Программа летнего лагеря "Академия ремёсел"
рабочая программа на тему
Детям необходимо провести летнее время интересно и полезно, это и учитывает программа летнего отдыха "Академия ремёсел". Вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских духовных и культурных традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_akademiya_remyosel.docx | 146.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска «Центр детского творчества»
Программа рассмотрена на заседании ПМК протокол № ________ от «_____» ________2015 г. | «Утверждаю» директор МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ» __________ Черногалов А.В. «_____» __________2015г. |
Программа принята на педагогическом совете Приказ № _____ от «_____» ________ 2015 г. Протокол № _____ от «_____» _________2015 г. |
ПРОГРАММА
летнего лагеря с дневным пребыванием детей в рамках проекта комплексного образования «СОДРУЖЕСТВО»
«АКАДЕМИЯ РЕМЁСЕЛ»
художественно-эстетической направленности
сроки реализации программы: 2015 год, июнь
Разработчики: Шлыкова Р. П., зав. отделом,
Письменная И. В., методист,
педагоги доп. образования:
Шарафутдинова О. В.,
Нарзяева О. В.,
Генералова И. В.
г. Нижневартовск, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | 2 |
Пояснительная записка | 5 |
Краткая характеристика участников программы | 7 |
Педагогическая идея программы | 7 |
Целевой блок программы | 8 |
Критерии и способы оценки качества реализации программы | 8 |
Содержание и средства реализации программы | 10 |
Кадровое обеспечение программы | 21 |
Информационно-методическое обеспечение программы. Система контроля за реализацией программы | 21 |
Материально-техническое обеспечение программы | 22 |
Список литературы | 26 |
Приложение | 28 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей в рамках проекта комплексного образования «Содружество» художественно-эстетической направленности «Академия ремёсел» |
Основание для разработки программы |
|
Авторы-составители программы | Шлыкова Раиса Петровна, заведующий музыкальным отделом; Письменная Ирина Викторовна, методист; Шарафутдинова Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования, кандидат культурологических наук; Нарзяева Олеся Викторовна, педагог дополнительного образования; Генералова Ирина Валерьевна, педагог дополнительного образования |
Руководитель программы | Черногалов Анатолий Владимирович, директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества» |
Организация - заявитель | Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества» |
Адрес организации | 628609, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 9 «а», тел./факс: (3466) 67-24-80 CDT.NV@yandex.ru |
География программы | Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. г. Нижневартовск |
Направленность программы | художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | Июнь 2015 года, 21 день |
Цель программы | Организация отдыха и занятости обучающихся фольклорного ансамбля «Отрадушка» в летний период. |
Задачи программы |
|
Целевые группы | Дети фольклорного ансамбля «Отрадушка» 7-12 лет. Общее количество детей в отряде 20 человек. |
Финансовое обеспечение программы | Бюджетные средства |
Краткое содержание | Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Академия ремёсел» «ЦДТ» на базе МБОУ «Гимназия №2» организует работу в течение одной смены (21 день) общим охватом 20 человек. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью передачи русских народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь и т.д.); социальных (трудолюбие, профессия, семья, здоровье и т.д.); политических (гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.) детям для сохранения традиций преемственности поколений, национальной и культурной самоидентификации детей. Новизна программы заключается в том, что вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских народных духовных и культурных традициях, и призвана помочь обучающимся, которые занимаются в фольклорном ансамбле «Отрадушка» декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Это должно впоследствии способствовать осознанному выбору профессии, а приобретённые личностные качества - становлению ребёнка как нравственной личности и ответственного гражданина. Механизм реализации: игровая модель смены, в ходе которой дети выполняют тематические задания и стараются всегда соблюдать 5 правил, которые они должны знать, всегда помнить и никогда не забывать, чтобы быть учениками Мастера. Выполнив все условия, они становятся учениками Мастера. |
Ожидаемый результат |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, реализацией Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введён в действие с 01.01.2009 г. от 27.12.2007 г. №565-ст).
Социальный заказ на организацию отдыха и занятости детей в летний период определяют органы образования, а также запрос родителей обучающихся в связи с потребностью занятости детей фольклорного ансамбля «Отрадушка» в июне месяце.
Ориентируясь на Распоряжение Главы города Нижневартовска «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период», МАУДО города Нижневартовска «Центр детского творчества» совместно с МБОУ «Гимназия №2» определил задачу по созданию благоприятных условий для летнего отдыха обучающихся фольклорного ансамбля «Отрадушка», который осуществляет свою деятельность в рамках реализации проекта комплексного образования «Содружество».
