РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
статья ( класс) на тему

Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей,

усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению;

исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации

- помощь одарённым детям в самораскрытии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 7»

ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА                                                                                     СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ЦИКЛА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

 

АВТОР:                                                                                                                                                          

  УЧИТЕЛЬ ХИМИИ  

ПАНАЭТОВА  СОФЬЯ  ИЛЬИНИЧНА,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2015

Цель:                                                                                                                                                                              уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей,  

усилить  научно – методическое сопровождение по данному направлению;

 исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации  

- помощь одарённым детям в самораскрытии.  

Программа  «Одаренные дети» 2014-2015 гг.

Пояснительная записка.

1. Выявление одаренных детей.

В МКОУ «СОШ №7» выявление одаренных детей начинается с первого посещения участкового психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными   и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности всей  школы. Такие дети имеют более высокие  интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности;    активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Три категории одаренных детей:

  1. Дети с  очень  высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях  
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности
  3.  Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами  

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей                           для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при      минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми:         

выявление одаренных детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся; адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.                                                                                                                                                                      II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.                                                                                                                                             III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

 В школе  ведется большая внеклассная работа по предметам естественнонаучного цикла. Взрослые   просто помогают детям воплотить их задумку в жизнь:  на общественных началах в свободное время курируют  их работу.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методики работы с одаренными детьми. Признание  того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы  школы.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.

 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;                                                               факультативы, спецкурсы;                                                                                                                                                                кружки по интересам;                                                                                                                                         конкурсы и конференции;                                                                                                                                               участие в школьных и дистанционных  олимпиадах;                                                                                                    работа по индивидуальным планам.        

Работа с одаренными детьми осуществляется учителями систематически. С некоторыми из них преподаватели работают на протяжении нескольких лет. Ведется предварительная разъяснительная беседа об особенностях изучения предметов естественного цикла. Проводятся индивидуальные консультации по графику, осуществляется работа в группах. Выявление одаренных детей осуществляется через участие в олимпиадах, конкурсах. В 2011-2012 учебном году 13% учащихся участвовало в школьной олимпиаде по   биологии, 16%  - по географии,  30 % - по химии;                                                                                                                                                                 заняли в муниципальном туре по химии –1общекомандное место, 3 - общекомандное место    по географии.

Третий год  по  химии проводится многопредметная олимпиада «Интеллект», в которой  в 2012-2013 учебном году приняли участие  учащиеся  8 классов - 25 человек, что составляет 33%  от количества  всех восьмиклассников, 1 человек занял 2 место, 4 человека -7 место, 5 человек-  9 место  в крае  (2012 год). В 2013-2014 учебном году   в олимпиаде «Интеллект» приняло участие 34 человека. В 2014-2015  учебном году  приняли участие в международных дистанционных конкурсах и олимпиадах  более 60  человек. Как видим, растет интерес учащихся к данному предмету. В работе с одаренными детьми используется индивидуальный подход, тесная работа с классными руководителями, родителями.   На уроках проводится разноуровневая работа.   Растет число обучающихся, выбирающих химию для  сдачи в форме и по материалам ЕГЭ.    В 2014-2015 учебном году 18 человек выбрали  обучение в классе с углубленным изучением химии.                                                                                                                                                       Подготовка к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов в форме и по материалам ЕГЭ, ГИА в МКОУ «СОШ №7» осуществляется  на основании нормативно-правовой базы Минобрнауки, инструкций, приказов министерства образования Ставропольского края. Вопрос о подготовке к проведению итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ,  ОГЭ  заслушивается на заседаниях педагогического и методического советов, предметных МО, административных совещаниях.  Проводятся  семинары учителей химии и биологии, работающих в 9,11 классах по изучению новых нормативно-правовых документов по подготовке и проведению   государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, ОГЭ в 9,11 классах.                                                                                                                                                       Проводятся семинар-практикум для учителей-предметников по изучению:   спецификации экзаменационных  работ  для  проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов общеобразовательных учреждений 2015 года  по химии и биологии;  кодификаторов элементов содержания экзаменационных  работ  для  проведения государственной итоговой аттестации выпускников  9,11классов общеобразовательных учреждений 2015года  по  химии и биологии;  инструкций по выполнению работ.  Проводится работа с заданиями КИМов  различной сложности по химии, биологии, с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией по химии, биологии.

 Проведены заседания методического объединения:                                                                                            1.Совершенствование     качества    образовательного процесса.                                                                  2.Технологическое обеспечение нового качества образования.                                                          3.Управление развитием школьника в процессе обучения географии, биологии,  химии.                                                

График занятий с одаренными детьми  по химии

Класс

Дни недели

Время

9

Среда

14-15

11

10а

Среда

Пятница

13-14

13-14

                                                                                                             План работы с одаренными детьми

Сроки

                                              Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Формирование банка данных  обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

  Определение форм работы с одаренными учащимися (консультации, групповые и индивидуальные занятия).

  Создание банка нестандартных заданий по предметам (в течение года). Внеурочные занятия по подготовке  обучающихся  к школьному туру олимпиад по предметам

 Учителя химии, географии, биологии

 

Октябрь

 Подготовка и проведение школьных туров предметных олимпиад (химия, география, биология).

Анализ результатов школьных олимпиад, определение победителей.

 Внеурочные занятия по подготовке  обучающихся  к районному туру олимпиад

Учителя химии, географии, биологии

Ноябрь

Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию  и участие их в  районных олимпиадах  (химия, география, биология).

Анализ результатов районных олимпиад, определение победителей.

Учителя химии, географии, биологии

Декабрь

  Проведение недели естествознания в школе с активным участием способных детей

Участие  обучающихся   в метапредметной  олимпиаде «Интеллект», международных  дистанционных конкурсах.

Работа по индивидуальным планам с обучающимися по подготовке к сдаче ЕГЭ И ГИА

Учителя химии, географии, биологии

Январь

Участие в краевых олимпиадах

Индивидуальные и групповые консультации по организации профориентационной работы.    Участие  обучающихся   в   международных  дистанционных конкурсах: «Ты – гений!», «Инфоурок»   и другие

Учителя химии, географии, биологии.

Февраль

Подготовка к проведению недели естествознания в школе (выпуск газет, подготовка рефератов, проектов и т. д.)

Учителя химии, географии, биологии

Март

Групповые и индивидуальные  занятия с обучающимися по подготовке к  ОГЭ  и ЕГЭ

Учителя химии,   биологии

Апрель

Подготовка  к итоговой  аттестации.   Групповые и индивидуальные  занятия с обучающимися по подготовке к  ОГЭ  и ЕГЭ

Учителя химии,   биологии

Май

Участие обучающихся в  школьной научно – практической конференции    и  защита школьных проектов по предметам естественнонаучного цикла.

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей.

  Учителя химии, географии, биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Анисимова В. В. Комплексная работа для 7 класса по предметам естественно-научного цикла за 2 четверть

Метапредметные результаты освоения учащимися курсов физики1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтро...

Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...

Выступление на ШМО естественных и общественных дисциплин «Оценивание на уроках истории и обществознания в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта».

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...