Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка
статья (классное руководство) по теме


Предварительный просмотр:

Введение

Что такое воспитание? Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Уже само определение воспитания как процесса основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших человеческих качеств. Каждый возраст имеет свои характерные особенности, которые должны быть развиты настолько, чтобы уступить место новым особенностям, с помощью которых идёт формирование личности ребёнка. Для того чтобы воспитание носило системный и целенаправленный характер, в воспитании личности ребёнка необходимо постоянно опираться на характерные признаки возраста и предъявлять к ребёнку соответствующие требования.

Классный руководитель должен хорошо представлять себе и личностные позиции человека не только ради  знания, а для того, чтобы это знание легло в основу создания системы воспитательной работы класса и системы критериев оценки нравственных качеств личности ребёнка.

Целью данной работы является исследование  моей деятельности  как классного руководителя поддерживающего типа.

 


Цели классного руководителя:

  1. Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
  2. Оказание помощи ученику в решении острых проблем.

                          Задачи классного руководителя:

  1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
  2. Защита прав и интересов обучающихся.
  3. Формирование у  обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

Содержание деятельности классного руководителя

Из опыта прошлых лет

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл  ребёнка за руку в  детские годы, что вошло в  его разум и  сердце из окружающего мира - от этого в  решающей  степени зависит, каким  человеком станет  сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский.

 Да, детство-это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. С тех пор, как я окончила школу, прошло почти тридцать лет, но память верно хранит многие яркие события. Я всегда с чувством благодарности вспоминаю своего классного руководителя-Кирьякову Зою Фёдоровну-человека душевного, отзывчивого и очень интересного. Желание быть похожей на неё повлияло на мой выбор профессии - учитель русского языка.

Сегодня я учитель  и бессменный классный руководитель. Быть классным руководителем нелегко - это жизнь в постоянном поиске. Но возможно, вечное движение вместе со своими детьми и есть самое прекрасное в нашей профессии?

  Будучи педагогом и классным руководителем, я сталкиваюсь с разными категориями детей.

«Интеллектуалы» - подростки, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только те учащиеся, которые учатся на «отлично», но также и те ребята, которые имеют много знаний в той или иной области, начитанны, эрудированны. Упрёки учителей и классного руководителя в том, что они «умны, но ленивы», ими воспринимается спокойно. Однако именно эти учащиеся не прощают и намёка на их «тупость» и «неспособность», особенно тогда, когда взрослый делает это публично.

«Таланты класса» («одарённые дети»)- это подростки, которые имеют какие-то ярко выраженные способности. Это ребята, которые имеют рано проявившиеся интересы и увлечения, которые существенно влияют на их поведение, общение в среде сверстников. Это наиболее благополучная группа подростков в классном коллективе

«Силачи-смельчаки» - это подростки, которые выделяются в классе своей силой, ловкостью, спортивными успехами. Иногда ребята этой группы, занимаясь сильными видами спорта, начинают этим бравировать в коллективе сверстников и даже подчинять ребят, демонстрируя позицию силы во взаимоотношениях.

«Лидеры» - это подростки, которых привлекает общественная деятельность. Чаще всего, это хорошие ученики, ребята, к мнению которых прислушиваются в коллективе. Но для таких людей активность в общественной работе не всегда реализуется в нравственном содержании личности.

 «Увлечённые» - это подростки, которые имеют увлечения в своей жизни. Это может быть коллекционирование, моделирование, сильное увлечение каким-то видом спорта, который влияет полностью на их жизнь. Сильное увлечение может поглотить подростка настолько, что влияет на его взаимоотношения с людьми, учебные достижения, качества характера.

 «Надёжные» - это подростки, для которых главным достоинством человека является умение дружить, хранить верность в дружбе. Такие подростки весьма дружелюбны, их любят в классе, их отмечают педагоги. Однако иногда бывают такие ситуации, когда за внешним благополучием скрывается совершенно иной тип личности.

   «Дети, которых принято называть «трудными». К ним относятся, например, дети из неблагополучных семей, «белые вороны». Им требуется специальная поддержка.

