Социально-реабилитационная программа «Я и мой мир»
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все педагоги, психологи едины в признании значения общения в формировании личности. Подростковый период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная - педагогика | 57.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-реабилитационная программа
«Я и мой мир»
(Возраст воспитанников 12 – 16 лет
Срок реализации программы 3 месяца)
Пояснительная записка к программе
Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к общению, где особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию ребенка, адаптирующегося в социуме, активизировали задачу овладения подростками навыками общения. Отсутствие навыков общения существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в обществе. Но существует возможность коррекции уже выработанных навыков, поэтому актуальной становится работа по формированию навыков общения у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности. Особенность данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния на развитие и формирование навыков общения у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений. Моя программа предназначена для проведения социально-реабилитационных занятий с воспитанниками, имеющими трудности в общении. Общение со сверстниками воспринимается воспитанниками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении с взрослыми. В работе с воспитанниками я отдаю предпочтение групповой форме проведения занятий. Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к детям-сиротам, но и к детям из неблагополучных семей. В наш Центр поступают дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи одиноких матерей т.д.) или находящиеся в социальном положении. Чаще всего нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений с взрослыми и сверстниками. Для большинства подростков, испытывающих трудности в общении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие воспитанники не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Очень важно, чтобы воспитанники осознавали, что общение является неотъемлемой составляющей. Еще она основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения.
Аналитическое обоснование
Для определения уровня сформированности навыков общения была использована таблица наблюдений, составленная мной.
Качества воспитанников | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Умение вступать в контакт с другими людьми | 1 чел. – 12% | 2 чел. – 25% | 5 чел. – 63% |
Умение контролировать свои слова и поступки | 1 чел. – 12% | 3 чел. – 38% | 4 чел. – 50% |
Умение реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны | 1 чел. -12% | 2 чел. - 25% | 5 чел. – 63% |
Знание вежливых слов и умение их применять в соответствии с ситуацией | 2 чел. – 25% | 1 чел. – 12% | 5 чел. – 63% |
Доброжелательное отношение к окружающим | 2 чел. – 25% | 2 чел. – 25% | 4 чел. -50% |
Из таблицы и диаграммы видно, что сформированность навыков общения у большинства воспитанников находится на низком уровне.
Также использовалась методика оценки потребности в общении
Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998
Цель: изучение уровня сформированности навыков общения у воспитанников.
После проведения анкеты выявлены следующие результаты:
сформированность навыков общения у большинства воспитанников
находится на низком уровне.
Вывод: из проведенной диагностики видно, что сформированность навыков общения у большинства воспитанников находится на низком уровне, поэтому реализация данной программы необходима.
Концептуальные основы
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все педагоги, психологи едины в признании значения общения в формировании личности. Подростковый период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Проблема общения изучалась многими авторами, как зарубежными, так и отечественными. Так или иначе, их мнения сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Согласно взглядам отечественных психологов Выготского Л. С. Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. Мухиной В. С., и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте. Общение является основной формой деятельности у детей подросткового возраста. Подросток часто скрывает важность для него общения со сверстниками, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей уже ограниченно - им не охватываются все сферы жизни, как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться прямо на противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на общение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку. Именно через общение со старшим поколением ребенок получает тот комплект знаний о нормах и правилах общения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения).
- Цель: формирование у воспитанников навыков конструктивного общения.
Задачи:
- формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- развитие умения взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной жизненной ситуацией;
- раскрытие понятий «общение», «виды и функции общения».
В программе участвуют воспитанники 12-16 лет.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю (в зависимости от графика работы воспитателя) в течение 3 месяцев.
Для успешной реализации поставленных цели и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих принципов воспитания (И.П.Подласый):
- 1. Принцип общественной направленности. Он связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
- 2. Принцип связи с жизнью. Воспитание жизнью становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.
- 3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности.
- 4. Принцип гуманности. В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности.
- 5. Личностный подход. Учитываются все особенности личности воспитуемого: это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы поведения.
Во время реализации программы я использую следующие
педагогические технологии:
- технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского является оригинальной педагогической системой, основанной на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания, творческой деятельности сплочённого коллектива, состоящая из воспитателя и воспитанника.
- технология педагогической поддержки ребенка в воспитании (по О.С. Газману). Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным положением, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением);
- технология организации «ситуации успеха» (по Н.Е. Щурковой):
- культивирования настроения доброжелательности;
- снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;
- авансирование ребенка ( термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;
- усиление мотивов деятельности;
- педагогическое внушение.
- педагогическая оценка.
