Методические материалы к занятиям курса предпрофильной подготовки
методическая разработка (9 класс) на тему
Представлено несколько разработок занятий в рамках курса предпрофильной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_k_zanyatiyam.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Портфолио»
Цель: отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.
Задачи: - поддержание высокой учебной мотивации учащихся;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио – это собрание достижений ученика, которое формируется им лично и реально показывает уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами.
Основные направления портфолио:
- «Портфолио документов» - портфель сертифицированных индивидуальных образовательных документов.
- «Портфолио работ» - собрание различных творческих и проектных работ.
- «Портфолио отзывов» - характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителям учащихся.
- «Портфолио социально-психологическое» - результативность по проведенным методикам с рекомендациями социального педагога и педагога-психолога.
Образовательный рейтинг выпускника основной школы:
- Баллы за сданные экзамены (два обязательных и два по выбору в соответствии с будущим профилем обучения);
- Средний балл аттестата;
- Баллы за материалы портфолио.
Структура портфолио:
1. Копилка достижений:
- дипломы, грамоты за участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня;
- свидетельства, удостоверения о прохождении курсов и программ в учреждениях дополнительного образования;
- документы, подтверждающие присвоение спортивных разрядов, квалификаций и др.
- творческие, исследовательские работы, доклады, отчеты (законченные и оформленные, представленные на фото, видео и др.)
2. Дневник достижений.
Это комплект форм (перечень материалов, зачетный лист, выписка, самоанализы), фиксирующий все документы, работы, собранные в копилке достижений.
Схема начисления баллов за материалы портфолио
Уровень участия | Школьный | Районный | Городской | Областной | Международный Всероссийский | ||||||||||
Место | участник | призер | победитель | участник | призер | победитель | участник | призер | победитель | участник | призер | победитель | участник | призер | победитель |
Раздел 1. Официальные документы | |||||||||||||||
1.1 Предметные олимпиады | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 8 | 9 | 10 |
Интеллектуальные предметные игры (в один тур) | |||||||||||||||
«Кенгуру» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 5 | 7 |
«Mathman» | - | - | - | - | - | - | 3 | 5 | 7 | - | - | - | - | - | - |
«Русский медвежонок» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 5 | 7 |
«Золотое руно» | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 5 | 7 |
Научно-практические конференции | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
1.2. Творческие конкурсы, смотры, фестивали, турниры, спортивные достижения | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 |
1.3. Дополнительное образование (музыкальное, художественное, театральное и т.д.) | |||||||||||||||
Свидетельство о прохождении программы в учреждении дополнительного образования | До 3 | ||||||||||||||
Документ о получении разряда, квалификации | До 8 | ||||||||||||||
Раздел 2. Творческие работы, элективные курсы, отзывы (единица материала) | |||||||||||||||
2.1. Творческие, исследовательские, показательные, проектные работы | До 3 | ||||||||||||||
2.2. Элективные курсы | До 3 | ||||||||||||||
2.3. Отзывы, рекомендации, самоотчеты | 1 | ||||||||||||||
Раздел 3. Дополнительная информация | До 3 | ||||||||||||||
Раздел 4. Презентация портфолио | До 3 |
Занятие «Индивидуальная профессиональная перспектива»
Цель: Анкетирование получения обобщенной картины уровня профессионального самоопределения учащихся, самостоятельной оценки профессиональной перспективы.
Задачи: - проведение анкетирования
- возможность оценки профессиональной перспективы учащимися
- поддержание мотивации на осознанный выбор профессии
План занятия
- Разминка «Мир профессий». Назвать как можно больше профессий на предложенную букву (может проходить в письменном виде).
- Анкетирование: а) инструкция
б) анкета
в) критерии оценки ответов
3. Самостоятельная оценка каждого ответа по предложенным критериям.
4. Индивидуальная консультация (по желанию).
Анкета «Перспектива»
- Есть ли необходимость честно трудиться в наше время? Почему?
- Нужно ли продолжать учиться после окончания школы, ведь всегда есть возможность и без этого прекрасно устроится в жизни?
- При каких условиях, с вашей точки зрения, жизнь в России изменится к лучшему?
- Чему, по-вашему, имеет смысл посвятить свою жизнь?
