведение общешкольных собраний обучающихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
  3. проведение занятий  по профилактике употребления ПАВ  (7-9 класс);
  4. проведение тренинговых занятий  (7-9 класс);
  5. проведение  бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя) с приглашением социального педагога школы):

п/п

Раздел

Тема

1

Правила

общения

  • Знакомство с правилами школьной жизни
  • Правило личной безопасности
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  • Т.п.

2

Правила

поведения

  • Человек в мире правил
  • Правила поведения  в школе, дома, на улице
  • За что ставят на внутришкольный учет?
  • Устав  школы
  • За что ставят на учет в полицию?
  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей
  • Знакомство с правами и обязанностями обучающихся
  • Т.п.

3

Правила

дорожного

движения

  • Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе, поезде)
  • Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках
  • Основные правила поведения обучающихся на улице и железной дороге
  • Обязанности пассажиров
  • Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм
  • Ответственность за нарушение ПДД пешеходом
  • Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств
  • Т.п.

4

Я –

гражданин России

  • Я — гражданин России
  • Что такое закон?
  • Конституция главный закон страны
  • Воинская обязанность
  • Т.п.

5

Права

ребёнка

  • Твои права и обязанности
  • Равенство прав людей от рождения
  • Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
  • Права детей — забота государства
  • Подростку о трудовом праве
  • Т.п.

6

Административная

и

уголовная

ответственность

  • Преступления и правонарушения
  • Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.
  • Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге
  • Административная ответственность подростков перед законом
  • Т.п.

7

Асоциальное поведение

  • Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»
  • Конкурс стенных газет «Не делай этого!»
  • Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм)
  • Алкоголь и правопорядок.
  • Т.п.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

  1. вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  2. вовлечение обучающихся в общественную деятельность школы;
  3. планирование  содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
  4. привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

  1. выявление причин отклонений в поведении;
  2. беседы  классных  руководителей, социального педагога, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
  3. приглашение на Совет профилактики;
  4. беседы с инспектором по делам несовершеннолетних;
  5. вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  6. направление ходатайств в КДНиЗП;
  7. проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Знания,  умения и навыки,  которые необходимо   сформировать к концу  каждого учебного года.

Классы

Знания, умения, навыки

1 класс

Знать:

  • правила поведения в школе
  • название государства и государственную символику
  • законы класса
  •  правила личной безопасности

Уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе
  • выполнять законы класса
  • соблюдать безопасность на улице

2 класс

Знать:

  • какого человека называют гражданином
  • качества человека, необходимые достойному гражданину
  • основные обязанности и права ученика
  • правила поведения в общественных местах, дома, в школе

Уметь:

  • различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни
  • высказывать негативное отношение к плохим поступкам

Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

3 класс

Знать:

  • что такое закон
  • как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина
  • какие поступки нарушают устав школы
  • какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге

 Уметь:  

  • дисциплинированно вести себя на железной дороге
  • соотносить моральные нормы с повседневным поведением

4 класс

Знать:

  • элементарные права людей
  • какие правонарушения и преступления может совершить школьник
  • первоначальные представления о юридической ответственности

 Уметь:

  • уважать людей
  • бережно относиться к своему и чужому имуществу

5 класс

Знать:

  • права и обязанности обучающихся школы
  • название основного документа о правах ребенка, основные его статьи
  • меру наказания за нарушение Правил дорожного движения

 Уметь:

  • дисциплинированно вести себя на автодороге
  • защищать свои права
  • выполнять обязанности школьника

6 класс

Знать:

  • сущность преступления и правонарушения;
  • отличие правовых норм от норм морали;
  • как государство может защитить права ребенка

Уметь:

  • различать административный проступок и преступление;
  • правильно оценивать поступки людей;

7 класс

Знать:

  • понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении
  • меру наказания за преступления, совершенные на железной дороге
  • особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

Уметь:

  • осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних
  • предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее
  • не создавать криминальных ситуаций на железной дороге

8 класс

Знать:

  • понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения
  • способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков

Уметь:

  • соблюдать правопорядок в общественных местах
  • противостоять вовлечению к употреблению ПАВ

9 класс

Знать:

  • мотивы, которые могут привести человека к преступлению
  • права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу
  • способы поведения в критической ситуации

Уметь:

  • защищать себя при нарушении трудовых прав
  • помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10 класс

