Проект "Толерантность, открытость миру, эмпатия"
проект на тему
Коллективная работа педагога и воспитанников Синарского детского дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tolerantnost_otkrytost_miru_empatiya.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Синарский детский дом»
Проект «Толерантность, открытость миру, эмпатия»
Проект выполнили:
зам. дир. по ВР Лесунова Ю.Ю.
воспитанник Сергеев Иван
команда воспитанников
г. Каменск-Уральский
2012 год
Немало в жизни встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути,
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
М. Шехтер
Проект этот начался с одной фразы. С одного разговора. С одного раздумья. Было все так: В одном обычном разговоре (это был не спор, не дискуссия, так – повседневный треп) один мальчик из нашего Дома сказал: «Я бы расстрелял всех евреев, они страну развалили». Нас было несколько, все, пребывая от фразы в легком шоке, стали выспрашивать, откуда у «вундеркинда» такие сенсационные сведения? Пусть он поведает нам такие шокирующие факты! Но после перекрестных вопросов и долгой беседы оказалось, что никаких фактов, сведений, версий, историй, легенд, подтверждающих свою сентенцию, мальчик привести не может. Это просто – вбитая ему кем-то (возможно, его бабушкой) в детстве мысль. Он даже не знает ни одного реального человека (или медийное лицо) еврейской национальности. И вот мы (актив Дома) задумались над тем, как много в нас живет нетерпимости, предрассудков, каких-то нелепых установок, которые даже никакой фактической базой не подкреплены. Они сидят в нас, как аксиомы, и мы строим по ним свою жизнь, не задумываясь, что, порой, это просто чудовищные вещи. А как мы любим обобщения! На мозговом штурме мы вычленили из нашей жизни большое количество таких нелепых «постулатов». Вот несколько: «все армяне – чурки», «если ты хорошо учишься – ты ботаник, чушок», «все панки – грязные немытые, они не люди», «на Ленинском поселке живут только лохи». И много еще. У нас возникло такое чувство, что такие «мифы» создают специально. Как будто сидят где-то люди, томящиеся своей ущербностью, и думают, как бы найти себе кого-нибудь, кого можно назвать «врагом» и тихо ненавидеть. И ведь, кажется, находят! Если двоечник, значит, станет нетерпимым ко всем, кто хорошо учится. Если любитель рэпа – значит: «Ату, панки!» Если близко нет кого-то, кого можно сделать потенциальным врагом, значит надо подальше поискать. Кто там у нас понаехал? Да и только глобально, а и на каждом шагу можно встретить такую нетерпимость. Вот несколько примеров из жизни нашего Дома. «Ты по нашему отряду не ходи, мы же по твоему не ходим!» «Парни должны футболом заниматься, а не по сцене прыгать, не будь лохом!» «Тебе 15 лет, ты мужиком быть должен, а ты все на пяльцах вышиваешь. Девка!» Почему мы так нетерпимы к чужим увлечениям, поступкам, мыслям, идеям? Да и просто к Чужим?
Так мы вышли на проблему, которая, как нам кажется, присуща не только нам, нашему Дому, но и городу в целом. Мы-то в детском доме все знаем, что такое беда. Понимаем, что не нужно наступать на больное. Нам всем было уже в жизни так плохо, что другим приносить боль – рука не поднимается. А в других школах? Думается, что проблема эта актуальна для многих. Значит – вперед! Будем искать решение проблемы вместе!
Наша работа строилась таким образом:
- Как уже было сказано, первым этапом было вычленение проблемы, выяснение ее актуальности для нашего учреждения, для города.
- На втором этапе на мозговых штурмах была спланирована дальнейшая деятельность, распределены задания, даны установки для работы.
- Следующий этап – получение информации из разных источников: библиотеки, Интернет, обобщение собственного опыта и опыта ОУ, изучение книг и периодической литературы.
- Сведение всего теоретического материала по изучаемому вопросу вместе, мозговые штурмы по решению данной проблемы, составление программы деятельности
- Оформление материалов домашнего задания, подготовка презентаций, фотографий и пр.
