Жизнь как нравственная ценность
классный час (7, 8 класс) на тему

Зотова Галина Александровна

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию.Интуиция им подсказывала правильность этого пути в жизни. Несмотря на происходящие изменения в обществе с его новыми ориентирами, жизненные трудности, нравственные ценности останутся главным фактором в определении человека и его места в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_kak_nravstvennaya_tsennost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 7- 8 классов по теме

«Жизнь как нравственная ценность»

Цели: дать представление учащимся о нравственных нормах, о сострадании как нравственной норме, помочь осознать необходимость проявления нравственных качеств в повседневной жизни, натолкнуть учащихся на размышления о собственных нравственных качествах.

Задачи:

- анализ собственного эмоционально- нравственного опыта;

- приобретение нового нравственного опыта при взаимодействии с другими;

- отработка коммуникативных навыков и толерантности при работе в группах;

-отработка умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

Класс делится на 3 группы. Классный час проходит в форме беседы с использованием интерактивных методов. Используется видеоматериал (фрагмент фильма о выдающемся кардиохирурге Лео Антоновиче Бакерия из видеоцикла «Уроки нравственности»). Предварительной подготовки не проводится, атмосфера понимания создаётся в процессе обсуждения затронутых нравственных проблем.

При личностно- ориентированном подходе применяются технологии: самовоспитания личности,  проблемного диалога, информационная видеотехнология.

Приёмы, способствующие самовоспитанию и творческому саморазвитию личности учащихся: 

постановка проблемных вопросов, диалог, работа в группах, анализ ситуации, социально-значимая игра, психологическая установка для осуществления возможности саморегуляции, самообразования, самореализации.

Реквизит:

- карточки с неоконченными предложениями;

-высказывания философов и известных людей о сострадании (развешены на стенах);

- видеотехника.

Ход занятия:

План

Цель

Содержание

Время

1.

Приветствие

Погружение в атмосферу покоя и размышления

Классный руководитель рассаживает и приветствует детей. Важны интонации голоса. Приглашение к просмотру видеофрагмента.

1 мин.

2.

Просмотр видеофрагмента

Погружение в проблему

Видеофрагмент фильма о кардиохирурге Лео Антоновиче Бакерия.

10 мин

3.

Определение и сущность сострадания

Определение тематики занятия, смысловое погружение

Итак, тема нашего классного часа –«Жизнь как нравственная ценность». Какие нравственные качества вы знаете? ( Следуют ответы детей)

Обратимся к словарям (зачитываются определения, а также высказывания, которые развешены на стенах).

Доброта, милосердие, честь, долг... Сопереживание, сострадание… Эти слова начинаются с приставки «со-», что означает «вместе», т. е. ты уже не один. Человек, способный на такие чувства, находится вместе с тем, кто в нём нуждается и разделяет его переживания, беду. Он как будто берёт часть страдания на себя, то есть соучаствует в прочувствовании какой- то трудной ситуации.

5 мин.

4.

Вопрос классу:

«Был ли в вашей жизни столь добрый человек, как герой видеофрагмента?»

( Ребята рассказывают, приводя примеры)

Погружение смысла понятия в личный опыт учащихся

Мы увидели фрагмент беседы с выдающимся кардиохирургом Лео Бакерия. В его рассказе особо выделяется ценность жизни и ответственность врача, перед которым раскрыто человеческое сердце. Ради чего доктор многократно и многодневно проделывает сотни операций? Во имя сострадания к человеку, большому и маленькому, во имя сохранения его жизни- самой большой ценности человеческого мира.

3 мин.

5.

Учитель просит ребят привести ассоциации на слово «сострадание»

Эмоциональное проживание смысла термина

Дети называют ассоциации.

1 мин.

6.

Дискуссия

Выработка умения осмысливать и аргументировать свою позицию, слушать и уважать позицию другого.

Перед учащимися ставится вопрос: «Как вы думаете, легко или трудно в жизни человеку, испытывающему сострадание к другим людям?»

Учащиеся поднимают руки, затем высказывают и аргументируют свою позицию.

Обобщая ответы, важно отметить, что такой человек живёт на благо других людей. Испытывать сочувствие, сопереживание, сострадание и принимать его от другого - важная особенность человеческих отношений, придающая им тепло и доверие. «Нам сочувствие даётся, нам даётся благодать»,- писал Ф.И. Тютчев.

8 мин.

7.

Работа в группах

Выработка группового решения

Детям предлагается дополнить фразу по группам (фразы прилагаются)

7 мин.

8.

Информация об эмоциях и действиях

Дать психологическое объяснение основ сострадания

Очень хочется, чтобы вы стремились к столь высокому пониманию доброты, как сострадание. Как этого достичь? Необходимо уметь видеть состояние другого человека и откликаться на него.

Со - чувствие- уметь чувствовать вместе.

Со - действие- соучастие в действии.

Действия бывают физические (прыгать, кружиться, бегать, махать руками, работать…) и эмоциональные (плакать, тосковать, ликовать, смеяться…)

Какие два оттенка чувств здесь присутствуют? Горя и радости. Горе, переживаемое вместе с другим, снимает с человека часть груза. А радость, переживаемая вместе, многократно усиливается.

3 мин.

9.

Вопрос: «В каких ситуациях труднее сопереживать человеку - в горе или в радости, как вы думаете?»

Осмысление оттенков чувств

Быть сопричастным в грусти склоняет нас сама ситуация печали, внутренняя потребность выразить поддержку. К этому нас приучают и нормы морали. А соучастие в радости определяется порывом нашей души. Оказывается, очень непросто переживать вместе с человеком его радость, торжество, победу. Может возникнуть противоположное чувство, чувство со знаком минус.. Кому знакомо подобное? Как удавалось победить это чувство? Можно ли с этим справиться?

5 мин.

10.

Подведение итогов

Самонаставления

Что же надо сформировать в себе, чтобы развить сострадание и сопереживание к людям?

Необходимо учиться сопереживать как в горе, так и в радости, жить по «золотому» правилу: « Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой.

2 мин.

Приложения.

Толковый словарь:

Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем или горем.

В.И.Даль:

Сострадание- жалость к другому, соболезнование, сочувствие, симпатия.

Сострадалец- товарищ по страданию, сомученик, участник в печали, сочувствующий и скорбящий по чужому горю.

«Состраданин- это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства». (А.Данте)

«Если несчастье других людей оставляет вас безразличным  и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком». (Д.Картер)

«Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье». (Плутарх)

«С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами». (Т. Браун)

«Сострадание сильнее страдания». (Ф.Ницше)

Неоконченные предложения:

  1. Сейчас люди всё реже проявляют сострадание, так как…
  2. Бывают ситуации, при которых не следует проявлять сострадание…
  3. В сострадании нуждается каждый человек, потому что

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности"

Нравственный классный час.«Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»Учитель русского языка и литературы Черноярова Вера ВасильевнаЦель: обсудить с учащимися понятие «ценности», его буквально...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»

Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...

Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»

Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценн...

Неделя психологии в 5 классе 22.11.23 г. "Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей".

Тренинговое занятие "Ценность каждого".Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.В ходе занятия проводится разговор о том, что такое добро и делается это в виде...