УРОК "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии по теме

Курочка Юлия Васильевна

Тема: «Электролитическая диссоциация»

Учитель: Курочка Юлия Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_v_mire_elektroliticheskoy_dissotsiatsii.docx81.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В мире электролитической диссоциации»

Учитель: Курочка Юлия Васильевна

Цель:  Создать условия  для закрепления, повторения и обобщения изученного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; способствовать  развитию  информационной и коммуникативной компетентностей через разнообразные виды деятельности.

        Задачи:

  1. Обобщить  знания учащихся по теме: «Электролитическая диссоциация».

  1. Способствовать дальнейшему:
  • развитию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи;
  • совершенствованию навыков учащихся в составлении уравнений диссоциации и РИО;
  • совершенствованию  умений  решать задачи на избыток и недостаток;
  • развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять общее и единичное;
  • развитию умений работать в атмосфере поиска, творчества.

3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах  урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

А. Учитель:  Здравствуйте, дорогие друзья: ученики и коллеги!

Я рада  видеть  вас и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно, а интерес - это в первую очередь наше положительное  эмоциональное состояние.  

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (А.Дистервег)к своей мечте и стремится жить

Посмотрите, пожалуйста, на, так называемые, портреты  наших  друзей, выражение лиц которых различны:

1

1                              2                              3                              4                               5

Первый с радостью воспринимает действительность.

Второй спокоен. Он уверен в своих силах.

Третий – удивлен.

Четвертый – задумчив.

Пятый – сердит и всем недоволен.

Мне бы хотелось, чтобы  в ходе урока, на каждом этапе, вы отражали  свое отношение к происходящему соответствующим номером в листе контроля, который находится у каждого из вас на столе:

А на доске мы будем отражать результаты одного человека каждой школы. От нашей школы предлагаю заполнять «Лист контроля» - (называется Ф.И.ученика)

Лист контроля

Ф.И. ученика:________________________________________

Номер задания

Оценка задания

Отношение к учению

       1.   Химическая разминка

  1. Химическая дуэль

  1. Внимательный химик

  1. Химический розыск

  1. Чудеса своими руками

  1. Мозговая смекалка

             Итоговая оценка:

Б. Целеполагание:

 Учитель: Тему урока вы узнаете, отгадав загадку:

Жил один кристалл ионный,
Был красивый он и ровный,
Но случилась с ним беда.
Капля на него упала,
И кристалла вмиг не стало:
Вдруг на что-то распластала
Его ловкая вода.
Все семейство удивилось:
«Что с кристаллом приключилось?»

  Ученик: электролитическая диссоциация.

Учитель: Правильно. Тема урока «В мире электролитической диссоциации». Обратите внимание на оформление доски и скажите, чем мы будем заниматься на уроке, какие проблемы должны осветить, учитывая, что мы находимся на завершающем этапе изучения данной темы? (ученики самостоятельно  формулируют цель урока, учитель корректируют и уточняют).

Ученики: повторить и закрепить основные понятия темы: «Электролитическая диссоциация», уравнения диссоциации и РИО, качественные реакции на ионы, задачи на избыток и недостаток.

Учитель: Вот вы и осветили основные этапы нашего урока

  1. Актуализация знаний:

А. Учитель: Начинаем работу с  «Химической  разминки».

Вы должны  установить соответствие между понятием и определением. Предлагаю включиться  в работу сш № 14 и гимназию № 5

 Сш № 14 – работает красный цветом,  гимназия № 5 - зеленым цветом.

Приступаем к работе.



*  Положительно заряженный электрод                                        * электрический ток
*  Отрицательно заряженный электрод                                         * анионы
*  Направленное движение заряженных частиц                           * электролит
*  Положительно заряженные частицы                                         * анод
*
  Отрицательно заряженные частицы                                          * неэлектролит

*  Раствор спирта является                                                             * катод

*  Раствор медного купороса                                                          * катионы


Учитель:  Проверьте правильность выполнения и внесите оценку лист контроля.

Б.Учитель: Продолжаем работу по повторению основных понятий. «Химическую дуэль» вы осуществите в форме взаимоопроса:    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Возьмите на столах карточки – вопросники, которые предложены вам в двух вариантах и ответьте на следующие вопросы.

Оценивать друг друга вы будете следующим образом:

  1. За правильный ответ – полный плюс;
  2. За неточный ответ – полуплюс;
  3. Нет ответа – минус.

