Неделя толерантности
учебно-методический материал на тему

Методическая разработка проведения мероприятий в рамках "Недели толерантности"

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Толерантность – дорога к миру»

Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе

Тема Недели: «Толерантность – дорога к миру»

Девиз Недели: «Жить в мире с собой и другими»

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи:

Воспитание у детей и подростков миролюбия

Развитие понимания и принятия других людей

Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими

Формы проведения:

Конкурсы творческих работ

Классные часы

Тренинговые  занятия

Диагностика

Консультации для родителей

Тема  «Толерантность – дорога к миру» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Таким образом, основной целью проведения Недели толерантности было научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее. В рамках недели психологии, посвященной толерантности проводились тематические классные часы, занятия с подростками, тестирования, конкурсы рисунков и сочинений.

Среди учащихся начальной школы был проведён конкурс рисунков  , дети изобразили свое видение единения, мира, дружбы, конкурс по теме  «Улыбка и настроение школы»

В 5-11-ых классах прошел тематический классный час  «Серьезный разговор о простых вещах».    Учащиеся  познакомились с высказываниями известных людей о вежливости, приветливости, уважении, вспомнили правила этикета. Ребята, с помощью учителя, составили список правил общения с окружающими. Например, одно из них: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». 

Урок истории в 8-ых классах был посвящен теме «Толерантность в современном обществе», на котором учащиеся познакомились с понятием «толерантность», календарем толерантности; дискутировали на тему: «На какой почве возникает нетерпимость человека к другому?», «Для чего необходима толерантность в обществе?».

        Диагностика  уровня  сформированности  толерантности подростков проводилась среди учащихся 10-ых классов. В тестировании приняли участие  35 человек. Опросной лист состоял из 45 высказываний, необходимо было оценить степень согласия или несогласия с данными  утверждениями. По результатам тестирования определилось следующее:

 57 % от числа опрошенных имеют невысокий уровень развития толерантности, 43 % - высокий уровень (из числа опрошенных нет ни одного человека с интолерантным отношением к окружающим).

Для учащихся 9-ых классов также был проведен тематический классный час «Лица русской национальности», на котором  разговор шел об этнической толерантности. По итогам проведения классного часа, учащиеся пришли к выводу, что надо быть терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям дугой национальности.

Занятие с элементами тренинга, посвященное толерантности было проведено для учащихся 10-11 классов.(приложение )

Цель занятия:

знакомство с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "интолерантность";

обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

Учащиеся познакомились с определениями «толерантности» и «интолерантности» (нетерпимости), рассуждали об их проявлениях, о последствиях нетерпимости. Разделившись на группы, попытались на примерах из жизни объяснить, что такое «толерантность», определили качества толерантной личности (эмпатия, доброжелательность, открытость, тактичность и др.). Теоретическая часть была закреплена упражнениями: «Чем мы похожи», «Комплименты» (занятия направлены на развитие эмпатии, доброжелательности), «Снежинка» (направлено на развитие умения принимать чужие точки зрения). Кабинет, в котором проходило занятие, был оформлен высказываниями знаменитых людей о толерантности (Толстого Л., Конфуция, Э.Берка и др.).

В повседневной педагогической практике  мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности, например, безразличие  к мнению ребенка, унижение ученика за «неправильные взгляды» и пр.  В связи с этим было проведено МО классных руководителей «Толерантность учителя», целью которого был анализ конфликтных ситуаций и выработка навыков по их эффективному разрешению.

В рамках Недели толерантности также проходили консультации для родителей по вопросам семейного воспитания «Воспитание ненасилием в семье». Консультации по данному вопросу давали работники администрации школы, социальный педагог.

По итогам проведения  можно сделать вывод, о том, что Неделя толерантности в школе прошла на высоком, организационном уровне. Все мероприятия были  тщательно спланированы и подготовлены.

Проведение Недели толерантности способствовало созданию благоприятной атмосферы в школе,  вызвало большой интерес среди учащихся, учителей и родителей.                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                 

Приложение

Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков.

                                            Опросный лист.

Инструкция: Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

++  сильное согласие (конечно, да)

+  слабое согласие (скорее да, чем нет)

О    ни да, ни нет

- слабое несогласие (скорее нет, чем да)

--   сильное несогласие (конечно, нет)

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

   Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

        Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.

Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.

Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.

Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

 Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

         Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

         Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

           Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

   Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.

Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

              Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

  Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

 Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

 Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

 Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

 Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

 Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.

 Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

 Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

 Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

 Истинной религией может быть только одна религия.

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.

Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

 Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.

 Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

 Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

 Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

 Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

 Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

 Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.

 Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

 Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

 Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

 Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

  Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

  Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

 Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Обработка и интерпретация результатов

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1балл. Если «--», то -2 балла.

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;

от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;

от 45 до 90   - высокий уровень толерантности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя Толерантности в школе

С 16 ноября по 23 ноября в школе прошли мероприятия, посвященные Дню толерантности, в которых приняли участие учащиеся 5х – 8х классов. В работе приводятся меоприятия, которые проводятся в ш...

Конспект классного часа, проведенного в 7 б классе в неделе толерантности.

Цели:  формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов....

Неделя толерантности "Национальная мозаика"

Богатство историко-культурного наследия поселка Красная Поляна обусловлено во многом тем, что населяют его представители разных народов и этнических групп. На протяжении долгих лет в совместном ...

Неделя толерантности

Толерантность - способность признавать идеи и мнения отличные от своих собственных....

Неделя толерантности

Толерантность - способность признавать идеи и мнения отличные от своих собственных....

план недели толерантности

план проведения Недели толерантности в сельской школе...

Неделя толерантности в школе

К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни — удивительно, что даже в ХХI веке, веке прогресса, многие не принимают в свой круг людей другого цвета кожи, национальности… Это не...