Итак, в этой работе мы представляем итоги нашей работы.
Для начала попытаемся разобраться в теории.
Мы узнали, что нетерпимость к чужому мнению, другим обычаям, национальностям и пр. называется интоллерантностью. И, напротив, терпимость, умение принять другое, не такое, как у тебя, называется «толерантность».
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает он «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Толерантность относится к особо значимым моральным качествам.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Но толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
У детей интолерантность принимает разные формы.
Проявления нетерпимости у детей:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование (отказ в беседе, в признании);
- поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на того или иного человека или обстоятельства);
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).
Толерантность не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее – реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью толерантности выступает: а) готовность и б) подготовленность человека к его сосуществованию с другими людьми, и принятие их такими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее состояние, желание и способность положительного отношения к объекту (человеку, качеству личности и пр.); а подготовленность – практическое понимание, умение разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства.
Черты толерантной личности:
- Расположенность к другим;
- Снисходительность;
- Терпение;
- Чувство юмора;
- Чуткость;
- Доверие;
- Альтруизм;
- Терпимость к различиям;
- Умение владеть собой
- Доброжелательность;
- Умение не осуждать других.
Если мы действительно хотим, чтобы все дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве модели поведения, необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.
Главное требование к ней состоит в том, что она должна объединять в неразрывном единстве три взаимосвязанных блока: знание о сущности толерантных отношений, практические навыки подобного поведения, переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.
Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей могут сыграть общие коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям.
В результате систематической работы над сплочением коллектива, когда культивируется взаимное уважение, принятие мыслей, идей других людей, открытость для взаимодействия с другими командами, обществом в целом должна сформироваться толерантная группа в целом и каждый ребенок в частности – это такая группа, в которой мы:
- умеем внимательно слушать и слышать;
- советуем и предлагаем;
- желаем, сочувствуем, сопереживаем;
- обеспечиваем всякую поддержку;
- где царит согласие;
- есть стремление во всем разобраться.
В воспитании толерантности особая роль отводится педагогу. Используя различные пути и средства в воспитании толерантности, очень важно, чтобы толерантным был сам педагог.
Смысл деятельность педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:
- к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
- к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и воспитанников;
- к проявлению педагогом толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность детей;
- к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
- к организации воспитательной работы, направленной на развитие толерантности: беседы, тренинги и пр.
- к организации встреч школьников с иными культурами, можно и заочно, через беседы, книги, Интернет, СМИ, содержащие информацию о других культурах, отражающие ценностные приоритеты.
Для развития толерантности наша команда может и должна:
- взаимодействовать друг с другом с любовью и во имя любви;
- вовлекать в процесс общения сообщество;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
- формировать у себя чувство справедливости;
- избегать жестких иерархических отношений;
- создавать свободную и демократическую атмосферу в группе;
- не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;
- воспитывать в себе сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества;
- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;
- уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать в группе чувство взаимного расположения;
- давать членам группы возможность самостоятельно решать проблемы.
Проанализировав полученные знания, мы еще раз убедились, что данная проблема является актуальной для нас, да и всего городского сообщества. Бывают у нас случаи проявления нетерпимости у наших детей. И насмешки случаются, и обиды за оскорбления. И бывает, что стараемся найти виноватого за какие-то свои неблаговидные поступки, а не искать истоки ошибки в себе. Да, нужно создавать план работы над развитием толерантности в себе, в ближнем. И мы начали работать над этим проектом. Кстати, мы узнали много новых слов. Словарь терминов смотри в Приложении 1.
Для начала определили, что проект будет состоять из трех частей и охватывать 3 целевые аудитории.
1 круг. События, направленные на изменения в себе лично. Мы подумали, что процесс воспитания нужно начинать всегда с себя. Нельзя с других требовать того, чего не делаешь сам.
