Личность учителя как фактор воспитания
методическая разработка на тему

Этика учителя и  её влияние на воспитание учащихся на уроке  и во внеурочное время.

Личность учителя как фактор воспитания.

ЭТИКА  - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми,  который вытекает из их профессиональной этики  

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

    Является важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение), определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Учителю необходимо самому  усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогическая этика75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этика учителя и  её влияние на воспитание учащихся на уроке  и во внеурочное время.

Личность учителя как фактор воспитания.

3.  ЭТИКА  - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми,  который вытекает из их профессиональной этики  

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

    Является важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение), определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Учителю необходимо самому  усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

                                       ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

 Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
–деловой  тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи;  не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

 Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

                Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма

Каждый педагог стремится стать профессионалом.  Существующие эталоны педагогического профессионализма, которые позволяют создать некую модель учителя-мастера.   Это аксиомы  педагогического  профессионализма  -  это  то,  что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. 

   Любить  ребенка  -  это  значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь,  уметь вслушиваться в настроения учащихся,  уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими,  уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни

Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

Аксиома 3.  Ученик - имеет право на незнание.

Выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых».  

  Ученик имеет право не знать,  но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4  Злой  учитель  -  непрофессионал.

Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной  морали.  О  сдерживании  эмоций  в  человеческом  общении  писали многие выдающиеся люди. Так,

Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно,  без шипов злоречья все-все,  что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном»

Взаимопонимание педагогов и учеников как основа складывающихся отношений


   Нормой общения педагогов и учеников на уроке  являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета педагога и его лидерства.
   Приступая к какой-либо деятельности, педагог выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются отношения с учащимися на уроке. В процессе урока  учитель решает, какое задание, какой вопрос  дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы, как  ему ответить, чтобы ученик не обиделся, понял истинные намерения учителя, и т.п. Ученик, в свою очередь, должен знать, какое настроение у учителя, каковы мотивы тех или иных его поступков, как ответить, чтобы это понравилось учителю. 
   Исследования показывают, что представления, которые складываются у учащихся об учителе, зависят в значительной мере от их личностных характеристик, от того, какие взгляды на человека у них сформированы. Отсюда - чем более значим в системе ценностей учащихся педагог, тем интереснее он им.

Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

   С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым авторитетом.
Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение.
   Младшие подростки считают, что учитель должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих учителях, кому довелось признать, что они чего-то не знают.
   Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.
   Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учителя. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлекло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во чтобы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.
   Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей свободе. Ему обеспечена поддержка класса, избранной им меры педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была.

Место педагога в педагогическом коллективе

   Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на ученика, необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным. Практика свидетельствует о том, что в тех классах, где классными руководителями, начиная с V-VI классов, назначаются учителя с такими чертами характера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.

Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников

   В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явление, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика. Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества, и наоборот. Оценка учителем отдельных учащихся может не совпадать с общегрупповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на формировании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоятельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе.. 
Свои отношения с учащимися учитель строит, опираясь на данные им оценки. Педагогически целесообразными они будут в том случае, если, оценивая действия, поступки и поведение учащихся, он учитывает мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ученика.

Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся

   Правильно оценить действия и поступки учащихся и соответственно оценкам строить отношения с ними можно только в том случае, если педагог хорошо знает возрастные особенности учащихся. Прежде всего, учителю необходимо помнить, что переход к подростковому возрасту характеризуется повышенной утомляемостью, которая является следствием физиологической перестройки организма. Повышенная утомляемость ведет к увеличению немотивированных поступков, поступков вопреки чужой воле, проявлению упрямства. 
   Ведущим мотивом поведения в подростковом возрасте является потребность в достойном положении в коллективе сверстников, поэтому почти все поступки должны оцениваться
 с учетом этой мотивации. Необходимо учитывать, что реакция подростков на то или иное воздействие педагога определяется тем ущербом, который может быть нанесен их положению в классном коллективе. То же самое можно сказать и об отметках по учебным предметам. Для подростка важна не сама отметка. Она - средство обретения уверенности и комфортности в коллективе. Во многих случаях проявления своеволия, упрямства, негативной реакции на педагогическое воздействие - это ответы на факты унижения достоинства подростка.
   В таких ситуациях учителю не нужно делать вид, что он знает истинные мотивы поступков. При этом надо искать опору в коллективе и малых группах учащихся. Если ученик видит, что его поступок отрицательно оценивается коллективом, а тем более малой группой, он больше его не повторит. 
   Если же этого не произойдет, подобный поступок обязательно повторится в тех или иных формах. Более того, он может принять устойчивый характер, что отрицательно скажется на установлении взаимоотношений учителя с данным учеником класса.

Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и  учеников.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные. В косвенных уже не само содержание требования, а вызываемые им психические состояния учащихся становятся стимулом или тормозом действий воспитанников. Условно по эмоционально-психологической направленности их можно разделить на три группы:

  • выражающие положительное отношение - просьба, одобрение, доверие;
  • выражающие отрицательное отношение - недоверие, осуждение, угроза;
  • совет, требование в игровой форме, намек, условное требование.

   Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознательно) педагогом форм требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие. Чем шире и богаче палитра косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему.
негативные, призванные тормозить, прекращать те или иные

А. С. Макаренко считал, что найти чувство меры между активностью и тормозами - значит решить вопрос о воспитании.

Модели общения педагога с учащимися

Негативные модели общения педагогов с учащимися

   Модель диктаторская («Монблан») - педагог отстраняется от учащихся, свои функции сводит к сообщению информации. Следствие - безинициативность, пассивность обучаемых.
 
 Модель "неконтактная" («Китайская стена») - педагог устанавливает дистанцию между собой и учащимися:

  • подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися;
  • стремление сообщить информацию, а не обучить;
  • утверждение "ведомости" школьников;
  • снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.

   Следствие - отсутствие межличностного взаимодействия между педагогом и учениками, слабая обратная связь в учебно-воспитательном процессе и т.д.
   Модель дифференцированного внимания («Локатор») - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.

 Модель негибкого реагирования («Робот») - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.
 
 Модель авторитарная («Я сам») - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.
   
Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.
   
Модель гипорефлексивная («Тетерев») - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися, а значит, оперативно ощущать и интерпретировать социально-психологическую атмосферу в ходе взаимодействия учитель-ученик как на уроке, так и во внеурочное время.

                                    Благоприятная модель общения

   Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем.

В деле воспитания школьников нет и не может быть оторванности от семьи. Только взаимодействие поможет учителю в деле обучения и воспитании ученика.

                                            Укрепление контактов с семьей.

   Говоря об основных формах и методах работы учителя с родителями учащихся, необходимо остановиться на некоторых психолого-педагогических правилах и способах установления контактов с семьей.
 

 Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. У родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. 
 
 Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
   
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих глаз. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители доверяют ему сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
 
 Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. 
   Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Перечислю этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения.

Недостаточно знать их и  механически реализовать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет нам наиболее эффективно осуществлять  самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий.

Этические заповеди современного педагога.

  • сердечность,   понимание  педагогом  состояния  своих  воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.);
  • умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства;
  • педагогическая  уравновешенность,  наблюдательность,  умение  соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика;
  • терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться;
  • принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении;
  • умение сдерживать проявление чувств негодования,  возмущения с учетом конкретной ситуации;
  • умение  не  демонстрировать  своей  неприязни  к  одним  ученикам  и  не проявлять чрезмерной симпатии к другим; 
  • умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали;
  • стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке;
  • поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ;
  • не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях,  жизненном опыте перед молодыми коллегами ,      воспитанниками  и их родителями; 
  • нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика;
  • никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках,  если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается;
  • нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности;
  • если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православие как культурообразующий фактор воспитания личности

В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....

Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы

Выступление на методобъединении из опыта работы...

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

Личность учителя в процессе воспитания нравственных ценностей школьников

Представленная статья является попыткой осмысления собственного педагогического опыта.В ней затронуты непростые вопросы воспитания детей в школьном коллективе и роль личности учителя в этом процессе....