Нетрадиционные воспитательные технологии
методическая разработка (7 класс) на тему
Одновременно с обучением важную роль в коррекции имеющихся деффектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориантированныи технологиям, позволяющим достигать определённого положительного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netrad._vosp._tehnologii.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Введение
Наряду с обучением важная роль в коррекции имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата.
Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии,
используемые в реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.
Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на
использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется
в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов,
аниматоров и др.
1. Вид деятельности: Художественно-творческая, прикладная, изобразительная
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная направленность: Развитие тонкой моторики, возможностей частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо- эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления.
4. Преобладающие методы: Разъяснение, диалог, показ, иллюстративнос
5. Режим, условия:
Время проведения - по самочувствию, желанию.
Периодичность – график занятий, желание произвольно.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
10. Возрастные границы: Для всех возрастных групп.
11. Характер нарушении: Для всех типов нарушений.
Арт-терапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания.
Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл -
рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма, его психики. Способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном и социальном мире.
С этих позиций детский рисунок зарекомендовал себя для исследования
личности ребенка. В практике используются так называемые рисуночные пробы «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное»,
«Дом, дерево, человек».
Движимый творческим потенциалом и потребностью выпустить наружу
свои эмоции ребенок создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его
психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Человек видит, что
из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни)
можно создавать красивые изделия. Сознание получает возможность больше
замечать и активно работать с новыми возможностями. Так же можно решить и
психологическую проблему - посмотреть на неё по-другому, не так как смотрел
раньше. Психика человека приобретает гибкость. Арт-терапия дает
возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в
собственных силах.
Основные принципы построения арт-терапии:
• Доступность и постепенное усложнение задания;
• Учет индивидуальных медико-психологических показаний;
• Учёт возможностей и интересов детей конкретного возраста с
тенденцией к некоторому опережению.
Результаты арт-терапии:
• Развитие коммуникативных навыков с помощью музыки и
элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети
становятся контактными.
• Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется
возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.
• Внимание становится более устойчивым.
• Значительно улучшается работоспособность детей.
• Развивается мелкая моторика руки.
• Развивается творческое, образное мышление.
• Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры.
1. Вид деятельности: Игра (в обучении, воспитании, спорте, досуге, оздоровлении, коммуникации, получении информации, профориентации).
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая.
3. Реабилитационная Развитие психических сенсорных функций, тренинг
направленность : эмоций, снятие «зажимов», расширение спектра общения,
повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в
пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей.
4. Преобладающие методы: Диалог, тренинг, информативность, иллюстративность, показ
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Активность, азарт, интеллектуальность, творчество.
7. Режим, условия: Время проведения: по индивидуальному самочувствию, желанию.
Периодичность – каждый день.
Продолжительность - по психоэмоциональной устойчивости.
Место проведения - на открытой или закрытой площадке.
8. Используемый инвентарь: инвентарь подбирается в зависимости от условий
игры и реабилитационной направленности, используются музыкальные инструменты, .
10. Возрастные границы: Для всех возрастных групп с соответствующим
подбором игр.
11. Характер нарушений: Для всех видов дефектов.
Цель игровой терапии:
активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.
Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-
культурной деятельности, то её цель - вовлечение человека с ограниченными
возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого
потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка
активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.
Функции игры:
Воспитывающая. Адаптирующая. Развивающая. Социализирующая. Коррекционная. Рекреационная.
Детская игра - важная часть жизни ребенка. В обстановке игры
проявляется личность ребенка. Существенным психологическим признаком
игры является одновременное переживание условности и реальности созданной
ситуации. В игре проявляется только ребенку присущая форма реагирования.
Формы участия ребенка в игре:
- Ребенок-зритель.
- Ребенок - участник ролевой игры под руководством взрослого
- Ребенок - участник свободно протекающей ролевой игры.
В игровом общении ребенок постепенно осваивает механизм
полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни. Игра развивает
ориентирует к поиску необходимого решения, оптимального выхода.
