Программа профилактики безнадзорности
рабочая программа (8 класс) на тему
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.
Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении воспитанников детского дома требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Инспектор ПДН ОП Бакальский ОМВД России по Саткинскому району капитан полиции Н.А. Ровникова ____________________ «_____»_____________________20____г. | УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «Детский дом-школа» № г. Бакала Михайлова И.Н._____________________ «_____»_____________________20____г. |
ПРОГРАММА
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
2015-2016 учебный год
Разработала:
социальный педагог
Михайлова М.В.
Бакал 2015 г.
Актуальность программы - высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.
Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении воспитанников детского дома требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Цель программы – воспитание у воспитанников устойчивых положительных нравственных качеств.
Задачи программы:
- выявление проблемного поля ребенка на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;
- создание условий для правового воспитания и правовой защиты воспитанников путем взаимодействия и сотрудничества учителей и воспитателей;
- повышение уровня воспитательно-профилактической работы с воспитанниками;
- развитие творческих способностей и социальной активности воспитанников.
Принципы профилактической работы:
- комплексность;
- дифференцированность;
- многоаспектность;
- последовательность;
- аксиологический подход, предполагающий формирование у воспитанников представление об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Ожидаемые результаты реализации программы – увеличение числа воспитанников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников |
Изменение условий семейного воспитания | Успешность воспитанников в учебной деятельности
| Обеспечение их психологической защищенности | Развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками | Овладение педагогами знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям | Создание благоприятных условий для развития и самореализации воспитанников |
Система мероприятий программы
I. План совместной деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних ПДН ОП Бакальский ОМВД России по Саткинскому району и МКОУ «Детский дом-школа» № 1 г. Бакала на 2015-2016 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки проведение | Ответственные |
1 | Проведение бесед и лекций с воспитанниками на правовую тематику | Ежемесячно | Инспектор ПДН ОП; социальный педагог; классный руководитель; |
2 | Работа Совета профилактики детского дома | Ежемесячно | Члены Совета профилактики |
3 | Организация и проведение выставок семейного творчества, совместного досуга, организация поездок, экскурсий с шефами-наставниками, проведение мероприятий, посвященных празднованию Нового года, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, дню защиты детей | В течение года | Педагог-организатор, воспитатели, шефы-наставники, классные руководители |
4 | Выступление на воспитательских часах | 1 раз в четверть | Инспектор ПДН ОП, социальный педагог |
5 | Сверка по воспитанникам, состоящим на учете в ПДН ОП | Ежемесячно | Инспектор ПДН ОП, социальный педагог |
6 | Обмен информацией по поступлению и отчислению воспитанников из детского дома | В течение года | Инспектор ПДН ОП, социальный педагог |
7 | Анализ работы по итогам 2015 года | Декабрь 2015 года | Инспектор ПДН ОП, социальный педагог |
8 | Работа по социальной защите и адаптации детей детского дома | Постоянно | Служба сопровождения |
II. Перечень программных мероприятий совета профилактики совместно со Школой правовых знаний
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
| |||
Анализ состояния воспитательно-профилактической работы | зам. директора по ВР, соц. педагог, педагог-психолог | Май | |
Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы | Соц. педагог | Сентябрь | |
Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей | классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог | Ежемесячно | |
Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений | Соц. педагог | Ежегодно | |
Организация работы кабинета профилактики | Соц. педагог | Ежегодно | |
| |||
Уточнение банка данных воспитанников группы риска | классные руководители, соц. педагог | Ежегодно | |
Работа по выявлению воспитанников, склонных к употреблению ПАВ | Соц. педагог | В течение текущего года | |
Закрепление шефов-наставников за воспитанниками «группы риска» | зам. директора по ВР, соц. педагог | Начало учебного года | |
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних | |||
Информирование воспитанников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния | Инспектор ПДН ОП; социальный педагог; | Ежегодно | |
Привлечение старшеклассников к укреплению правопорядка в детском доме | классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР | Постоянно | |
Повышение правовой грамотности воспитанников | соц. педагог | Занятия в школе «правовых знаний» | |
Проведение спортивных мероприятий | Инструктор по физической культуре, соц. педагог | Ежегодно | |
Контроль мест нахождения воспитанников в вечернее время | соц. педагог | По мере необходимости | |
Расширение представлений воспитанников о нормах культурной жизни | классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР | Ежегодно | |