  Общаясь с каждой из этих категорий, применяю тактики педагогической поддержки: «Защита», «Помощь», «Содействие», «Взаимодействие». О необходимости именно такого педагогического поведения  убедилась на личном опыте, хотя и отрицательном. Мне хочется рассказать об одном эпизоде моей жизни. По окончании Сенгилеевского педагогического училища меня направили учителем русского языка и литературы в одну из школ Майнского района и дали классное руководство в 8-м классе (тогда ещё была восьмилетка). В классе был явный лидер Олег, который к тому же и хорошо учился, но он мне показался самовлюбленным, самонадеянным. И, когда выбирали актив класса, я настояла, чтобы старостой был другой ученик. Однажды на классном часе (это было в октябре), Олег вывел меня из себя тем, что время от времени хлопал крышкой парты. О том, чтобы подойти к нему и поговорить, не было и мысли. Стоя у доски, сделала замечание. И когда в очередной раз я услышала этот звук, то громко сказала: «Я на дураков не обижаюсь, они и так судьбой обижены!» Юноша встал и ушёл, громко хлопнув дверью. Весь класс в недоумении смотрел  на меня. Я не побежала вслед за ним, но понимала, что я его публично унизила, и страшно переживала от этого. Признаться кому-либо о своём поступке было стыдно, поэтому переживала в одиночестве. Идя на следующий день  после бессонной ночи на работу, я думала только о том, пришёл мой ученик в школу или нет. Когда  вошла в класс, сразу увидела его. На душе уже стало полегче. Теперь я  знала, что делать.

  -Олег, я вчера не сдержалась, ты извини меня, - проговорила я.

  -Вы меня тоже простите, - послышалось в ответ.

  Проанализировав ситуацию, я  поняла свои ошибки. Лишив ученика должности старосты, не предложила ему ничего взамен, а он  ведь активный ученик, ему действовать надо. Потом  уже я стала вовлекать его во все школьные дела, и у него это хорошо получалось, потому что он обладал организаторскими способностями. На Новый год вместе исполняли роль Снегурочки и Деда Мороза, так как наш класс был ответственным за этот праздник.

  После этого случая я дала себе слово ни при каких обстоятельствах не оскорблять ни одного ученика ни словом, ни действием, а проявлять внимание каждому ученику и помогать ему во всём.  И это мне удаётся.

  В августе 2005 года я устроилась на работу в СОШ №13 с углублённым изучением отдельных предметов. Меня назначили  классным руководителем 8 класса В, пояснив, что класс очень «трудный», поэтому классный руководитель не справилась с ребятами. Скажу честно, что 1 сентября, когда после линейки я вела за собой на свой первый классный час 33 чужих мне ученика, сердце выпрыгивало из груди и коленки дрожали. « Как они меня воспримут? Как себя поведут?» - беспрестанно стучало в мозгу. Три дня я готовилась к этой встрече: важно было оставить след в их сознании.  Классный час начала с рассказа о себе, своей семье, жизненных принципах, затем об отношении к родному краю; своё выступление оживляла чтением любимых строк. Ребята слушали меня внимательно, никто не мешал, к моему удивлению, в их глазах был интерес. Я для них тоже была загадка.

 Так началась ещё одна страница моей биографии как классного руководителя. Мне нужно было как можно быстрее узнать детей получше и расположить к себе, завоевать их доверие и помочь им раскрыться. Совместно с психологом была проделана следующая работа:

мы определили тип темперамента посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися;

 выявили их личностные особенности;

изучили особенности характера и поведения;

исследовали интересы учащихся, их склонности к какому – либо виду деятельности;

определили статус каждого ученика в детском коллективе;

выявили роль ребёнка в общественной жизни класса;

выявили имеющиеся положительные качества, которые следует развивать, и отрицательные качества, от которых следует, по возможности, избавиться или преуменьшить.

Кроме того, беседовала с учителями-предметниками, посещала уроки, встречалась с родителями. Постоянно проявляла интерес к ним. Если у кого-то день рождения, обязательно приходила в класс и при всех поздравляла. Потом сами ребята предложили проводить четыре раза в год праздник «День именинника» (Это в 8-то классе!) Так мы заложили первую традицию. Выбрали актив. И лёд тронулся. Оказалось, что это нормальные ребята со своими отрицательными и положительными сторонами. Я со своей стороны подчёркивала свою веру в них. Мы принимали участие во внеклассных мероприятиях, стали ездить на экскурсии. По окончании второй четверти я выступила на педсовете по теме «Опыт работы с детьми с девиантным поведением», на котором озвучила результаты исследований. Оказалось, что в классе 30% детей – холериков, 50 % - живут в неполных семьях - без отцов,3% из них воспитываются бабушками и дедушками, так как не хотят жить с отчимами. Я сделала вывод, что детям не хватает внимания, любви, терпения, понимания со стороны взрослых, и обратилась к педагогическому коллективу с просьбой учесть эти особенности моего класса. К концу учебного года ушло клеймо «трудный класс». Я не скажу, что исчезли все проблемы, просто они стали разрешимыми. Сами ребята почувствовали, что они могут себя и по- другому проявить, и это интересно.