Решению этой проблемы способствует организация работы летнего лагеря по направлению деятельности фольклорного ансамбля «Отрадушка» на базе МБОУ «Гимназия №2». Дети в возрасте от 7 до 12 лет смогут глубже изучить народные ремёсла, интересно и плодотворно провести время под руководством опытных педагогов, принять участие в различных мероприятиях по тематической направленности, получить новые знания, умения и навыки в области народных ремёсел.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью передачи русских народных культурно-духовных норм и образцов: нравственных (добро, благо. Любовь, дружба, долг, честь и т.д.); социальных (трудолюбие, профессия, семья, здоровье и т.д.); политических (гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.) – детям для сохранения преемственности поколений, национальной и культурной самоидентификации. Это в свою очередь, влияет на формирование художественного вкуса человека и его гражданской позиции. Включение детей в процесс деятельности является актуальной, перспективной задачей как с точки зрения государственного и общественного заказа, так и с точки зрения детей. Эта программа позволяет приобщить детей к таким традиционным ремёслам, как: роспись по дереву и керамике, изготовление народных игрушек и сувениров. А это с одной стороны оказывает благотворное воздействие на формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство от подделок массового искусства, с другой стороны, предоставляет возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данных ремёслах, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни. Вопросы создания условий для развития традиционной народной культуры и участия в сохранении, возрождении и развития народных промыслов нашли отражение в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. №3612 -1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (4) и в «Общероссийской программе развития воспитания в системе образования России» (12).
Новизна программы заключается в том, что вся деятельность состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий основанных на русских народных духовных и культурных традициях, и призвана помочь обучающимся, которые занимаются в фольклорном ансамбле «Отрадушка» декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать в дальнейшем осознанному выбору профессии, а приобретённые личностные качества становлению ребёнка как нравственной личности и ответственного гражданина.
Понятийный аппарат программы
- Физическое здоровье – это энергетический потенциал организма, который обуславливает нормальное функционирование всех систем и органов человека.
- Фольклорный ансамбль – коллектив, исполняющий произведения народного творчества в соответствии со стилем той местной традиции, к которым эти произведения относятся, демонстрирует его типичные исполнительские черты.
- Народная игра – деятельность ребёнка в условных ситуациях, моделирующих реальные; способ передачи бытового и ритуально-обрядового опыта.
- Народное ремесло – искусное владение какой-либо ручной деятельностью с соблюдением традиционных правил.
- Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремёсла и т.д.
Принципы реализации программы. Достигнуть действенного социального эффекта от реализации программы «Академия ремёсел» позволяет организация работы в соответствии с принципами:
Принцип адресности – деятельность направлена на обучающихся в фольклорном ансамбле «Отрадушка».
Принцип гуманизации, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом образовательно-воспитательный процесс, строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Принцип индивидуализации и дифференциации – развитие каждого ребенка относительно его возрастных, индивидуальных характеристик, имеющегося социального и жизненного опыта, мотивов деятельности, с учетом интересов группы, коллектива.
Принцип коллективности предполагает организацию творческих дел совместными усилиями педагогического коллектива и воспитанников. Такой подход позволяет каждому внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, практические, интеллектуальные, трудовые.
Принцип психолого-педагогического сопровождения предусматривает отслеживание и коррекцию эмоционального фона детей, составление карты успеха каждого ребёнка, помощь участникам программы в индивидуальном развитии.
Программа опирается на законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Ханты-мансийского автономного округа, а также регулируется локальными актами МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ».
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Участниками программы являются обучающиеся фольклорного ансамбля «Отрадушка» Центра детского творчества в возрасте от 7 до 12 лет, педагогические и медицинский работники. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отряде (подгруппах) в количестве 20 человек.
Всего отрядов - 1, в каждой подгруппе 10 человек.
Воспитатели - 2 человека, организатор -1 человек, педагог-психолог – 1 человек, музыкальный работник – 1 человек, спортивный инструктор – 1 человек.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
В основу программы «Академия ремёсел» легла идея проекта «Летняя творческая школа» в рамках проекта комплексного образования «Содружество», о создании на базе МБОУ «Гимназия №2» благоприятной среды для отдыха и занятости детей фольклорного ансамбля «Отрадушка», которые не задействованы в «Летней творческой школе». Где они смогут реализовать свои потребности и интересы в процессе организации учебно-воспитательного процесса.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель: организация отдыха и занятости обучающихся фольклорного ансамбля «Отрадушка» в летний период.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для полноценного отдыха; творческого развития личности ребёнка через знакомство с народными ремёслами, русской народной культурой.
