Презентация "Особенности самореализации личности подростка»
презентация к уроку на тему
Возможность самоореализации личности проявляется в раннем детском возрасте и сопутствует человеку на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути и играет основополагающую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 654.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В отечественной философии «самореализация» как центральное понятие начинает рассматриваться в конце 1970-х — начале 1980-х годов и определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. Наиболее близкими к понятию «самореализация» являются термины, отражающие содержание разных сторон этого процесса: • «самоактуализация», которое включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно; • «самоосуществление» встречается в зарубежных психологических и философских словарях, чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности; • «самоопределение» - осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений, достижение высокого уровня развития личности, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми. • «социализация» – процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой;
17/4/13 Согласно теории А. Маслоу, после удовлетворения определенного уровня потребностей человек поднимается на следующий, более высокий уровень. За физиологическими потребностями (пить, есть, спать и т.п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, следует потребность в защищенности (обеспечить завтрашний день и т.д.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т.д.). Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то у человека появляется основа для развития самоуважения и становления как творческой личности. Он может достичь стадии самореализации.
Возможность самоореализации личности проявляется в раннем детском возрасте и сопутствует человеку на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути и играет основополагающую роль. Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно – заданных ситуаций; творческий характер активности.
Возрастные особенности подростков характеризуются переходным состоянием от подросткового возраста к юности и представляют собой качественные новообразования в структуре личности гимназистов. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов учащихся. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Существует несколько видов самореализации: 1. Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному человеку. 2. Личностная самореализация ведет к духовному росту и обеспечивает развитие ответственности, любознательности, коммуникабельности, трудолюбия, нравственности; 3. Профессиональная самореализация ведет к осознанию степени признания в профессиональной сфере; 4. Реализация в семейной жизни. 5. Однако главным инструментом является творчество. Под готовностью подростков к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, творческих способностей в процессе осуществления подростком его творческих замыслов, в решении учебно-творческих задач и проблем.
Важная педагогическая задача – это развитие личности, способной к творческой самореализации. Учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным.
Дети 7-13 лет крайне чувствительны к оценке окружающими их деятельности, поэтому занятия необходимо организовать таким образом, чтобы у каждого участника группы была возможность, с одной стороны, выделиться, а с другой стороны, при желании оставаться в «толпе» (при этом исключен неуспех). Внутри группы нежелательно явное соревнование отдельных участников, но командное - вполне возможно. Перед началом занятий должны быть выработаны и приняты участниками именно этой группы правила общения, например, такие, как свобода самовыражения и самореализации.
Ключевым моментом организации успешной творческой деятельности детей и подростков, на наш взгляд, является наличие определенных стимулов. Их можно разделить на 2 вида. Первый вид – «задачи престижа», высказывания педагога перед началом занятий о тех новых возможностях, которые дают занятия в студии, либо в кружке. Ребенок должен хорошо осознавать, какое новое умение он приобретет в результате выполнения творческих заданий.
Стимулы второй группы - это различного рода ограничения, «вызовы ситуации», создающие особое напряжение, необходимое для проявления творческого начала в человеке. Мастерство преподавателя, его профессиональный и педагогический опыт помогут выбрать оптимальные ограничения для каждого задания. На наш взгляд, наиболее продуктивны ограничения формы: можно ограничить время выполнения задания, используемый материал, способы выражения.
Структурная модель успешной самореализации подростка 17/4/13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка
Обобщение опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54804.jpg)
Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания
В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/15/picture-59696.jpg)
Организация классного самоуправления как условие самореализации личности
Из опыта работы по организации самоуправления в классе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-52344-1489916688.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...
Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности
Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С одной стороны, раз учится в школе, значит, и деятельность у него учебная. И с этим трудно...
«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»
«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-464441-1405516304.jpg)
Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"
Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...