 Классный руководитель должен уметь прийти на помощь учащимся, поддержать их инициативу, указать на ошибки, не обидев ребёнка. Признаюсь, что этот год был сложным для меня. Но отрадно, оттого что дети поняли и оценили меня  как классного руководителя. Они узнали откуда-то, что мой день рождения 1 Мая и устроили для меня праздник. Я вошла в класс и увидела такую картину: весь класс выстроился напротив входной двери; у кого - в руках шары, у кого-то - цветы, а стоящие в центре держат красочный плакат собственного оформления. И все они дружно, хором поздравляли меня с днём рождения. Это был сюрприз! Но, когда ребята сказали, что мне посвятили стихотворение, сердце моё дрогнуло. Я слушала стихотворение и чувствовала, как слёзы катятся по щекам. Могла ли  я после всего этого говорить об обособленных членах  предложения? По программе должна была, но я отошла от неё. И мы весь урок проговорили о нашем классе.

  По окончании девятого класса ребят расформировали, потому что в школе

оставили 10 А гуманитарный и 10 Б физико-математический. Кто-то остался в

школе, но 50 % детей ушли в общеобразовательную школу, поступили в лицеи, колледжи. А перед Новым годом произошла интересная встреча. Во время урока я выхожу из кабинета и вижу молодого человека напротив.

-Здравствуйте, Валентина Николаевна, - слышу знакомый голос, но от неожиданности первые две-три секунды не пойму кто. Конечно, я узнала! Это Дима Асташин - один из моих хулиганов. Оказывается, он вернулся из армии и пришёл поздравить меня с праздником. Спрашиваю, почему же не постучался, до конца урока долго ведь ещё. Говорит, что неудобно было. В школьные годы он доставлял мне много хлопот: были проблемы с немецким, иногда сбегал с уроков. И не раз  я его убеждала в чём-то, поддерживала, просила учителя немецкого языка дать возможность исправить «двойку». И если он захотел со мной повидаться после армии, значит, не зря прошли эти разговоры по душам, значит, что-то светлое посеяла в его душе. Мне приятно было узнать, что после новогодних праздников он продолжит учёбу в колледже.

Такие встречи важны и для меня как педагога и классного руководителя. Узнать, что после школы у твоего ученика всё складывается благополучно,- в этом и радость нашей трудной работы.

Сейчас я являюсь классным руководителем 8 класса А,  в котором 26 учащихся, 26 разных характеров. Знакомство с классом началось задолго до того, как я стала их классным руководителем. Я уже писала выше, что классный руководитель должен хорошо знать, что собой представляет классный коллектив, в котором он начинает работать. В первую очередь,  встретилась с учителем начальных классов. В ходе беседы узнала как можно больше о тех традициях, которые были заложены в начальной школе, об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой.

Это был дружный, сплочённый коллектив, в котором 5 отличников,13 ударников, успеваемость 100%.

Моя задача была не растерять детей, направить свои действия на оказание помощи пятиклассникам в их адаптации и дальнейшем личностном развитии. На протяжении 4-х лет работы с ними не только поддерживаю ребёнка в проблемной ситуации, но и уделяю внимание развитию глубинного общения с ним, формированию общественных ценностей, профилактике антисоциального поведения. Оказываю ему помощь в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимодействий с родителями, учителями, одноклассниками, создаю возможности для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Остановимся на этом более подробно.


Основные направления работы

Создание условий для проявления способностей.

  В последние несколько лет в России получил развитие личностно - ориентированный тип воспитания, который основной целью ставит личностное развитие, реальное продвижение ребёнка вперёд. Поэтому в моей воспитательной работе одинаково важное место занимает работа и с учениками «группы риска», и с учениками с повышенным уровнем развития, которые имеют широкий круг познавательных интересов, высокую мотивацию в социальной деятельности. Им во всём хочется участвовать, они проявляют инициативу, самостоятельность в решении поставленных задач.

В настоящее время творчество и  творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышенная роль школы, классных руководителей в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.  Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникшие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь.

В нашем классе много одарённых детей. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто- то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте.  Хочется отметить, что медали, почётные грамоты, похвальные листы, места в олимпиаде не являются самоцелью в работе с одарёнными учениками. Главное-подготовка к жизни, воспитание творческого отношения к любому делу, стремления добиваться лучшего.  

  Многие мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. Например, ученица Каримова Альбина участвовала  в этом году в Муниципальном туре олимпиады по литературе и заняла 11 место. Когда я сообщила ей результаты олимпиады, она нисколько не расстроилась и сказала: «Я не попала в «десятку», зато лучше стала разбираться в теории литературы и научилась анализировать поэтический текст». Самое главное: она поняла ценность этих занятий.