Знать:

  • о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма
  • свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
  • основные положения Декларации прав человека

Уметь:

  • негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы
  • отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

11 класс

Знать:

• понятие «воинская обязанность»

• положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя

• особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений

• уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения

  1. Профилактическая работа с родителями:
  • выбор родительского комитета в классах;
  • проведение «Дня открытых дверей» для родителей (законных представителей);
  • привлечение родителей (законных представителей)  к проведению классных и внеклассных мероприятий;
  • выявление социально-неблагополучных семей;
  • обследование жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
  • организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей (законных представителей);
  • использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
  • проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
  • Проведения заседаний Совета Отцов.

Тема

Содержание

Ответственные

По профилактике употребления

ПАВ

  • ПАВ и его влияние на организм ребенка.
  • Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
  • Устойчивость подростка в обществе.
  • Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
  • Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка
  • Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

Социальный педагог,  классные руководители,  медицинский работник,  инспектор по делам несовершеннолетних

По профилактике правонарушений

и

преступлений

  • Права и обязанности семьи.
  • Права, обязанности и ответственность родителей.
  • Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
  • Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
  • Причина детских суицидов.
  • Свободное время и развлечения обучающихся.

Планируемые результаты по блокам

1 блок

  • разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений
  • создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи
  • получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
  • получение информации о состоянии здоровья обучающихся

3 блок

  • сформировать у обучающихся образ жизни
  • сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

  • создание приоритетного родительского воспитания
  • организация педагогического просвещения родителей (законных представителей)
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых

  1. Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

  • появление у подростков устойчивых интересов
  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОПДН
  • уменьшение количества детей «группы риска»
  • уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

проведение анкетирования, опросов участников (обучающихся, родителей (законных представителей) ) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей (законных представителей) и обучающихся в мероприятия

Конечный результат реализации программы

  • положительная динамика состояния правонарушений,
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,
  • создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,
  • стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.
  1. Управление и контроль

Управление и контроль  над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог - психолог.

  1. Финансовое и материально техническое обеспечение программы

Здание школы введено в эксплуатацию - в 1990 году (типовое кирпичное здание), этажность - 3.

Проектная мощность - 600 человек

 

Наименование помещений,

оборудования

Кол-во

Доступ к сети Интернет

1.

Общая площадь всех помещений

 

48,

общая площадь (4616,2)

2.

Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории):

·         Кабинет русского языка и литературы

·         Кабинет математики

·         Кабинет истории и обществознания

·         Кабинет иностранного языка

·         Кабинет физики

·         Лаборантская кабинета физики

·         Кабинет химии

·         Лаборантская кабинета химии

·         Кабинет биологии

Лаборантская кабинета биологии

·         Кабинет географии

·         Лаборантская кабинета географии

·         Кабинет ОБЖ

·         Кабинеты начальных классов

    Кабинет ГПД

·         Компьютерный класс

    Кабинет мультимедиа

21

 

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

есть

3.

Учебно-производственные и учебные мастерские

2

4.

Физкультурный зал

·         Раздевалка (для девочек и мальчиков)

·         Душевые (для девочек и мальчиков)

Тренажерный зал

Тир

2

2

2

1

1

5.

Актовый зал

1

6.

Краеведческий музей

1

есть

7.

Кабинет логопеда

1

8.

Кабинет психолога

1

есть

9.

Кабинет социального педагога

1

есть

10.

Библиотека

·         Книгохранилище

1

1

есть

11.

Административные помещения

5

есть

Медицинский кабинет

1

Кабинет стоматолога

1

12.

Столовая с горячим питанием

·         Число посадочных мест в столовой

1

150

13.

Гараж

·         Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров (6 мест)

1

1

Показатели библиотечного фонда на 2019 год.

  1. Количество книг в библиотеке – 9141
  2. Научно – педагогическая и методическая литература – 4876
  3. Количество брошюр – 1090
  4. Учебная литература всего – 5171
  5. Литературы по формированию ЗОЖ-243

  1. Ожидаемые результаты
  1. Создание системы профилактической работы.
  2. Формирование культуры здорового образа жизни.
  3. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей)  и педагогических работников.
  4. Снижения уровня правонарушений среди обучающихся.
  5. Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Приложение 1

План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы

№ п/п

Содержание

Классы

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

1

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1 – 11

сентябрь

классный  руководитель

2

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1 – 11

сентябрь

классный  руководитель социальный педагог

3

Составление социального паспорта школы

1 – 11

сентябрь

социальный педагог

4

Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)

1 – 11

сентябрь

зам. директора по УВР

5

Вовлечение  обучающихся «группы риска» в работу кружков и секций.

