«ХИМИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
статья ( класс) на тему

 

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу окружающей среде. Со страниц многих СМИ не сходят слова «экологическая катастрофа», «экологическая политика», «экологическая проблема». Ситуация, при которой человек использует привычные методы хозяйствования, ставит перед нынешними поколениями людей, населяющих нашу планету, задачи немедленного преобразования всех сторон жизни общества для сохранения нормального существования всего живого, устранения серьезной опасности здоровью и благополучию будущих поколений.

Ведь сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество, достигнув поразительных высот в развитии цивилизации, в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос «Быть или не быть?». Так, может быть, человек достиг не «тех» высот, сделал не «те» открытия, создал не «ту» цивилизацию? Об этом спорят сегодня во всем мире, об этом сегодня и наш разговор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himiya_i_problemy_ohrany_okruzhayushchey_sredy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 7»

ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА                                                                  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

ТЕМАУРОКА:  «ХИМИЯ  И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

АВТОР:                                                                                                                                                            УЧИТЕЛЬ ХИМИИ  

ПАНАЭТОВА  СОФЬЯ  ИЛЬИНИЧНА

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2013  

 

Оглавление:

Цели  уроков

2

Методы

2

Оборудование

2

Литература  

2

Объекты  исследования

2

Основные  требования  к  проектам

2

Форма  занятия

3

Урок 1. Организационное  занятие. Подготовка  к  школьной  конференции

3

Урок 2. Школьная  конференция  «Химия  и  проблемы  охраны  окружающей  среды»

3

Цели  уроков:

познавательные:        

углубление и    расширение  знаний учащихся  об  экологических  проблемах,  возникающих  при  загрязнении  окружающей  среды, источниках техногенного и химического загрязнения, о  способах  защиты  природы.  

развивающие:

развитие мотивации учебной деятельности,  исследовательских навыков  и  интереса  учащихся  к  данной  проблеме,  умения  наблюдать,  сравнивать,  логически  рассуждать,  находить оптимальные решения,  лаконично излагать свои суждения.

воспитывающие:

формирование   самостоятельности в  принятии решений, сотрудничества,  коммуникативности, общительности  в  групповой  работе, воспитание культуры речи, ответственного   отношения  к  окружающей  природной  среде,  желания  участвовать  в  природоохранной  работе,  чувства  ответственности  за  порученное  дело.

Методы:  

учебные  проекты;

сотрудничество  и  взаимопомощь

Оборудование:

таблицы,  диаграммы, компьютер,  электронные презентации

Литература:  

учебник  «Химия-11», О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова;

«Экология  и  охрана  биосферы  при  химическом  загрязнении», И. Н. Лозановская  и др.;

«Охрана  окружающей  среды», Ю. В. Новиков;

периодическая  печать;

справочный  материал  «Экологическая  обстановка  в  Ставропольском  крае»

Объекты  исследования:

воздух, вода,  почва.

Основные  требования  

к  проектам:

  1. Раскрытие  темы.
  2. Научность,  химическая  грамотность.
  3. Представление  наглядного  материала
  4. Оформление  исследовательской  работы  в  виде  реферата,  доклада,  статьи.
  5. Электронная  презентация.

Форма  занятия:

групповая,  проблемно-поисковая

                        

Урок 1.  Организационное  занятие.  Подготовка  к  школьной  конференции

  1. Сообщение  темы  и  цели  уроков.
  2. Организация  групп,  выбор  ими  темы  проекта.
  3. Определение  целей  и  методов  работы  в  каждом  случае.
  4. Определение  ребятами  форм  представления  конечного  результата  проектной  работы.

Домашняя  работа:

  1. Поиск  материала  в   периодической  печати,  изучение  научно-популярной  литературы
  2. Анализ  собранной  информации.
  3. Подготовка  наглядного  материала.
  4. Составление  электронной  презентации.

Урок 2.  Школьная   конференция  «Химия  и проблемы охраны

окружающей среды» (Приложение 1)

Вступительное  слово  учителя

         Стремительное  и  нарастающее  вмешательство  человека  в  природные  процессы  обусловило  реальную  угрозу  окружающей  среде.  Со  страниц  многих  СМИ  не  сходят  слова  «экологическая  катастрофа»,  «экологическая  политика»,  «экологическая  проблема».  Ситуация,  при  которой  человек  использует привычные  методы  хозяйствования,  ставит  перед  нынешними  поколениями  людей,  населяющих  нашу  планету,  задачи  немедленного  преобразования  всех  сторон  жизни  общества  для  сохранения  нормального  существования  всего  живого,  устранения  серьезной  опасности   здоровью  и  благополучию  будущих  поколений.

Ведь  сегодня  в  мире  сложилась  парадоксальная  ситуация,  когда  человечество,  достигнув  поразительных  высот  в  развитии  цивилизации,    в  то  же  время  само  оказалось  на  краю  гибели,  вынужденное  заняться  поиском  ответа  на  известный  вопрос  «Быть  или  не  быть?».  Так,  может  быть,  человек  достиг  не  «тех»  высот,  сделал  не  «те»  открытия,  создал  не  «ту»  цивилизацию?  Об этом спорят сегодня во всем мире, об этом сегодня и наш разговор.

Защита  учебных  проектов.

Сценарии  защиты  проектов  учащимися.

Проект  1.

Тема:                                          «Охрана  атмосферы  от  химического  загрязнения».

Цели  и  задачи:                

выявить  источники  и  последствия  химического  загрязнения  атмосферы;

предложить  мероприятия  по  борьбе  с  ними.