Участие в игре формирует и закрепляет у человека с ограниченными
возможностями устойчивую установку на рациональное, содержательное,
целенаправленное использование свободного времени. Игровая терапия
позволяет опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для
конкретной личности ребенка в определенной жизненной ситуации. Именно
ролевое поведение отражает его внутреннее психологическое состояние и
функциональные тенденции.
Виды игровой терапии:
1. Направленная (директивная) игровая терапия характеризуется
участием взрослого в игре. Это педагогически организованные сюжетно-
ролевые игры. Дети в этих играх сами создают роли и игровые ситуации с
воссозданием деятельности и отношений взрослых и детей в социуме.
Применение направленной игровой терапии ориентировано на
самостоятельную игру. Такой вид игровой деятельности позволяет решить
следующие задачи:
- Расширение репертуара самовыражения;
- Достижение саморегуляции и эмоциональной устойчивости;
- Коррекция отношений;
- Воспитание творческой инициативы;
- Пробуждение любознательности;
- Воспитание нравственных качеств.
Основные методы организации направленной игровой деятельности:
- Метод непосредственного игрового тренинга;
- Метод театрализации;
- Метод равноправного духовного контакта;
- Метод воспитывающих ситуаций;
- Метод импровизации.
2. Ненаправленная игровая терапия ориентирована на
самостоятельную игру ребенка, где он выражает свой собственный внутренний
мир, самочувствие. Отсюда и наличие самостоятельно организуемых и
развиваемых сюжетов: импровизации, сочинения, проективные игры
(песочные, строительные) и др.
Роль взрослого здесь сведена к минимуму: организация атмосферы
взаимопонимания, эмоциональное сопереживание, установление ограничений в
игре. Таким образом, взрослый может выступать как равноправный партнер,
подчиняющийся правилам игры, что снимает дистанцию между ним и
ребенком, раскрепощая последнего.
Эффективность применения игровых средств определяется:
- Повышением степени контактности ребенка в микросреде;
- Участием в различных видах деятельности;
- Улучшением психологического самочувствия;
- Мотивацией к преодолению средовых барьеров;
- Желанием включиться в активный образ жизни;
- Повышением интереса к явлениям жизни.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое,
преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или
бытового характера с установкой на вымысел.
В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов
и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния,
социально-нравственного формирования.
1. Вид деятельности: Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая
3. Реабилитационная Тренинг эмоциональной сферы, апробация в
направленность: социальных ролях, познание своего статуса,
овладение коммуникационными навыками,
развитие образно-логического мышления
4. Преобладающие Диалог, импровизация, иллюстративность, показ,
методы : поощрение, рассказ
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер Активность, творческий подход, эмоциональность,
деятельности: проективность, образное восприятие
7. Режим, условия: Время проведения - любое.
Периодичность - произвольно.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения - любое подходящее.
8. Используемый Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки,
инвентарь: музыкальные инструменты.
9. Элементы инноваций: Компьютерные технологии, проективность,
формирование новых представлений о мире
10. Возрастные границы :
Реабилитационные эффекты:
1. формирование отношения к персонажу, действию на эмоциональном
уровне (тренинг эмоциональной сферы)
2. проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для
социализации;
3. идентификация собственного «Я» с тем или иным персонажем;
4. удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений
жизни;
5. коллективное участие в совместном действии;
6. приобщение к народной художественной культуре.
В поведенческом блоке центральной задачей является обеспечение
адекватного ролевого развития, т.е. умение принимать роли, адекватные новым
ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в новых ситуациях.
Нарушения в ролевом развитии может негативно сказаться на формировании
личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника - ролевую
игру, затруднить общение со сверстниками и родителями, привести к
возникновению психосоматической патологии.
Структура занятия:
• Вступительная беседа о персонаже;
• Разминка - побыть таким же как персонаж: мимическая, телесная,
голосовая, дыхательная, глазная.
• Конкурс на «самого страшного персонажа», поиграть с ним.