- Кем вы видите себя через 10-15 лет (в профессиональном и личном плане)?
- Учитывает ли ваш выбор профессии пожелания ваших родителей (т.е. самостоятелен ли ваш выбор или обусловлен возможностями и стремлениями родителей)?
- Есть ли у вас цель и задачи в отношении профессиональных планов?
- Какая профессия вам интересна? В каком учебном заведении её можно приобрести?
- Какие положительные стороны имеет выбранная вами профессия? А какие негативные?
- Могут ли какие-либо недостатки вашего характера помешать вам в достижении профессиональной цели? (Не обязательно только лень; это может быть слабое здоровье, стеснительность и др.)
- Есть ли у вас примерный план самосовершенствования относительно профессионального роста? Если «да», то в чем он заключается?
- Что или кто вам может в этом помешать?
- Намерены ли вы преодолевать препятствия на пути к профессиональной цели?
- Имеете ли вы запасные варианты на случай неудачи в действиях по основному выбору?
- Предпринимаете ли вы уже сейчас какие-либо действия для подготовки избранной специальности кроме учебы в школе?
Критерии оценки ответов:
- 1 балл – отказ ответить на вопрос;
- 2 балла – непродуманный ответ или признание в том, что ответа нет;
- 3 балла – неконкретный ответ (например, «собираюсь поступить в колледж, институт» без указания, в какой именно);
- 4 балла – продуманный ответ с минимальным обоснованием;
- 5 баллов – четкий, обоснованный ответ (в контексте других ответов).
Занятие «Пора принимать решение»
Цель: Анализ основных способов принятия решения, самоанализ выбора.
Задачи: - знакомство с основными способами принятия решения о выборе профессии
- определение последовательности действий при принятии решений
- заполнение самоанализа начала ведения портфолио
План занятия:
- «Судьба желающего ведет, а не желающего тащит» (Древняя мудрость). Каждый человек абсолютно свободен выбирать свой жизненный и профессиональный путь, не свободен только принимать решения.
Когда умелый стрелок хочет одним выстрелом поразить цель, он не будет торопиться и суетиться. Стрела только одна, а другой может не оказаться.
Хотите достичь цели – поступайте как умелый стрелок.
- «На бога надейся, а сам не плошай. (Пословица)
Самое главное – преодолеть равнодушное отношение к своей дальнейшей судьбе. Вы и только вы можете сделать правильный выбор, максимально полезный для вас.
Основные способы принятия решений:
А) Автоматический выбор
Коснувшись рукой горячего предмета, вы без посторонней помощи выберете действие. Непроизвольно. «Авось кривая вывезет».
Б) Метод проб и ошибок («Научного тыка»)
Тратится много времени, чтобы приобрести достаточный опыт . Оттягиваете момент принятия ответственного решения.
В) Мнение авторитета
Обращение за советом или принятие мнения другого - признание своей беспомощности, уклонение от ответственности, умственная лень. Помощник (сами) и подталкиватель (за вас).
Г) Аналитический выбор
Самостоятельный выбор – ваш выбор для себя, т. е. свободный выбор. Свобода выбора = ответственность. «Ты сам принимал решение – сам и отвечай»
3. Три шага планирования профессионального будущего:
- Самонаблюдение
- Сбор и оценка информации
- Принятие решения и планирование достижения цели.
4. Анализ начала ведения портфолио. Заполнение.
Занятие «Профессионалы и дилетанты»
Цель: определить преобладание интересов, склонностей к областям деятельности.
Задачи: - дать определение профессии, профессиональной трудовой деятельности
- разъяснить формулу выбора профессии
- провести ДДО
Ход занятия:
1. Обсуждение основных понятий.
А) Профессия – (латинский корень) говорить публично, объявлять, заявлять.
Происхождение не объясняет смысл
Б) Профессии возникли с разделением труда, возникли группы по видам труда.
Накопленные в определенной группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение.
Сейчас принадлежность к определенной профессии – один из общественных признаков человека, наряду с национальной или семейной принадлежностью.
Значит, выбрать профессию - выбрать себе работу, быть принятым в определенную группу людей, принимая её нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Не всякая трудовая деятельность – профессиональная.
Профессиональная, если:
- Определенный уровень квалификации, мастерства, профподготовки, специальных знаний, навыков, подтвержденных документами.