1 – 11

сентябрь

педагогический

 коллектив класса

6

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях обучающихся:

  • индивидуальные беседы
  • вызов на Совет профилактики

1 – 11

по мере

необходимости

педагогический

 коллектив класса

педагог-психолог

социальный педагог

Работа с обучающимися

1

Оказание обучающимся информационно-правовой помощи, защита их интересов

1 – 11

по мере

необходимости

социальный педагог

2

Оказание помощи вновь прибывшим обучающимся в адаптации в новом классном коллективе

1 – 11

по мере

необходимости

педагогический

коллектив класса

педагог-психолог

3

Оказание помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации

1 – 11

по мере

необходимости 

социальный педагог

педагог-психолог

4

Организация досуга обучающихся (согласно программы воспитательной работы классов)

1 – 11

постоянно

педагогический

 коллектив класса

педагоги доп.образования

5

Обучение обучающихся способам разрешения конфликтов:

  • тренинговые занятия
  • разыгрывание конкретных жизненных ситуаций
  • ролевые игры

5-11

по отдельному плану работы

педагог-психолог

воспитатели

6

Планирование  содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года

5-11

постоянно

педагогический

коллектив класса

7

Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска»

1-11

ежедневно

классный руководитель

зам.директора по УВР

8

Самоотчеты обучающихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время

1-11

раз в четверть

классный руководитель

9

Санитарно-просветительская работа по темам:

  • Вредные привычки
  • Вредные привычки
  • Пить и курить – здоровью вредить
  • Правда об алкоголе и курении
  • Вредные привычки их продолжение
  • Профилактика приобщения подростков к алкоголю
  • Никотин – яд для организма
  • Вредные привычки
  • Ведем здоровый образ жизни
  • Дай оценку своему здоровью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

февраль

медицинские работники

Работа с семьей

1

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

1 – 11

сентябрь

классный руководитель

социальный педагог

2

Работа педагогического лектория для родителей

( законных представителей) (по отдельному плану)

1-11

раз в год

классный руководитель

3

Привлечение родителей (законных представителей) к воспитательной работе с обучающимися

1 – 11

в течение года

по  плану воспитательной работы класса

педагогический

 коллектив класса

4

Индивидуальное консультирование родителей(законных представителей):

  • педагогами
  • специалистами

1 – 11

по запросам

педагоги

специалисты

5

Обучение родителей (законных представителей) приемам педагогического контроля за детьми:

а) на «круглых столах»

б) на семинарах

в) на родительских собраниях

1 – 11

раз в четверть

педагогический

 коллектив класса

специалисты

6

Просвещение  родителей (законных представителей)  (буклеты, памятки):

  • Стили семейного воспитания
  • Поощрение и наказание детей
  • Чему надо научить своего ребенка?
  • Значение труда в воспитании детей
  • Памятка для родителей о том, как уберечь своих детей от насилия

1 – 11

постоянно

социальный педагог

Правовой всеобуч обучающихся

1

Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка

1 – 11

постоянно

педагогический

коллектив класса

2

Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением обучающимся ответственности за совершение правонарушений

1 – 11

1 раз в месяц

(по отдельному плану)

классный руководитель

3

Стенды для обучающихся по правовому всеобучу:

  • Права и обязанности несовершеннолетних
  • Ответственность несовершеннолетних
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • Мода и ее влияние на здоровье детей
  • Административная ответственность несовершеннолетних
  • Основные документы, защищающие права детей
  • «Учись понимать себя и других»
  • «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях. Как уберечься от насилия»
  • «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения»
  • «Здоровый образ жизни»
  • «Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке»
  • «Ответственность за порчу имущества»
  • «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния»
  • «Правила поведения с незнакомыми людьми»
  • «Кодекс об административных правонарушениях»
  • «Материальная ответственность подростка»
  • «Права и обязанности школьника»
  • «Мелкое хулиганство, ответственность»
  • «Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин»
  • «С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего»

