«Использование метода исследований при изучении основ музееведения»
статья (7, 8, 9 класс) на тему

Статья о методе исследований

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Войт Анжелика Александровна

педагог дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Использование метода исследований

при изучении основ музееведения»

Творческое объединение, которое я веду, называется «Юный музеевед». Дело в том, что в нашем Дворце существует музей «История детского движения Красногвардейского движения». Это школьный музей, значит, там должен быть актив из детей, так и появился несколько лет назад кружок «Юный музеевед». Таким образом, в нашем Дворце через наше объединение реализовывается социально-педагогическое направление.

В концепции духовно-нравственного развития в воспитании личности гражданина России говорится о том, что современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традицияхмногонационального народа Российской Федерации.

Задача педагога дополнительного образования – пытаться воспитывать таких людей. Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что без знания прошлого своей страны невозможно стать истинным патриотом.

Школьные музеи ( а наш музей относится к школьным)предоставляют огромную  возможность для воспитания наших детей. Экспонаты школьных музеев можно не просто смотреть , а держать в руках, изучать не отвлеченно , а конкретно. Для детей это очень важно - прикоснуться к истории через предмет, документ.

И, конечно, школьный музей диктует необходимость применения исследовательской деятельности для формирования проектных и исследовательских компетенций

В своей статье я бы хотела показать, как используется  метод исследований в деятельности творческого объединения «Юный музеевед» на примере конкретных экспонатов.

Педагогическая идея применения метода – через практику исследовательской деятельности к основам музейного дела. Надо сказать, что научно-исследовательская деятельность – одно из основных направлений деятельности музеев.

Но перейдем от теории к практике. Итак, есть отправная точка исследования – архивные документы. В данном случае это документы Галины Генриховой - молодой девушки советского времени. В нашем творческом объединении есть девочки 8 и 7 класса, которых заинтересовала судьба этой девушки. Мною, как педагогом, была поставлена задача – реконструкция биографии. После изучения всех документов мы смогли кое-что  о ней узнать, но «белых пятен» в истории этой девушки оставалось очень много.

Случайно в архивах нашего музея девочки обнаружили фотографии Галины .А дальше стало понятно, что нужно расширить поле поиска. И мы отправились в музей истории Санкт-Петербургского университета (Галя в нем училась). Дальше нас ждала библиотека университета. И вот там нам дали телефон архива университета. Мы связались с ними через электронную почту, переписка заняла некоторое время и нам прислали по  электронной почте личное дело Галины!

Конечно, в короткой статье мне сложно передать все эмоции детей, прикоснувшихся к настоящему исследованию. Не абстрактному написанию реферата на заданную тему, а к настоящей истории. Вся жизнь Галины постепенно раскрывалась перед ними. Для меня, как педагога, наверное, самым ценным были слова Светланы (одной из девочек), сказанные в библиотеке университета: «Какое хорошее дело мы делаем. Ведь о Галине никто не знает, а мы о ней расскажем людям».

Любое исследование очень сложно закончить. Процесс поиска ставит перед нами все новые вопросы, новые задачи. И вот уже рождаются две исследовательские работы - одна о самой Галине, а вторая - о ее литературном творчестве. Мне кажется очень ценным то, что в  современных условиях появляются новые особенности исследовательской работы.

Эффективность исследовательской работы повышается за счет включения информационно - коммуникационных технологий (уменьшение временных затрат на поиск, расширение поля поиска, увеличение скорости обработки запрашиваемых архивных материалов, оформление исследовательских материалов и пр.), что дает возможность исследовать большее количество документов, хранящихся в школьном музее.

    Конечно же, увеличиваются возможности представления своей работы (например, на различных тематических сайтах). Очень ценным мне кажется увеличение круга детского общения со своими сверстниками и взрослыми, связанными общим интересом,  в том числе и посредством интернета.

Результат использования метода исследования: повышение самооценки ребенка, развитие исследовательских компетенций, сохранение мотивации к изучению музееведения, развитие начальных навыков

профессий – научный сотрудник музея, историк, исследователь и пр.

Таким образом, ребенок через практику приходит к теории и, может быть, к будущей профессии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

Из опыта использования кейс-технологии при изучении основ программирования

Предлагается заметка об опыте использования кейс-технологии в преподавании основ программирования учителепем гимназии 107 Санкт-Петербурга Пугаевой О.И.Слово «Case», как известно,  имеет нескольк...

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Использование методов исследования на уроках технологии

основные методы исследования, используемые на уроках технологии...