ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
статья на тему
Социально-психологическая служба колледжа на начальном этапе обучения студентов особое внимание уделяет консультированию и руководству профессиональной ориентацией. Значимость и необходимость социального сопровождения на всех этапах профессионального становления в колледже будущих специалистов усиливается задачей социального заказа о подготовке профессионально компетентных специалистов среднего звена.
Особое внимание в профессиональном самоопределении студентов на первых курсах обучения уделяется не только организации учебных, но и внеучебных занятий. Решение этого вопроса в профессиональной деятельности во многом определяется степенью информированности студентов о профессии и возможностью усиления своей профессиональной направленности, с учетом потребности общества в квалифицированных медицинских кадрах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Средства внеаудиторной работы в профессиональном образовании | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Реформа образования и инновационные тенденции в развитии профессионального образования в России потребовали серьезных организационных изменений в подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Традиционная практика в прошлом по совершенствованию подготовки
специалистов профессионалов, в том числе среднего медицинского образования, была связана с интенсификацией учебно-воспитательной работы со студентами в целом.
Интенсивная модернизация в здравоохранении лечебных учреждений за последние годы потребовали пересмотра подходов к содержанию среднего профессионального образования и готовность учебного учреждения к реализации различных образовательных «моделей», востребованных на современном рынке труда.
На раннем этапе профессионального становления и выбора учащимися престижной профессии медицинского работника «главным ориентиром» выступала в основном общеобразовательная школа. Теперь эту функцию и с равной долей ответственности за качество подготовки специалистов среднего звена разделяет образовательная организация среднего профессионального обучения — медицинский колледж.
Несмотря на то, что студенты выбрали и пришли именно в эту учебную организацию, их профессиональные намерения и профессиональные ожидания очень неустойчивы и слабо отражают соответствие современных требований с их представлениями о профессии. Вот почему вопрос совершенствования профессиональной направленности студентов в процессе обучения в колледже по специальности «сестринское дело» беспокоят и педагогов, и родителей. Он остается чрезвычайно актуальным не только для самих студентов колледжа, но и для всего общества, оздоровлением которого квалифицированно должны будут заниматься выпускники — медики.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» выпускник базовой подготовки, должен обладать как общими, так и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В различных направлениях медицины (педиатрии, терапии, хирургии и т. д.) существуют свои специфические формы работы, зависящие от психологии больных, от степени и формы заболевания.
Особую важность в этом случае приобретают качества медицинской сестры, которые в процессе обучения профессии формируются у студентов, как: эмпатичность, честность, личностная зрелость, аккуратность, высокий самоконтроль, оптимизм, наблюдательность, внимательность, уровень интеллекта, высокая эмоциональная устойчивость и другие. Медицинская сестра должна быть зрелой и всесторонне развитой личностью, знать и правильно применять принципы деонтологии и основы психологии в сестринском деле, обладать высокими личностными качествами и занимать активную жизненную позицию.
При возросших требованиях к специалистам среднего звена, обусловленных новыми технологиями, новыми экономическими условиями необходим компетентный подход к подготовке специалистов, основой которого
является способность будущего специалиста к проявлению профессионально значимых качеств в условиях как традиционной, так и критической ситуациях.
Социально-психологическая служба и педагогический коллектив должны стремиться к формированию устойчивых жизненных планов, связанных с выбранной профессией и активного включения в самостоятельную деятельность на всех этапах профессионального обучения в колледже. Актуальнейшей проблемой среднего профессионального образования на сегодняшний день является формирование у студентов профессионально значимых знаний и умений, необходимых в работе медицинской сестры.
Социально-психологическая работа по адаптации студентов на начальном этапе обучения в колледже особое внимание уделяет консультированию и руководству профессиональной ориентацией. Значимость и необходимость социального сопровождения на всех этапах профессионального становления в колледже будущих специалистов усиливается задачей социального заказа о подготовке профессионально компетентных специалистов среднего звена.
Особое внимание в профессиональном самоопределении студентов на первых курсах обучения уделяется не только организации учебных, но и внеучебных занятий. Решение этого вопроса в профессиональной деятельности во многом определяется степенью информированности студентов о профессии и возможностью усиления своей профессиональной направленности, с учетом потребности общества в квалифицированных медицинских кадрах.
В течение учебного года студенты разных курсов от 1 курса до 4 курса под руководством педагогов — наставников активно привлекаются к профессиональной деятельности во внеаудиторной работе. В этот период планируется и проводится большое количество разнообразных по целям и задачам мероприятий со студентами всех курсов.
Весь цикл планируемых акций за пределами занятий предполагает активную включенность учащихся в те виды профессиональной деятельности, которые им интересны и которые дополняют их профессиональную компетентность. Это органично вплетается в содержание обучения и становится еще одним фактором повышения качества их подготовки, как «мастеров» своего дела.
