РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
статья ( класс) на тему
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей,
усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации
- помощь одарённым детям в самораскрытии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
АВТОР:
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
ПАНАЭТОВА СОФЬЯ ИЛЬИНИЧНА,
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ
2015
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей,
усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации
- помощь одарённым детям в самораскрытии.
Программа «Одаренные дети» 2014-2015 гг.
Пояснительная записка.
1. Выявление одаренных детей.
В МКОУ «СОШ №7» выявление одаренных детей начинается с первого посещения участкового психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности всей школы. Такие дети имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Три категории одаренных детей:
- Дети с очень высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности
- Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми:
выявление одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся; адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам. III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
В школе ведется большая внеклассная работа по предметам естественнонаучного цикла. Взрослые просто помогают детям воплотить их задумку в жизнь: на общественных началах в свободное время курируют их работу.
- Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методики работы с одаренными детьми. Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Формы работы с одаренными учащимися.
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы, спецкурсы; кружки по интересам; конкурсы и конференции; участие в школьных и дистанционных олимпиадах; работа по индивидуальным планам.
Работа с одаренными детьми осуществляется учителями систематически. С некоторыми из них преподаватели работают на протяжении нескольких лет. Ведется предварительная разъяснительная беседа об особенностях изучения предметов естественного цикла. Проводятся индивидуальные консультации по графику, осуществляется работа в группах. Выявление одаренных детей осуществляется через участие в олимпиадах, конкурсах. В 2011-2012 учебном году 13% учащихся участвовало в школьной олимпиаде по биологии, 16% - по географии, 30 % - по химии; заняли в муниципальном туре по химии –1общекомандное место, 3 - общекомандное место по географии.
Третий год по химии проводится многопредметная олимпиада «Интеллект», в которой в 2012-2013 учебном году приняли участие учащиеся 8 классов - 25 человек, что составляет 33% от количества всех восьмиклассников, 1 человек занял 2 место, 4 человека -7 место, 5 человек- 9 место в крае (2012 год). В 2013-2014 учебном году в олимпиаде «Интеллект» приняло участие 34 человека. В 2014-2015 учебном году приняли участие в международных дистанционных конкурсах и олимпиадах более 60 человек. Как видим, растет интерес учащихся к данному предмету. В работе с одаренными детьми используется индивидуальный подход, тесная работа с классными руководителями, родителями. На уроках проводится разноуровневая работа. Растет число обучающихся, выбирающих химию для сдачи в форме и по материалам ЕГЭ. В 2014-2015 учебном году 18 человек выбрали обучение в классе с углубленным изучением химии. Подготовка к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов в форме и по материалам ЕГЭ, ГИА в МКОУ «СОШ №7» осуществляется на основании нормативно-правовой базы Минобрнауки, инструкций, приказов министерства образования Ставропольского края. Вопрос о подготовке к проведению итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, ОГЭ заслушивается на заседаниях педагогического и методического советов, предметных МО, административных совещаниях. Проводятся семинары учителей химии и биологии, работающих в 9,11 классах по изучению новых нормативно-правовых документов по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, ОГЭ в 9,11 классах. Проводятся семинар-практикум для учителей-предметников по изучению: спецификации экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов общеобразовательных учреждений 2015 года по химии и биологии; кодификаторов элементов содержания экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9,11классов общеобразовательных учреждений 2015года по химии и биологии; инструкций по выполнению работ. Проводится работа с заданиями КИМов различной сложности по химии, биологии, с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией по химии, биологии.
Проведены заседания методического объединения: 1.Совершенствование качества образовательного процесса. 2.Технологическое обеспечение нового качества образования. 3.Управление развитием школьника в процессе обучения географии, биологии, химии.
График занятий с одаренными детьми по химии
Класс | Дни недели | Время |
9 | Среда | 14-15 |
11 10а | Среда Пятница | 13-14 13-14 |
План работы с одаренными детьми
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. Определение форм работы с одаренными учащимися (консультации, групповые и индивидуальные занятия). Создание банка нестандартных заданий по предметам (в течение года). Внеурочные занятия по подготовке обучающихся к школьному туру олимпиад по предметам | Учителя химии, географии, биологии
|
Октябрь | Подготовка и проведение школьных туров предметных олимпиад (химия, география, биология). Анализ результатов школьных олимпиад, определение победителей. Внеурочные занятия по подготовке обучающихся к районному туру олимпиад | Учителя химии, географии, биологии |
Ноябрь | Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися. Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию и участие их в районных олимпиадах (химия, география, биология). Анализ результатов районных олимпиад, определение победителей. | Учителя химии, географии, биологии |
Декабрь | Проведение недели естествознания в школе с активным участием способных детей Участие обучающихся в метапредметной олимпиаде «Интеллект», международных дистанционных конкурсах. Работа по индивидуальным планам с обучающимися по подготовке к сдаче ЕГЭ И ГИА | Учителя химии, географии, биологии |
Январь | Участие в краевых олимпиадах Индивидуальные и групповые консультации по организации профориентационной работы. Участие обучающихся в международных дистанционных конкурсах: «Ты – гений!», «Инфоурок» и другие | Учителя химии, географии, биологии. |
Февраль | Подготовка к проведению недели естествознания в школе (выпуск газет, подготовка рефератов, проектов и т. д.) | Учителя химии, географии, биологии |
Март | Групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ | Учителя химии, биологии |
Апрель | Подготовка к итоговой аттестации. Групповые и индивидуальные занятия с обучающимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ | Учителя химии, биологии |
Май | Участие обучающихся в школьной научно – практической конференции и защита школьных проектов по предметам естественнонаучного цикла. Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей. | Учителя химии, географии, биологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Анисимова В. В. Комплексная работа для 7 класса по предметам естественно-научного цикла за 2 четверть
Метапредметные результаты освоения учащимися курсов физики1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтро...
Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...
Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...
Выступление на ШМО естественных и общественных дисциплин «Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта».
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...