Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы
материал по литературе по теме

Степанян Анжелла Петросовна

Выступление на методобъединении из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы

     Печально я гляжу на наше поколенье…

Такое ощущение, что духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками исчерпан. Новое поколение – это фанаты «Дома 2», «Камеди Клаба», Ван Дама, Брюса Ли. И у нас, учителей, должно хватить мужества дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное  воспитание. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только знания по своему предмету. Сама жизнь и поведение учителя должны быть построены на тех же принципах. «Хороший учитель» включает множество качеств, важнейшими считаю человеческую порядочность и искренность. Дети всегда стараются подражать учителю.

 (Короленко «Дети подземелья»).

    От учителя зависит всё. Его глубочайшая, искренняя взволнованность, сопереживание, боль душевная могут затронуть души учеников.

    Любовь к своему предмету, по моему глубокому убеждению, сыграть нельзя. Детей обмануть невозможно: рано или поздно они разглядят фальшь, и тогда все истины будут подвергнуты сомнению, и уроки нравственности превратятся в уроки лицемерия.

 Очень часто мы стараемся с детьми говорить высокими словами, но мы можем позволить себе говорить простым человеческим языком (пример, 9 Мая, о фильмах «Среди добрых людей», «Помни имя своё»). Спонтанно возникший, этот разговор казался совсем не уроком, а просто беседа с друзьями…и с учителем, как с другом. А по сути состоялся урок внеклассного чтения по произведениям о великой Отечественной войне.

       Кто сегодня, кроме учителей, говорит с детьми о порядочности, доброте, милосердии, чувстве собственного достоинства. В 80-е годы снимались подростковые фильмы «Вам и не снилось», «Чучело», «Дикая собака Динго». Как всех шокировала сцена сожжения чучела. А сегодня наши дети могут увидеть по телевизору сцену сожжения человека. И шока ни у кого не будет.

      Что будет, если и учителя оставят попытку  объяснить детям, «что такое хорошо и что такое плохо»? Где ещё они могут получить уроки милосердия? Ведь, по мнению педагога Е.Н. Ильина, «о милосердии не нужно говорить, его нужно воспитывать – тончайшими молитвенными процессами. Вырабатывать навык соучастия, сопереживания, когда помочь ближнему, понимая и принимая его, станет насущной потребностью души».

( пример: открытые уроки А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» и «Женщина-мать – символ красоты). По тому, в каком состоянии дети уходили с урока, было понятно, что мы не просто прошли ещё одну тему.

       В сущности, мы ведём с ребятами один большой разговор, который начинается в 1 классе и заканчивается в 11. О чём он? Да конечно, о вечных человеческих ценностях: о любви и доброте, о том, что мы «в ответе за тех, кого приручили», о порядочности и подлости, о верности долгу и предательстве, о добре и зле.

      Порой нам кажется, что никогда не «достучимся» до этих ребят. Не отчаяться и не опустить руки нам помогает вера в то, что в каждом ребёнке есть что-то хорошее, и это хорошее обязательно откликнется на доброту и искренность.

И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся  пустой фразой из книги, учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

       Роль личности учителя в нравственном воспитании учащихся на уроках нельзя оценить в баллах, в процентах, диаграммах. Что же даёт нам основание считать, что наши усилия не напрасны? В первую очередь, наверное, признания, которые иногда мы слышим от своих бывших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Нравственное воспитание на уроках литературы

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных, потому что молодые люди часто не понимают,...