План внеучебной работы в колледже на учебный год является тому подтверждением. На празднике первокурсника: «День знаний» и «Посвящение в студенты», данные социологического опроса «Ощущения первокурсника» в первые месяцы учебы, участие в «Конференции-презентации предметов общемедицинского цикла» и благотворительная акция «Мы вместе» (по сбору необходимых вещей и принадлежностей для инвалидов) — рассматриваются как информационный блок, способствующий введению в профессию и знакомству студентов с колледжем.
Выход студентов «Школы профориентаторов» уже на старших 2 и 3 курсах на учебно-производственные комбинаты Красносельского и Кировского
районов школ города для проведения профориентационной работы, способствуют самоутверждению в правильности выбора профессионального пути и проверка себя в первых шагах медицинской практики на этапе привлечения новых абитуриентов на ежегодном «Образовательном форуме». Когда участники форума не только представляют в рассказах о своих ощущениях и впечатлениях об учебе колледже и его привлекательности, но и демонстрируют умения в измерении давления, роста, веса желающих участников форума.
В медицинском колледже ежегодно проходят акции милосердия в Доме социального назначения, посвященные «Дню пожилого человека» и трудовой десант в ГБ №15 и ДГБ № 1, где проверяются их знания по социально-медицинскому сопровождению пациентов. Еще одной практике — ориентированной формой внеучебной работы в сестринском деле можно назвать открытый спортивно-творческий районный фестиваль «Радужный мост» и «Артист душой», которые в самодеятельном творчестве находят и развивают новые формы реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Активное включение студентов колледжа по оказанию социально-медицинской помощи в организации и проведении конкурсов для лиц с ограниченными возможностями, помощь в передвижении и транспортировке инвалидов-колясочников, формирует у них чувство эмпатии, сочувствия, заботы и понимания своей профессиональной роли по уходу за больными пациентами.
Конференция «Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела» является итогом научно-практической работы на старших и выпускных курсах и реализует профессиональные интересы студентов в их практических разработках. Совет учащихся продолжает сотрудничать с молодежным отделением «Российского Красного Креста». Пользуется особым успехом демонстрация студенческих исследовательских работ по пропаганде здорового образа жизни «Здоровье молодежи — национальное богатство» в Городском центре медицинской профилактики. Например, участие в акции «Красного креста» — «День донора». Конкурс самодеятельности учащихся медицинских колледжей и техникумов Конференция «Здоровье молодежи как будущих родителей», традиционные концерты с участием старшекурсников стажеров, посвященный Дню медицинской сестры в ГБ № 15 и т. п.
Особо привлекательной, как показала профориентационная работа с учащимися на начальных и старших курсах, является волонтерская работа. Она считается особо престижной для учащихся колледжа, в дни проведения акций и мероприятий, нет недостатка в помощниках, многие учащиеся мечтают войти в ряды волонтеров. По итогам работы на городских мероприятиях, сформировалась в колледже постоянная команда волонтеров, которая принимает участие в акциях, проводимых Комитетом по молодежной политике Красносельского района.
Волонтеры колледжа принимают активное участие во многих городских мероприятиях. Молодежное профилактическое мероприятие Акция «Молодежь против наркотиков. Мы выбираем жизнь», проводимая
Муниципальным округом «Урицк». Фестиваль творческих коллективов «Здоровье — это здорово» в Городском центре медицинской профилактики под девизом «Брось сигарету!» Все это направлено на профилактику табако-курения: «День отказа от курения» и «День без табака» и другие.
Кроме этого необходима повседневная индивидуальная работа специалистов службы сопровождения колледжа с проблемными студентами, которая обеспечивает привлечение отстающих в учебе к участию в многочисленных массовых мероприятий по профессиональной ориентации и хорошо организованное постижение будущей профессии.
Вот почему социально-психологическое сопровождение в течение всего периода обучения студентов направлено, наравне с задачами повышения компетентности в сфере труда, на формирование профессиональной направленности как важного психологического состояния, определяющего прилежание, инициативность и успешность в учебе в условиях обучения в колледже и высокой мотивации трудиться в профессии в дальнейшем.
Социальное сопровождение позволяет студентам активнее и самостоятельно преодолевать социально-психологические проблемы в процессе адаптации к учебе и отношениях в студенческой группе. В масштабах колледжа такая деятельность службы социального сопровождения определяет сохранность контингента учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для формирования базовых лексических навыков по учебной дисциплине «Иностранный язык (немецкий)» студентов медицинского колледжа
Данное пособие предназначено для студентов медицинского колледжа для специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация», «Стоматология ортопедическая». Материал разработан в соответствии с...
Формирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми с ОВЗ
статья о профессиональной готовности студентов - дефектологов...
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...
Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа
Современная практика работы со студентами и усиление социально-воспитательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (55) Том 5 ОКТЯБРЬ 2022 г. (ежемесячный научный журнал)В журнале освещаются актуальные теоретические и практические проблемы развития наук...