План  исследования:

  1. Основные  источники  загрязнения  воздуха.
  2. Отрицательное  действие  их  на  биосферу  и  на  различные  органы  человеческого  организма.
  3. Методы  борьбы  с  загрязнением  атмосферы.
  4. Костры  и  палы  губят  природу – обращение  ребят  к  жителям  станицы  через  периодическую  печать.

Защита  проекта:

реферат, таблицы, диаграммы, электронная  презентация  (Приложение 2).

Проект  2.

Тема:          «Гидросфера.  Загрязнение  вод.  Охрана  водных  ресурсов  Земли».

Цели  и  задачи:                

показать  значение  воды  на  планете,  основные  источники  загрязнения  гидросферы;

предложить  методы  ее  защиты.

План  исследования:

  1. Наиболее  опасные  источники  загрязнения  водного  пространства  Земли.
  2. Последствия  загрязнения  гидросферы.
  3. Охрана  водных  ресурсов.
  4. Исследование  воды  р. Подкумок.

Защита  проекта:

реферат, таблицы,  электронная  презентация  (Приложение 3).

Проект  3.

Тема:          «Почва  и  ее  загрязнение.  Охрана  земельных  ресурсов».

Цели  и  задачи:                

выявить  основные  загрязнители  почвы,  последствия  антропогенного  воздействия  на  нее;

показать  направления  сохранения  земельных  ресурсов.

План  исследования:

  1. Почва – четвертое  царство  природы.
  2. Основные  загрязнители  почвы.
  3. Эрозии  почв  и  борьба  с  ними.
  4. Направления  сохранения  земельных  ресурсов.
  5. Исследование  влияния  содержания  минеральных  удобрений  и  пестицидов  в  АО  «Родник»  Предгорного  района  на  загрязненность  почвы,  поверхностных  и  подземных  вод.

Защита  проекта:

реферат,  электронная  презентация (Приложение 4).

Итоги  конференции.

Оценка  работ:  самооценка,  взаимооценка  защиты  работ  учащихся,  оценки  и  комментарии  учителя.  

Заключительное  слово  учителя.

Охрана  природы – задача  нашего  века,  проблема,  ставшая  социальной.  Снова  и  снова  мы  слышим  об  опасности,  грозящей  окружающей  среде,  но  до  сих  пор  многие  из  нас  считают  ее  неприятным,  но  неизбежным  порождением  цивилизации  и  полагают,  что  мы  еще  успеем  справиться  со  всеми  выявившимися  затруднениями.  Однако  воздействие  человека  на  окружающую  среду  приняло   угрожающие   масштабы,  что  и  подтвердили  вы  своими  проектами.  Поддерживаю  ваши  предложения  по  опубликованию  материалов  исследований  в  местной  газете  «Искра»  с  целью  привлечения  внимания  к  данным  проблемам  и  принятия  муниципальными  органами    конкретных,  безотлагательных  мер  по  их  решению. Если  не  принять  срочных  мер,  все  может  закончиться  плачевно  для  нас,  для  людей. Ответственная  и  действенная  политика  по  отношению  к  окружающей  среде  будет  возможна  лишь  в  том  случае,  если  все  вместе,  и  каждый  в  отдельности  не  останутся  в  стороне  от  разрешения  экологических  проблем  в  нашем  регионе.  В  наших  силах  взять  под  защиту  наши  реки,  растительный  и  животный  мир  и  наш  лечебный  климат.  Мы  должны  всегда  помнить,  что  человеку  нельзя  жить  без  природы,  как  нельзя  жить  без  сердца.  Наступает  время,  когда  мир  может  задохнуться,  если  не  придет  на  помощь  Природе  Человек.  Только  Человек может  владеть  экологическим  талантом – содержать  окружающий  мир  в  чистоте. 

Литература:

1. Андрасова В. Г. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. -М.: Просвещение, 1983.

2. Томас Э. Грейдел, Пауль Дж. Крутцен. Меняющаяся атмосфера. -  «В мире науки», 1989 №11.

3. Стивен Г. Шнайдер. Меняющийся климат. - «В мире науки», 1989 №11.

4. Ричард С., Столярский. Озоновая дыра над Антарктидой. -  «В мире науки» № 12.

5. Материал из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана окружающей среды.

Раскрыли  величие  и  красоту  природы  как  источника   гражданских  чувств  и  творческой  деятельности;Развивали  эстетическое...

Интегрированный урок "Загрязнение и охрана окружающей среды"

Аннотация к интегрированному уроку  географии и английского языка по теме:  "Загрязнение и охрана окружающей среды" 8-й класс Калимуллина Райхан Зиннуровна, учитель географии...

Конспект и презентация к уроку "Environmental Protection" (Охрана окружающей среды), 7 класс

Данная презентация составлена к первому уроку цикла об охране окружающей среды( УМК В.П. Кузовлев-7) и направлена на презентацию новой лексики и её первичную отработку. Урок имеет высокую воспитательн...

Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация зн...

Разработка урока по химии на тему : Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

Ход урока.1.     Организационный момент.Создание атмосферы сотрудничества (клубок ниток.) Ребята  в кругу говорят комплимент, соседу отматывая от клубка ниточку не отрывая её....

Творческая работа ученика "Проблемы охраны окружающей среды"

Цель данной работы - сформировать у школьников положительное отношение к миру природы....

Методическая разработка урока по английскому языку для учащихся 10 классов по теме "Проблема охраны окружающей среды"

Методическая разработка урока по английскому языку для учащихся 10 класса по теме "Проблема охраны окружающей среды", включающая в себя технологическую карту урока, а также 7 приложений (раз...