"Что такое толерантность?"
план-конспект по теме

Большакова Вера Васильевна

Познакомить учеников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tolerantnost_2013_god.odt25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Форма организации: Беседа с игровыми задачами и проблемными вопросами.

Задачи: 1. Воспитание толерантной личности.

               2. Воспитание уважения к себе и окружающим людям.

               3. Развитие речи.

Ожидаемые результаты: Использование полученных знаний в жизненных ситуациях.

Этапы:

1. Организационный момент.

2. «Сказка о любви».

3. Беседа: «Что такое толерантность?».

4. «Значение слова «толерантность» в разных языках» и обсуждение.

5. Обсуждение ситуации «Перед Вами две дороги. Выбирайте…»    

6. Игра. «Волшебная рука».                            

7. Заключительная часть.                              

Продолжительность: 30 мин.

Место проведения: Кабинет педагога-психолога.

Ведущие: социальный педагог – Большакова В.В., педагог-психолог – Чиркина И.А.

Участники: Сергеева Диана, Богомолова Наталья, Шмырина Татьяна, Крутько Анастасия, Денисова Дарья, Волков Яков, Курочкин Александр, Морозов Сергей.

1.Организационный момент.

Звучит спокойная музыка.

Я – свет.
Я – любовь.
Я – мир и согласие.
Я не буду боятся никого и ничего.
Я буду делить любовь с теми, кто меня любит.
Ибо любовь – всепобеждающая.

Прочитать                          

  1. «Сказка о любви».

- Добрый день. Нашу встречу мы бы хотели начать с разговора о вечном, о любви.

(Звучит музыка, рассказывается сказка.)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь.

Скучно ей было жить на свете без друга. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать друга, чтобы я могла дружить с ним всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять персонажей, один другого краше.

- Вот выбирай, одного зовут Радость, другого - Удача, третьего - Красота, четвертого - Печаль, пятого - Доброта.

- Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одного из них. Он и будет тебе другом на всю твою жизнь.

(Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.)

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)

(Звучит музыка и продолжение сказки.)

(Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.)

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)

Дети определяют и показывают: радость, доброту, любовь, удачу, красоту по картинкам.

  1. Беседа. «Что такое толерантность?»

Сегодня наш разговор посвящен толерантности.  Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы детей.)

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

  1. «Значение слова «толерантность» в разных языках» и обсуждение.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Беседа.

На каком языке вам понравилось определение толерантности больше? (Ответы детей.)

  1. Обсуждение ситуации «Перед Вами две дороги. Выбирайте…»

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

СИТУАЦИЯ  «ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ...»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду..

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не из этого города. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, -у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не

хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Беседа:

Почему молодой человек отказался помочь? (Ответы детей.)

Как бы вы поступили в этом случае? (Ответы детей.)

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? (Ответы детей.)

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? (Ответы детей.)

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Каждый человек выбирает свой стиль, свой путь общения. Следовательно, существует и два пути общения.

(цветы на доске)

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

  1. Игра.  «ВОЛШЕБНАЯ РУКА»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается раскрасить нарисованную руку в светлые (добро), темные (зло) цвета

  1. Заключительная часть.

В конце  хотелось сказать, что мы - это маленькая семья.

И чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, и не было бы  ссор и ругани. А что же для этого нужно?

В заключении я предлагаю вам послушать китайскую притчу.

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Вручаются маленькие сюрпризы.

Спасибо.

Отзыв о посещении открытого занятия

Тема: «Что такое толерантность?»

Провели: социальный педагог – Большакова В.В.,  педагог-психолог Чиркина И.А.

Ваше мнение о посещении открытого занятия:

Продолжительность занятия соответствовала временному промежутку. Все части занятия соблюдены с логической последовательностью и переходом от одного этапа занятия к другому. Дети заинтересованы темой с вводной части занятия, активны, внимательны в основной части, проявляют полученные знания в заключительной части.

Занятие прошло в веселой обстановке, все присутствующие были задействованы, многообразно подобраны наглядные пособия, костюмы и дидактический материал; в доступной форме сделан конспект занятия с доступным интересным содержанием для детей, подготовлены костюмы  для взрослых. Педагоги во время занятия работают «командой», найден индивидуальный подход к каждому воспитаннику, что важно т.к. дети с разных групп. Новое слово – толерантность, не только произнесено, но и сделаны практические упражнения с использованием наглядного материала. Речь педагогов спокойная правильная; видна работа педагогов с детьми. Дети выполняют все предложенные задания, знакомятся со словом толерантность (доброта, любовь, терпение, прощение, сострадание, выносливость). Присутствовало поощрение детей, с правильным подходом по требованиям санитарно-гигиенических условий.

Работа проведена большая и трудоемкая.  Все задачи и цели, поставленные педагогами выполнены.

Занятие очень понравилось всем присутствующим.

Недочеты занятия:

Слово толерантность было новое и сложное для воспроизведения.

На занятии больше использовалось теоретическая часть (сказка-беседа), дети отвлекались, увлеклись своими однообразными движениями им привычными, в виду их заболевания, быстро теряли интерес.

Во время открытого урока не была проведена физкультминутка.  

Присутствующие:                

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...