- Развивать у детей интерес к русской народной культуре.
- Обучить детей специальным ЗУН в области русских народных ремёслах, через включение в образовательный процесс.
- Способствовать развитию у детей творческих способностей.
- Формировать у детей творческие умения и навыки группового и коллективного труда, нравственные качества личности (человеколюбие, честность, уважительное и бережное отношение к традициям народной культуры, уважение к взрослым и сверстникам).
- Реализовать творческий потенциал детей в совместной деятельности.
Предполагаемые результаты:
- самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта;
- сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, солёным тестом, деревом, красками.
- сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств;
- повышение уровня творческой активности и успешности детей;
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Критерии | Показатели | Способы отслеживания результатов |
1. | самореализация детей в различных сферах творческой и трудовой деятельности, освоение нового социального опыта; |
|
|
2. | сформированность начальных трудовых знаний и умений в работе с глиной, деревом, красками. |
|
|
3. | сформированность нравственных, коммуникативных, умений и качеств; |
|
|
4. | повышение уровня творческой активности и успешности детей |
|
|
5. | успешность реализации программы «Академия ремёсел» |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Академия ремёсел» реализуется летом 2015 года на базе МБОУ «Гимназия №2» в течение одной смены продолжительностью 21 день.
Основные направления деятельности лагеря
Направления | Задачи | Ожидаемый результат |
Образовательно-творческое
|
|
|
Культурно-нравственное
|
|
|
Интеллектуально-познавательное
|
|
|
Формы, методы, приемы учебно-воспитательного процесса: мастер-классы, беседы, практикумы, конкурсы, личный пример, убеждение, похвала, поощрение, наглядные и др.
Формы воспитательной работы: мероприятие, игра, дело (КТД: организационные, интеллектуальные, спортивные, развлекательные, художественно-эстетические, трудовые, общественно-полезные и др.). Работа осуществляется в индивидуальных, групповых, коллективных формах.
Педагогические технологии: в основу организации деятельности положены личностно-ориентированные технологии воспитания: с отдельными участниками, работа в малых группах, работа в коллективе (отряде).
В работе применяются игровые технологии, здоровьесберегающая, технология подготовки и проведения КТД.
Тематическая смена «Слобода Мастеровая»
Цели смены:
- расширять кругозор детей в области истории, культуры, традиций русского народа;
- возрождать народные традиции через организацию и проведение народных игр, праздников, выставок и др.;
- включить детей в активную образовательную и воспитательную деятельность;
- возрождать связь поколений через организацию и проведение совместных творческих и общественно-полезных дел.
Ключевые дела смены:
- открытие смены «Здравствуй, слобода Мастеровая»;
- соревнования по народным играм «Лапта», «Городки»;
- познавательная программа «Я люблю тебя, Россия»;
- выставка «В слободской мастерской»;
- КТД «Мы помним!»;
- закрытие смены «В добрый путь!»
Игровая модель смены: В слободе Мастеровая есть Мастер, который делает очень красивые и качественные сосуды из глины. Он набирает себе учеников. Все участники смены отправляются в путь, в слободу Мастеровую, чтобы стать учениками Мастера. Для этого необходимо всегда стараться помнить и соблюдать 5 правил, чтобы быть учениками Мастера: во-первых, они смогут сделать много полезных вещей в своей жизни, но только если они доверятся зову своего сердца. И дадут другим людям то, чем обладают сами. Во-вторых: они могут испытывать трудности, оттачивая свои навыки и умения, преодолевая их. Но эти трудности необходимы, чтобы они стали сильнее.
В-третьих: У них будет возможность исправить любую ошибку, которую они допустят. В-четвертых: Самое важное, что у них есть — это всегда то, что находится внутри них. И пятое: Каким путём они бы ни шли, они должны оставить о себе хорошую память. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, они должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.
На протяжении смены дети осваивают элементы народных ремёсел, выполняет творческие работы, участвуют в коллективных творческих и физкультурных мероприятиях. Активно занимаясь изучением ремёсел и участвуя в мероприятиях, они смогут стать учениками Мастера.
Вся работа лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурных мероприятий и реализуется в четыре этапа.