В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно, так как дети, готовясь к мероприятию, проявляют творчество, постоянно придумывают что - то интересное. Они готовы допоздна сидеть в школе в поисках идеи, да и после школы ребята общаются по телефону, по Интернету или же встречаются дома. Я вижу, что это им очень нравится. Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на утренниках, их поведение тут же утратит естественность, непосредственность, а значит, и ценность.

Современную школу трудно представить без компьютера. Почти все мои ученики владеют компьютерными технологиями. Два моих ученика ведут электронный фотоальбом для сохранения в памяти ярких моментов школьной жизни. Три ученика отвечают за презентации, которые они создают для классных часов, внеклассных  и общешкольных мероприятий, для родительских собраний.

ИКТ в творческой деятельности дают возможность

ученику:

- реализовать и развивать свои творческие способности;

- расширять знания об окружающем мире;

- проявить организаторские умения;

- закрепить коммуникативные навыки;

- формировать способность к рефлексии.

учителю:

- развивать творческий потенциал;

- совершенствовать организаторские способности;

- изучить классный коллектив;

- объединить учащихся, педагогов, родителей;

- управлять процессом развития школьника.

Особенностью моего класса является множество лидеров, которые к тому же и талантливы. Сначала у них бывали приступы «звездной болезни», когда они переставали замечать окружающих или же давали понять, что весь мир должен крутиться вокруг них. Моя задача была в том, чтобы создать такие условия, при которых «мои звёзды» увидели бы значимость других, научились считаться с ними, относиться с уважением к окружающим, а у некоторых ребят, наоборот, повысить, самооценку. Какой же выход я нашла?

Постепенно, изо дня в день я стала раскрывать других дете- отмечать в ребятах какую-то важную черту: Ивашкова Настя лучше всех рисует, у Саранцевой Ани лучший дневник, у Орловой Кати самый красивый  почерк, Ваня Бояркин самый вежливый, а Казаков Артём лучше всех доску моет, он знает, что сухие листья на цветках нужно убирать и время от времени  рыхлить землю и подкармливать цветы удобрением,(теперь он ответственный за генеральную уборку) и так далее. Кстати, основные качества лидеров тоже отмечала, но я их ставила в один ряд со всеми.

К Халиуллову Рауфу почти весь класс относился равнодушно, можно сказать, его не замечали в классе, так как он скромный и тихий. В гимназии объявили  фестиваль народов Поволжья. Зная, что Рауф занимается в музыкальной школе, решила использовать этот шанс и предложила ребятам выбрать для представления татарский народ. Обратилась к матери Рауфа с просьбой помочь поставить татарский танец. Мальчик сначала отказывался, чувствовалось, что он боится внешней оценки. Я искренне просила помочь, говорила, что, кроме него, никто с этим не справится. Рауф согласился. В ходе подготовки   к фестивалю он стал проявлять инициативу: обещал принести белые татарские платки и принёс; предложил после праздника организовать сладкий стол, сказал, что его мама обязательно приготовит что-то вкусное. Остальные ребята согласились. Праздник удался на славу! Под аккомпанемент Рауфа девочки замечательно исполнили танец. Потом мы угощались вкусным чак-чак, приготовленным родителями. В завершение я попросила Рауфа сыграть его любимое произведение (во время репетиций он уже играл мне). Когда он на баяне сыграл этюд, все ребята были удивлены. Они смотрели на него другими глазами:  увидели другого Рауфа, уверенного и талантливого.  Так он стал лучшим музыкантом. Теперь ни одно мероприятие не обходится без Рауфа. Самое главное, он теперь сам чувствует свою значимость в классе, но без зазнайства.

  Как и в любом классе, среди моих ребят есть те, которые не обладают особым талантом ни в одной области, но всё равно для меня каждый из них –неповторимая личность. Например, Максим К.учится на «3» и «4»,т.к. невнимательный, у него слабая память. Он не занимается на секции, не посещает кружки, зато на субботниках нет ему равных: всё делает ловко, со знанием дела, даже все инструменты поставит правильно. Поэтому я часто ставлю его в пример и говорю: «Максим сам нигде не пропадёт и поможет тем, кто с ним рядом». Он покраснеет, как всегда, но чувствую, что ему приятно, и он с ещё большим старанием трудится. 

  Мне как классному руководителю кажется важным организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить себя и как организатор, и как исполнитель, поэтому каждый год меняется состав актива класса, также постоянно меняются участники тех или иных мероприятий.

