Программа профилактики безнадзорности
рабочая программа (8 класс) на тему

Михайлова Мария Владимировна

Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.

 Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении воспитанников детского дома требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Согласовано:

Инспектор ПДН ОП Бакальский

ОМВД России по Саткинскому району

капитан полиции

Н.А. Ровникова ____________________

«_____»_____________________20____г.

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ:                                                                                   директор МКОУ                                                                                    «Детский дом-школа» №   г. Бакала                                                                                   Михайлова И.Н._____________________                                                                                   «_____»_____________________20____г.

ПРОГРАММА

профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

2015-2016 учебный год

Разработала:

социальный педагог

Михайлова М.В.

Бакал 2015 г.

Актуальность программы  - высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.

 Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении воспитанников детского дома требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.

Цель программы – воспитание у воспитанников устойчивых положительных нравственных качеств.

Задачи программы:

  1. выявление проблемного поля ребенка на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;
  2. создание условий для правового воспитания и правовой защиты воспитанников путем взаимодействия и сотрудничества учителей и воспитателей;
  3. повышение уровня воспитательно-профилактической работы с воспитанниками;
  4. развитие творческих способностей и социальной активности воспитанников.

Принципы профилактической работы:

  1. комплексность;
  2. дифференцированность;
  3. многоаспектность;
  4. последовательность;
  5. аксиологический подход, предполагающий формирование у воспитанников представление об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

Ожидаемые результаты реализации программы – увеличение числа воспитанников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников

        

Изменение условий семейного воспитания

Успешность воспитанников в учебной деятельности

         

Обеспечение их психологической защищенности

Развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками

Овладение педагогами знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям

Создание благоприятных условий для развития и самореализации воспитанников

Система мероприятий программы

I. План совместной деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних ПДН ОП Бакальский ОМВД России по Саткинскому району и МКОУ «Детский дом-школа» № 1 г. Бакала на 2015-2016 учебный год

Мероприятия

Сроки проведение

Ответственные

1

Проведение бесед и лекций с воспитанниками на правовую тематику

Ежемесячно

Инспектор ПДН ОП;

социальный педагог;

классный руководитель;

2

Работа Совета профилактики детского дома

Ежемесячно

Члены Совета профилактики

3

Организация и проведение выставок семейного творчества, совместного досуга, организация поездок, экскурсий с шефами-наставниками, проведение мероприятий, посвященных празднованию Нового года, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, дню защиты детей

В течение года

Педагог-организатор, воспитатели, шефы-наставники, классные руководители

4

Выступление на воспитательских часах

1 раз в четверть

Инспектор ПДН ОП, социальный педагог

5

Сверка по воспитанникам, состоящим на учете в ПДН ОП

Ежемесячно

Инспектор ПДН ОП, социальный педагог

6

Обмен информацией по поступлению и отчислению воспитанников из детского дома

В течение года

Инспектор ПДН ОП, социальный педагог

7

Анализ работы по итогам 2015 года

Декабрь 2015 года

Инспектор ПДН ОП, социальный педагог

8

Работа по социальной защите и адаптации детей детского дома

Постоянно

Служба сопровождения

II. Перечень программных мероприятий совета профилактики совместно со Школой правовых знаний

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

  1. Подготовительные мероприятия

Анализ состояния воспитательно-профилактической работы

зам. директора по ВР, соц. педагог, педагог-психолог

Май

Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы

Соц. педагог

Сентябрь

Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей

классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог

Ежемесячно

Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений

Соц. педагог

Ежегодно

Организация работы кабинета профилактики

Соц. педагог

Ежегодно

  1. Информационно-методическое обеспечение профилактики (работа с педагогическим коллективом)

Уточнение банка данных воспитанников группы риска

классные руководители, соц. педагог

Ежегодно

Работа по выявлению воспитанников, склонных к употреблению ПАВ

Соц. педагог

В течение текущего года

Закрепление шефов-наставников за воспитанниками «группы риска»

зам. директора по ВР, соц. педагог

Начало учебного года

3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Информирование воспитанников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния

Инспектор ПДН ОП;

социальный педагог;

Ежегодно

Привлечение старшеклассников к укреплению правопорядка в детском доме

классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР

Постоянно

Повышение правовой грамотности воспитанников

соц. педагог

Занятия в школе «правовых знаний»

 Проведение спортивных мероприятий

Инструктор по физической культуре, соц. педагог

Ежегодно

Контроль мест нахождения воспитанников в вечернее время

соц. педагог

По мере необходимости

Расширение представлений воспитанников о нормах культурной жизни

классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР

Ежегодно

Антинаркотическое воспитание

классные руководители, соц. педагог

Ежегодно

  1. Контроль

Создание системы мониторинга хода реализации программы

классные руководители, соц. педагог, зам. директора по ВР, педагог-психолог

В течение текущего года

Сравнительный анализ правонарушений и преступлений воспитанников

Соц. педагог

2 раза в год

III. Система работы по выявлению воспитанников, употребляющих ПАВ

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

Изучение психолого-педагогической, информационной литературы по теме: «ПАВ и их влияние на человека»

Соц. педагог, педагог-психолог, фельдшер

Постоянно

Прямые и косвенные признаки употребления ПАВ

врач-нарколог

Семинар

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:

  1. наблюдение, тестирование;
  2. беседы;
  3. анкетирование;
  4. диагностика личности подростка и его социальных связей

соц. педагог, воспитатели

В течение года

Фиксация внешних проявлений употребления воспитанниками ПАВ:

  1. глаза;
  2. кожа;
  3. руки;
  4. запах;
  5. резкое похудение или излишняя полнота;
  6. изменение привычного распорядка дня;
  7. голосовые связки

Воспитатели, мед. работники

Постоянно

Оказание помощи воспитаннику в организации жизнедеятельности:

  1. планирование режима дня;
  2. контроль посещения школы;
  3. организация досуга

Воспитатели, педагоги

Постоянно

6.