Формы работы:
- Рассказ использую на темах, по которым у воспитанников нет запаса знаний.
- Беседа проводится на некоторых этапах занятия, по имеющимся у воспитанников знаниям.
- Моделирование ситуаций находит отражение, прежде всего, в формулировке заданий (представьте, что вы…) и в закреплении полученной информации.
- Выполнение ролей в сюжетно-ролевых играх воспитывает у несовершеннолетних способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации.
- Методы воспитания:
Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Применяется только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание (в организационном моменте, основной части занятия и рефлексии)
Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность несовершеннолетнего. Создаются установки и мотивы деятельности. Использование этого метода способствует переживанию несовершеннолетними своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Используется на всех этапах занятия.
Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях. Используется в основной части занятия и рефлексии.
Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность. Используется на всех этапах занятий.
Совет — наставление, напутствие, рекомендация. Используется в основной части занятия и рефлексии.
Упражнение (повторение, закрепление, упрочение, совершенствование действий и поступков) - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий доведение их до автоматизма. Используется в основной и заключительной части занятия.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка" № 124-ФЗ;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 ФЗ;
- Закон РФ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ" № 195-ФЗ;
- Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года «Концепция семейной политики Нижегородской области" №371;
- Постановление Правительства Нижегородской области от 07 апреля 2006 года "Перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания" № 110;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" - Постановление Правительства Нижегородской области от 30 июля 2007 года "О порядке деятельности Государственных учреждений Нижегородской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" № 261;
- Устав Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Шатковского района» от 25 августа 2011 года №566.
Механизм реализации программы
Участники программы-воспитанники стационарного отделения в возрасте 12-16 лет. Это дети из социально незащищенных семей, с ослабленным здоровьем, педагогически и социально запущенные, с низким уровнем социальной активности. У воспитанников нарушены навыки взаимодействия между сверстниками и взрослыми, слабо развиты волевые качества, ответственность и самоконтроль в общении.
Тематический план
№ | Темы программы | Теория | Практика | Всего |
I Блок | 1. Введение в курс «Мое общение» Всего | 2 2 | - - | 2 2 |
II Блок | «Учимся видеть хорошее». | |||
1. Учимся видеть хорошее. | - | 1 | 1 | |
2. Дружить или ссориться. | - | 1 | 1 | |
3. Как стать счастливым | 1 | - | 1 | |
4. Конфликты и взаимопонимание. | 1 | - | 1 | |
5. Личность. | 1 | - | 1 | |
Всего | 3 | 2 | 5 | |
III Блок | «Мой мир и я» | |||
1. Кто я? | - | 1 | 1 | |
2. Я + Я. | - | 1 | 1 | |
3. Я могу | - | 1 | 1 | |
4. Мой мир и я. | - | 1 | 1 | |
5. Я глазами других. | 1 | - | 1 | |
6. Без друзей на свете трудно жить… | - | 1 | 1 | |
7. Мы вместе. | - | 1 | 1 | |
Всего | 1 | 6 | 7 | |
IV Блок | «Общение без границ» | |||
1. Общение без границ. | 1 | - | 1 | |
2. Азбука общения. | - | 1 | 1 | |
3. Общение необходимость или роскошь. | 1 | - | 1 | |
4. Секреты общения. | - | 1 | 1 | |
5. Эффективное общение. | 1 | - | 1 | |
Всего: | 3 | 2 | 5 | |
V Блок | «Барьеры общения» | |||
1. Мои проблемы. | 1 | - | 1 | |
2. Как мы говорим. Вирус сквернословия. | 1 | - | 1 | |
3. Критика. | 1 | - | 1 | |
4. Ссора. | 1 | - | 1 | |
5. Самооценка. | - | 1 | 1 | |
6. Барьеры общения. | - | 1 | 1 | |
7. Не говори «да», если хочешь сказать «нет». | 1 | - | 1 | |
8. Противостояние влиянию. | - | 1 | 1 | |
9. Обвинители и защитники. | - | 1 | 1 | |
10. Самоконтроль. | - | 1 | 1 | |
11. Доброжелательное общение. | - | 1 | 1 | |
Всего: Итого: | 5 14 | 6 16 | 11 30 |
Содержание разделов
Iблок «Введение в курс «Мое общение» - 2 занятия
Ознакомление с планом занятий. Правила поведения на занятиях и требования к воспитанникам. Понятия «общение», «вербальное общение», «невербальное общение».
Методическое обеспечение: карточки с правилами поведения на занятии, памятки с правилами общения, презентация.
Оборудование: компьютер.