2 круг. Действия, направленные на изменение сознания близких людей. Мы живем в детском доме, в разных отрядах. Для нас близкими людьми являются дети, живущие в детском доме и взрослые люди, которые работают в Доме. Это и воспитатели, и учителя, и администрация, нянечки. Если мы, общими усилиями, сделаем так, чтобы в детском доме жить стало еще лучше, то мы все от этого и выиграем! Конечно, нельзя сказать, что у нас плохо. Мы все – большая семья – и взрослые, и дети. Но, как и в каждой семье, у нас тоже случаются ссоры, размолвки, недопонимания. И если их станет меньше, приятно будет осознавать, что это инициировали мы!
3 круг. Мероприятия, которые должны повлиять на городское сообщество. Конечно, здесь нам труднее добиться видимых результатов, но если даже мы заставим задуматься над проблемой людей, живущих в Каменске-Уральском, улыбнуться нашим рисункам, увидеть наши идеи – это уже будет результатом, тем движением, который заставит маятник качнуться и начать двигаться.
Итак, на штурмах мы определили для себя, что будем делать на каждом уровне реализации Программы.
Уровень «Я»
Здесь, во-первых, нужно менять свое сознание. Для этого мы решили разработать вместе с психологом специальный аутотренинг, который направлен на развитие в себе толерантности. Его нужно будет повторять хотя бы один раз в день, а также тогда, когда назревает или потенциально возможна какая-либо конфликтная ситуация. Смотри Приложение 2.
Еще мы решили, что нам не помешает еще и поддержка психолога. Поэтому мы попросим психолога дать нам тренинг по развитию толерантности (в 4 четверти).
Чтобы отследить изменения в своем поведении, мы подумали, что неплохо было бы вести дневники, где можно будет отслеживать и анализировать проявления толерантности и интолерантности. Смотри Приложение 3.
Уровень «Дом»
Для начала мы разработали Этический кодекс нашей команды и постарались ему следовать. Чтобы заинтересовать этим кодексом ребят из нашего Дома, мы хотим рассказать о нем на Совете Дома. Мы будет мотивировать Совет Дома на принятие Этического кодекса, введение его в быт Дома. Смотри Приложение 4.
На апрель мы запланировали большой «Круглый стол» для педагогов и детей Дома, где команда в доступной для всех форме даст материал, наработанный по теме, а затем на деловой игре сообщество Дома поработает с данной проблемой.
Решено поставить мюзикл «Золушка», который можно будет играть в других школах на праздниках конца учебного года. Спектакль будет предваряться и заключаться интерактивной частью, где зрителям в игровой форме мы донесем главную мысль нашего представления – Золушка получила награду в жизни, потому что никому в мире не сделала зла, она творила только добро, она была терпелива даже к врагам. Именно поэтому она стала в конце той, кем всегда была в душе – принцессой, женой прекрасного принца.
Мы запланировали и уже провели конкурс рисунков по теме. Для старшеклассников он назывался «Люди! Любите и уважайте друг друга!». Для малышей – «Ребята, давайте жить дружно!». Смотри Приложение 5.
В мае мы планируем создать брошюру «Ребята, давайте жить дружно!» в которую войдут советы, как научиться бесконфликтному общению, стихи о доброте, детские рисунки, фотографии и пр. Эту брошюру мы планируем распространять в Доме, в о/лагерях, школах, где учатся наши воспитанники.
На сентябрь 2013 года запланировано начать съемки фильма, где красной нитью проходит выбранная нами тема. Дело в том, что в детском доме есть видеостудия «СемьЯ», членами которой являются несколько человек нашей команды. В апреле-мае будет подыскиваться сценарий или написан свой, а со следующего учебного года начнутся съемки.
В мае 2013 года мы откроем в Доме месячник толерантного поведения «Ребята, давайте жить дружно!». Детям нашего Дома будут предложены «Школа этикета», конкурс на самую вежливую группу, акция «Чистое слово» (против употребления матерных выражений) и пр.