Мероприятия по профилактике ПАВ:

  1. посещение врача-нарколога;
  2. информационная деятельность (лекции, индивидуальные беседы)

специалист-нарколог, соц. педагог, воспитатели

По выявлению

Формирование навыков отказа от употребления ПАВ:

  1. пропаганда позитивной стороны отсутствия ПАВ в организме;
  2. консультации по ведению здорового образа жизни;
  3. помощь воспитаннику в выборе занятий по интересам

Воспитатели, учителя, педагоги доп. образования

Постоянно

Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома:

1)совместное планирование;

2)координация деятельности всех заинтересованных сторон

ПДН ОП, соц. педагог, воспитатели, педагог-психолог, фельдшер, специалисты наркологического отделения

В течение года

IV. План работы совета профилактики МКОУ «Детский дом-школа» №1 г. Бакала на 2015-2016 учебный год

№п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Первичная диагностика и профилактика социально опасного поведения

1.1

Формирование Банка данных  следующих категорий детей «группы риска»

  • склонных к общественно опасным деяниям, бродяжничеству и попрошайничеству,  к употреблению ПАВ,
  • систематически нарушающих дисциплину, проявляющих элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми, драки и др.),
  • состоящих на внутришкольном учете

сентябрь

социальный педагог,

педагог – психолог,

фельдшер,

врач – психиатр

1.2

Индивидуальная диагностическая работа

сентябрь, октябрь

1.3

Профилактические беседы работников ОМВД на правовые темы

1 раз в неделю

Инспектор ПДН ОП, социальный педагог, классные руководители, воспитатели

1.4

Заседания Совета профилактики

1 раз в четверть и по необходимости

директор, социальный педагог

2

Работа с детьми «группы риска»

2.1

Вовлечение в работу спортивных секций:

  • футбол
  • баскетбол, волейбол, пионербол
  • дзюдо
  • тренажерный зал
  • теннис
  • туризм
  • шахматы

до октября и в течении года по расписанию работы  секций

воспитатели, классные руководители, руководители секций

2.2

Вовлечение детей «группы риска» в творческие объединения дополнительного образования

  • музыкальная студия
  • изостудия
  • студия прикладного искусства
  • театр моды
  • зимний сад
  • компьютерный класс

     -    детская швейная мастерская  

«Чародейка»

- вокальная студия

  • театральная студия
  • танцевальная студия
  • музей

до октября и в течении года по расписанию работы кружков

воспитатели, руководители кружков

2.3

Контроль посещаемости учебных занятий

ежедневно

классные руководители, воспитатели

2.4

Отчет классных руководителей и воспитателей о работе с детьми «группы риска»

ежемесячно

классные руководители, воспитатели

2.5

Индивидуальные беседы на правовые темы инспектора ПДН ОП

регулярно

инспектор ПДН ОП

2.6

Приобщение к чтению художественной литературы

постоянно

учителя, воспитатели, классные руководители, главный библиотекарь

2.7

Введение картотеки по детям группы риска

постоянно

служба сопровождения

2.8

Консультации для воспитанников семей и классных руководителей по проблемам детей группы риска

по графику

служба сопровождения

2.9

Организация индивидуального наставничества

в течение года

заместитель директора по ВР

2.10

Медицинское сопровождение детей группы риска

в течение года

фельдшер, врач-психиатр

2.11

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми «группы риска».

в течение года

педагог-психолог

3.

Пропаганда правовых, психолого-педагогических и медицинских знаний

3.1

Соотношение режима труда и отдыха.

в течение года

заместитель директора по ВР, УР, фельдшер

3.2

Проведение Недели по борьбе с курением

по графику

педагог – организатор,

воспитатели

3.3

Классные и воспитательские часы по профилактике зависимостей у подростков.

в течение года

классные руководители,

медицинские работники

3.4

Олимпиада зимних забав.

Проведение спортивных соревнований.

по графику

учитель физкультуры,

тренеры

3.5

Публикации тематических статей в «Весточке».

1 раз в месяц

главный библиотекарь

3.6

Занятия ЛФК, массаж. Физиотерапия.

Занятия в комнате психологической релаксации

постоянно

медсестра по ЛФК,

медсестра физиотерапии, педагог-психолог

3.7

Цикл лекций в семьях «Ты и закон».

Встречи с работниками ПДН.

в течение года

социальный педагог

3.8

Психологические консультации для детей

в течение года

педагог-психолог

3.9

Работа с дневниками индивидуального сопровождения

постоянно

служба сопровождения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних....

Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Цель данной программы: * обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; * создать условия для эффективного функционирования систе...

Программа профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся

Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Вариант программы профилактики безнадзорности и правонарушений....