Помоги ребенку стать самостоятельным
статья на тему

Ребенок, это новое создание, пришедшее в жизнь, только и держит нас в состоянии бодрствования. Он появляется каждое утро, как бы говоря: «Посмотрите, это другая жизнь. Вы можете жить лучше, чем вы живете».
В статье приводится материал по правильному использованию Монтессори-материалов и материалов сходных с ними в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями в домашних условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogi_rebenku_stat_samostoyatelnym.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Помоги ребенку стать самостоятельным

(Использование Монтессори-материалов и материалов сходных с ним в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями в домашних условиях)

Воспитывая  в семье ребёнка с ограниченными возможностями, родители должны:

  1. Относиться к ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.
  2. Терпение, организованность, выдержка, ласковая твердость родителей поможет научить ребенка общими правилами поведения.
  3. Иметь общее представление о заболевании ребенка, хорошо представить особенности и болезни.
  4. Научить ребенка понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение отношение к своей болезни, к своим возможностям.
  5. Необходима спокойная домашняя обстановка, постоянное соблюдение режима.
  6. Если у ребенка болезненно выражено чувство страха, то нужно очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помочь ему преодолеть страх.
  7. Понять самим и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много качеств и достоинств, которые надо развивать.

«…Максимальная схожесть предметов с реальными, постоянно встречается в жизни с вещами или формами…» (один из принципов использования Монтессори-материалов) В домашних условиях продолжается коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями на формирование сенсомоторной сферы, элементарных математических представлений.

В настоящее время приобретение Монтессори-материалов стало доступно многим родителям, но сходство этих материалов с обычными вещами (предметами), делает возможным использование этих вещей (предметов) в каждой семье.

  1. Для развития зрительного восприятия, тренировки движения глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его , можно использовать мягкую игрушку. Вначале игрушку располагают в поле зрения, затем медленно перемещают по горизонтали, вертикали, диагонали, добиваясь от ребенка плавного движения глаз. Затем быстро перемещают игрушку, передвигают её в разных направлениях. Далее эти же движения выполняют по словесной инструкции, например: попросить ребенка найти глазами в комнате окно, дверь, куклу, машину и пр. Позже, для развития движений глаз и использовать различные игрушки (заяц, лисенок, медвежонок), создавая извилисты путь типа «лабиринта», где можно проследить этот путь игрушек – зверей к своему дому.
  2. Упражнения в различении и назывании цветов (аналогично, форм и величин) лучше начинать вначале третьего года жизни. Что бы научить ребенка различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и понимать их названия, можно начать с коррекционных упражнений, игр с цветными шариками (у Монтессори – деревянные шарики), если таковых нет, можно в домашних условиях использовать пластмассовые, «гутаперчивые» мячики, резиновые шарики 4-х основных цветов. Вначале ребенок по показу взрослого пробует катать красный шарик, затем дается синий шарик. Далее, красные и синие шарики перемешиваются и ребенок должен выбрать и показать красный или синий шарик; игра повторяется до тех пор, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный. Затем задача усложняется: кроме шариков двух цветов даются коробки такого же цвета, ребенок должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Аналогично, выполняются упражнения с двумя другими основными цветами.
  3. Для тренировки тактильных ощущений (восприятие предметов на ощупь – стереогноз) так же необходимы специальные игры – упражнения. «Чудесный мешочек», сшитый из обычной плотной ткани (у Монтессори – это деревянные бирюльки), в который можно положить предметы /фрукты, овощи и пр./ круглой, квадратной, треугольной, овальной формы.

Вначале необходимо показать каждый предмет, ребенок должен подержать предмет в руках, если возможно, сказать на что похож предмет, на какую геометрическую фигуру. Затем убрать предметы в мешочек и перемешать, ребенок по словесной инструкции должен узнать на ощупь тот или иной предмет. Использование разных по свойствам предметов (мячи, строительный материал, игрушки, одежда, предметы с ребристой поверхностью) даёт возможность различать на ощупь такие понятия: «гладкий – шершавый, гладкий – колючий, твердый – мягкий, холодный – теплый и т.д.

Примерные коррекционные упражнения:

«Тактильные дорожки»

Для «прямоходящих» детей и детей, передвигающихся с поддержкой, на полу расстилается плотный коврик, на который рассыпается разный материал: гладкие камушки, кусочки бумаги, можно использовать деревянную дощечку (1 половина с гладкой поверхностью, 2-я с шершавой поверхностью).

Учить ребенка становиться босиком на шершавую (гладкую) дорожку, медленно ходить по ней, либо ходить по гладким камушкам и другому материалу.

«Выжимание губки»

Перед ребенком на подносе две миски, одна из них с водой, поролоновая губка. Учить ребенка захватывать губку рукой, выжимать из неё воду и перекладывать в пустую миску.

  1. Формирование пространственных отношений у детей с ограниченными возможностями начинается с восприятия схемы тела:

На первом этапе ребенка сажают к зеркалу, чтобы он посмотрел, а затем потрогал (по словесной инструкции) глаза, нос, лоб, колено, левая и правая рука, нога и другие части тела. Затем эти действия переносятся на взрослого. Далее эти же упражнения выполняются с закрытыми глазами. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, картинке.

Для формирования понятий «левая-правая» используются геометрические объемные фигуры: кубик, шарик. Например: в правую руку берем шарик, фиксируем внимание ребенка на руке и шарике, в левую берем кубик, так же фиксируем внимание ребенка. Просим показать, если возможно, назвать, в какой руке находится тот или иной предмет. Затем просим закрыть глаза, или за своей спиной перекладываем предметы из одной руки в другую и показываем ребенку, что не так?, что изменилось?

Что бы научить ребенка различать понятия: «на, под, около, в, за, перед, над, вверху, внизу и пр.» также используем разные объемные предметы; геометрические фигуры, игрушки. Например: совершая действия с матрешкой, задаем вопросы: где стоит матрешка? – на столе; под столом; около стола; над столом. Или, на столе 4 игрушки (собака, конь, корова, кошка), расставляем: вверху – кошка, внизу – собака, слева – корова, справа – конь.

Фиксируем внимание ребенка на расположении того или иного предмета. Ребенок должен показать и назвать, где какой предмет стоит. Усложнить задачу можно, если переставить предметы, убрать один или два предмета.

Примерные коррекционные упражнения:

«Переливание воды из чайника в чашку»

На подносе маленький чайник, маленькая чашечка, губка.

Учить переливать воду из чайника в чашку, пользуясь поочередно правой и левой рукой, вытирать губкой капли разлитой воды.

«Звенящая вода»

Поднос со стаканом с водой, пустой стакан, палочка с шариком на конце.

Учить правильно постукивать по стаканам поочередно, сравнивая, как звенит тот или иной стакан (громко, тихо, грустно, весело, шумит, звенит).

  1. Развитие мелкой моторики (тренировка пальцев рук для последующего владения карандашом, ручкой) сводится к использования как Монтессори-материалов/деревянные рмки с пуговицами, шнурками, кнопками, крючками, петлями, ремнями, пряжками, бантами, булавками/, так и дидактических материалов, изготовленных по аналогии. Например: перед ребенком рамка с кнопками. Сначала показываем, как правильно расстегивать кнопки. После 2-3 кнопки ребенок расстегивает кнопки самостоятельно, затем обе половинки ткани откидываются, чтобы ребенок видел, что все кнопки расстегнуты. Далее показываем, как застегивать кнопки, начинаем также сверху. После 2-3 кнопки ребенок повторяет движения самостоятельно. Аналогичная работа проводится с другими рамками.

Примерные коррекционные упражнения:

В каждой семье есть простые русские матрешки и пирамидки.

Деревянная русская пирамидка может иметь на стержне от 3-х до 10-ти деревянных (пластмассовых) колец, нижнее кольцо имеет самый большой диаметр, а верхнее самый маленький.

Необходимо научить ребенка сравнивать кольца по величине и собирать пирамидку с учетом величины колец, для этого ребенку даются два кольца, одно большое, другое маленькое, ему нужно из 2-х колец выбрать большое и нанизать на стержень и так до самого последнего кольца.

Русская матрешка – кукла, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины (от 2-х до 10-ти матрешек).

Учить ребенка раскрывать матрешку, находить самую большую и самую маленькую матрёшки и выстраивать ряд кукол от большей к маленькой и последовательно вкладывать их обратно друг в дружку.

Использование кувшинов, мисок, корзинок для пересыпания, переливания воды, перекладывания сыпучих материалов, орехов, шишек, камешков, и прочего материала. Например: вначале мы показываем, как пересыпать зерно, переложить орехи и пр. из одного сосуда (корзинки) в другой одной и другой рукой поочередно, так же можно использовать пинцет; а для удержания кувшина с зерном, показывать как нужно правильно поднять и удержать его двумя руками за ручку и под носиком, затем наклонить над пустым кувшином и медленно пересыпать зерно.

  1. Формирование элементарных математических представлений в домашних условиях продолжается через усвоение и уточнение представлений о счете, величине: большой – маленький, больше – меньше, короткий – длинный, короче – длиннее, шире – уже, ниже – выше и т.д., форме.

Продолжать учить ребенка находить предметы нужной величины, формы, протяженности. Например: берут кубики, мячи, пирамидки, куклы различной величины и просят ребенка найти сначала большие предметы, затем – самые маленькие. Ребенок показывает предмет определенной и если возможно, говорит, какой предмет он нашел. Далее учим отличать по форме предметы одной и той же величины. Например: сравнить большой красный мяч и большой красный кубик; маленький синий шарик и маленький синий кубик.

Затем учим находить предметы, одинаковые по величине и форме, но отличающиеся по длине. Далее учим подбирать (группировать) предметы разной величины, формы, протяженности по какому-то одному заданному признаку. Например: разложить на столе  все кубики так, чтобы с одной стороны были все большие, а с другой – маленькие. Затем усложнить: подобрать предмет, такой же, как образец. Затем, сопоставить предметы различной величины, формы, при этом предметы составляются не парами, а рядами. Например: выложить пуговицы в ряд по нарастающей или уменьшающей величине. Сначала это выполняется по показу, затем, по словесной инструкции, далее – самостоятельно. Стараться, чтобы ребенок сопровождал свои действия речью (сначала, что делает, затем что он сделал).

Например: раскладывая пуговицы по убывающей величине, ребенок рассказывает, что сначала он взял большую пуговицу, потом – поменьше, затем – еще меньше, а потом – самую маленькую.

Закреплять величину, форму предметов через лепку, рисование, аппликации (квадрат, треугольник = домик; большие и маленькие круги = пирамидка, прямоугольник и треугольник = лодочка и т.д.)

Обучение элементарному счёту идёт через уточнение понятия количества предметов. Сначала закрепляются понятия «один – много»;

Используя строительный материал, карандаш, игрушки, можно закреплять понятие «один – много»: постройки дома берём много кубиков, для рисования – 1 альбом и много карандашей, 1 большую пирамидку и много маленьких и т.д.

Через сравнение разных множеств (количества) предметов, независимо от формы и величины.

Например: даются 2 группы предметов: 4 маленьких шарика и 2 больших шара разного цвета. Ребёнок должен отвлечься от цвета и величины, и посчитать, сколько шаров? Учить сравнивать не только исчисляемые количества (кубики, шарики, мячи, пирамидки, ёлочки), но не исчисляемые – различные шипучие и жидкие вещества.

Например: нужно сравнить по длине короткую широкую красную ленту и длинную узкую синюю ленту (на цвет и ширину не обращать внимания). Можно сравнивать количество воды, налитой в два разных по величине сосуда, заметить, что в одном сосуде воды помещается больше, чем в другом. Значит, один сосуд больше. Аналогично сравниваются сыпучие вещества.

Умение уравнивать количества (множества) предметов можно:

  • К меньшему количеству добавит недостающее количество предметов. Например: чтобы уровнять группы 4 маленьких 2 больших шаров, нужно добавить 2 шара ко второй группе, тогда будет поровну.
  • Из большей группы убрать необходимое количество предметов, что бы в ней было столько же, сколько и в меньшей группе.
  • От одного количества предметов часть перекладывается к другому.

Состав чисел: (очень важно – обязательное использование дидактического материала: ёлочки, кубики, пирамидки, шарики, геометрическое лото и пр.)

а) Научить ребенка составлять число предметов из разных групп. Например: чтобы получить число 5, можно взять 5 раз по одному мячу, или к 4 мячам добавить 1 мяч, или к 3 мячам добавить 2 мяча.

б) Можно также закрепить состав числа через нахождение целого числа не по 2, а по 3 слагаемым. Например: составить группу из 5 пирамидок следующим образом: к 2 пирамидкам прибавить 2 и еще 1.

в) Наибольшую трудность для детей представляют такие задания, как определение, сколько предметов не хватает или сколько предметов не хватает или сколько предметов нужно добавить, чтобы было получено заданное число.

Например: лежат 3 морковки, сколько нужно добавить морковок, что бы получилось 5 морковок?

Подавляющее число семей имеют в наличии разнообразный строительный материал, дети усваивают в домашних условиях не только названия элементов строительного материала (кубик, кирпичик, крыша, пластина и т.д.), а действия с ним.

Например: учатся (с учетом величины) ставить маленький кубик на большой, строить большие и маленькие, широкие и узкие «гаражи», строить «дорожки» различной длины, что бы возить по ним машину, строить мебель (стул, стол, кроватку для куклы, скамейки, ворота, лесенки, домики с учётом величины, объёма, длины).

Вывод: Полученные знания закладывают фундамент для усвоения в дальнейшем программного материала по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар педагогов Тема: Помогите ребенку преодолеть застенчивость

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности. Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из‑за этого и не желают так...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Презентация "Помогите ребенку стать одаренным"

Презентация сделана по статье "Помогите ребенку стать одаренным". Может быть интересна  учителям, родителям....

Выступление на родительском собрании "Как помочь ребенку стать самостоятельным".

В выступлении перечислены основные условия, помогающие развить в ребенке самостоятельность....

Как научить ребенка стать самостоятельным.

Презентация подготовлена для родителей....