УРОК "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии по теме
Тема: «Электролитическая диссоциация»
Учитель: Курочка Юлия Васильевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_v_mire_elektroliticheskoy_dissotsiatsii.docx | 81.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В мире электролитической диссоциации»
Учитель: Курочка Юлия Васильевна
Цель: Создать условия для закрепления, повторения и обобщения изученного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; способствовать развитию информационной и коммуникативной компетентностей через разнообразные виды деятельности.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся по теме: «Электролитическая диссоциация».
- Способствовать дальнейшему:
- развитию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи;
- совершенствованию навыков учащихся в составлении уравнений диссоциации и РИО;
- совершенствованию умений решать задачи на избыток и недостаток;
- развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять общее и единичное;
- развитию умений работать в атмосфере поиска, творчества.
3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся на всех этапах урока.
Ход урока:
- Организационный момент:
А. Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья: ученики и коллеги!
Я рада видеть вас и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно. Успешным он будет, если всем нам будет интересно, а интерес - это в первую очередь наше положительное эмоциональное состояние.
Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (А.Дистервег)к своей мечте и стремится жить
Посмотрите, пожалуйста, на, так называемые, портреты наших друзей, выражение лиц которых различны:
1 1 2 3 4 5 |
Первый с радостью воспринимает действительность.
Второй спокоен. Он уверен в своих силах.
Третий – удивлен.
Четвертый – задумчив.
Пятый – сердит и всем недоволен.
Мне бы хотелось, чтобы в ходе урока, на каждом этапе, вы отражали свое отношение к происходящему соответствующим номером в листе контроля, который находится у каждого из вас на столе:
А на доске мы будем отражать результаты одного человека каждой школы. От нашей школы предлагаю заполнять «Лист контроля» - (называется Ф.И.ученика)
Лист контроля Ф.И. ученика:________________________________________ | ||
Номер задания | Оценка задания | Отношение к учению |
1. Химическая разминка | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Итоговая оценка: |
Б. Целеполагание:
Учитель: Тему урока вы узнаете, отгадав загадку:
Жил один кристалл ионный,
Был красивый он и ровный,
Но случилась с ним беда.
Капля на него упала,
И кристалла вмиг не стало:
Вдруг на что-то распластала
Его ловкая вода.
Все семейство удивилось:
«Что с кристаллом приключилось?»
Ученик: электролитическая диссоциация.
Учитель: Правильно. Тема урока «В мире электролитической диссоциации». Обратите внимание на оформление доски и скажите, чем мы будем заниматься на уроке, какие проблемы должны осветить, учитывая, что мы находимся на завершающем этапе изучения данной темы? (ученики самостоятельно формулируют цель урока, учитель корректируют и уточняют).
Ученики: повторить и закрепить основные понятия темы: «Электролитическая диссоциация», уравнения диссоциации и РИО, качественные реакции на ионы, задачи на избыток и недостаток.
Учитель: Вот вы и осветили основные этапы нашего урока
- Актуализация знаний:
А. Учитель: Начинаем работу с «Химической разминки».
Вы должны установить соответствие между понятием и определением. Предлагаю включиться в работу сш № 14 и гимназию № 5
Сш № 14 – работает красный цветом, гимназия № 5 - зеленым цветом.
Приступаем к работе.
* Положительно заряженный электрод * электрический ток
* Отрицательно заряженный электрод * анионы
* Направленное движение заряженных частиц * электролит
* Положительно заряженные частицы * анод
* Отрицательно заряженные частицы * неэлектролит
* Раствор спирта является * катод
* Раствор медного купороса * катионы
Учитель: Проверьте правильность выполнения и внесите оценку лист контроля.
Б.Учитель: Продолжаем работу по повторению основных понятий. «Химическую дуэль» вы осуществите в форме взаимоопроса:
Возьмите на столах карточки – вопросники, которые предложены вам в двух вариантах и ответьте на следующие вопросы.