Деятельность в сфере обучения

  В процессе работы выясняю учебные возможности каждого ребёнка, выявляю причины отставания в учёбе, сотрудничаю со всеми учителями-предметниками, работаю с дневниками учащихся. Например, через каждые две недели я выставляю текущие оценки учащихся на небольшой листочек, расписываюсь и вклеиваю в дневник. Дома учащиеся показывают дневники родителям, которые расписываются рядом с моей подписью. За две недели до окончания четверти на таком же листочке я выставляю предварительные оценки по всем предметам. Если предполагается плохая оценка, вместе с учеником подхожу к учителю - предметнику и решаем вопрос, как правило, в пользу ученика: обычно ученик записывает дополнительное задание в дневник, а я - в свой дневник, потом контролирую. Результаты подобной работы видны сразу: ученик привыкает к тому, что весь педагогический коллектив в курсе всех его успехов и неуспехов; он знает, что его учёба интересует взрослых, что родитель, в любой момент открыв дневник, поймёт ситуацию с оценками. Дети знают, что каждый может обратиться ко мне и к товарищу в классе, это будет отмечено как учителем, так и на классном часе, его похвалят за успехи, его труд будет оценен.

В сфере обучения реально создаю условия для того, чтобы ребёнок, спеша в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Приведу один пример. В нашем классе учится отличник Дима. Он ответственный, активный, успешный, но высокомерный. В конце 1 четверти он подходит ко мне и заявляет, что хочет перейти в другую группу иностранного языка. Спрашиваю:

-В чём проблема? Расскажи.

-Учитель меня не любит, поэтому я хочу перейти в другую группу.

-Правильно ли я тебя поняла: ты хочешь перейти в другую группу, потому что учитель  к тебе плохо относится?

-Да, специально даёт сложные задания, чтобы я не справился.

-Дима, я не помню, чтобы раньше ты что-то подобное говорил.

-Раньше было нормально. Всё началось, когда я вернулся из «Юности». Когда я стал говорить, что не знаю этих тем, потому что был в лагере, она отвечала, что это мои проблемы.

-А ты считаешь, что, если ты был в лагере, то тебя нужно освободить от всех проверочных работ?

-Нет, но объяснить - то мне должны.

-Дима, я знаю, что этот учитель ждёт учеников на дополнительные занятия по вторникам. Неужели отказала тебе в помощи?

-Во вторник я не мог, потому что было заседание актива, я пошёл туда.

-А если бы ты не пошёл на заседание актива школы, это сказалось бы как-то на тебе, на жизни школы?

-Не думаю.

-Ты сделал свой выбор, поехав в «Юность», затем, отправившись  на заседание. Ты уверен в том, что у другого учителя будет возможность в любое время заниматься с тобой дополнительно?

-Не знаю.

-Ты понял, почему учитель сказала тебе, что это твои проблемы?

-Да, потому что я мог поступить и по - другому.

-Мне пойти к директору гимназии по поводу твоего перевода?

-Пока, наверное, не надо.

-А как ситуацию исправишь?

-Буду больше заниматься.

Затем был разговор с учителем, она, конечно, и объяснила сложные темы, и дала дополнительные задания. В результате Дима – отличник.

На мой взгляд, важно построить диалог с ребёнком в таком плане, чтобы он получал опыт самопознания, самоанализа в условиях выбора; фиксировал собственную ответственность за результат; имел возможность расширить свои представления о выборе.

         На данный момент успеваемость в классе -  100%, качество знаний – 52%, отличников по-прежнему- 5.Это результат взаимодействия учеников, учителей, родителей и классного руководителя.

Деятельность по обеспечению здоровья

  Ни для кого не секрет, что учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение компьютером, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом могут подтачивать здоровье школьников. Стоит открыть медицинскую страничку классного журнала, чтобы увидеть, что единицы детей практически здоровы. Поэтому классный руководитель должен помнить о здоровье своих учеников. Важно обеспечить условия для сохранения душевного равновесия ученика, его комфортного психологического состояния. Нервная система ребёнка подвергается серьёзному испытанию, задача классного руководителя - снять тревожность, насколько это возможно, поддержать ученика в тот момент, когда он испытывает сильный стресс.

Работая с ребёнком, использую разные средства оказания поддержки:

  1. Вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения её значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе - помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить её.
  2. Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий её сохранения. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и причин, которые привели к затруднению.

  1. Деятельностный - для обеспечения успеха поддерживаю ученика и морально - психологически. И, если надо, прямо защищаю интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями.
  2. Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.