Этапы реализации программы
Этапы реализации программы | Задачи | Содержание | Результат |
1-й этап - подготовительный (апрель – май 2015 года) | Подготовить нормативно-правовую базу и программно-методическое обеспечение деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Азбука ремёсел» |
| приказы по МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» об организации летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Азбука ремёсел», методические материалы для работы в лагере. |
2-й этап – организационный (1-3 день смены) |
|
|
|
3-й этап – основной (4-17 день смены) |
|
|
|
4-й этап – итоговый (18-21 день смены) | Подвести итоги смены. |
| Выработка перспективы деятельности лагеря в летний период в связи полученными результатами. |
Образовательный процесс в летнем лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в гимназии №2, в экспериментальном 2А классе, обучающихся МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ» в творческом объединении «Отрадушка» и строится с учётом специфики фольклорной школы; предусматривает различные формы воспитания и обучения, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Тематический план работы кружка «Народные ремёсла»
Цели и задачи.
Обучающая цель: познакомить детей с народными ремёслами России, помочь обучающимся овладеть навыками изготовления игрушек, сувениров, декоративной росписью.
Задачи:
- формирование знаний о народных ремёслах России;
- закрепление и углубление знаний по цветовому решению в росписи;
- освоение навыков кистевого письма.
Воспитывающая цель: создать творческую атмосферу, способствующую адаптации обучающихся в новых условиях, адекватных жизненным требованиям.
Задачи:
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным в традициях и народных ремеслах;
- воспитание морально-этических качеств;
- воспитание чувства коллективизма и патриотизма.
Развивающая цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира, художественного вкуса и творческого воображения.
Задачи:
- создание условий для проявления и формирования художественных способностей на основе личностно - ориентированного подхода;
- развитие памяти, композиционного мышления, способности анализировать, сравнивать;
- развитие моторных навыков кистевого письма и лепки из глины, солёного теста.
№ п\п | Название разделов, тем. Основные задачи, формы работы, технологии, методы, приемы, средства, план-конспект занятия. | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Познакомить детей с народными ремёслами России; техникой безопасности во время работы с различными материалами. Игра-путешествие. Видеопоказ. | 1 | 1 | - |
2. | Игрушка – матрешка Знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности загорских, полхов-майданских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки». | 4 | 0,5 | 3,5 |
2.1 Знакомство с расписной матрешкой Загорска, Полхов-Майдана, Семенова. 2.2 Изготовление плоской матрешки из глины, солёного теста. 2.3 Роспись объемной матрешки | 1 1,5 1,5 | 0,5 - - | 0,5 1,5 1,5 | |
3. | Изготовление сувениров Обобщить и расширить знания детей по изготовлению сувениров. Учить отражать в лепке, характерные особенности внешнего вида птицы счастья, совы и т.д. Развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, теста, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | 4 | 0,5 | 3,5 |
3.1 Изготовление сувениров из глины, солёного теста; 3.2 Птица счастья 3.3 Сова 3.4 Придумай свой сувенир | 1 1 1 1 | 0,5 - - - | 0,5 1 1 1 | |
4. | Мезенская роспись Рисование кистями, «тычком», ватными палочками. Знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для росписи; учить расписывать предметы узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию мезенской росписи. Таблицы с элементами мезенской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, кисти, «тычки», ватные палочки. | 4 | 0,5 | 3,5 |
4.1 Центр народного промысла «Мезенская роспись». Истоки мастерства. 4.2 Цветовое решение в работах мезенских мастеров. 4.3 Изучение основных элементов росписи. Упражнение в технике кистевой росписи. 4.4 Использование мезенской росписи на предметах. Роспись изделия. | 1 1 1 1 | 0,5 - - - | 0,5 1 1 1 | |
5. | Итоговое занятие (выставка) | 1 | 1 | - |
Итого | 14 | 3,5 | 10,5 |
Предполагаемые результаты
№ | Раздел | Знания, умения, навыки | Механизм отслеживания |
1. | Вводное занятие. | Знать правила техники безопасности при работе с красками, кистями, глиной. | Опрос. Кроссворд. |
2. | Игрушка – матрешка. | Знать:
Уметь:
| Самостоятельная работа по заданной теме. Практические упражнения. Выставка. Викторина. |
3. | Изготовление сувениров | Знать:
Уметь:
| Самостоятельная работа по заданной теме. Практические упражнения. Выставка. |
4. | Мезенская роспись. | Знать:
Уметь:
| Самостоятельная работа по заданной теме. Выставка в рекреации гимназии №2. |
Психолого-педагогическое сопровождение программы
Под руководством педагога-психолога проводятся диагностические исследования на выявление нравственных качеств и изучения уровня самооценки, уровня комфортности и взаимоотношений в детском коллективе, удовлетворенности детей и родителей жизнедеятельностью летних площадок.