Оценивать друг друга вы будете следующим образом:
- За правильный ответ – полный плюс;
- За неточный ответ – полуплюс;
- Нет ответа – минус.
Ученики: берут карточки – вопросники и начинают отвечать.
Карточка – вопросник В - I | Карточка – вопросник В - II |
|
|
Правильные ответы (для учителя).
Ответы на вопросы:
В - I | В – II |
|
|
Учитель: Итак, вы ответили на вопросы, а теперь оцените друг друга и не забудьте о листе контроля:
Если вы набрали 5 баллов, то в лист контроля поставьте оценку «5»;
Если – 4-4.5 балла, то оценка «4»;
Если – 3-3.5 балла, то оценка «3».
Вывод учителя: во время непринужденной беседы мы повторили основные понятия темы.
В. Учитель: Начинаем работу «Внимательный химик», в ходе которой мы должны классифицировать вещества с позиции электролитической диссоциации.
В предложенных горизонтальных рядах исключите лишнее вещество, то есть, такое, которое не образует с остальными однородную группу.
Предлагаю выполнить работу у доски ученику сш № 14:
- NaOH K2CO3 BaCl₂ HCl Fe
- H3PO4 K₂O H₂SO₃ Al₂(SО₄)₃ Са(OH)₂
- H₂SO₄ Fe(NO₃)₃ O₂ HgCI₂ Zn(NO₃)₂
- Са (NO₃)₂ H₂S N₂O₅ Ва(OH)₂ CuCl₂
- K2SO₄ NaOH AlCI₃ CO₂ HNO₃
- KCI AgNO₃ HBr LiOH Cl₂
Ученик: зачеркивает лишнее вещество.
Учитель: Прокомментируйте свой выбор.
Ученик: Fe, K₂O, O₂, N₂O₅, CO₂, Cl₂ - это оксиды и простые вещества, т.е. вещества относящиеся к классу неэлектролитов.
Учитель: Проверим правильность выполнения задания.
Учитель: Для электролитов первого ряда составьте уравнения диссоциации. Прошу включиться в работу ученика гимназии № 5.
Ученики: работают в тетрадях; ученик гимназии № 5 у доски.
Учитель: Проверим работу (самопроверка). Не забудьте о листе контроля. Одна ошибка – оценка «4», две ошибки – «3».
Вывод учителя: Итак, вы сумели продемонстрировать умения находить и различать вещества по принадлежности их к определенной группе c точки зрения электролитической диссоциации.
Г. Учитель: При изучении данной темы мы оттачивали свое мастерство в составлении ионных уравнении реакций. Давайте продемонстрируем навыки составления РИО. В ходе «Химического розыска» постарайтесь проявить свою сноровку.
У каждого из вас на столе находится задание, в ходе выполнения которого вы должны закончить молекулярное уравнение и составить полное ионное и сокращенное ионное уравнения. После выполнения задания ответ, который у вас получится в виде формулы вещества, доказывающего протекание данной реакции, впишите на картонную карточку. Потом найдите это вещество в таблице на магнитной доске и закройте его своей карточкой.
Для всех участников нашего урока, который проходит в системе онлайн, я прокомментирую: сейчас дети самостоятельно выполняют реакции ионного обмена.
Участники интерактива могут потренироваться в составлении РИО и выполнить следующее задание: составьте реакции, приводящие к образованию осадков, формулы которых представлены в таблице – результатов.
Итак, появились первые результаты. Если все успешно справились с заданием, то мы прочтем высказывание:
«От знанья в сердце вспыхнет яркий свет, оно для тела – как броня от бед». (Рудаки)
Не забудьте о листе контроля.
Вывод учителя: Вы еще раз продемонстрировали свои умения составлять реакции ионного обмена (РИО), а теперь на практике давайте докажем возможность их протекания.
Д. Учитель: Вы не раз проделывали «Чудеса своими руками». Давайте в очередной раз покажем свои умения.
Напоминаю о технике безопасности:
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не арбуз:
Слезет кожа с языка
И отвалится рука…
Учитель: Вспомним качественные реакции на катионы и анионы. У вас на столах набор реактивов. Скажите, какие качественные реакции вы можете провести с предложенными веществами.