В ходе изучения данной темы мы нашли очень много игр на развитие толерантности. Смотри Приложение 6. Мы решили дать серию мастер-классов (с мая 2013 года), где научим детей и педагогов играть в эти игры.
Мы начали конкурс стихотворений и цитат о добре, равноправии, толерантности. Итоги подведем в мае. Смотри Приложение 7.
Воспитатели откликнулись на нашу просьбу и внесли в свой план работы знакомство детей с другими культурами. Дети должны знать про обычаи, религии, воззрения других народов, уметь принимать других людей такими, какие они есть.
Наша команда решила взять шефство над командой малышей, которая готовится к поездке на «Интеллектуальную радугу», тем более что тема конкурса как раз – «Путешествие по странам мира». Мы будем изучать Испанию, потому что некоторые наши дети ездят туда на каникулы.
В день защиты детей традиционную игру по станциям «Карусель» проведем на тему «Приходите в гости к нам», где дети всех групп будут ходить в гости друг к другу, дарить нарисованные открытки, обучать новым, найденным ими самими играм и т.д.
16 ноября – Международный день толерантности. Сделать традицией Дома отмечание этого дня.
Уровень «Город»
Тут мы придумали несколько реальных, пару фантастических проектов, а также написали уже те дела, которые мы делали еще до проекта.
Начнем с последнего. В сентябре Центр культуры и народного творчества «Орбита», который находится в нашем районе, предложил нам участвовать в постановке социального сатирического спектакля «Поиск героя», потому что нас знают в городе как КВНщиков и танцоров. 5 человек из нашей команды задействованы в постановке. Спектакль о том, как уживаются вместе Змей Горыныч (дракон) и жители деревни. Как они научились друг с другом взаимодействовать, несмотря на то, что являются врагами. Их сосуществование даже приводит к развитию людей, их прогрессу. Поэтому мы считаем, что это наша деятельность – как раз в ключе нашего проекта. Премьера спектакля прошла 28 декабря. Далее спектакли пройдут в феврале – мае по плану ЦКиНТ «Орбита».
Спектакль «Золушка», поставленный в Доме, также пойдет «на экспорт» в близлежащие школы.
В мае мы проведем две акции: развесим листовки на подъезды в микрорайоны и плакаты в автобусы и троллейбусы на данную тему. Конкурсы листовок и плакатов проведем заранее в Доме.
По предложению главного редактора газеты Дома «ТеремОК» будет проведен социологический опрос в городе, результаты которого будут приведены в выпуске газеты, специально посвященном теме толерантности.
Есть задумка просить рекламное агентство «Новое» (мы работали в нем: проводили для него социологические опросы) совершить благотворительную акцию – изготовить и повесить в городе растяжку с надписью «Люди! Любите и уважайте друг друга!». Вдруг удастся уговорить!
В апреле в ЦКиНТ «Орбита» прошел городской фестиваль мини-тренингов и ролевых игр для молодежи «Ожерелье миров» по развитию толерантности. В прошлом году наша команда заняла в нем 1 место. В этом году мы тоже выставили команду от педагогов и воспитанников и мы единственная команда в городе, которая сумела наравне с педагогами пройти все сложные тренинги и ролевые игры!