II блок «Учимся видеть хорошее» - 5 занятий
1. «Учимся видеть хорошее».1 занятие.
Упражнение «Друг для друга». Упражнение «Волшебное кресло». Самоанализ «Учимся видеть хорошее». Упражнение «Исповедальная свеча».
Методическое обеспечение: тетради, ручки, большое кресло, обычная свечка.
. Оборудование: магнитная доска.
2. Дружить или ссориться?1 занятие.
Игра «Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг». Упражнение «Он и она». Игра «Претензии». Сказка см. Приложение.
Методическое обеспечение: листочки для записей.
Оборудование: магнитная доска.
3. Как стать счастливым. 1 занятие.
Тест «Вы умеете быть счастливыми». Дискуссия «Что такое счастье».
Методическое обеспечение: листочки для записей, карандаши.
Оборудование: магнитная доска.
4. Конфликты и взаимопонимание. 1 занятие.
Понятие «эмоции». Сценка «Пообщались». Дискуссия «Мой взгляд, мое общение», тест: «Стили разрешения конфликтов».
Обеспечение: длинная черная борода, короткая туника, сандалии, корзина, овощи.
Оборудование: магнитная доска.
5. Личность. 1занятие.
Методическое обеспечение: стихотворение поэта Н.Старшинова, мини тест «Мои ценности» и тест для определения степени экстравертности и интровертности.
III блок « Мой мир и Я» - 7 занятий
1. Кто я? 1 занятие.
Упражнение «Цвет настроения». Упражнение «Я рад общаться с тобой». Упражнение «Горячий стул». Самоанализ: «Кто я? Какой я?
Методическое обеспечение: тетради, ручки, карандаши, коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.
Оборудование: магнитная доска.
2. Я+Я. 1 занятие.
Упражнение «Чем мы похожи». Упражнение «Паутина». Игра «принятий правил».
Методическое обеспечение: клубок ниток, бумага, карандаши, ватман, маркер.
Оборудование: мини стенд с правилами, магнитная доска.
3. Я могу. 1 занятие.
Упражнения «Хлопки по кругу», «Рисование себя», «Ах какой ты молодец». Дискуссия «Идеальный, современный и «плохой подросток».
Методическое обеспечение: бумага, ручка, цветные карандаши, карточки-задания.
Оборудование: магнитная доска.
4. Мой мир и я. 1 занятие
Дискуссия, о новом понятии общение, понятие слово «кластер» и его применение, работа с «эссе».
Методическое обеспечение: бумага, ручки, воздушные шары для каждого, карточки с высказываниями.
Оборудование: листы формата А4, карандаши, фломастеры, листочки для написания эссе.
5. Я глазами других. 1 занятие.
Методика: твое имя, игра «Ассоциации», карточки с неоконченными предложениями.
Методическое обеспечение: бумага, ручки, мячик.
Оборудование: магнитная доска.
6. Без друзей на свете трудно жить… 1 занятие.
Правила дружбы. Пословицы о дружбе. Чтение стихотворений А.Барто «Требуется друг» его анализ. Инсценировка «Спасибо, что ты рядом.» с последующим обсуждением.
Методическое обеспечение: плакаты с правилами и законами дружбы, пословицами.
Оборудование: магнитная доска.
9. Мы вместе. 1 занятие.
Упражнение «Говорящие ладошки». Упражнение «Покажи взглядом». Игра «Угадай, чей голосок».
Методическое обеспечение: диск с записью легкой фоновой музыки.
Оборудование: DVDплеер.
IV блок «Общение без границ» - 5 занятий.
1. Общение без границ. 1 занятие.
Значение правил общения. Упражнение «Спутанные цепочки?» Упражнение – разминка «Маска». Упражнение «Ладонь в ладонь». Упражнение» Ассоциация».
Методическое обеспечение: карточки - задания, карточки с ролями, коробочки из под конфет, цветные карандаши, маркеры, листы формата А4. Оборудование: магнитная доска.
2. Азбука общения. 1 занятие.
Правила знакомства. Упражнения «Ромашка эмоций», «Пантомима».
Методическое обеспечение: карточки с описанием ситуаций, бланки с заданием, компьютерная презентация.
Оборудование: магнитная доска, компьютер.
3.Общение необходимость или роскошь. 1 занятие. Мини лекция. Упражнение на «интенсивное физическое взаимодействие. Тест Уровень общительности (коммуникабельности)»
. Методическое оборудование: мягкая игрушка, лист бумаги, ручка.
Оборудование: магнитная доска.
4. Секреты общения. 1 занятие.