Ученик (у доски): Качественные реакции на катион меди и карбонат - анион, т.к. имеющаяся соль – сульфат меди (II) будет реагировать с гидроксидом натрия, что приведет к выпадению синего осадка, а карбонат натрия в реакции с азотной кислотой приведет к выделению газа.
Ученики: начинают работу по выполнению эксперимента;
Ученик у доски выполняет, комментирует и составляет РИО:
- 2NaOH + CuSO₄ → Cu (OH)₂↓ + Na₂SO₄
2Na⁺ + 2OHˉ + Cu²⁺ + SO₄²ˉ → Cu (OH)₂↓ + 2Na⁺ + SO₄²ˉ
2OHˉ + Cu²⁺ → Cu (OH)₂↓
- Na₂CO₃ + 2HNO₃ → 2NaNO₃+ CO₂↑+H₂O
2Na⁺+ CO₃²ˉ+2H⁺+2NO₃ˉ→ 2Na⁺+ 2NO₃ˉ+CO₂↑+H₂O
CO₃²ˉ+2H⁺→ CO₂↑+H₂O
Учитель: Посмотрите на доску и проверьте правильность составленных уравнений реакций, оцените себя, и результаты занесите в лист контроля.
Вывод учителя: Опытным путём мы доказали возможность протекания реакций в растворах электролитов и закрепили умения составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакции.
Е. Учитель: Чтобы проверить вашу «Мозговую смекалку», вспомним решение задач на избыток и недостаток.
Я предлагаю вам на выбор три задачи различного уровня сложности, краткие условия которых предложены на доске.
На доске краткие условия задач:
Уровень А Уровень В Уровень С
Дано: Дано: Дано:
v (HCl) = 1 моль m(NaOH) = 10 г m(Fe) = 5,6 г
v (NaOH)= 3 моль m(HNO₃) = 10 г mр-ра(CuSO₄) = 200 г
v (NaCl) - ? m(NaNO₃) -? w(CuSO₄) = 16 %
m (Cu) - ?
Учитель: Выберете, пожалуйста, одну из задач и решите ее.
Ученики: Начинают решать.
Учитель: Гимназия № 5 если ли у вас ученики, выбрали задачу уровня С, то покажите, пожалуйста, ее решение.
Учитель: Проверьте и оцените себя, а результаты занесите в лист контроля.
- Домашнее задание: составьте задание, которое может быть оформлено в виде кроссворда, теста или ребуса по теме «Электролитическая диссоциация»
- Итог урока:
Учитель: Вы помните, что сегодня мы пришли на урок с целью повторить, закрепить и обобщить знания по теме «Электролитическая диссоциация». Давайте вспомним, чем мы занимались?
Ученики: Мы повторили основные понятия, совершенствовали навыки в составлении уравнений диссоциаций и реакций ионного обмены, участвовали в химическом эксперименте по определению ионов, решали задачи на избыток и недостаток.
Учитель: Я думаю, что мы с пользой провели сегодня время.
Еще Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», чем мы занимались целый урок.
Напоминаю о листе контроля. Подведите итоги и выразите свое отношение к происходящему сегодня на уроке.
На примере результатов 3-х учеников из разных школ, мы видим блестящие знания по теме «Электролитическая диссоциация». Надеюсь, что остальные ученики справились с заданиями не хуже.
Уважаемые дети и коллеги! Вы увидели, что благодаря интерактиву у нас есть уникальная возможность общаться в режиме реального времени с учениками разных школ, что расширяет возможности урока.
Огромная благодарность всем участникам урока!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс
Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
Контрольная работа в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....
Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"
Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"
К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Мини - пособие по теме: "Электролитическая диссоциация"
Мини-пособие может быть использовано на уроках химии в 9 классе при изучении и систематизации учебного материала по теме: «Электролитическая диссоциация»; рекомендуется для работы с учащимися низкого ...
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации
Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...