Ученики: берут карточки – вопросники и начинают отвечать.

Карточка – вопросник

В - I

Карточка – вопросник

В - II

  1. Какие вещества называются электролитами?
  2. Почему электролиты проводят электрический ток?
  3. Какие электролиты являются сильным?
  4. Что называется степенью диссоциации?
  5. Дайте определения кислотам с точки зрения электролитической диссоциации.
  1. Какие вещества называются неэлектролитам?
  2. Почему неэлектролиты не проводят электрический ток?
  3. Чем атомы отличаются от ионов?
  4. Какой процесс называется электролитической диссоциацией?
  5. Дайте определение основаниям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Правильные ответы (для учителя).

Ответы на вопросы:

В - I

В – II

  1. Электролиты – это вещества, вводные растворы  и расплавы которых проводят электрический ток.
  2. Потому  что  электролиты распадаются на положительно и отрицательно заряженные ионы.
  3. Электролиты, степень диссоциации которых больше 30%, называются сильными.
  4. Отношение числа диссоциированных молекул к общему числу молекул, находящихся в растворе, называются степенью диссоциации.
  5. Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в водных растворах образуются катионы водорода.
  1. Неэлектролиты – это вещества, водные растворы  и расплавы, которых не проводят электрический ток.
  2. Потому что неэлектролиты не диссоциируют на ионы.
  3. Атомы в отличие от ионов не имеют заряда, то есть нейтральны.
  4. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.
  5. Основания – это электролиты, при диссоциации которых в водных растворах образуются гидроксид – анионы.

Учитель:  Итак, вы ответили на вопросы, а теперь оцените друг друга и не забудьте о листе контроля:

Если вы набрали 5 баллов, то в лист контроля поставьте оценку «5»;

Если – 4-4.5 балла, то оценка «4»;

Если – 3-3.5 балла, то оценка «3».

Вывод учителя: во время непринужденной  беседы мы повторили основные понятия темы.

В. Учитель: Начинаем работу «Внимательный химик», в ходе которой мы должны классифицировать вещества с позиции электролитической диссоциации.

В предложенных горизонтальных рядах исключите лишнее вещество, то есть, такое, которое не образует с остальными однородную группу.

Предлагаю выполнить работу у доски  ученику сш № 14:

  1. NaOH           K2CO3                BaCl                HCl                Fe
  2. H3PO4                      KO                HSO                Al(SО)        Са(OH)
  3. HSO                Fe(NO)        O                HgCI                Zn(NO)
  4. Са (NO)        HS                NO₅                Ва(OH)        CuCl
  5. K2SO                NaOH            AlCI                CO                HNO
  6. KCI                 AgNO                HBr                LiOH                Cl

Ученик: зачеркивает лишнее вещество.

Учитель:  Прокомментируйте свой выбор.  

Ученик: Fe, KO, O, NO₅, CO, Cl- это оксиды и простые вещества, т.е. вещества относящиеся к классу неэлектролитов.

Учитель: Проверим правильность выполнения задания.

Учитель:  Для электролитов первого ряда составьте уравнения диссоциации. Прошу включиться в работу ученика гимназии № 5.

Ученики: работают в тетрадях; ученик гимназии № 5 у доски.

Учитель:   Проверим работу (самопроверка). Не забудьте о листе контроля. Одна ошибка – оценка «4», две ошибки – «3».

Вывод учителя: Итак, вы сумели продемонстрировать  умения находить и различать вещества по принадлежности их к определенной группе c  точки зрения электролитической диссоциации.

Г. Учитель: При изучении данной темы мы оттачивали свое мастерство в составлении ионных уравнении реакций.  Давайте продемонстрируем навыки составления РИО.   В  ходе «Химического розыска» постарайтесь проявить свою сноровку.

 У каждого из вас на столе находится задание, в ходе выполнения которого вы должны закончить  молекулярное уравнение и составить полное ионное и сокращенное ионное уравнения. После выполнения задания ответ, который  у вас получится в виде формулы  вещества, доказывающего протекание данной реакции, впишите  на  картонную карточку. Потом найдите это вещество в таблице на магнитной доске и закройте его своей карточкой.

Для всех участников нашего урока, который проходит в системе онлайн, я прокомментирую: сейчас дети самостоятельно выполняют  реакции ионного обмена.

Участники интерактива могут потренироваться  в составлении РИО  и выполнить следующее задание: составьте реакции, приводящие к образованию осадков, формулы которых представлены в таблице – результатов.