1 – 11

2 раза в четверть

социальный педагог

Повышение правовой грамотности педагогов школы

1

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

1 – 11

постоянно

 классные руководители

учителя предметники

воспитатели

педагог-психолог

социальный педагог

младшие воспитатели

2

  • Буклет «Дети «группы риска»
  • Буклет «Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия»
  • Буклет «Агрессивные дети»
  • Буклет «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
  • Буклет «Детский суицид»

1 – 11

Ноябрь

социальный педагог

Диагностика и анкетирование

1

Анкетирование обучающихся:

Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам»

5

сентябрь

педагогический

 коллектив класса

Анкета «Твои права и обязанности»

6

октябрь

Анкета «Вредные привычки и Я»

7

ноябрь

Анкета «Я и ценности моей жизни»

8

декабрь

Анкета «Насилие в школе»

9

февраль

Анкета «Недописанный тезис»

10

март

«Я и смысл моей жизни»

11

апрель

2

Диагностика обучающихся:

  • Методика изучения мотивов участия обучающихся  в деятельности класса
  • «Семья и родители глазами ребенка»
  • Методика предрасположенности к конфликтам
  • Методика составления расписания
  • Анкета «Взаимоотношения в семье»
  • Проективная методика «Несуществующее животное»
  • Опросник Басса-Дарка
  • Тест тревожности Филипса
  • Тест тревожности Амен, Темпл, Дорки
  • Социометрия
  • Социометрия

5-11

 1-4

5-11

5-11

1-4

 1-4

1 – 11

постоянно

социальный педагог

педагог-психолог

3

Анкетирование родителей (законных представителей) :

  • «Методика изучения уровня удовлетворенности работой школы»
  • Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
  • Анкета-опрос родителей Законных представителей) обучающихся
  • «Идеальная школа»
  • «Мои методы наказания»
  • «Безопасность вашего ребенка на дороге»
  • «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
  • Анкета с целью выявления уровня педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы

1 – 11

вновь

прибывшие

1 – 11

 В течение года

социальный педагог

4

Анкетирование и диагностика педагогов:

  • Анкетирование «Определение детей «группы риска».
  • Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению у обучающихся.
  • Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию
  • Вырабатываете ли вы в себе положительное отношение к детям в процессе беседы?
  • Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
  • Методика «Психологический портрет учителя»
  • Опросник Басса-Дарки

ежегодно

октябрь

социальный педагог

социальный педагог

зам. директора по УВР

социальный педагог

 педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

Приложение 2

План совместных мероприятий инспектора ОПДН МОМВД

 и администрации МБОУСОШ п.Коммунистический

по предупреждению правонарушений и преступлений среди обучающихся школы

на 2019-2020 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

1

Разработка и составление плана совместной деятельности

До 15 .09.

Заместитель директора по воспитательной работе,

социальный педагог,

инспектор ОПДН

2

Сверка списков обучающихся, состоящих на  внутришкольном учете и учете ОПДН, неблагополучных семей

До 10.09.

Социальный педагог,

инспектор ОПДН

3

Корректировка социального паспорта школы

Сентябрь

Заместитель директора по воспитательной работе,

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

4

Анализ состояния подростковой преступности в школе

Ежеквартально

до 20 числа

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

5

Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений

1 раз в четверть

Заместитель директора по воспитательной работе,

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

6

Проведение месячника по гражданско-правовому воспитанию подростков

Ноябрь

Заместитель директора по воспитательной работе,

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Классные руководители

7

Проведение единого дня профилактики правонарушений среди обучающихся:

- индивидуальная работа с подростками группы риска

- обзор правовой литературы

Еженедельно по четвергам

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

8

Беседа с обучающихся 9 класса на тему «Что такое преступление?»  разъяснение статей 11,116,158 УК ПФ

Сентябрь  

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

9

Выступление инспектора ОПДН на общешкольном родительском собрании

Согласно плану воспитательной работы

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Заместитель директора по воспитательной работе

10

Профилактическая беседа с обучающихся 6  класса «Твои права и обязанности»

Декабрь  

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

11

Рейд по местам сбора подростков в вечернее время, посещение дискотек, праздничных мероприятий с целью контроля за соблюдением режима дня подростками, состоящими на различных видах учета и детьми из неблагополучных семей.

