Профессиональная направленность математической подготовки студентов медицинского колледжа
статья по математике

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность математической подготовки студентов медицинского колледжа

ДашееваТуяна Валерьевна,

преподаватель математики

Кяхтинский филиал

ГАПОУ «ББМК МЗ РБ»

Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией, способных к профессиональному росту. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста. Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности:

  • Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.
  • Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
  • Умение находить закономерности.
  • Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.
  • Способность быстро соображать и принимать решения.

Особенность изучения математики в СПО заключается в том, что уровень владения математическим аппаратом для обучающегося колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Обучение математике в учреждениях системы СПО включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО. 

Известно, что обучающиеся вбольшей степени ориентированы на получение профессии(специальности) и в значительно меньшей – на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена интеграция математического содержания с предметами профессионального цикла.

Цели преподавания математики в колледже:

1) овладение обучающимися основами математических знаний;

2) формирование математической культуры обучающихся;

3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа –умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин.

Математика позволяет формировать следующие профессиональные знания будущей медицинской сестры:

  • метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
  • показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
  • медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);
  • показатели функционирования систем и органов человеческого организма;
  • правила заполнения нормативной медицинской документации.

Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:

  • составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;
  • оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
  • вести расчеты медико-демографических показателей,
  • читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;
  • умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.

Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.

Возможных формработы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:

  • составление и решение задач с производственным содержанием;
  • иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионального цикла;
  • использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;
  • применение на занятиях математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;
  • проектная и исследовательская деятельность студентов

Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи. При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике. Показ математических моделей реальных ситуацийв профессиональной деятельности и их решениеприводит к пониманию роли математики в будущей профессии. Применение прикладных методов для решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у студентов кругозор использования информационных технологий. В процессе решения студентами практикоориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математическиезнания в будущей профессиональной деятельности.

Например, для решения задач с медицинским содержанием в педиатрии применяются математические формулы расчета массы тела детей, роста, объема питания, артериального давления. Многие величины выражаются в процентах. Для того, чтобы решить задачи по фармакологии, гигиене, анатомии, микробиологии, рассчитать коэффициенты рождаемости и смертности, необходимо уметь решать задачи на проценты, которые подразумевают умение составлять пропорции и находить неизвестный член пропорции. Такие разделы математики, как теория вероятности, комбинаторика и статистика, актуальны в медицине и, соответственно, необходимо владеть данными знаниями и умениями для количественной и качественной характеристики здоровья населения и состояния окружающей среды, определяющей её безопасность и влияние на здоровье человека.

Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она должна способствовать осознанию ценности математики для будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств и приёмов умственной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.
  2. Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.
  3. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.
  4. Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника [Текст]: учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.
  5. Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / П. Г.     Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на разведение антибиотиков. Рабочая тетрадь по математике для студентов медицинского колледжа

Пособие предназначено для самостоятельной работы и может использоваться не только на учебной дисциплине "Математика", но и при изучении профессионального модуля "Младшая медицинская сестра по уходу за...

Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"

Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Социально-психологическая служба колледжа на начальном этапе обучения студентов  особое внимание уделяет консультированию и руководству профессиональной ориентацией. Значимость и необходимо...

Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа

Современная практика работы со студентами и усиление социально-вос­питательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.

Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ

2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (55) Том 5 ОКТЯБРЬ 2022 г. (ежемесячный научный журнал)В журнале освещаются актуальные теоретические и практические проблемы развития наук...