Жизнь как нравственная ценность
классный час (7, 8 класс) на тему
На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию.Интуиция им подсказывала правильность этого пути в жизни. Несмотря на происходящие изменения в обществе с его новыми ориентирами, жизненные трудности, нравственные ценности останутся главным фактором в определении человека и его места в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_kak_nravstvennaya_tsennost.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 7- 8 классов по теме
«Жизнь как нравственная ценность»
Цели: дать представление учащимся о нравственных нормах, о сострадании как нравственной норме, помочь осознать необходимость проявления нравственных качеств в повседневной жизни, натолкнуть учащихся на размышления о собственных нравственных качествах.
Задачи:
- анализ собственного эмоционально- нравственного опыта;
- приобретение нового нравственного опыта при взаимодействии с другими;
- отработка коммуникативных навыков и толерантности при работе в группах;
-отработка умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения.
Класс делится на 3 группы. Классный час проходит в форме беседы с использованием интерактивных методов. Используется видеоматериал (фрагмент фильма о выдающемся кардиохирурге Лео Антоновиче Бакерия из видеоцикла «Уроки нравственности»). Предварительной подготовки не проводится, атмосфера понимания создаётся в процессе обсуждения затронутых нравственных проблем.
При личностно- ориентированном подходе применяются технологии: самовоспитания личности, проблемного диалога, информационная видеотехнология.
Приёмы, способствующие самовоспитанию и творческому саморазвитию личности учащихся:
постановка проблемных вопросов, диалог, работа в группах, анализ ситуации, социально-значимая игра, психологическая установка для осуществления возможности саморегуляции, самообразования, самореализации.
Реквизит:
- карточки с неоконченными предложениями;
-высказывания философов и известных людей о сострадании (развешены на стенах);
- видеотехника.
Ход занятия:
№ | План | Цель | Содержание | Время |
1. | Приветствие | Погружение в атмосферу покоя и размышления | Классный руководитель рассаживает и приветствует детей. Важны интонации голоса. Приглашение к просмотру видеофрагмента. | 1 мин. |
2. | Просмотр видеофрагмента | Погружение в проблему | Видеофрагмент фильма о кардиохирурге Лео Антоновиче Бакерия. | 10 мин |
3. | Определение и сущность сострадания | Определение тематики занятия, смысловое погружение | Итак, тема нашего классного часа –«Жизнь как нравственная ценность». Какие нравственные качества вы знаете? ( Следуют ответы детей) Обратимся к словарям (зачитываются определения, а также высказывания, которые развешены на стенах). Доброта, милосердие, честь, долг... Сопереживание, сострадание… Эти слова начинаются с приставки «со-», что означает «вместе», т. е. ты уже не один. Человек, способный на такие чувства, находится вместе с тем, кто в нём нуждается и разделяет его переживания, беду. Он как будто берёт часть страдания на себя, то есть соучаствует в прочувствовании какой- то трудной ситуации. | 5 мин. |
4. | Вопрос классу: «Был ли в вашей жизни столь добрый человек, как герой видеофрагмента?» ( Ребята рассказывают, приводя примеры) | Погружение смысла понятия в личный опыт учащихся | Мы увидели фрагмент беседы с выдающимся кардиохирургом Лео Бакерия. В его рассказе особо выделяется ценность жизни и ответственность врача, перед которым раскрыто человеческое сердце. Ради чего доктор многократно и многодневно проделывает сотни операций? Во имя сострадания к человеку, большому и маленькому, во имя сохранения его жизни- самой большой ценности человеческого мира. | 3 мин. |
5. | Учитель просит ребят привести ассоциации на слово «сострадание» | Эмоциональное проживание смысла термина | Дети называют ассоциации. | 1 мин. |
6. | Дискуссия | Выработка умения осмысливать и аргументировать свою позицию, слушать и уважать позицию другого. | Перед учащимися ставится вопрос: «Как вы думаете, легко или трудно в жизни человеку, испытывающему сострадание к другим людям?» Учащиеся поднимают руки, затем высказывают и аргументируют свою позицию. Обобщая ответы, важно отметить, что такой человек живёт на благо других людей. Испытывать сочувствие, сопереживание, сострадание и принимать его от другого - важная особенность человеческих отношений, придающая им тепло и доверие. «Нам сочувствие даётся, нам даётся благодать»,- писал Ф.И. Тютчев. | 8 мин. |
7. | Работа в группах | Выработка группового решения | Детям предлагается дополнить фразу по группам (фразы прилагаются) | 7 мин. |
8. | Информация об эмоциях и действиях | Дать психологическое объяснение основ сострадания | Очень хочется, чтобы вы стремились к столь высокому пониманию доброты, как сострадание. Как этого достичь? Необходимо уметь видеть состояние другого человека и откликаться на него. Со - чувствие- уметь чувствовать вместе. Со - действие- соучастие в действии. Действия бывают физические (прыгать, кружиться, бегать, махать руками, работать…) и эмоциональные (плакать, тосковать, ликовать, смеяться…) Какие два оттенка чувств здесь присутствуют? Горя и радости. Горе, переживаемое вместе с другим, снимает с человека часть груза. А радость, переживаемая вместе, многократно усиливается. | 3 мин. |
9. | Вопрос: «В каких ситуациях труднее сопереживать человеку - в горе или в радости, как вы думаете?» | Осмысление оттенков чувств | Быть сопричастным в грусти склоняет нас сама ситуация печали, внутренняя потребность выразить поддержку. К этому нас приучают и нормы морали. А соучастие в радости определяется порывом нашей души. Оказывается, очень непросто переживать вместе с человеком его радость, торжество, победу. Может возникнуть противоположное чувство, чувство со знаком минус.. Кому знакомо подобное? Как удавалось победить это чувство? Можно ли с этим справиться? | 5 мин. |
10. | Подведение итогов | Самонаставления | Что же надо сформировать в себе, чтобы развить сострадание и сопереживание к людям? Необходимо учиться сопереживать как в горе, так и в радости, жить по «золотому» правилу: « Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой. | 2 мин. |
Приложения.
Толковый словарь:
Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем или горем.
В.И.Даль:
Сострадание- жалость к другому, соболезнование, сочувствие, симпатия.
Сострадалец- товарищ по страданию, сомученик, участник в печали, сочувствующий и скорбящий по чужому горю.
«Состраданин- это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства». (А.Данте)
«Если несчастье других людей оставляет вас безразличным и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком». (Д.Картер)
«Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье». (Плутарх)
«С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами». (Т. Браун)
«Сострадание сильнее страдания». (Ф.Ницше)
Неоконченные предложения:
- Сейчас люди всё реже проявляют сострадание, так как…
- Бывают ситуации, при которых не следует проявлять сострадание…
- В сострадании нуждается каждый человек, потому что
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности"
Нравственный классный час.«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»Учитель русского языка и литературы Черноярова Вера ВасильевнаЦель: обсудить с учащимися понятие «ценности», его буквально...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...
Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»
Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценн...
Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".
Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...