"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"
статья (5 класс)
Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных человеческих ценностях -духовные ценности вытесняются материальными.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезает духовность.
Педагоги которые, имеют возможность влиять на воспитание ребенка, должны уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Нашей задачей является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду. Недавно мы ходили с детьми на экскурсию в наш храм Михаила Архангела. По дороге дети удивлялись красоте нашего села как красиво, говорили они, клумбы цветы тротуары и в храме не переставляли удивляться красотой.
Дети школьного возраста должны знать, что для Оренбургской области православие является культурообразующей основой. Они должны знать о красоте этой культуры, о ее достоинствах, о том что она дает человеку, чем она была для наших предков. У детей должна быть связь прошлого и современности. Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Духовно-нравственное воспитание личности в современных условиях"
Сейчас, в наше непростое время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. В представлениях детей о главных человеческих ценностях -духовные ценности вытесняются материальными.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезает духовность.
Педагоги которые, имеют возможность влиять на воспитание ребенка, должны уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Я работаю в Центе внешкольной работы, по программе духовно-нравственного воспитания и имею возможность заниматься с детьми в детском саду, со школьниками.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Нашей задачей является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду. Недавно мы ходили с детьми на экскурсию в наш храм Михаила Архангела. По дороге дети удивлялись красоте нашего села как красиво, говорили они, клумбы цветы тротуары и в храме не переставляли удивляться красотой.
Дети школьного возраста должны знать, что для Оренбургской области православие является культурообразующей основой. Они должны знать о красоте этой культуры, о ее достоинствах, о том что она дает человеку, чем она была для наших предков. У детей должна быть связь прошлого и современности. Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Так же я занимаюсь с детьми в воскресной школе, наша задача состоит в том, что бы сплотить коллектив, что бы наши занятия были интересными. Для этого мы стараемся разнообразить нашу деятельность. На переменах проводим игры, на уроках используем телевизор на котором показываем презентации к урокам, мультфильмы и фильмы. Занимаемся рукоделием, готовим поделки на выставку в храме к Рождеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях
Проект посвящен теме духовно-нравственного воспитания учащихся...
Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"
В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Духовно – нравственное воспитание подростков в современных условиях.
В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим...