Социально-реабилитационная программа «Я и мой мир»
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Швыркаева Светлана Александровна

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все педагоги, психологи едины в признании значения общения в формировании личности. Подростковый период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная - педагогика57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-реабилитационная программа

«Я и мой мир»

(Возраст воспитанников 12 – 16 лет

Срок реализации   программы 3 месяца)

Пояснительная записка к программе

                 Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к общению, где особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию ребенка, адаптирующегося в социуме, активизировали задачу овладения подростками навыками общения. Отсутствие навыков общения существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в обществе. Но существует возможность коррекции уже выработанных навыков, поэтому актуальной становится работа по формированию навыков общения у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности. Особенность данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния на развитие и формирование навыков общения у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений. Моя программа предназначена для проведения социально-реабилитационных занятий с воспитанниками, имеющими трудности в общении. Общение со сверстниками воспринимается воспитанниками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении с взрослыми. В работе с воспитанниками я отдаю предпочтение групповой форме проведения занятий. Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к детям-сиротам, но и к детям из неблагополучных семей. В наш Центр поступают дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи одиноких матерей т.д.) или находящиеся в социальном положении. Чаще всего нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений с взрослыми и сверстниками. Для большинства подростков, испытывающих трудности в общении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие воспитанники не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Очень важно, чтобы воспитанники осознавали, что общение является неотъемлемой составляющей. Еще она основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения.

Аналитическое обоснование

Для определения уровня сформированности навыков общения была использована таблица наблюдений, составленная мной.    

Качества воспитанников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение вступать в контакт с другими людьми

1 чел. – 12%

2 чел. – 25%

5 чел. – 63%

Умение контролировать свои слова и поступки

1 чел. – 12%

3 чел. – 38%

4 чел. – 50%

Умение реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны

1 чел. -12%

2 чел. - 25%

5 чел. – 63%

Знание вежливых слов и умение их применять в соответствии с ситуацией

2 чел. – 25%

1 чел. – 12%

5 чел. – 63%

Доброжелательное отношение к окружающим

2 чел. – 25%

2 чел. – 25%

4 чел. -50%

  1. Из таблицы и диаграммы видно, что сформированность навыков общения у большинства воспитанников находится на низком уровне.

Также использовалась методика оценки потребности в общении

Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998

Цель: изучение уровня сформированности навыков общения у воспитанников.

После проведения анкеты выявлены следующие результаты:

   сформированность навыков общения у большинства воспитанников

  1. находится на низком уровне.

Вывод: из проведенной диагностики видно, что сформированность навыков общения у большинства воспитанников находится на низком уровне, поэтому реализация данной программы необходима.

Концептуальные основы

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все педагоги, психологи едины в признании значения общения в формировании личности. Подростковый период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Проблема общения изучалась многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так или иначе, их мнения сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Согласно взглядам отечественных психологов Выготского Л. С.  Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. Мухиной В. С., и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте. Общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста.  Подросток часто скрывает важность для него общения со сверстниками, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей уже ограниченно - им не охватываются все сферы жизни, как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться прямо на противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на общение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку. Именно через общение со старшим поколением ребенок получает тот комплект знаний о нормах и правилах общения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения).

  1. Цель: формирование у воспитанников навыков конструктивного общения.

Задачи:

- формирование доброжелательного отношения друг к другу;

- развитие умения взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной жизненной ситуацией;

- раскрытие понятий «общение», «виды и функции общения».

                 В программе участвуют воспитанники 12-16 лет.

       Занятия проводятся 2-3 раза в неделю (в зависимости от графика работы воспитателя) в течение 3 месяцев.

Для успешной реализации поставленных цели и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих принципов воспитания (И.П.Подласый):

  1.            1. Принцип общественной направленности. Он связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
  2.           2. Принцип связи с жизнью. Воспитание жизнью становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.
  3.          3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности.
  4.          4. Принцип гуманности. В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности.
  5.          5. Личностный подход. Учитываются все особенности личности воспитуемого: это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы поведения.

Во время реализации программы я использую следующие

педагогические технологии:

             - технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания, творческой деятельности сплочённого коллектива, состоящая из воспитателя и воспитанника.

            -  технология педагогической поддержки ребенка в воспитании (по О.С. Газману). Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным положением, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением);

           -    технология организации «ситуации успеха» (по Н.Е. Щурковой):

  • культивирования настроения доброжелательности;
  • снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
  • авансирование ребенка ( термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
  • усиление мотивов деятельности;
  • педагогическое внушение.
  • педагогическая оценка.

Формы работы: 

  1. Рассказ использую на темах, по которым у воспитанников нет запаса знаний.
  2. Беседа проводится на некоторых этапах занятия, по имеющимся у воспитанников знаниям.
  3. Моделирование ситуаций находит отражение, прежде всего, в формулировке заданий (представьте, что вы…) и в закреплении полученной информации.
  4. Выполнение ролей в сюжетно-ролевых играх воспитывает у несовершеннолетних способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации.
  1. Методы воспитания:

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Применяется только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание (в организационном моменте, основной части занятия и рефлексии)

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность несовершеннолетнего. Создаются установки и мотивы деятельности. Использование этого метода способствует переживанию несовершеннолетними своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Используется на всех этапах занятия.

Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях. Используется в основной части занятия и рефлексии.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность. Используется на всех этапах занятий.

Совет — наставление, напутствие, рекомендация. Используется в основной части занятия и рефлексии.

Упражнение (повторение, закрепление, упрочение, совершенствование действий и поступков) - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий доведение их до автоматизма. Используется в основной и заключительной части занятия.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка" № 124-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 ФЗ;
  • Закон РФ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ" № 195-ФЗ;
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года «Концепция семейной политики Нижегородской области" №371;
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 07 апреля 2006 года "Перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания" № 110;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
    "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 30 июля 2007 года "О порядке деятельности Государственных учреждений Нижегородской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" № 261;  
  • Устав Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Шатковского района» от 25 августа 2011 года №566.

                           

Механизм реализации программы

      Участники программы-воспитанники стационарного отделения в возрасте 12-16 лет. Это дети из социально незащищенных семей, с ослабленным здоровьем, педагогически и социально запущенные, с низким уровнем социальной активности. У воспитанников нарушены навыки взаимодействия между сверстниками и взрослыми, слабо развиты волевые качества, ответственность и самоконтроль в общении.

Тематический план

Темы программы

Теория

Практика

Всего

I

Блок

1. Введение в курс «Мое общение»

Всего

2

2

-

-

2

2

II

Блок

«Учимся видеть хорошее».

1. Учимся видеть хорошее.

-

1

1

2. Дружить или ссориться.

-

1

1

3. Как стать счастливым

1

-

1

4. Конфликты и взаимопонимание.

1

-

1

5. Личность.

1

-

1

Всего

3

2

5

III

Блок

«Мой мир и я»

1. Кто я?

-

1

1

2. Я + Я.

-

1

1

3. Я могу

-

1

1

4. Мой мир и я.

-

1

1

5. Я глазами других.

1

-

1

6. Без друзей на свете трудно жить…

-

1

1

7. Мы вместе.

-

1

1

Всего

1

6

7

IV

Блок

«Общение без границ»

1. Общение без границ.

1

-

1

2. Азбука общения.

-

1

1

3. Общение необходимость или роскошь.

1

-

1

4. Секреты общения.

-

1

1

5. Эффективное общение.

1

-

1

Всего:

3

2

5

V

Блок

«Барьеры общения»

1. Мои проблемы.

1

-

1

2. Как мы говорим. Вирус сквернословия.

1

-

1

3. Критика.

1

-

1

4. Ссора.

1

-

1

5. Самооценка.

-

1

1

6. Барьеры общения.

-

1

1

7. Не говори «да», если хочешь сказать «нет».

1

-

1

8. Противостояние влиянию.

-

1

1

9. Обвинители и защитники.

-

1

1

10. Самоконтроль.

-

1

1

11. Доброжелательное общение.

-

1

1

Всего:

Итого:

5

14

6

16

11

30

Содержание разделов

Iблок «Введение в курс «Мое общение» - 2 занятия

Ознакомление с   планом занятий. Правила поведения на занятиях и требования к воспитанникам. Понятия «общение», «вербальное общение», «невербальное общение».

Методическое обеспечение: карточки с правилами поведения на занятии, памятки с правилами общения, презентация.

Оборудование: компьютер.

 

   

II блок «Учимся видеть хорошее» - 5 занятий

1. «Учимся видеть хорошее».1 занятие.

Упражнение «Друг для друга». Упражнение «Волшебное кресло».  Самоанализ «Учимся видеть хорошее». Упражнение «Исповедальная свеча».

Методическое обеспечение: тетради, ручки, большое кресло, обычная свечка.

. Оборудование: магнитная доска.

2. Дружить или ссориться?1 занятие.

Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг». Упражнение «Он и она». Игра «Претензии». Сказка см. Приложение.

Методическое обеспечение: листочки для записей.

Оборудование: магнитная доска.

3. Как стать счастливым. 1 занятие.

Тест «Вы умеете быть счастливыми». Дискуссия «Что такое счастье».

Методическое обеспечение: листочки для записей, карандаши.

Оборудование: магнитная доска.

4. Конфликты и взаимопонимание. 1 занятие.

Понятие «эмоции». Сценка «Пообщались». Дискуссия «Мой взгляд, мое общение», тест: «Стили разрешения конфликтов».

Обеспечение: длинная черная борода, короткая туника, сандалии, корзина, овощи.

Оборудование: магнитная доска.

5. Личность. 1занятие.

Методическое обеспечение: стихотворение поэта Н.Старшинова, мини тест «Мои ценности» и тест для определения степени экстравертности и интровертности.

III блок « Мой мир и Я» - 7 занятий

1. Кто я? 1 занятие.

Упражнение «Цвет настроения». Упражнение «Я рад общаться с тобой». Упражнение «Горячий стул». Самоанализ: «Кто я? Какой я?

Методическое обеспечение: тетради, ручки, карандаши, коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Оборудование: магнитная доска.

2. Я+Я. 1 занятие.

Упражнение «Чем мы похожи». Упражнение «Паутина». Игра «принятий правил».

Методическое обеспечение: клубок ниток, бумага, карандаши, ватман, маркер.

Оборудование: мини стенд с правилами, магнитная доска.

3. Я могу. 1 занятие.

Упражнения «Хлопки по кругу», «Рисование себя», «Ах какой ты молодец». Дискуссия «Идеальный, современный и «плохой подросток».

Методическое обеспечение: бумага, ручка, цветные карандаши, карточки-задания.

Оборудование: магнитная доска.

4. Мой мир и я. 1 занятие

Дискуссия, о новом понятии общение, понятие слово «кластер» и его применение, работа с «эссе».

Методическое обеспечение: бумага, ручки, воздушные шары для каждого, карточки с высказываниями.

Оборудование: листы формата А4, карандаши, фломастеры, листочки для написания эссе.

5. Я глазами других. 1 занятие.

Методика: твое имя, игра «Ассоциации», карточки с неоконченными предложениями.

Методическое обеспечение: бумага, ручки, мячик.

Оборудование: магнитная доска.

6. Без друзей на свете трудно жить… 1 занятие.

Правила дружбы. Пословицы о дружбе. Чтение стихотворений А.Барто «Требуется друг» его анализ. Инсценировка «Спасибо, что ты рядом.» с последующим обсуждением.

Методическое обеспечение: плакаты с правилами и законами дружбы, пословицами.

Оборудование: магнитная доска.

9. Мы вместе. 1 занятие.

Упражнение «Говорящие ладошки». Упражнение «Покажи взглядом». Игра «Угадай, чей голосок».

Методическое обеспечение: диск с записью легкой фоновой музыки.

Оборудование: DVDплеер.

IV блок «Общение без границ» - 5 занятий.

1. Общение без границ. 1 занятие.

Значение правил общения. Упражнение «Спутанные цепочки?» Упражнение – разминка «Маска». Упражнение «Ладонь в ладонь». Упражнение» Ассоциация».

Методическое обеспечение: карточки - задания, карточки с ролями, коробочки из под конфет, цветные карандаши, маркеры, листы формата А4.                                                                                                       Оборудование: магнитная доска.  

2. Азбука общения. 1 занятие.

Правила знакомства. Упражнения «Ромашка эмоций», «Пантомима».

Методическое обеспечение: карточки с описанием ситуаций, бланки с заданием, компьютерная презентация.

Оборудование: магнитная доска, компьютер.

3.Общение необходимость или роскошь. 1 занятие.                                                                                 Мини лекция. Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие. Тест Уровень общительности (коммуникабельности)»

. Методическое оборудование: мягкая игрушка, лист бумаги, ручка.        

Оборудование: магнитная доска.

4. Секреты общения. 1 занятие.                                                      

 Мини лекция «Особенности речевого общения». Упражнение «Учитесь не смотреть, а видеть. 