Итак, появились первые результаты. Если все успешно справились с заданием, то мы прочтем высказывание:

 «От  знанья в сердце вспыхнет яркий свет, оно для тела – как броня от бед». (Рудаки)

Не забудьте о листе контроля.

Вывод учителя: Вы еще раз продемонстрировали свои умения составлять  реакции ионного обмена (РИО), а  теперь на практике давайте докажем возможность их протекания.

Д.  Учитель:   Вы не раз проделывали «Чудеса своими руками». Давайте в очередной раз покажем свои умения.

Напоминаю о технике безопасности:

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус.

Реактивы – не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука…

Учитель: Вспомним качественные реакции на катионы и анионы. У вас на столах набор реактивов.    Скажите, какие качественные реакции вы можете провести с предложенными веществами.

Ученик (у доски): Качественные реакции на катион меди  и  карбонат  - анион, т.к. имеющаяся соль – сульфат меди (II) будет  реагировать с гидроксидом натрия, что приведет к выпадению синего осадка, а  карбонат натрия в реакции с азотной кислотой приведет к выделению газа.

Ученики: начинают работу по выполнению эксперимента;

Ученик у доски выполняет, комментирует и составляет РИО:

  • 2NaOH  + CuSO  →  Cu (OH)↓ + NaSO

2Na⁺ + 2OHˉ + Cu² + SO²ˉ → Cu (OH)↓ + 2Na⁺ + SO²ˉ

2OHˉ + Cu² → Cu (OH)

  • NaCO + 2HNO → 2NaNO+ CO↑+HO

2Na⁺+ CO²ˉ+2H⁺+2NOˉ→ 2Na⁺+ 2NOˉ+CO↑+HO

CO²ˉ+2H⁺→ CO↑+HO

Учитель: Посмотрите на  доску и проверьте правильность составленных уравнений реакций, оцените себя, и результаты занесите в лист контроля. 

Вывод учителя:  Опытным путём мы доказали возможность протекания реакций в растворах электролитов и закрепили умения составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакции.

Е.  Учитель: Чтобы проверить вашу «Мозговую смекалку», вспомним решение задач на избыток и недостаток.

 Я предлагаю вам на выбор три задачи различного уровня сложности, краткие условия которых предложены на доске.

На доске краткие условия задач:

Уровень А                                                   Уровень В                                    Уровень С

Дано:                                                           Дано:                                      Дано:

v (HCl) = 1 моль                                         m(NaOH) = 10 г                                       m(Fe) = 5,6 г

v (NaOH)= 3 моль                               m(HNO) = 10 г                                       mр-ра(CuSO) = 200 г

v (NaCl) - ?                                      m(NaNO) -?                              w(CuSO) = 16 %

                                                                                          m (Cu) - ?

Учитель: Выберете, пожалуйста, одну из задач и решите ее.

Ученики: Начинают решать.

Учитель: Гимназия № 5 если ли у вас ученики, выбрали задачу уровня С, то покажите, пожалуйста, ее решение.

Учитель: Проверьте и оцените себя, а результаты занесите в лист контроля.

  1.  Домашнее задание: составьте задание, которое может быть оформлено в виде кроссворда, теста или ребуса по теме «Электролитическая диссоциация»

  1. Итог урока:

Учитель: Вы помните, что сегодня  мы пришли  на урок с целью повторить, закрепить  и обобщить знания по теме «Электролитическая диссоциация». Давайте вспомним, чем мы занимались?

Ученики: Мы повторили основные понятия, совершенствовали навыки в составлении уравнений диссоциаций и реакций ионного обмены, участвовали  в химическом эксперименте по определению ионов, решали задачи на избыток и недостаток.

Учитель: Я думаю,  что мы с пользой  провели  сегодня время.

Еще Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», чем мы занимались целый урок.

Напоминаю о листе контроля. Подведите итоги и выразите свое отношение к происходящему сегодня на уроке.

На примере результатов 3-х учеников из разных школ, мы видим блестящие знания по теме «Электролитическая диссоциация». Надеюсь, что остальные ученики справились с заданиями не хуже.

 Уважаемые дети и коллеги! Вы увидели, что благодаря интерактиву у нас есть уникальная возможность общаться в режиме реального времени с учениками разных школ, что расширяет возможности урока.

Огромная благодарность всем участникам урока!

D:\документы\дополнение  (не откр.)\новая версия.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"

К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....

Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"

Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого ...

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...