Методики социально-педагогического и психологического мониторинга
Наименование методики | Сроки проведения |
Изучение социального заказа на организацию летнего отдыха, занятости обучающихся фольклорного ансамбля «Отрадушка» (модифицированный вариант). | апрель |
Изучение уровня самооценки | организационный, итоговый периоды смены |
Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович) | основной период каждой смены |
Психологическая атмосфера в коллективе (Л.Г. Жедунова) | организационный, итоговый периоды смены |
Уровень удовлетворенности детей, родителей жизнедеятельностью летнего лагеря (модифицированный вариант методики Е.Н. Степанова). | итоговый период смены |
Система поощрения и стимулирования детей
Программа предусматривает материальные и моральные формы поощрения детей.
Моральные формы поощрения:
- Похвала индивидуальная и публичная;
- Поздравление на «огоньке», в стенной газете, на линейке;
- благодарственные письма в адрес родителей;
- грамоты, дипломы.
Материальные формы поощрения
В конце смены всем детям будут вручаться памятные сувениры.
Примерный режим дня летнего лагеря
08.00 | общий сбор, завтрак |
08.30-11.30 | распределение поручений, решение орг. вопросов и др., занятия народными ремёслами, мероприятия |
11.40-12.40 | работа команд, работа по подготовке дел, игровой фольклор |
13.20- 13.30 | общие дела |
13.30- 13.50 | обед |
14.00-15.00 | мероприятия, анализ дня |
15.00 | уход домой |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Должность | Количество штатных единиц (за один месяц) |
1. | Начальник лагеря | 1 |
2. | Организатор | 1 |
3. | Воспитатель | 2 |
4. | Педагог дополнительного образования | 1 |
5. | Педагог-психолог | 1 |
6. | Спортивный инструктор | 1 |
7. | Музыкальный работник | 1 |
8. | Медицинский работник | 1 |
Должностные обязанности участников программы указаны в приложении 2.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Разработка учебно-методических комплексов по направлениям деятельности лагеря.
- Формирование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям образовательной, воспитательной и досуговой деятельности.
- Отбор педагогически-целесообразных форм работы с детьми.
- Организация работы на основе программирования, планирования, анализа.
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Подготовка отчетной документации.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1 | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности лагеря на базе гимназии №2. | Апрель - май | Начальник лагеря |
2 | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов и мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
3 | Еженедельное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатели. |
4 | Анкетирование детей и родителей в конце смены, позволяющие выявить оправдание ожиданий. | Последний день ожиданий | Воспитатели, педагог-психолог |
5 | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха лагеря за смену. | В конце смены | Педагог-психолог |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Назначение помещения | Кол-во помещений | Материальное оснащение | Применение |
Комната для занятий | 1 | Столы, стулья, глина, стеки, краски, кисти, лак | Организация учебных занятий |
Игровая комната | 1 | Наборы развивающих игр, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, пазлы и др. | Организация досуга |
Актовый зал | 1 | Музыкальное, компьютерное оборудование, канцелярские принадлежности | Организация и проведение ключевых мероприятий |
Медицинский кабинет | 1 | Специальный медицинский инвентарь | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены |
Столовая | 1 | Специальный инвентарь. | Организация питания |
Стадион | 1 | Футбольное поле, футбольные ворота, полоса препятствия, перекладины, полоса препятствий. | Футбольное поле, футбольные ворота, беговая дорожка, перекладины. |
Спортивный зал | 1 | Спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки и т.д. | Занятия физкультурой, соревнования |
Библиотека | 1 | Разнообразная литература для детей. | Поиск необходимой информации |
ПАРТНЁРЫ
Департамент образования города Нижневартовска осуществляет финансирование питания детей, оплату труда педагогов, информационно-правовое обеспечение;
МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» - кадровое обеспечение из числа педагогов дополнительного образования.
МБОУ «Гимназия №2» - материально-техническую базу (современное оборудование, спортивный и игровой инвентарь, музыкальная аппаратура, ТСО);
Центральная городская библиотека – посещение выставок; использование библиотечного фонда;
СМИ («Местное время», «Варта») – освещение информации о деятельности лагеря.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Финансирование программы «Академия ремёсел» планируется из бюджетных средств МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества» на оплату труда сотрудников.
Использование грантовых средств необходимо для:
- Работы кружка «Народные ремёсла»;
- презентации итогового отчета о реализации программы «Академия ремёсел»;
- стимулирования активности участников программы, поощрения победителей конкурсов, соревнований;
- наглядной качественной организации общих мероприятий: викторин и конкурсов, для выполнения творческих заданий, коллективно-творческих дел, народных игр, спортивных соревнований;
- обеспечения норм и жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием детей, создания комфортных условий.
