Эссе на тему: «Медиация в ОО: преимущества и недостатки»
статья ( класс) на тему
Эссе о проблемах меиации регулироании конфликтов в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_sitnikova_s_a.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Медиация в ОО: преимущества и недостатки.»
Выполнила: Ситникова Светлана Александровна,
учитель «МБОУ Лицей № 3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка
Содержание
Введение ……………………………………………………….3-4
Медиация в ОО: преимущества и недостатки ……………….5-8
Заключение……………………………………………………..9
Введение.
Выбранная мною тема актуальна в настоящее время, тем более, что работа в школе предполагает решение конфликтных ситуаций. Учитель в повседневной работе встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а так же различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и учителями. Не обходится и без конфликтов происходящих внутри коллектива учителей.
Сегодня, когда практически каждый знает свои права, но почему то не всегда свои обязанности, можно часто наблюдать, как конфликтующие стороны не договариваются мирно, а пытаются решить свои проблемы с помощью судебных процессов, что в свою очередь не всегда быстро и дёшево. Более того, после вынесения судебного решения часто стороны остаются не довольны результатом, да и чувствуют эмоциональное напряжение между друг другом.
Процедура школьной медиации – своеобразная превентивная мера. Конфликты бывают разные и не всегда можно использовать медиацию в качестве их решения, но если есть шанс добровольно по обоюдному желанию договориться, попросить прощения или излить друг другу душу, а так же сэкономить время, деньги и нервы, то медиация является хорошим способом сделать это.
В связи с новым подходом к разрешению конфликтов у меня родились следующие строки:
Когда на свете нет добра,
Когда душа оголена,
Ты к медиатору пойди
Ему всю правду расскажи!
Твои проблемы он поймёт,
Тебя от гнева уведёт,
Он примирит вас на раз два
Такая служба нам нужна.
Уж если ты попал в тупик,
И кризис выхода возник,
Ты сядь за стол поговорить,
И всё удастся нам решить.
Зачем же в суд тогда идти?
Ты в медиацию приди!
Без публики, без нарочитых фраз
Она поможет вам на раз.
Медиация в ОО: преимущества и недостатки .
Хотелось бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации в школе является новой и интересной формой работы с учениками и, вообще, школьным коллективом. Поначалу, услышав о данной процедуре, я относился к ней с некой долей скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в успехе данного проекта.
Всё-таки хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы примирения в образовательных организациях.
Как известно, медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение. Тем более, если администрация школы не очень верит в успех данного предприятия, а дети подавно относятся к этому процессу не серьёзно. На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной ситуации могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание. Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить о медиации. В данном случае ребята могут помириться и сами без использования услуг медиаторов. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной процедуре. Никто не любит, когда сор выносится из избы, поэтому администрация школы не очень радуется, когда какой-либо конфликт между учениками и их родителями перерастает во что-то большее, например судебное разбирательство или заявление в полицию. Всегда эту проблему пытались решить полюбовно, без привлечения других сторон. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно будет решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного учреждения. Да и время, потраченное на разбирательства можно сократить. Медиация – бесплатная процедура в школе, а судебное разбирательство иногда требует адвоката, услуги которого нужно оплачивать. Это ещё один плюс данной процедуры. Кстати говоря, мобильность при решении конфликта с помощью медиации – это немаловажный фактор. Согласен, что принцип конфиденциальности играет большую роль в разрешении конфликтов, особенно в школе, так как ни один родитель или даже ученик не захочет быть посмешищем или предметом всеобщего внимания. Говоря о личности медиатора нужно сразу подчеркнуть, что он должен быть нейтрален, беспристрастен, серьёзен, а так же должен уважать мнения обеих сторон. Медиатор – это посредник, который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, что бы в качестве медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одноклассник, например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.
Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться от участия в примирении в любой момент.
Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.
Процесс медиации является так же профилактическим способом решения конфликтов.
Хоть процесс медиации предполагает серьёзный подход к делу, на мой взгляд, ученики буду воспринимать эту деятельность как игру. Социальные роли медиатора, конфликтующих сторон будут восприниматься ими со скепсисом. Хотя, есть и плюс: любая социальная игра помогает развиваться личностно, почувствовать себя на месте того или иного человека.
В процессе медиации медиатор должен настроить конфликтующие стороны на то, чтобы они :
- проявляли готовность к разрешению спорных вопросов;
- давали необходимую информацию для разрешения конфликта;
- не тормозились на начальных позициях, были гибкими;
- уважительно относились друг к другу;
- стремились к реалистичному, выполнимому соглашению;
На основе выше изложенного нужно сказать, что медиатор является ключевой фигурой в процессе медиации. А возможно ли подготовить такого медиатора в школе? Получится ли у детей соблюдать все принципы медиации? Ведь далеко не всем взрослым удаётся хранить секреты. И будет ли сохраняться интерес для выполнения данной работы у детей-медиаторов?
Ещё одним плюсом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет.
В школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать, второе – чтобы перед ними извинились.
В медиации делается акцент на принятии ответственности перед личностью, а не перед властями, и касается воспитания, а не наказания.
Действительно, процесс медиации может благотворно влиять на личность учеников, на их взаимоотношения, даже на их воспитание. Применяя данную процедуру в школе, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.
Что же касается недостатков данной процедуры, то можно выделить некоторые из них:
- Эффективность процедуры медиации зависит от того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс.
- В нашей стране данная процедура является молодой и поэтому нне все граждане ей доверяют и относятся с серьёзностью;
- результат медиации во многом зависит от личности медиатора(посредника).
- Если в конфликте задействовано много сторон , то процедура медиации усложняется.
Заключение.
Программа школьной медиации будет иметь успех если:
1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;
2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;
3)администрация школы будет поддерживать эту программу;
4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;
5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;
В заключение хотелось бы добавить, что в нашей образовательной организации ещё пока не открыта школа примирения, и процедура медиации не реализуется. Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в школе, не зная, что это на практике.
С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ: преимущества и недостатки
Применяя ИКТ необходимо помнить о плюсах и минусах, подстерегающие ребенка в компьютерных технологиях...
УРОК-ПРОЕКТ по информатике (8 класс) «Исследование преимуществ и недостатков использования различных видов программного обеспечения для создания файловой системы»
Материалы данного урока можно применить для учащихся 8 класса по информатике....
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:...
Интернет видео. Преимущества и недостатки.
Что такое "Интернет видео"Преимущества "Интернет видео"Критерии отбора материалов для видео урокаПодготовка к видео-урокуВиды работ при просмотре...
Статья на тему "Английский по Скайпу: преимущества и недостатки метода"
У современного человека не всегда есть время на посещение курсов иностранного языка. Инновационные технологии позволяют подтянуть знания не выходя из дома. Многие предпочитают изучать английский по Ск...
Эссе на тему «Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать Текстовый редактор на уроке»
В наше время очень сложно провести урок без цифровой техники. Информационно-компьютерная грамотность становится важной часть как учащихся, так и учителей....
Конспект урока по теме Преимущества и недостатки банковской карты
Конспект урока п теме Преимущества и недостатки банковской карты, технологическая карта и презентация к уроку....