Духовно-нравственное воспитание: религиозно-педагогический аспект
статья на тему

В последние годы появились 3 программы по воспитанию молодежи в Рлосси.  Это говорит о том, что воспитание возвратилось в сферу образования.Но есть некоторые противоречия, которые необходимо разрешить. Образовательным учреждениям нужно разработать свои программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи и населения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_d-nr_asp.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дамдинова Д.Б., Улан-Удэ, Россия

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания: религиозно-педагогический аспект.

Современная система образования содержит в себе определенные  противоречия. Одной из причин этого является отсутствие педагогической рефлексии генезиса духовно-нравственного становления личности как непрерывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности процесса. По словам известного ученого проитерея Евгения Шестуна, главными сферами жизни человека являются семья, церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, национальные и религиозные ценности. В педагогике рассматриваются проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности.

     Прослеживаются противоречия:

  • между восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только земного этапа данной жизни как единственного;
  • между семейным воспитанием, являющимся по сути сакральным, и образовательной средой, организующей воспитание без учета семейных традиций;
  • между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели, и религиозным взглядом на природу человека как на несовершенную и требующую развития до уровня божественной;
  • между антропоцентричной основой образовательных систем и конфессиональной составляющей образования и воспитания;
  • между процессом психофизического развития и духовным становлением его личности;

В последнее десятилетие в России приняты 3 воспитательные программы. «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы»,  «Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Молодежь России (2001-2005 годы). Принятие этих документов означает возвращение воспитания в сферу образования. В  «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы»оценивается роль религии и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Приоритетным направлением в программе «Молодежь России» определено духовно-нравственное становление молодежи и создание условий для его реализации. В Концепции национальной безопасности отмечено, что обеспечение национальной безопасности включает в себя сохранение культурного достояния  всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. Таким образом, государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи. Учитывая, что проблему духовно-нравственного воспитания невозможно решить вне религиозной традиции, являющейся основой культуры, мы можем утверждать, что традиция оказывает большое влияние на духовно-нравственное становление человека.

     .  Светское и духовное  воспитание - неразрывные части единой национальной образовательной системы. Человек как объект воздействия духовного и светского образования является неделимой духовной сущностью, ему принадлежит право выбора своего образовательного пути. Религиозная культура является фундаментом светского образования. Сложившееся в России и в других странах мира разделение  образования на светское и духовное имеет непродолжительную историю. Призывы к гуманизации в начале 80-х годов как новой парадигмы образования представляют собой попытку вернуть в образовательную среду утраченную ею духовность. Если дать характеристику  состоянии взаимосвязи светского и духовного образования, сложившейся в России в последнее время, то наблюдается процесс вхождения религиозной культуры в светское образование, и все большее число ученых мирового уровня, в том числе занятых в сфере естественных наук, ищет объяснения сущностной природы жизни и смерти человека, явлений и процессов окружающего нас мира, в Божественной Воле. Феноменология этого явления  отражает формирование нового фундаментального знания, квинтэссенция которого основана не на противопоставлении религиозного светскому научному знанию, а на общности задач научного объяснения картины окружающего нас мира, места и роли человека в этом мире, религиозной предопределенности человека, являющимся высшим проявлением  его духовных устремлений. Церковь, напоминает архиепископ Верейский Евгений, это сфера религиозного становления, нравственного воспитания, и, в конечном счете, интеллектуального развития человека. Нельзя отрицать роль науки в наше время, но ее возможности слишком возвеличены. Ошибочно считать, что она может решать все проблемы бытия, вопросы духовного плана, начиная применять научные методы там, где их  использование некорректно. Например, применение физических методов к человеческой душе.  Согласно христианскому учению, человек состоит из двух начал: физического, что значит, он сотворен из тех же элементов, что и весь мир, и духовного, что роднит его с Богом. Человек является духовным чадом Бога, который, соответственно, является его Небесным Отцом. Замысел Бога-Творца, Бога-Отца – послать своих духовных детей в земной мир для обретения ими опыта и знаний. Пройдя все перипетии и испытания, укрепив дух, очистившись, освободившись  от греховной сущности,  им надлежит вернуться к Отцу. При условии ведения неправедной, не духовной жизни  возвращение невозможно.

Известный кубанский педагог и христианский подвижник А.А.Остапенко в своей статье «Православная школа:  принципы воспитания и обучения предлагает привнести в педагогику принципы православного воспитания и обучения,  которые, на его взгляд,  должны наполнить религиозным смыслом уже  сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки.  Принципы можно представить в виде фундаментальных антиномий.

  1. Антиномия свободы и послушания. Свобода выбора дана всем людям они имеют право выбирать путь духовного совершенствования. Послушание и смирение дают возможность быстрого прогресса в духовном плане.
  2. Антиномия общекультурного и национального. Национальные религиозные традиции должны иметь место в общекультурном пространстве.
  3. Антиномия цельного и частного (частичного). Данная антиномия приводит к консенсусу сторонников интегрированных и дифференцированных подходов.

Эти принципы-антиномии, возможно, помогут учебным заведениям разработать программы духовно-нравственного воспитания с учетом существующих противоречий с целью решения насущных проблем современности в области воспитания и духовного становления человека и населения в целом, в свете решений программных документов, принятых системой  образования России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...