А еще, когда мы думали, где бы нам применить полученные знания и опыт, как бы нам помочь большему количеству людей. И придумали! Для начала небольшое отступление. Дети нашего Дома традиционно большую часть летнего времени проводит в оздоровительных лагерях. Нам нравится там жить, участвовать в мероприятиях, выигрывать. Так что наши ребята к старшим классам волей-неволей становятся знатоками лагерной жизни. И вот, в 2009 году мы провели такой эксперимент. Несколько старшеклассников (14-17 лет) устроились работать в оздоровительный лагерь «Исетские зори». Из членов команды принимал участие в эксперименте Сергеев Иван. Мы так хорошо зарекомендовали себя летом, а также на зимней смене 2010 года, что начальник лагеря пригласил членов команды работать вожатыми летом 2011 года. Мы с радостью и гордостью приняли оказанную нам честь, еще и потому, что этот лагерь славится на всю область отличными условиями отдыха и хорошей досуговой программой. И вот, когда мы писали проект, мы подумали, что вот она – область применения наших знаний и умений! Мы поедем работать вожатыми, и там, в лагере, будем вкладывать в детские души наши мысли, идеи, чувства! Вот где пригодятся выученные игры, найденные стихотворения, поставленные спектакли! И вот, с благословения начальника лагеря Белексиу В.А. и разрешения нашего директора Фирсовой Н.Е. с апреля мы откроем на базе Дома «Школу креативных вожатых». В ней наш руководитель Лесунова Ю.Ю. (имеющая, кстати, 19-летний опыт работы вожатой и старшей вожатой в оздоровительных лагерях) научит нас и других молодых вожатых, как правильно воспитывать детей в лагере. Мы обобщили и свой опыт работы и то, что мы видели и в чем участвовали в лагерях областного и федерального значения. Несколько членов нашей команды ездили в международный лагерь «Орленок» (Сергеев Иван, Венедиктова Дарья, Гимадитдинов Евгений) и участвовали там в различных интересных проектах. Материалы, подготовленные к школе вожатых, смотри в Приложениях 8, 9, 10.
Вот такие у нас задумки. Кое-что уже сделано, что-то – в фазе реализации. Но, в любом случае, этот проект будет реализован, потому что наши задумки заинтересовали педагогов и актив Дома. Есть поддержка наших идей. Люди активно включаются в наши мероприятия. А значит – дело пошло!
Для того чтобы проект смотрелся более наглядно, представим его в виде таблицы.
Проект «Толерантность, открытость миру, эмпатия»
Цель проекта: укоренение в Доме духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
- развитие у детей черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
- Развитие у детей и взрослых способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными способами;
- Внедрять в практику деятельности взрослых и детей Дома новые формы работы по развитию толерантности.
Содержание деятельности
№ | Планируемое мероприятие | Сроки | Ответственный |
Уровень «Я» | |||
1 | Создание аутотренинга и введение его в практику жизнедеятельности воспитанников | апрель | Команда |
2 | Посещение командой тренинга по развитию толерантности | 4 четверть | Психолог Дома Ивановская И.А. |
3 | Ведение командой (и другими желающими) дневников по отслеживанию изменений в поведении | С 4 четверти | Команда, желающие дети Дома |
Уровень «Дом» | |||
1 | Разработка и принятие на Совете Дома Этического кодекса | апрель | Команда |
2 | Конкурс рисунков на тему толерантности. Для старшеклассников «Люди! Любите и уважайте друг друга!». Для младших школьников – «Ребята! Давайте жить дружно!» | март | Команда |
3 | Мастер-классы для детей и педагогов по обучению играм на развитие толерантности | май | Команда, руководитель команды Лесунова Ю.Ю. |
4 | Конкурс стихотворений и цитат великих людей о добре, равноправии, толерантности | Март-май | Команда |
5 | Цикл мероприятий. Направленных на изучение мировых культур, религий и пр. | Апрель - ноябрь | Воспитатели групп |
6 | Круглый стол для детей и педагогов по вопросам толерантности | Апрель | Команда, Лесунова Ю.Ю. |
7 | Подготовка команды малышей для участия в областном конкурсе «Интеллектуальная радуга» по теме «Путешествие по странам мира» | Апрель - май | Команда |
8 | Подготовка мюзикла «Золушка» | Май | Команда с привлечением желающих воспитанников |
9 | Создание брошюры по толерантности | Май | Команда |
10 | Месячник толерантного поведения «Ребята, давайте жить дружно!» | Май | Команда. Сообщество Дома |