Методическое обеспечение: тетрадь, ручка.

Оборудование: компьютер.

5. Эффективное общение. 1 занятие.

Мини лекция «Секреты общения по Б.Р. Матвеева 2005». Упражнение «Не улыбка». Правила «Как предупредить и сдержать эффект.

Методическое обеспечение: ручка, тетрадь.

Оборудование: магнитная доска, компьютер.

V блок «Барьеры общения» - 11 занятий.

1. Мои проблемы в общении. 1 занятие.

Дискуссия, пример проблемной ситуации. Игра «Диалог со своим мозгом.

Методическое обеспечение: плакат с высказыванием по теме занятия, карточки с названиями конфликтных ситуаций.

Оборудование: магнитная доска.

2. Как мы говорим. «Вирус сквернословия» 1 занятие.

Стенгазета «Вирус сквернословия». Анкета «Вирус сквернословия». Сообщения воспитанников.

Оборудование: Магнитная доска.

3. Критика. 1 занятие.

Игра с мячом «Что звучит обидно». Игра «Я бросаю тебе мяч». Дискуссия на тему «Что звучит обидно»

Методическое обеспечение: мячик, карточки с фразами.

Оборудование: оборудования нет.

4. Ссора. 1 занятие.

Понятием «конфликт». Тест «Конфликтный ли ты человек?» Правила выхода из конфликтной ситуации.

Методическое обеспечение: плакат с правилами выхода из конфликтной ситуации.

Оборудование: магнитная доска.

5.Самооценка. 1 занятие.

Дискуссия «Самое - самое». Методика «Моя вселенная». Методика «Самооценка».

Методическое обеспечение: альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.

6. Ярмарка достоинств. 1 занятие.

Игра «Ярмарка достоинств». Упражнение «Вверх по радуге».

Методическое обеспечение: листы с надписями «Продаю», «Покупаю» для каждого участника.

7. «Не говори «да», если хочешь сказать 2 нет». 1 занятие.

Упражнения «Я хочу подарить тебе». Беседа «Наши желания». Обсуждение ситуации «Умей сказать нет». Беседа «Форма отказа».

Методическое обеспечение: листы бумаги для написания объявлений, тетради, ручки.

8. Противостояние влиянию. 1 занятие.

Упражнение «Лабиринт». Упражнение «Волк и семеро козлят». Упражнение «Два подсказчика». Упражнение «таможенники».

Методическое обеспечение: тетради для записей.

Оборудование: стулья, игрушка для упражнения, коробок спичек, повязка для глаз.

9. «Обвинители» и «Защитник».1 занятие.

Ролевая игра. Беседа после игры. Решение проблемных ситуаций.

Методическое обеспечение: компьютерная презентация.

10. Самоконтроль. 1 занятие.

 Упражнение «Противоположные движения». Упражнение «Сядьте так, как…». Упражнение «Чтение с эхом».

Методическое обеспечение: музыка.

Оборудование: магнитофон.

11.Доброжнлательное отношение. 1 занятие.

Упражнение «Приветствие», Упражнение №1.Упражнение №2. Упражнение№3.

Оборудование: плотные листы цветной бумаги, карандаши, ручки.

Ожидаемый результат

Опираясь на цель и задачи программы, предполагаю, что в результате её реализации:

1. Воспитанники научатся слушать и слышать партнера по общению.

2. Оценивать эмоциональное состояние друг друга, учитывать его особенности при общении.

3. Приобретут знания и навыки культурного общения.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996г.

2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка - Издательство: Вестн. Моск, ун-та. Сер. 14, Психология,1991г.


3. Грецов А. Тренинг уверенного поведения. - СПб. Питер, 2008г.

4. Журнал «Классный руководитель» №2 2006г.


5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб. 2000г.

6.Шафорстова О.А. «Учимся общаться». № 3,2012г.- с.115.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2000г.-304с.

8.Мухина В.С. Возрастная психология. 2004г.


9. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998

10. Щуркова Н.Е.  «Программа воспитания школьника» М.2001 г.


11. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997г.

12. Бодалев А.А. «Психология общения». Энциклопедический словарь 2011г.

13. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.

Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....

Программа летней занятости и оздоровления несовершеннолетних в условиях социально - реабилитационного центра.

Создание   благоприятных   условий   для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников   во время летних каникул, развития творческого и интеллектуальн...

Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"

Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....