• Беседа о полезных свойствах персонажа.
Эффективные способы реализации творческих индивидуальных качеств личности:
1. Формирование чувства «Мы»;
2. обязательное установление личностного контакта с детьми;
3. демонстрация собственной расположенности;
4. показ ярких целей совместной деятельности;
5. постоянное проявление интереса к детям.
Варианты работы со сказкой в социально-культурной деятельности:
• праздники;
• театрализованные представления;
• конкурсы;
• шоу;
• литературно-художественные мероприятия;
• выставки рисунков по сказочным сюжетам;
• карнавал персонажей; и т.д.
ГЛИНОТЕРАПИЯ
Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.
1. Вид деятельности: Манипуляции с пластическими материалами (разминание, лепка, размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов)
2. Форма деятельности : Индивидуальная, групповая.
3. Реабилитационная Развитие психических сенсорных функций, тренинг
направленность : моторных функций, снятие «зажимов», расширение
спектра общения, повышение социальной
активности, интеллекта, профориентация,
апробирование социальных ролей
4. Преобладающие методы: Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Активность, творчество, общение, соотнесение с
жизнедеятельностью
Периодичность - произвольная или по медицинским показаниям.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место проведения - удобное для работы помещение.
8. Используемый Пластический материал, необходимые для работы
инвентарь: инструменты, краски, объемные формы, литература по
9. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные
краткосрочные группы.
10. Характер нарушений: Для всех видов дефектов.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия - метод социально-культурной реабилитации,
использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-
педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её
творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации
социально-значимых качеств.
1. Вид деятельности: Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах), прослушивание музыкальных произведений и их
фрагментов.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая.
3. Реабилитационная Терапия психоэмоциональной сферы, развитие
направленность: мелкой моторики при исполнительстве, снятие
«зажимов», развитие слуха, образного мышления,
расширение кругозора, общения, развитие
социальной активности, профориентация.
4. Преобладающие методы: Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра,
повтор, расска
6. Характер деятельности: Стимулитующий, творческий, познавательный.
7. Режим, условия: Время проведения - по самочувствию, желанию.
Периодичность - график занятий, желание, произвольно.
Продолжительность - желанию.
8. Используемый инвентарь : Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки,
ноты, диски, музыкальная техника.
9. Элементы инноваций : Интегративное сочетание с другими видами искусства, музыкальное проектирование, применение в труде, учебе.
10. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (с соответствующим
подбором музыкального материала).
11. Терапевтический эффект: физическое оздоровление за счёт развития моторных
функций, ловкости рук, тонкости слуха.
Реабилитационные эффекты:
1. эстетизация вкуса;
2. развитие чувства ритма;
3. воспроизведение музыкальных образов;
4. выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания;
5. развитие нравственно-волевой сферы - активности,
самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма,
навыков сотрудничества, стремления к победе.
Для реабилитационного процесса может быть использована любая
музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям.
Особое значение для реабилитации имеет собственное исполнение на
музыкальных инструментах.
Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий
является стимулирование умственного и физического развития ребенка,
преодоление имеющихся у него нарушений в соответствии с его
возможностями. Двигательная активность под музыку усиливает обмен
веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-
сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые
возможности детей.
В музыкальных играх моделируются ситуации, в которых дети имеют
возможность показать свои умения, учатся помогать друг другу, входить в
положение другого ребенка, чувствовать себя членом коллектива.
Взаимодействуя со сверстниками, дети получают необходимый жизненный
опыт, возможность контактировать с детьми более здоровыми и имеющими
разные отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в
различных жизненных и игровых ситуациях. Совместные музыкальные игры
активно формируют нравственные чувства, способность к сопереживанию и
сочувствию, доброжелательность и доброту.
ТАНЦЕТЕРАПИЯ
Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология
реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых
кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для
обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным
обстоятельствам.
1. Вид деятельности: Разучивание и исполнение движений, участие в танцевальной
программе.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая.