Питание детей осуществляется за счет средств родителей, городского бюджета и окружных средств. Для эффективной реализации программы в 2015 году необходимы финансовые средства в сумме 50160 (пятьдесят тысяч сто шестьдесят) рублей.
СМЕТА РАСХОДОВ
на реализацию программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей в рамках проекта комплексного образования «Содружество» по программе художественно-эстетической направленности «Академия ремёсел»
Количество участников: 20 человек. Количество дней: 21
№ | Наименование статей расходов | Статья расходов | Цена | Количество | Сумма |
1 | Прочие расходы | 290 | |||
Дипломы, | 290 | 30 | 20 шт. | 600 | |
Сертификаты участников; | 290 | 15 | 20 шт. | 300 | |
Благодарности | 290 | 24 | 20 шт. | 480 | |
2 | Приобретение спортивного и игрового инвентаря | 310 | |||
Городки | 310 | 1500 | 1 шт. | 1500 | |
Обруч | 310 | 700 | 5 шт. | 3500 | |
3 | Прочие расходные материалы, предметы снабжения | 344 | |||
Печать фотографий | 344 | 35 | 20 шт. | 700 | |
Выпуск печатной методической продукции (буклеты, альбом достижений) | 344 | 450 | 10 шт. | 4500
| |
Мяч | 344 | 700 | 3 шт. | 2100 | |
Мяч для лапты (большого тенниса) | 344 | 100 | 3 шт. | 300 | |
Скакалка | 344 | 250 | 4 шт. | 1000 | |
Картридж чёрный HP Laser jet P 1006 | 344 | 2000 | 2 шт. | 4000 | |
Картридж цветной Epcon STYLUS PHOTO RX620 (комплект с 6 картриджей) | 344 | 7000 | 1 шт. | 7000 | |
Плёнка для ламинирования | 344 | 1 шт. | 1100 | ||
Пружина для брошюрирования | 344 | 20 | 5 шт. | 100 | |
Бейджи | 344 | 30 | 10 шт. | 300 | |
Канцтовары: | 344 | ||||
Ангобы (краска для глины) | 344 | 350 | 20 шт. | 7000 | |
Кисть колонок круглая №1-№3; | 344 | 20 | 20 шт. | 400 | |
Скотч; | 344 | 50 | 5 шт. | 250 | |
Аквагрим; | 344 | 150 | 7 | 1050 | |
Гуашь; | 344 | 150 | 10 шт. | 1500 | |
Глина; | 344 | 250 | 20 шт. | 5000 | |
Ватман; | 344 | 15 | 20 шт. | 300 | |
Клей карандаш; | 344 | 98 | 20 шт. | 1960 | |
Клей ПВА | 344 | 300 | 1х1 | 300 | |
Ножницы; | 344 | 116 | 20 шт. | 2320 | |
Стеки | 344 | 40 | 20 шт. | 800 | |
Клеёнка для лепки | 344 | 30 | 20 шт. | 600 | |
Бумага для ксерокса | 344 | 300 | 2 уп. | 600 | |
Хозяйственные товары: | 344 | ||||
полотенце | 344 | 170 руб. | 2 | 340 руб. | |
освежитель воздуха | 344 | 80 руб. | 2 шт. | 160 руб. | |
туалетная бумага | 344 | 10 руб. | 10 шт. | 100 руб. | |
Итого: | 50160 руб. |
Литература
- Конвенция ООН «О правах ребенка»/ Права ребенка: основные международные документы. М.: ДОМ, 1992.
- Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». М., 1995.
- Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" [Текст].
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя и др.); – М.: Просвещение, 2010.- 159 с. – 159 с.: ил.
- Белоусова, Э.Г. Детский творческий центр [Текст]: организация методической работы / Белоусова Э.Г., Левина С.А., Суслов Ю.Н./ – Волгоград: Учитель, 2008. 126 с.
- Воспитание и развитие личности в социуме [Текст]: Комплексно-целевая программа. – Нижний Новгород: педагогические технологии; Арабеск, 2000. – 101 с.
- Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Григорьев Д.В. Куприянов Б.В / – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Данилова, И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]: для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. /Данилова И.В., Дубровина Е.Е. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 160 с.
- Ершова, Л.В. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: программа и темат. Планирование / Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Шпикалова Т.Я. и др./ - М.: Просвещение, 2008. – 92 с. : ил.
