Профессиональная направленность математической подготовки студентов медицинского колледжа
статья по математике
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_napravlennost_matematicheskoy_podgotovki_studentov_med.kolledzha.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная направленность математической подготовки студентов медицинского колледжа
ДашееваТуяна Валерьевна,
преподаватель математики
Кяхтинский филиал
ГАПОУ «ББМК МЗ РБ»
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности:
- Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
- Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
- Умение находить закономерности.
- Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
- Способность быстро соображать и принимать решения.
Особенность изучения математики в СПО заключается в том, что уровень владения математическим аппаратом для обучающегося колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Обучение математике в учреждениях системы СПО включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО.
Известно, что обучающиеся вбольшей степени ориентированы на получение профессии(специальности) и в значительно меньшей – на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена интеграция математического содержания с предметами профессионального цикла.
Цели преподавания математики в колледже:
1) овладение обучающимися основами математических знаний;
2) формирование математической культуры обучающихся;
3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.
Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа –умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин.
Математика позволяет формировать следующие профессиональные знания будущей медицинской сестры:
- метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
- показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
- медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);
- показатели функционирования систем и органов человеческого организма;
- правила заполнения нормативной медицинской документации.
Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:
- составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;
- оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
- вести расчеты медико-демографических показателей,
- читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;
- умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.
Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.
Возможных формработы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:
- составление и решение задач с производственным содержанием;
- иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионального цикла;
- использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;
- применение на занятиях математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;
- проектная и исследовательская деятельность студентов
Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике. Показ математических моделей реальных ситуацийв профессиональной деятельности и их решениеприводит к пониманию роли математики в будущей профессии. Применение прикладных методов для решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у студентов кругозор использования информационных технологий. В процессе решения студентами практикоориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математическиезнания в будущей профессиональной деятельности.
Например, для решения задач с медицинским содержанием в педиатрии применяются математические формулы расчета массы тела детей, роста, объема питания, артериального давления. Многие величины выражаются в процентах. Для того, чтобы решить задачи по фармакологии, гигиене, анатомии, микробиологии, рассчитать коэффициенты рождаемости и смертности, необходимо уметь решать задачи на проценты, которые подразумевают умение составлять пропорции и находить неизвестный член пропорции. Такие разделы математики, как теория вероятности, комбинаторика и статистика, актуальны в медицине и, соответственно, необходимо владеть данными знаниями и умениями для количественной и качественной характеристики здоровья населения и состояния окружающей среды, определяющей её безопасность и влияние на здоровье человека.
Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она должна способствовать осознанию ценности математики для будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств и приёмов умственной деятельности.
Список использованной литературы:
- Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.
- Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.
- Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.
- Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.
- Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / П. Г. Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа
Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...
Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"
Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Социально-психологическая служба колледжа на начальном этапе обучения студентов особое внимание уделяет консультированию и руководству профессиональной ориентацией. Значимость и необходимо...
Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа
Современная практика работы со студентами и усиление социально-воспитательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (55) Том 5 ОКТЯБРЬ 2022 г. (ежемесячный научный журнал)В журнале освещаются актуальные теоретические и практические проблемы развития наук...