3. Реабилитационная Развитие опорно-двигательного аппарата и
направленность: мышечной системы, пластики, формирование
коммуникативной сферы, коррекция
психо-эмоциональной сферы. Развитие эстетического вкуса,
овладение этикетом.
4. Преобладающие методы: Тренинг, диалог, показ, повтор
5. Характер деятельности: Художественно-творческий, обучающе-развивающий, активность, эмоциональность, соотнесение внимания с музыкой. Время проведения - по расписанию занятий, самочувствию.
Периодичность - по самочувствию, медицинским рекомендациям.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
6. Возрастные границы: Для всех возрастных групп (с соответствующим
подбором музыкального материала).
7. Характер нарушений: Для всех видов нарушений.
Реабилитационные эффекты:
1. Преодоление гиподинамии;
2. Развитие опорно-двигательного аппарата;
3. повышение интеллектуального и эстетического уровня;
4. Формирование устойчивых социально-психологических и
ментальных ориентации.
Цели танцетерапии:
• Расширение сознания собственного тела и его возможностей;
• Повышение самооценки путем развития образа тела («Я-концепции»);
• Освоение социальных навыков;
• Соотнесение чувств и движений.
ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
Терапия театральным искусством - социально-культурная
реабилитационная технология, способствующая творческому развитию,
социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков,
психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью
драматизации, импровизации.
1. Вид деятельности: Участие в спектаклях, представлениях, разучивание роли, речевые упражнения.
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая, массовая.
3. Реабилитационная Развитие психоэмоциональной сферы, развитие
направленность: пластики, управление двигательными функциями,
освоение несвойственных социальных ролей, развитие памяти, речи, восприятия, коммуникативных навыков, профориентация.
4. Преобладающие методы: Тренинг, диалог, повтор, иллюстративность,
информативность, игра, показ, рассказ.
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный.
6. Характер деятельности: Активность, эмоциональность, творчество,познание,
обучение, развитие.
7. Режим, условия: Время проведения - по индивидуальному самочувствию, графику занятий.
Периодичность - по расписанию занятий.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости.
сочетание с другими видами деятельности,
применение в труде и на дос
* Характер нарушений: Для всех видов нарушений
БИБЛИОТЕРАПИЯ
Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой
реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.
1. Вид деятельности: Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение
2. Форма деятельности: Индивидуальная, групповая
3. Реабилитационная Развитие интеллекта, логического мышления,
направленность: отвлечение от личных проблем, выработка
позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций.
4. Преобладающие Диалог, рассказ, иллюстративность, игра,
методы: информативность
5. Уровень применения: Универсальный, предметный, локальный
6. Характер деятельности: Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоционального восприятия, анализа,
умозаключения, познавательной деятельности.
7. Режим, условия: Время проведения - произвольное.
Периодичность - по желанию и самочувствию.
Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.
Место - сидя в помещении или на воздухе.
8. Используемый инвентарь: Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов,
магнитофон, иллюстрации.
9. Элементы инноваций: Соотнесение с другими жанрами социально- культурной деятельности, универсальности использования.
10. Социальные формирования: семья, группа, неформальные объединения.
11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп
12. Характер нарушений: Для всех типов нарушений
В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям.
Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного
вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение
информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с
единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с
художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания,
приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых
возможностей, формирование логического мышления при пересказе.
Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют
гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности,
повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.
Требования к библиотечному занятию:
1. Непосредственная связь художественного произведения с жизненным
опытом читающего и жизнью окружающего мира;
2. Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
3. Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной выразительной, образной речи;
4. Словесное рисование, инсценировка литературного произведения ролевая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в медицине и коррекционно-педагогическом процессе (арт-терапия)
Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум. Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоци...
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
презентация к докладу "Нетрадиционные художественные технологии"
Обобщение опыта работы применения нетрадиционных художественных технологий на уроках изобразительного искусства...
Статья - Нетрадиционные уроки технологии (технический труд)
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике...
"Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Выступление на методическом объединении воспитателей...
«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...