- Товар, пользующийся спросом на рынке труда, - источник доходов.
Например: Домохозяйка, уход за детьми.
Вывод: профессия – род трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации.
Оптант – человек, выбирающий профессию.
2.Формула выбора профессии:
Три шага выбора:
- Определить профессиональные интересы и склонности (чтоб профессия была интересна и привлекательна)
- Оценить профессионально важные качества: здоровье, способности, квалификация (профпригодность) (чтобы соответствовала вашим способностям)
- Узнать спрос на рынке труда (востребованность), (пользовалась спросом, реальный спрос на конкретную рабочую силу)
3. Дифференциально-диагностический опросник (разработан проф. Е.А.Климовым).
4. Классификация профессий Е.А.Климова.
Занятие «Ценностные ориентации»
Цель: Определение основных приоритетов в выборе профессии
Задачи: - определить мотивы выбора профессии
- провести ранжирование
- провести анкету «Ориентация»
Ход занятия:
1. Мотивы выбора профессий:
- престижность (признание в обществе)
Важно! учитывать смену экономических условий и снижение спроса на определенный ряд профессий через N-ое количество лет. (например: инженер)
- достойная оплата
Оплачивается не профессия, а должность, которую дают в зависимости от профессиональных знаний, навыков, здоровья, желания работать.
- интерес к содержанию профессии
Если профессия нравится, то повышаем профессиональный уровень, авторитет, увеличивается заработок, повышается работоспособность.
- условия труда
У профессионала высокого класса больше возможностей для выбора условий труда.
Чем выше уровень квалификации, тем больше возможностей выбора.
Квалификация – 1.Уровень подготовленности индивида к профессиональной
деятельности. 2. Наличие знаний, умений, навыков отражается на тарификации.
- доступность обучения
(легче приобрести, ближе к дому, «блат»)
- желание или совет родителей, близких.
! Современный рынок труда изменчив.
- пример других («за компанию», т.е. интересы и способности других).
- возможность трудоустройства (спрос)
Важно! предположение, прогноз.
- профпригодность (здоровье, квалификация, способности)
Если есть здоровье и способности, то квалификацию можно повысить.
Определить противопоказания к профессии могут медработники или медкомиссия учебного заведения по результатам обследования.
Способности (Я МОГУ) можно определить в процессе обучения или трудовой деятельности.
Важны и склонности (Я ХОЧУ) – желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление, интерес.
2. Проведение ранжирования
Расставьте по порядку значимости.
3. Анкета «Ориентация»
Занятие «Собеседование»
Цель: успешное прохождение собеседования
Задачи: - дать полезные советы по предварительной подготовке к собеседованию
- учиться создавать приятное впечатление при первой встрече
- обозначить вопросы, наиболее часто встречающиеся на собеседовании
- обозначить необходимые вопросы к работодателю
Ход занятия:
Собеседование - наилучший способ показа работодателю своих лучших качеств, гибкая форма оценки работника.
1. Предварительная подготовка к собеседованию:
- Узнать о фирме (учреждении)
- Посетить организацию, не привлекая внимания
- Посмотреть, как выглядит место, сотрудники, в чем одеты
- Узнать о характере предстоящей работы
2. Несколько полезных советов накануне собеседования:
- Составьте список необходимого на собеседовании (от паспорта до ручки с блокнотом)
- Документы и ксерокопии сложите в папку, на ней укажите фамилию, телефон для связи
- Выспитесь
- Оденьтесь соответствующе (см. ниже)
Требования к внешнему виду:
- Одежда чистая, глаженая, в хорошем состоянии (если есть домашние животные, тщательно очистите одежду от шерсти)
- Вычищенная обувь
- Исключить красные носки, шелковые рубашки (для мужчин)
- Исключить юбку-мини, иметь запасную пару колготок (чулок) женщинам
- Должна быть комфортной
- Нет опозданию. Придите за 15 минут до назначенного времени, подождите на улице, т. к. ранний приезд расценивают как неумение распорядиться временем
- Входите спокойно, без спешки, но уверенно и деловито;
- Будьте настроены приветливо и дружелюбно
3. Во время собеседования
- Демонстрируйте хорошие манеры (приветствуйте по имени, отчеству; не жуйте, внимательно слушайте, говорите по делу, не перебивайте, по окончании беседы поблагодарите)
Во время собеседования избегайте:
- курения, даже если это делает собеседник
- длинного рассказа об уходе с прежнего места работы
- разговора о личных, домашних делах, если Вас не спрашивают
- показа рекомендательных писем, если Вас не спрашивают
- заводить разговор о зарплате
- перебивать собеседника
- забывать и путать имена
- делать вид, что у Вас есть более выгодное предложение по работе
- Не вторгайтесь в личное пространство собеседника (полтора-два метра)
- Поддерживайте зрительный контакт, но не «пяльтесь»
- Не сидите со скрещенными руками, ногами – создают физический барьер и дают посылку собеседнику: «Я Вам не доверяю».