Антинаркотическое воспитание | классные руководители, соц. педагог | Ежегодно | |
| |||
Создание системы мониторинга хода реализации программы | классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР, педагог-психолог | В течение текущего года | |
Сравнительный анализ правонарушений и преступлений воспитанников | Соц. педагог | 2 раза в год |
III. Система работы по выявлению воспитанников, употребляющих ПАВ
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
Изучение психолого-педагогической, информационной литературы по теме: «ПАВ и их влияние на человека» | Соц. педагог, педагог-психолог, фельдшер | Постоянно | |
Прямые и косвенные признаки употребления ПАВ | врач-нарколог | Семинар | |
Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:
| соц. педагог, воспитатели | В течение года | |
Фиксация внешних проявлений употребления воспитанниками ПАВ:
| Воспитатели, мед. работники | Постоянно | |
Оказание помощи воспитаннику в организации жизнедеятельности:
| Воспитатели, педагоги | Постоянно | |
6. | Мероприятия по профилактике ПАВ:
| специалист-нарколог, соц. педагог, воспитатели | По выявлению |
Формирование навыков отказа от употребления ПАВ:
| Воспитатели, учителя, педагоги доп. образования | Постоянно | |
Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома: 1)совместное планирование; 2)координация деятельности всех заинтересованных сторон | ПДН ОП, соц. педагог, воспитатели, педагог-психолог, фельдшер, специалисты наркологического отделения | В течение года |
IV. План работы совета профилактики МКОУ «Детский дом-школа» №1 г. Бакала на 2015-2016 учебный год
№п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Первичная диагностика и профилактика социально опасного поведения | ||
1.1 | Формирование Банка данных следующих категорий детей «группы риска»
| сентябрь | социальный педагог, педагог – психолог, фельдшер, врач – психиатр |
1.2 | Индивидуальная диагностическая работа | сентябрь, октябрь | |
1.3 | Профилактические беседы работников ОМВД на правовые темы | 1 раз в неделю | Инспектор ПДН ОП, социальный педагог, классные руководители, воспитатели |
1.4 | Заседания Совета профилактики | 1 раз в четверть и по необходимости | директор, социальный педагог |
2 | Работа с детьми «группы риска» | ||
2.1 | Вовлечение в работу спортивных секций:
| до октября и в течении года по расписанию работы секций | воспитатели, классные руководители, руководители секций |
2.2 | Вовлечение детей «группы риска» в творческие объединения дополнительного образования
- детская швейная мастерская «Чародейка» - вокальная студия
| до октября и в течении года по расписанию работы кружков | воспитатели, руководители кружков |
2.3 | Контроль посещаемости учебных занятий | ежедневно | классные руководители, воспитатели |
2.4 | Отчет классных руководителей и воспитателей о работе с детьми «группы риска» | ежемесячно | классные руководители, воспитатели |
2.5 | Индивидуальные беседы на правовые темы инспектора ПДН ОП | регулярно | инспектор ПДН ОП |
2.6 | Приобщение к чтению художественной литературы | постоянно | учителя, воспитатели, классные руководители, главный библиотекарь |
2.7 | Введение картотеки по детям группы риска | постоянно | служба сопровождения |
2.8 | Консультации для воспитанников семей и классных руководителей по проблемам детей группы риска | по графику | служба сопровождения |
2.9 | Организация индивидуального наставничества | в течение года | заместитель директора по ВР |
2.10 | Медицинское сопровождение детей группы риска | в течение года | фельдшер, врач-психиатр |
2.11 | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми «группы риска». | в течение года | педагог-психолог |
3. | Пропаганда правовых, психолого-педагогических и медицинских знаний | ||
3.1 | Соотношение режима труда и отдыха. | в течение года | заместитель директора по ВР, УР, фельдшер |
3.2 | Проведение Недели по борьбе с курением | по графику | педагог – организатор, воспитатели |
3.3 | Классные и воспитательские часы по профилактике зависимостей у подростков. | в течение года | классные руководители, медицинские работники |
3.4 | Олимпиада зимних забав. Проведение спортивных соревнований. | по графику | учитель физкультуры, тренеры |
3.5 | Публикации тематических статей в «Весточке». | 1 раз в месяц | главный библиотекарь |
3.6 | Занятия ЛФК, массаж. Физиотерапия. Занятия в комнате психологической релаксации | постоянно | медсестра по ЛФК, медсестра физиотерапии, педагог-психолог |
3.7 | Цикл лекций в семьях «Ты и закон». Встречи с работниками ПДН. | в течение года | социальный педагог |
3.8 | Психологические консультации для детей | в течение года | педагог-психолог |
3.9 | Работа с дневниками индивидуального сопровождения | постоянно | служба сопровождения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа для работы с безнадзорными детьми....
Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....
Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.
Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних....
Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Цель данной программы: * обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; * создать условия для эффективного функционирования систе...
Программа профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся
Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
Вариант программы профилактики безнадзорности и правонарушений....