Ноябрь

Января

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Классные руководители,

Родительский патруль

12

Беседа с младшими школьниками «Поведение в общественных местах»

Сентябрь

Февраль

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Инспектор ДПС

13

Беседа о безопасности дорожного движения

Февраль

Май

Социальный педагог,

Заместитель директора по воспитательной работе,

14

Круглый стол с обучающихся 9 класса «Мой вопрос инспектору  по делам несовершеннолетних»

Март  

Инспектор ОПДН

15

Проверка условий жизни и соблюдении законных прав детей из семей, воспитывающих опекаемого ребенка, многодетных и неблагополучных

Октябрь  

Апрель  

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

16

Беседа с обучающихся 7-9 классов по профилактике правонарушений в летний период «Мое свободное время»

Май  

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

17

Организация летнего отдыха детей группы риска. Анализ совместной работы за год. Уточнение списков обучающихся, состоящих на учете в ОДН, неблагополучных семей. Планирование работы в летний период. Индивидуальные беседы с родителями (законными представителями), не исполняющими обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей.

Апрель  - май        

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Заместитель директора по воспитательной работе

18

Просмотр кинофильмов по правовой тематике, видеофильмов о проблемах молодежи с последующим обсуждением  (10-11 кл.)

Сентябрь-май

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Заместитель директора по воспитательной работе,

Классные руководители

19

Проведение рейдовых мероприятий по посещению обучающихся группы риска по месту жительства с целью проверки условий жизни

ежемесячно

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Классные руководители

20

Проведение профилактических бесед с обучающихся, склонными к совершению правонарушений и их родителями

Сентябрь-май

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

21

Заслушивание на педагогических советах отчетов классных руководителей об организации работы с обучающимися  группы риска и неблагополучными семьями

1 раз в четверть

Социальный педагог,

Заместитель директора по воспитательной работе

22

Подготовка материалов сменного стенда «Уголок права»

1 раз в четверть

Социальный педагог

23

Проведение инструктажей с преподавательским и техническим персоналом о недопущении приноса детьми в школу пиротехники, боеприпасов, взрывчатых устройств, газораспределительных емкостей, также о порядке взаимодействия с сотрудниками ОВД обмена  информацией, представляющей интерес для правоохранительных органов

ежеквартально

Участковый инспектор,

Инспектор ОПДН

24

Обследование здания (с привлечением органов МЧС, ОКС УВД с применением СРС, специалистов-взрывотехников) на предмет обеспечения антитеррористической безопасности несовершеннолетних, выявление  техногенных коммуникаций, линий электропередач, не огороженных строительных площадок, незакрытых люков, неурегулированных вопросов дорожного движения

До 31.08.

УВД,

администрация школы

25

Работа по организации мероприятий и применении современных мер по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период празднования «Дня знаний»

До 25.08.

УВД

26

Профориентационные акции по набору обучающихся 11 классов в высшие учебные заведения системы УВД

В течение года

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН

27

Тематические недели, декады, месячники, дни безопасности

В течение года

Социальный педагог,

Инспектор ОПДН,

Классные руководители

Приложение 3

Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях

п/п

Темы

Ответственные

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

Классные руководители, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних

(по согласованию)

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в полицию?

6

Свободное время — для души и с пользой, или

Чем занят ваш ребенок

7

Как уберечь подростка от насилия

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

9

Как научиться быть ответственным за свои поступки?

10 

Закон и ответственность.

11

Родительский контроль за поведением и свободным времяпровождением несовершеннолетних

12

Меры ответственности родителей (законных представителей) за употребление несовершеннолетними спиртосодержащей продукции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психологии с элементами тренинга "Все в жизни можно исправить, пока ты жив!" (Профилактика суицида несовершеннолетних)

Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни. Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения. Развитие навыков взаимодейств...

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...

Элементы фитнеса на уроках физической культуры как новый взгляд на культуру здорового образа жизни среди подростков.

Как сделать свои уроки интересными и полезными - об этом задумывается каждый педагог. Часто на уроки физической культуры дети и подростки ходят без особого желания, а иногда и вовсе пропускают их без ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, требует большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, м...

Приказы (Об утверждении составов предметного жюри и апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Советского района в 2020-2023 учебном году )

Об утверждении составов предметного жюри и апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Советского района в 2020-2023 учебном году ...

Рабочая образовательная программа по русскому языку 9 класс (базовый уровень) на 2020-2023 учебные года

Рабочая образовательная программапо русскому языку 9 класс (базовый уровень) на 2020-2023 учебные года...