Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях
проект на тему
Проект посвящен теме духовно-нравственного воспитания учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respubliki_tatarstan.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №71 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Индивидуальный творческий проект
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Проект выполнила:
Фатхуллина Алия Рафаилевна,
учительница русского языка и
литературы МБОУ «Школа №71
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Ново-Савиновского района г. Казани
Казань 2015
Актуальность исследования. Мы с вами живем в современном XXI веке и на каждом шагу сталкиваемся с нравственным упадком общества, когда люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга.
- Пропаганда насилия;
- увеличение количества преступлений среди подростков;
- падение духовности;
- появление всевозможных молодежных субкультур, а также разрушение семейного уклада жизни заставляют иначе смотреть на мир.
Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Поэтому перед нами стоит вопрос: «Как сохранить духовно-нравственный стержень учащихся в современном мире? Как способствовать формированию у школьников нравственного мировоззрения?»
Проблема проекта: нравственное и духовное воспитание учащихся в современных условиях.
Цель проекта: способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения учащихся с помощью классных часов, бесед, уроков русского языка и литературы, внеклассной деятельности; приобщать школьников к духовной культуре человечества.
Духовное развитие молодежи очень важно в наше время. Мы наблюдаем, что мир стал бездуховным. Вся забота современных родителей к детям сводится только к материальным достижениям, а отсюда духовная деградация молодежи. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ, особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Чему учить и как учить? Примером может служить прекрасное высказывание В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится и кому-то отдает свое сердце».
Мы проводили классные часы, касающиеся духовно-нравственных качеств учащихся, их моральных и эстетических вкусов: «В человеке все должно быть прекрасно» («Урок нравственности»), диспуты, небольшие беседы «В чем ты видишь свое счастье?», анкетирование на тему «Духовные ценности» в 7-9 классах по диагностике и мониторинге П.В.Степанова (смотри приложение 1). Исследование показало, что большинство положительных ответов учащихся касаются смысла собственной жизни, жертвенности своими интересами ради других людей.
Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения по русскому языку и литературе на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «Что такое милосердие?», «Зачем мы пришли на эту землю?», «Мои мечты», «Кем я хочу стать в будущем?» и другие. На классных часах я предлагаю провести беседы по вопросам нравственности и духовного развития. Интересно, содержательно проходят беседы: «Быть человеком на земле», «Всегда оставляй людям только хорошее», «Смысл жизни. В чем он?», «Что такое милосердие» и диспуты: «Правильно ли ты живешь?» и другие.
В качестве своеобразной воспитательной программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся» в 71 школе мы предлагаем следующие направления деятельности:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Предлагаем выдвинуть следующие лозунги:
- Народные культура и традиции - основа нравственного воспитания
- Семья - основа нравственного воспитания
- Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности;
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993. – с. 433).
В процессе работы на уроках литературы ставятся задачи, связанные с духовным воспитанием учеников, – понимание учеником цели и смысла бытия, красоту человеческой души, природы, произведений литературы, нравственных идеалов писателя. Следовательно, учителя литературы должны повлиять на формирование духовного мира каждого ребенка, повлиять на эмоциональную сферу, но и соответственно и формирование системы ценностей подрастающего поколения. [Пасечник Е.А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Ленвит, 2000. – 384 с.]. Литература способна пробуждать в человеке художника, развивать в ней умение эстетически осваивать мир.
Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни»,
« А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.
Духовность – творческая направленность, воодушевление, энергия человека. Личность имеет право на самостоятельность, на индивидуальность. Однако для пробуждения и дальнейшего духовного развития индивида нужно создать соответствующие условия. И вопрос этот – чрезвычайно важно, поскольку духовность определяет направленность всех умственных, эмоционально-чувственных, волевых качеств человека, его способность к самопознанию себя, как личности [Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 204 с.].
Под духовно- нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости;
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля).
Нельзя забывать, что ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм, любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей источник силы и утешения в его собственной душе.
Мы надеемся, что свет доброты проникнет с нашей помощью в души и сердца наших учеников!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерпретируя результаты анкетирования, опросов, бесед и классных часов, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Таким образом, нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Список использованных источников и литературы
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований; (дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982. - С.192.
- Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.П. Азаров, Л.М. Батейнова, Е.П. Белозерцев и др.; Под редакцией Л.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989.- 335с.
- Мороз Л. Творческое наследие Т. Г. Шевченко / / Дивослово .- 1996. № 5-6.- с. 3
- Ожегов С. М. Словарь русского языка / Под. ред, Н. Ю. Шведовой .- М.: Русский язык, 1983.- 816 с.
- Пасечник Е.А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Ленвит, 2000. - 384 с.
- Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 204 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / В.А. Сухомлинский – М., Просвещение, 1989.- 123с.
Интернет-ресурсы
- http://en.coolreferat.com/Воспитание в современных условиях
- http://burmak2.edu.yar.ru/fgos/programma_fgos_noo/programma_duhovno__minus_nravstvennog_49.html
- http://www.myshared.ru/slide/50200
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4078/Itemid,188
Приложение № 1
Анкета «Духовные ценности» для учащихся 7-9 классов.
(П.В.Степанов. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003).
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет.
- Глупо рисковать ради другого человека. Да, нет.
- Я допускаю, что могу ошибиться в жизненном выборе. Да, нет.
- Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей. Да, нет.
- Для меня важно найти смысл собственной жизни. Да, нет.
- Приходилось ли выбирать вам: принести пользу себе, но сделать больно другим людям (одноклассникам, родителям, друзьям), ради достижения положительного результата. Да, нет.
- Приходилось ли вам жертвовать своими интересами ради других людей. Да, нет.
Приложение № 2
Мониторинг нравственных ценностей старшеклассников
Задание. Расположите в порядке снижения важности перечисленные проблемы
1. Взаимоотношения в семье
|
Выразите своё отношение к гуманистическим ценностям
|
Чему жизненно важному учит вас школа?
|
Приложение №3
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся
Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда вам отменяют какие- то уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказывает о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) много
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Анкета для родителей
«Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития вашего ребёнка в школе. Нас очень интересует ваше мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.
1. Нравится ли вам школа, в которой учится ваш ребёнок (подчеркните)
- да
-больше да, чем нет
- трудно сказать
- больше нет, чем да
-нет.
2. Как относятся жители вашего села к школе? Подчеркните один из предложенных ответов:
- очень хорошо
-хорошо
- удовлетворительно
- плохо
- очень плохо
- безразлично
3. Как относятся жители вашего села к учителям школы (подчеркните)?
- очень хорошо
-хорошо
- удовлетворительно
- плохо
- очень плохо
- безразлично
4. С каким настроением приходит Ваш ребёнок из школы ( подчеркните)
- весёлый и жизнерадостный
- уставший, но удовлетворённый
- раздражительный, расстроенный, неудовлетворённый
5. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности вашего ребёнка (подчеркните)?
- учитывают
- в основном учитывают
- и да, и нет (трудно сказать)
- мало учитывают
- не учитывают
6. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится ваш ребёнок (напишите)? __________________________________________________________________________
7. Что не нравится вам в школе (напишите)? ________________________________
8. Какие пожелания ребёнка и других членов вашей семьи не осуществляются в школе (напишите)? ________________________________________________________
9. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он, как выпускник школы (напишите) ___________ __________________________________________________________________________
10. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы ваш ребёнок обладал названными качествами (напишите)? __________________________________
_____________________________________________________________________________
Параллели | Циклы бесед, классных часов | Используются формы |
Начальная школа | - Добро. Добродетель. Милосердие. - Любовь к близким - Культура общения | Игры, практикумы, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий |
Среднее звено | - Человеческая личность и её качества - Научи себя учиться - Самооценка своих нравственных качеств | Тренинги, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование. |
Старшее звено | - Мир духовности - Человек и судьба - Управляй собой: эмоциями, состоянием - Жизненные пути - Путь к счастью в личной жизни - Подготовка к трудовой деятельности | Тестирование, самоанализ, диспуты, тренинги, деловые игры, круглые столы, мозговые штурмы, |
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"
В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....
Духовно – нравственное воспитание подростков в современных условиях.
В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим...
"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"
Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных челове...