Всем известно, что у отличников появляется «комплекс» - боязнь получить «четвёрку» за четверть. И, если такое случалось, мои отличники впадали в истерику. Расскажу об одном случае.  Как-то в конце четверти заходит ко мне в кабинет очень взволнованная мама одной отличницы (она тоже учитель).

-Валентина Николаевна, у Ани «4» за контрольную по алгебре, теперь за четверть выходит «4», она ревёт, я никак не могу её успокоить.  Отправились в лаборантскую, где на самом деле в голос плакала Аня.  Спрашиваю:

-Кто из твоих близких умер?

Она недоумённо посмотрела на меня и продолжала всхлипывать.

-Так кого же ты потеряла?

-Никого, у меня по алгебре будет «четыре».

-Теперь твои родители меньше любить будут тебя?

-Нет.

-Ты думаешь, что твои друзья отвернутся от тебя?

 -Нет.

-Подойдём к  окну,- я обняла её за плечи и подвела к окну.-

Что ты видишь?

-Яркое солнце ослепляет меня.

-Изменилось ли что-нибудь существенное в твоей жизни?

-Нет.

-Аня, ты видишь, сколько хорошего вокруг тебя? И для меня ты остаёшься самой ответственной девочкой в классе (она ответственная за журнал), хотя и не будешь отличницей. «Четвёрка» за четверть – это не трагедия, а лишь сигнал о том, что по предмету нужно заниматься больше. Теперь скажи мне, почему ты не справилась с итоговой контрольной.   Она понимала, что слабо разбирается в некоторых темах, так как пропустила  уроки по болезни. Итогом нашей беседы было решение обратиться к учителю математики с просьбой позаниматься дополнительно по отдельным темам.

На данный момент она также отличница, но если даже иногда бывает «четвёрка» за четверть, Аня не воспринимает это как трагедию.

На мой взгляд, важно сформировать устойчивость к стрессовым ситуациям. Всегда говорю своим детям, что нет безвыходных ситуаций, нужно искать выход, тогда он обязательно найдётся.

Проводится большая работа по профилактике различных заболеваний: беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, о последствиях наркомании, алкоголизма, встречи с врачом-наркологом, ежедневные физминутки.

Важным фактором сохранения здоровья детей является организация спортивных мероприятий. Совместно с классными руководителями параллельных классов мы в каникулы проводим соревнования по футболу, волейболу, пионерболу и баскетболу. В таких мероприятиях те ребята, у которых не всегда высокие результаты в учёбе, могут себя проявить с самой лучшей стороны.

Все мы с любим «бывать на природе». Выезды за город всем классом запоминаются на всю жизнь. Детей не пугает ни плохая погода, ни отсутствие комфорта. Мы ездили с детьми в Майнский район, чтобы пройтись по Аксаковской тропе, отдыхали на берегу Волги в Ундорах, ходили на пикник в Винновскую рощу. Нигде так не проявляется дружба, взаимовыручка, забота друг о друге, характеры детей, те их качества, которые в школьной жизни порой не видны. А хороший полноценный отдых положительно влияет на здоровье учеников.

Работа с учащимися, которых называют «белыми воронами»

Каждый человек индивидуален, от набора хромосом до отпечатков пальцев. Каждый человек воспринимает мир сквозь призму своего опыта, имеет собственное мнение. Каждый человек  уникален.… Но каждый из нас – часть сообщества, а в каждом сообществе существуют стандарты, стереотипы, общественное мнение, предубеждения и т.д. и т.п. Белые Вороны - они встречаются... Они встречаются чаще, чем можно себе представить... Явные, не скрывающие своего отличия, вызывают в лучшем случае сочувствующую улыбку, но чаще недоумение или отторжение, скрытые предпочитают молчать или просто избегают общения, становятся незаметными на общем фоне... Эти могут восприниматься как нечто обыденное и только при обстоятельствах, когда "маски сняты", можно разглядеть или скорее почувствовать их суть.
Речь пойдет о детях, чье мировоззрение и мировосприятие отлично от общепринятого, чье мнение, будучи высказанным, ставит в тупик, заставляет думать или же сразу бывает осмеяно.

Проще всего и наиболее человечно было бы воспринимать этого человека таким, какой он есть, не осуждая и не пытаясь переделать, НО в жизни, как правило, Белых Ворон не любят – бьют, гонят или пытаются перевоспитать.…

Приведу реальную ситуацию из нашей классной жизни.  Первого сентября 2008 года в класс пришла новая ученица Лиза. Угловатая, неуклюжая, странная… Когда я взяла её руку, почувствовала мелкую дрожь. Прошла одна неделя, вторая. Я стала замечать на перемене, что мои ученики не общаются с ней, некоторые даже посмеиваются. Меня такая ситуация встревожила, поэтому начала искать причину. Оказывается, ребятам не нравится, что она носит немодную одежду; её причёска кажется им смешной. Иногда они обзывают её. Но обычно просто не замечают, а если обращаются к ней, то только по фамилии. Надя - классная заводила-подговорила ребят не принимать новенькую в игры.  Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают, но открыто не говорили о своём мнении: ведь новенькая, по их словам, тоже не всегда была права. Побеседовав с Лизой, узнала, что в прежней школе её обижали: дёргали за волосы, кололи булавкой и обзывали.