11 | Специальный выпуск газеты Дома по данной теме | Май | Главный редактор газеты Лебедевич Яков |
12 | Игра по станциям «Приходите в гости к нам! | 1 июня | Команда, педагоги Дома |
13 | Создание фильма на данную тему | Сентябрь - декабрь | Видеостудия «СемьЯ» |
14 | Отмечание Международного дня толерантности | 16 ноября | Команда |
Уровень «Город» | |||
1 | Участие членов команды в социальном сатирическом спектакле «Поиск героя» | Декабрь – май | Лебедевич Яков, Сергеев Иван, Венедиктова Дарья, Гимадитдинов Евгений, Сысоева Варвара, Онкина Валентина |
2 | Конкурс листовок по теме. Распространение листовок в микрорайоне | Апрель-май | Команда, жители Дома |
3 | Конкурс плакатов по теме. Распространение плакатов в автобусах и троллейбусах | Апрель-май | Команда, жители Дома |
4 | Участие в городском фестивале мини-тренингов и ролевых игр для молодежи «Ожерелье миров» | Апрель | Команда, заинтересованные педагоги Дома, желающие воспитанники Дома |
5 | Социологический опрос по теме в городе | Май | Лебедевич Яков, главный редактор газеты «ТеремОК» |
6 | Выход на руководителя рекламного агентства «Новое» Бутырина С.Н. с просьбой о проведении благотворительной акции – изготовления растяжки и вывешивании ее на улице города «Люди! Любите и уважайте друг друга!» | Май | Лесунова Ю.Ю., команда |
Прогнозируемый результат
Реализация проекта должна привести к укоренению в Доме духа толерантности, развитию у детей черт толерантной личности, способной понимать и принимать важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.
Предполагаемый результат – личность, которой присущи:
- Принятие себя и других такими, какие они есть.
- Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.
- Обладание чувством юмора.
- Неприятие условностей, но без показного их игнорирования.
- Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений.
- Непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее.
- Открытое и честное поведение во всех ситуациях.
- Готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды.
- Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.
- Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших уч. заведений. М: 2009 год.
- Белова М.Б. Мы вместе // ж-л «Детский дом», № 1, 2011 год
- Белянина Л.Я. Как и для чего составляется психолого-педагогическая карта. //Классный руководитель №3, 2000 год.
- Воспитание и развитие детей в детском доме. Ред. сост. Иванова Н.П. Москва, 2008 год
- Караковский В. Воспитательная система обычной школы. //Народное образование №4, 2008 год.
- Куприянов Б. Советы отрядному вожатому детского загородного центра // ж-л «Воспитание школьников» № 5, 2007 год
- Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; из опыта школ г. Воронежа / Авт-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко, Москва, 2009 год
- Нравственное воспитание в средней школе / Сост. Тисленкова И.А.. Волгоград: Учитель, 2009 год
- Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов /под ред. Е.Н.Степанова, М.А. Александровой. М: ТЦ Сфера, 2009 год.
- Сайт www/DOZ.ORLONOK.ru
- Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Методическое пособие. М: Айрис Пресс. 2008 год.
- Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности), Москва, 2009 год
- Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. Тисленкова И.А. Волгоград: Учитель, 2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для 10 класса КВЕСТ "Открытие мира"
Мероприятие имеет следующие цели и задачи:1.Повышение мотивации школьников к участию в детско-взрослой общности по социальному преобразованию поселка.2.Способствовать расширени...
Межрегиональный фестиваль исследовательских работ "Открытие мира"
Исследовательский проект "Особенности модальных глаголов «могу» и «не могу» в английском и русском языке, их сходство и различие." Автор: Юноша Вале...
Заявка на участие в Открытии мира
Указаны темы научно-исследовательских работ...
Петербург - город открытый миру. 5 класс. Подлинные и стилизованные сфинксы в Петербурге. Выполни задания.
Петербург - город открытый миру. 5 класс. Подлинные и стилизованные сфинксы в Петербурге. Выполни задания. урок закрепление пройденного материала....
Приказ об участии в "Открытие Мира" НОУ
Приказ об участии в ноу "Открытие Мира"...
Итоги ВОШ, Слета НОУ,, фестиваля "Открытие мира"
Итоги ВОШ, Слета НОУ, фестиваля "Открытие мира" Приказы, грамоты, дипломы ....