- Занятия в системе дополнительного образования детей [Текст]. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов, специалистов по дополнительному образованию детей/ Иванченко В.Н. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. 228 с.
- Мой родной дом [Текст]. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005. – 136 с.
- Молодёжь Югры [Текст]: вчера, сегодня, завтра. – Ханты- Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. -268 с.
- Морохин, В.Н. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия [Текст]: Учеб. Пособие для филол. спец. вузов /Сот.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1986. – 399 с.
- «Общероссийская программа развития воспитания в системе образования России».
- Панченко, Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с.
- Патриотический клуб «Память» [Текст]: воспитательная программа
- Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]. – М.: ЦРСДОД, 2001.
- Рассохатская, О.В./Летняя творческая школа в рамках проекта «Содружество» по программе художественно-эстетической направленности «Музыкальный фольклор Сибири» для обучающихся 7-18 лет/. – Нижневартовск, 2011.
- Русскова, Л.В. /Русские народные подвижные игры [Текст]: Пособие для воспитателей дет. Сада /.– М.; Просвещение, 1986. – 79 с., ил.
- Сергеева, В.П. /Технология подготовки учителя к проектно-организаторской функции в непрерывном образовании [Текст]: Монография. /– М.: АПКиППРО, 2005. – 120 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. «-е изд., стер. – М.: генезис, 2003. – 160 с.: ил.
- Якуб, С.К., Ионова, Л.И. Вспомним забытые игры [Текст]: / Якуб С.К., Ионова Л.И. / Науч. Худож. Лит. / Худ. – М.: дет. лит., 1988. – 159 с.
Приложение 1
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Закон РФ «Об общественных объединениях и организациях».
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков».
- Типовое Положение «Об учреждении дополнительного образования детей».
- Постановление Главы города «Об утверждении основных мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних и молодежи в 2014 году».
- СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.1251-03 от 3.04.2003 № 27.
- Устав, правила внутреннего распорядка МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества»
Приложение 2
Должностные обязанности участников программы
№ п\п | Должность | Количество штатных единиц (за один месяц) | Функциональные обязанности |
Начальник лагеря | 1 |
| |
Организатор | 1 |
| |
Воспитатель | 2 |
| |
Педагог дополнительного образования | 1 |
| |
Педагог-психолог | 1 |
| |
Спортивный инструктор | 1 |
| |
Музыкальный работник | 1 |
| |
Медицинский работник | 1 |
|
Приложение 3
Описание методик социально-педагогического
и психологического мониторинга
Опросник
на выявление отношения родителей к организации летнего отдыха детей на базе гимназии №2 и их ожиданий
Составители: специалисты социально-психологической службы МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»
Уважаемые родители! Администрация и педагогический коллектив Центра детского творчества стремятся к тому, чтобы Ваш ребенок интересно и с пользой провел свои летние каникулы. С этой целью на базе гимназии №2, ежедневно с 08.00 до 15.00 часов будет организована работа летнего лагеря. Ваши ответы на предложенные вопросы и пожелания помогут в более качественной организации работы летнего лагеря.
1. Возраст вашего ребенка?_______________________________________
2. Имеете ли Вы возможность организовать летний отдых своего ребенка за пределами города?__________________________________________________
3. Как Вы относитесь к организации летнего отдыха детей в условиях летнего лагеря на базе гимназии №2?______________________________________
__________________________________________________________________
4. В чем Вы видите преимущества такой формы организации летнего отдыха (нужное подчеркнуть)?
- удобный режим работы;
- соблюдение ТБ, санитарно-гигиенических норм обеспечат ребёнку безопасные условия пребывания в летнем лагере;
- рядом с ребёнком будут заботливые квалифицированные педагоги;
- ребенок получит возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности (спортивной, художественной, игровой, общественно-полезной и др.);
- ребенок приобретет новый социальный опыт общения со сверстниками и людьми старшего поколения.
- Какие из предложенных форм работы на ваш взгляд необходимо реализовывать в летнем лагере (нужное подчеркнуть):
- работа кружков по интересам (ИЗО, декоративно-прикладное творчество, гитара, баян, синтезатор, общение, настольный теннис, ОФП, другое_____________________ ________________________________________________________________________)
- культурно-массовые и спортивные мероприятия (подвижные игры, народные игры, соревнования, экскурсии, конкурсы, праздники, другое__________________________ ________________________________________________________________________)
- выезды на экскурсии по городу и его окрестностям, на природу.
- Как Вы считаете, включение Вашего ребёнка в общественно-полезную деятельность будет способствовать его нравственному развитию и адаптации в обществе?____________________________________________
- Какие из форм общественно-полезной деятельности Вы считаете наиболее приемлемыми для своего ребенка (нужное подчеркнуть):
- трудовые десанты по уборке территории школы и рабочего кабинета;
- шефство над младшими детьми;
- организация и проведение совместных мероприятий.
9. Хотели бы Вы принимать участие в мероприятиях вместе со своим ребенком?
__________________________________________________________________
- Ваши предложения и пожелания организаторам летнего лагеря
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Опросник
на выявление отношения детей к организации летнего лагеря на базе гимназии №2
Составители: специалисты социально-психологической службы Центра детского творчества
Дорогой друг! Наверняка ты знаешь, что в гимназии №2, в которой ты обучаешься, будет работать летний лагерь. Для того, чтобы сделать жизнь в этом лагере была интересной, разнообразной и полезной для твоей дальнейшей жизни, мы разработали анкету. Ответы на вопросы и все твои пожелания обязательно будут учтены педагогами при организации работы летнего лагеря.
1. Сколько тебе лет?_________________________________________________
2. Посещал ли ты пришкольный лагерь ранее? _______________________
3. Хотел бы ты во время летних каникул посещать летний лагерь? __________________________________________________________________
4. Чем бы ты больше всего хотел заниматься в лагере (нужное подчеркни)
- участвовать в спортивных мероприятиях;
- участвовать в игровых, развлекательных мероприятиях;
- самому проводить спортивные, игровые мероприятия;
- заниматься в кружке «Народные ремёсла»________________________;
- общаться со сверстниками;
- твой вариант _________________________________________________.
Спасибо!
Приложение 4
Исследование когнитивного компонента нравственного развития
1. Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович)
Метод «Беседа» (1-2 класс)
Вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах по возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления со временем.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.
2. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант)
Исследование поведенческого компонента нравственного развития
Мои отношения
Я оцениваю себя
Меня оценивают родители
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
Отношение к Родине, своей семье:
1. Я хорошо знаю и уважаю государственные символы России
2. Я не очень хорошо знаю государственные символы России
3. Я не знаю государственные символы России
Отношение к себе, людям и коллективу:
1. Не всегда контролирую свое поведение, иногда бываю невежлив и не учитываю чужого мнения;
2. Стараюсь быть вежливым и уважительным с окружающими, участвую в делах класса;
3. Часто поступаю необдуманно, затеваю ссоры, бываю несдержан;
Отношение к природе:
1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям и животным, участвую в природоохранной деятельности;
2. Не люблю и не берегу природу и окружающую среду;
3. Не всегда бережно отношусь к растениям и животным;
Отношение к познанию и труду:
1. Меня редко интересует что-то новое, люблю заниматься тем, что мне нравится;
2. Интересуюсь только тем, что мне нравится; охотно берусь за работу, но вскоре интерес пропадает;
3. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится видеть результат моего труда;
Красивое в моей жизни:
1. Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в делах и опрятен в одежде;
2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю положительных поступков;
3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми;
- Исследование эмоционального компонента нравственного развития Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения) -2-3 класс
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.
Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе
4. Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся. (Тест Е.С. Кузьминой, Л.Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов).
1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов.
Сводная таблица результатов диагностического исследования уровня духовно – нравственного развития личности обучающихся___________ класс
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся. Данные, полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при планировании дальнейшей работы.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических методик позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего отдыха детей и подростков "Сириус"
Направление – социально-педагогическое Уровень реализации – от начального до основного общего Летнее время благоприятно для позити...
Сценарий игровой программы «Летние забавы» для летнего оздоровительного лагеря
Игровая программа «Летние забавы» рассчитана для воспитанников летнего лагеря ЦВР «Гармония». Летом хочется отдыхать и играть, здоровье детям укреплять. Поэтому содержание игровой прог...
Программа летнего оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями "Летний калейдоскоп"
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и...
Программа летнего оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями "Летний калейдоскоп"
Данная программа по своей направленности является комплексной,т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различныенаправления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях...
Программа летних учебно-тренировочных сборов «ЛЕТНИЙ СНЕГ»
Программа (методическая разработка) учебно-тренировочных сборов в летний период для учащихся отделения горнолыжного спорта...
Программа летнего отдыха "Летний марафон"
Программа «Лето марафон» нацелена на организацию содержательного досуга неорганизованных детей и подростков в вечернее время в период летних каникул....
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...