- Подстраивайтесь под собеседника естественно (зеркало)
- Следите за жестами
Значение некоторых жестов:
Жест | Значение жеста |
Теребит мочку уха | Продолжайте, я Вас внимательно слушаю |
Изучает свой манжет или ремешок часов | Скучает (Вы не интересны) |
Сидит, откинувшись назад | Хочет послушать, что Вы еще скажете |
Отклоняется назад, сложив руки за головой | Хочет, чтобы Вы убедили его |
Неожиданно потирает подбородок | Заинтересован тем, что Вы говорите |
Наклоняется вперед и потирает руки | Очень заинтересован тем, что Вы говорите |
Поднимает вверх указательный палец | Достойно оценивает, сказанное Вами |
Список вопросов, чаще встречающихся на собеседовании:
— Почему Вы обратились о приеме на работу именно по этой профессии?
— Что Вы знаете об этой работе или о нашей организации (фирме)?
- Почему Вы выбрали именно эту карьеру?
- Что Вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации)?
- Как Вы могли бы описать самого себя?
- Что Вы хотите рассказать мне о себе?
- Каковы Ваши главные сильные стороны?
- Каковы Ваши основные слабости?
- Какого типа работу вы больше всего любите делать?
- Каковы Ваши интересы вне работы?
- Какого типа работу вы не любите делать больше всего?
- Какие достижения или результаты работы доставляют Вам наибольшее удовлетворение?
- Какая была Ваша самая серьезная ошибка?
- Что бы Вы хотели изменить в своем прошлом?
- Каково состояние Вашего здоровья?
- Какие предметы вам нравились больше всего и меньше всего в школе?
- Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на прежней работе?
- Почему Вы оставили свою прежнюю работу?
- Какое отношение имеют Ваше образование или опыт трудовой деятельности к данной работе?
- На какие изменения в Вашей профессиональной карьере и жизни Вы рассчитываете?
- Каковы Ваши цели в жизни?
- Как Вы планируете их достичь?
- Чем вы надеетесь заниматься через 5—10 лет?
- На какую зарплату Вы рассчитываете?
Дав точные и четкие ответы на вопросы работодателя, следует задать ему ряд вопросов.
Вопросы работодателю:
- Как будет примерно выглядеть мой рабочий день?
- Кому я буду непосредственно подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?
- Будет ли кто-то в подчинении у меня? Могу ли я с ним встретиться?
- Насколько важна эта работа для организации (фирмы)?
- Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?
— Могу ли я рассчитывать на повышение квалификации или обучение за счет организации?
- Почему это место оставил прежний работник?
- Чем этот работник занимается теперь?
- В чем состоит главная проблема (цель, задача) данной работы?
Заканчивая собеседование, выясните, каковы Ваши последующие действия (сроки ожидания, средства связи с работодателем, дополнительная информация о Вас, встреча с другими людьми)
4. Если Вы приняты, начните с вопросов, показывающих Вашу заинтересованность:
- когда можно приступить к работе
- перед кем будете отчитываться по результатам
- имеется ли система повышения квалификации
- каковы возможности продвижения по службе
- какова продолжительность отпуска
- какова схема страхования, предусмотрена ли
- доступно ли медицинское обслуживание и распространяется ли оно на членов семьи
- каковы условия оплаты труда
- вид премий и порядок их выплаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является межпредметным и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...
Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)
Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...
программа элективного курса предпрофильной подготовки "Курс юного спасателя"
записка, цели,задачи, зезультат...
разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии
Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...