Мини лекция «Особенности речевого общения». Упражнение «Учитесь не смотреть, а видеть.
Методическое обеспечение: тетрадь, ручка.
Оборудование: компьютер.
5. Эффективное общение. 1 занятие.
Мини лекция «Секреты общения по Б.Р. Матвеева 2005». Упражнение «Не улыбка». Правила «Как предупредить и сдержать эффект.
Методическое обеспечение: ручка, тетрадь.
Оборудование: магнитная доска, компьютер.
V блок «Барьеры общения» - 11 занятий.
1. Мои проблемы в общении. 1 занятие.
Дискуссия, пример проблемной ситуации. Игра «Диалог со своим мозгом.
Методическое обеспечение: плакат с высказыванием по теме занятия, карточки с названиями конфликтных ситуаций.
Оборудование: магнитная доска.
2. Как мы говорим. «Вирус сквернословия» 1 занятие.
Стенгазета «Вирус сквернословия». Анкета «Вирус сквернословия». Сообщения воспитанников.
Оборудование: Магнитная доска.
3. Критика. 1 занятие.
Игра с мячом «Что звучит обидно». Игра «Я бросаю тебе мяч». Дискуссия на тему «Что звучит обидно»
Методическое обеспечение: мячик, карточки с фразами.
Оборудование: оборудования нет.
4. Ссора. 1 занятие.
Понятием «конфликт». Тест «Конфликтный ли ты человек?» Правила выхода из конфликтной ситуации.
Методическое обеспечение: плакат с правилами выхода из конфликтной ситуации.
Оборудование: магнитная доска.
5.Самооценка. 1 занятие.
Дискуссия «Самое - самое». Методика «Моя вселенная». Методика «Самооценка».
Методическое обеспечение: альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.
6. Ярмарка достоинств. 1 занятие.
Игра «Ярмарка достоинств». Упражнение «Вверх по радуге».
Методическое обеспечение: листы с надписями «Продаю», «Покупаю» для каждого участника.
7. «Не говори «да», если хочешь сказать 2 нет». 1 занятие.
Упражнения «Я хочу подарить тебе». Беседа «Наши желания». Обсуждение ситуации «Умей сказать нет». Беседа «Форма отказа».
Методическое обеспечение: листы бумаги для написания объявлений, тетради, ручки.
8. Противостояние влиянию. 1 занятие.
Упражнение «Лабиринт». Упражнение «Волк и семеро козлят». Упражнение «Два подсказчика». Упражнение «таможенники».
Методическое обеспечение: тетради для записей.
Оборудование: стулья, игрушка для упражнения, коробок спичек, повязка для глаз.
9. «Обвинители» и «Защитник».1 занятие.
Ролевая игра. Беседа после игры. Решение проблемных ситуаций.
Методическое обеспечение: компьютерная презентация.
10. Самоконтроль. 1 занятие.
Упражнение «Противоположные движения». Упражнение «Сядьте так, как…». Упражнение «Чтение с эхом».
Методическое обеспечение: музыка.
Оборудование: магнитофон.
11.Доброжнлательное отношение. 1 занятие.
Упражнение «Приветствие», Упражнение №1.Упражнение №2. Упражнение№3.
Оборудование: плотные листы цветной бумаги, карандаши, ручки.
Ожидаемый результат
Опираясь на цель и задачи программы, предполагаю, что в результате её реализации:
1. Воспитанники научатся слушать и слышать партнера по общению.
2. Оценивать эмоциональное состояние друг друга, учитывать его особенности при общении.
3. Приобретут знания и навыки культурного общения.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996г.
2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка - Издательство: Вестн. Моск, ун-та. Сер. 14, Психология,1991г.
3. Грецов А. Тренинг уверенного поведения. - СПб. Питер, 2008г.
4. Журнал «Классный руководитель» №2 2006г.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб. 2000г.
6.Шафорстова О.А. «Учимся общаться». № 3,2012г.- с.115.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2000г.-304с.
8.Мухина В.С. Возрастная психология. 2004г.
9. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998
10. Щуркова Н.Е. «Программа воспитания школьника» М.2001 г.
11. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997г.
12. Бодалев А.А. «Психология общения». Энциклопедический словарь 2011г.
13. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре
Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...
Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.
Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...
Социально-реабилитационная программа "Учусь жить" - направленная на формирование осознанного отношения к культуре безопасного поведения в окружающем мире.
Социально-реабилитационная программа ...
Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.
Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....
Программа летней занятости и оздоровления несовершеннолетних в условиях социально - реабилитационного центра.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников во время летних каникул, развития творческого и интеллектуальн...
Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"
Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...
Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....