- А здесь лучше, чем в той школе,- ответила она мне. Так мне стало жалко её, думаю: каково же было ей там, если своё сегодняшнее положение считает нормальным. Надо было что-то делать, чтобы изменить ситуацию. Сначала провела классный час, на котором ребята высказывались.  Выяснилось, что Лиза увлекается романами в жанре фэнтези. Она пытается поделиться с ребятами о прочитанном,  но тем это  неинтересно. Кроме того, детям не нравится, что Лиза при общении трогает девочек за руку, пытается погладить. Стало ясно, что Лиза чужая в нашем классе, но и переводить в другой класс не хотелось. Тогда я обратилась к школьному психологу, она, в свою очередь, беседовала с некоторыми  ребятами, в том числе и с Лизой.  Беседуя с матерью девочки, поняла, что родители не в курсе взаимоотношений Лизы с одноклассниками. Мама понимала, что последнее время не уделяла девочке должного внимания, потому что переехали в новую квартиру, начали ремонт, а на руках полуторагодовалый ребёнок. Через некоторое время я заметила изменения во внешности Лизы: она приходила с заплетёнными в колосок волосами, школьная форма аккуратно выглажена. Но она всё ещё оставалась чужой. Известно, что морализировать в таких случаях бесполезно, тогда обратилась к художественной литературе. Сначала ребята прочитали повесть
В. Железникова  «Чучело», и мы говорили о том, как важно уважать себя и других; о том, как не позволять обижать себя и других. Затем анализировали прочитанный рассказ А. Платонова «Юшка», в котором героя избивают насмерть, потому что он был непохожий на других. Мы с ребятами пришли к выводу, что  «непохожий», странный - это не значит плохой, просто он другой, и человека надо воспринимать таким, каков он есть. А на следующий день Настя Ч. принесла в класс вырезку из газеты, в которой описывалась подобная ситуация: в классе сильно обижали новенькую, однажды она не пришла в школу: ребята узнали, что её больше нет. «Хорошо ли теперь живётся вам, ребята?» - так заканчивалась статья. Эту статью я читала, конечно, без Лизы, некоторые девочки заплакали. Ребята увидели, чем может закончиться бесконечное унижение человека. Думаю, они посмотрели на себя со стороны. В этом возрасте дети приобретают навык общения друг с другом, учатся терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывают для себя непохожесть людей друг на друга. Но это происходит в том случае, если классный руководитель тактично помогает им в этом. Вскоре мои ученики стали вести себя по - другому. Вызвались желающие сесть вместе с Лизой; на Новый год мы поехали в кафе «Пятое Солнце», и девочки постоянно приглашали Лизу в круг танцевать; на перемене стали общаться с ней. Потом мы приняли Правила класса:

Разрешено

Запрещено

помогать друг другу

радоваться успехам друг друга

поддерживать в трудную минуту

переживать за неудачи друг друга

говорить правду

врать

завидовать друг другу

радоваться горю другого человека

обижать и давать обидные прозвища

смеяться над неудачами

Далее мы провели классный час «Быть белой вороной легко»? Так родилась идея нарисовать Сердце нашего класса: в центре моё, вокруг детские «сердечки», на каждом написано то, что отличает его от других. Теперь у нас в классе закон: «А без меня народ неполный». Эта фраза одного из героев А.Платонова подчёркивает самоценность и неповторимость жизни каждого человека. Ребята научились воспринимать Лизу такой, какая она есть. Параллельно приходилось работать над поведением Лизы: советовала не быть назойливой и не говорить о тех вещах, которые неинтересны окружающим. У неё отличная память. Однажды на уроке литературы она вышла пересказывать эпизод из «Гекльберри Фина» и рассказывала как по писаному. Мы с ребятами были в изумлении, потому что некоторые уже забыли вовсе об этом эпизоде. Оказывается, она прекрасно запоминает тексты художественных произведений. В прошлом году был КВН по литературе между 7 Г и 7 А. Когда стали выбирать членов команды, Дима Ф. первой предложил включить Лизу (а было время, когда он не захотел с ней сидеть). И Лиза не подвела: вспомнила и героев, и слова их, и эпизоды.

