Доклад на тему: «Работа с детьми «группы риска».
статья ( класс) на тему
Дети «группы риска» – это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения. Иными словами мы называем их «трудными», не только потому, что нам взрослым трудно с ними, но и потому что им трудно с самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Работа с детьми «группы риска».
Цыбань Ирина Викторовна, социальный педагог
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дети «группы риска» – это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения. Иными словами мы называем их «трудными», не только потому, что нам взрослым трудно с ними, но и потому что им трудно с самим собой.
Проведенная социально-психологической службой диагностика показала, что неблагополучные дети есть в каждом классе. В категорию «трудных» попадают самые разные дети: агрессивные, прогуливающие школьные занятия, неуспевающие, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх и тревогу.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению всех отклонений, трудностей и проблем детей «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов образовательного учреждения для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, прогнозирование развития личности ребенка, его поведения и проявлений. Первоначально классный руководитель, поскольку он лучше всех знает своих учеников, составляет социальный паспорт класса и предоставляет данные о подростках по следующим позициям:
- Участие воспитанника в общественной жизни класса;
- Приемлемые, позитивные качества личности;
- Взаимоотношения со сверстниками;
- Досуговые предпочтения;
- Влияние семьи;
- Имеют ли место конфликты в классе и их причины
- Какая работа проводилась с подростком и насколько это результативно.
Социальный педагог, анализируя все полученные сведения, формирует банк данных детей «группы риска». Факторы риска - многодетные семьи, неполные семьи, семьи в социально-опасном положении, неблагополучные семьи, дети, находящиеся под опекой и попечительством, дети, состоящие на различных формах учёта. (Слайды 1,2).
На начало 2015-2016 учебного года в ОКОУ«Льговская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выявлен 21 подросток «группы риска», на профилактическом учете в ПДН состоят 3 воспитанников, в КДН и ЗП –3. (Слайды 3,4).
Исходя из анализа представленных данных о детях «группы риска» следует, что наиболее многочисленной является группа воспитанников 5 – 9 классов.
Из-за недостатка родительского внимания эти подростки, находясь дома на каникулах, в выходные дни, большую часть времени проводят на улице, и мир для них сужается до микросреды, которая негативно влияет на формирование и развитие их личности. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к правонарушениям. Поэтому сегодня, как никогда, актуальна проблема занятости детей в свободное время, организация их досуговой деятельности.
Организация внеурочной деятельности «трудных» детей с участием педагогов школы-интерната, сотрудников ДДТ, библиотеки, ЦДК, предоставляет широкую возможность развития личности каждого ребенка.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка.
На базе школы действуют объединения по интересам различной направленности: прикладного творчества, художественно-эстетического, краеведческие, спортивные. (Слайд 5).
Занимаясь в кружках, спортивных секциях, посещая занятия факультативов, воспитанники приходят к выводу, что вместо «нельзя» (нельзя совершать правонарушения, курить, употреблять спиртное), есть альтернатива – «можно» (можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, танцевать, играть, участвовать в конкурсах и т.д.). Возможно тогда эти дети обязательно поймут, что жизнь может быть интересна, насыщенна, и у них практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.
Ежегодно педагогами, социально-психологической службой школы проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. (Слайд 6).
Воспитательная и профилактическая работа в классах планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач. В соответствии с графиком классных часов классными руководителями, с привлечением социального педагога, психолога, инспектора ПДН проводятся беседы, тематические классные мероприятия, тренинги. Проведены классные часы по следующим темам: «Как бороться с вредными привычками», «Путь в никуда…», «Мой выбор», «Если ты окажешься на распутье», «Ты и закон», «Здоровье и выбор образа жизни», «Как я распоряжаюсь своим свободным временем» и др.
Педагоги стараются привлекать «трудных «подростков к подготовке мероприятий, доверяют им ответственные участки работы, включают их в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления собственных слабостей. Каждому находится дело по душе, с учетом личностных особенностей, возможностей и желаний. Очень распространенной формой индивидуальной работы с детьми «группы риска» являются разовые поручения, дежурство, участие в трудовом десанте.
Участвуя в интегрированных мероприятиях совместно с учащимися других школ города и района, дети приобретают позитивный социальный опыт, получают новые впечатления, общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни, учатся решать конфликты, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. (Слайды 7,8).
Традиционным стало проведение собрания родителей детей «группы риска», в том числе с приглашением инспектора ГПДН МО МВД России «Льговский», врача-психиатра Льговской ЦРБ. (Слайд 9).
Проводятся заседания Совета профилактики с приглашением обучающихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учеников, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей.
При необходимости социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН посещают семьи обучающихся. Так в этом учебном году с целью выяснения причины частых пропусков уроков посетили семьи воспитанников 6-9 классов. (Слайд 10).
Инспектор ГПДН МО МВД России постоянно проводит индивидуальные и коллективные профилактические беседы с воспитанниками, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за посещаемостью занятий в школе, досугом детей.
Сотрудничество с ответственным секретарём КДН и ЗП Льговского района позволяет проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями по вопросам профилактики негативных проявлений, воспитания подростков, особенностей детско-родительских отношений, организации свободного времени ребенка и т.д. У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения
Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций
Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
Повысится грамотность и ответственность за свое поведение
Таким образом, подводя итоги работы педагогического коллектива по работе с «трудными» детьми можно рекомендовать:
- Классным руководителям неукоснительно осуществлять
выполнение Закона РФ «Об образовании», контролировать посещение
обучающимися учебных занятий, способствовать возращению воспитанников в школу; усилить контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. - Педагогу-психологу вести работу по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска», коррекции их поведения.
- Воспитателям активнее вовлекать обучающихся с девиантным поведением в кружки и внеклассные мероприятии.
- Социальному педагогу своевременно сообщать о случаях уклонения несовершеннолетними от учебных занятий в ПДН, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Усилить работу с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в спортивно- оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.
- Совместно с директором школы осуществлять постоянный контроль
- за работой школьных детских объединений.
- Результаты проведенной работы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних обсудить на заседаниях МО классных руководителей, воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
Материалы по теме Работа с детьми группы риска
Презентация и статья по работе с детьми группы риска. Приложения. Для социальных педагогов, классных руководителей и психологов....
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
Методическая разработка на тему: «Система профилактической работы с детьми «группы риска».
МБОУ Большелогская СОШ «Система профилактической работы с детьми «группы риска». Бесспорно, дети являются самой незащищённой, уязвимой и полностью зависящей от взрослых ча...