 В настоящее время в классе между ребятами дружеские, уважительные отношения. У Лизы бывают странности поведения, впрочем, мы и не пытались её переделать, но она уже наша.

Содействие  в духовно-нравственном развитии

С тем, что в последние годы общество переживает глубочайший кризис духовности, согласятся все. Во многих обеспеченных семьях основное внимание уделяется материальному обеспечению своего чада, направлению его в престижное учебное заведение, обучению в сфере дополнительного образования. Но всерьёз о культуре общения между родителями и детьми, духовном их развитии в значительном числе таких семей не ставится.

В малообеспеченных семьях к проблеме в духовно- нравственной сфере прибавляется материальное и психологическое (страх за своё будущее и своих детей, обида на жизнь и т.д.).

 Кто же поможет ребёнку в этой ситуации?

 Хочется верить, что у классного руководителя большие возможности даже в этом направлении. Человек как храм закладывается в детстве. Он духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством. Он помогает  в формировании общественных ценностей. Зачем человеку духовность и нравственность?  Вспомним слова К.Д. Ушинского: «Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни. Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к прекрасному - вы не достигли воспитания.». Интеллектуал с пустой душой страшен, опасен для общества. Духовность можно определить как сохранение традиций, заложенных предыдущими поколениями, любовь и уважение к женщине, к детям, дружба, восприятие прекрасного, бережное отношение к природе и т. д. Нравственность-совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к себе, обществу, культуре и природе. По окончании школы ребята могут забыть правила, формулы, но потребности в прекрасном, если они   выработаны, останутся. Поэтому важное место в своей воспитательной работе уделяю духовно-нравственному воспитанию, и в этом мне также видится помогающее поведение учителя.


Методы и формы развития

  1. классный час;
  2. беседа (при этом необходимо создание положительных эмоциональных состояний);
  3. создание духовно-нравственной среды, нужны особые взаимоотношения с детьми;
  4. диспут, дискуссия;
  5.  встречи с интересными людьми;
  6. экскурсии в музеи;
  7. посещение театров;
  8. поездки в разные города;
  9. проведение праздников в классе;
  10. организация игр и т.д.

Средства

  1. «биографические открытия»;
  2. ситуации (учащимся предлагаю начало рассказа, который обрывается на самом кульминационном моменте; они должны дописать с точки зрения собственного поведения);
  3. тренинги;
  4. пословицы и поговорки.

Остановлюсь на  «биографических открытиях». В этом учебном году я провела классный час из серии ЖЗЛ, и ребята сами приготовили интересный материал о Ф.И.Шаляпине. Затем я дополнила их выступления и рассказала об интересном эпизоде из его биографии. Певец, живя за границей и гастролируя по разным странам, никогда не расставался со странным саквояжем, который он никогда не открывал, и никто не знал о его содержимом. После смерти Шаляпина близкие открыли  саквояж и увидели, что там лежит небольшой свёрток …с горстью русской земли. Я смотрела на ребят и видела их глаза, наполненные слезами. Потом дети говорили, что они испытали гордость, восхищение, даже грусть. В заключение прочитала четверостишие А. Межирова:

                                        Что означает «Родину любить»?

                                        Во- первых, отовсюду к ней тянуться,

                                        Чтобы в конечном счёте к ней вернуться:

                                         Не прерывать связующую нить.

Таким образом я стараюсь оградить подростков от пустоты души. По словам В.А.Сухомлинского, «настоящий человек начинается там, где есть святыни души».

На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.

Таким образом, тактики педагогической поддержки, которые я использую, работая с разными детьми: «Помощь», «Забота», «Содействие», «Взаимодействие», - дают хорошие результаты. Иногда при решении конкретной проблемной ситуации использую одну из тактик. Иногда сочетаю несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи. Самое главное – помочь ребёнку стать хозяином своей жизни.

Ожидаемые результаты

  1. успешный человек, способный быть личностью, способный решать свою жизнь «лично», не ущемляя интересы и жизнь других людей;
  2. креативный, инициативный  человек;
  3. человек, стремящийся к прекрасному;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаю...

Статья "Роль психолога и классного руководителя в изучении и становлении личности ребенка"

Найти подход к каждому ребенку – это непростая задача для каждого классного руководителя. В этом деле большую помощь могут оказать школьные психологи.  В нашей школе накоплен достаточный опыт по ...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Педагог сегодня – это спектр, функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек...

«Роль классного руководителя в развитии функциональной грамотности школьников»

laquo;Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»....