Проект "Толерантность, открытость миру, эмпатия"
проект на тему

Лесунова Юлия Юрьевна

Коллективная работа педагога и воспитанников Синарского детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tolerantnost_otkrytost_miru_empatiya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Синарский детский дом» 

Проект «Толерантность, открытость миру, эмпатия»

Проект выполнили:

зам. дир. по ВР Лесунова Ю.Ю.

воспитанник Сергеев Иван

команда воспитанников

г. Каменск-Уральский

2012 год


Немало в жизни встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И  легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути,

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

М. Шехтер

Проект этот начался с одной фразы. С одного разговора. С одного раздумья. Было все так: В одном обычном разговоре (это был не спор, не дискуссия, так – повседневный треп) один мальчик из нашего Дома сказал: «Я бы расстрелял всех евреев, они страну развалили». Нас было несколько, все, пребывая от фразы в легком шоке, стали выспрашивать, откуда у «вундеркинда» такие сенсационные сведения? Пусть он поведает нам такие шокирующие факты! Но после перекрестных вопросов и долгой беседы оказалось, что никаких фактов, сведений, версий, историй, легенд, подтверждающих свою сентенцию, мальчик привести не может. Это просто – вбитая ему кем-то (возможно, его бабушкой) в детстве мысль. Он даже не знает ни одного реального человека (или медийное лицо) еврейской национальности. И вот мы (актив Дома) задумались над тем, как много в нас живет нетерпимости, предрассудков, каких-то нелепых установок, которые даже никакой фактической базой не подкреплены. Они сидят в нас, как аксиомы, и мы строим по ним свою жизнь, не задумываясь, что, порой, это просто чудовищные вещи. А как мы любим обобщения! На мозговом штурме мы вычленили из нашей жизни большое количество таких нелепых «постулатов». Вот несколько: «все армяне – чурки», «если ты хорошо учишься – ты ботаник, чушок», «все панки – грязные немытые, они не люди», «на Ленинском поселке живут только лохи». И много еще. У нас возникло такое чувство, что такие «мифы» создают специально. Как будто сидят где-то люди, томящиеся своей ущербностью, и думают, как бы найти себе кого-нибудь, кого можно назвать «врагом» и тихо ненавидеть. И ведь, кажется, находят! Если двоечник, значит, станет нетерпимым ко всем, кто хорошо учится. Если любитель рэпа – значит: «Ату, панки!» Если близко нет кого-то, кого можно сделать потенциальным врагом, значит надо подальше поискать. Кто там у нас понаехал? Да и только глобально, а и на каждом шагу можно встретить такую нетерпимость. Вот несколько примеров из жизни нашего Дома. «Ты по нашему отряду не ходи, мы же по твоему не ходим!» «Парни должны футболом заниматься, а не по сцене прыгать, не будь лохом!» «Тебе 15 лет, ты мужиком быть должен, а ты все на пяльцах вышиваешь. Девка!» Почему мы так нетерпимы к чужим увлечениям, поступкам, мыслям, идеям? Да и просто к Чужим?

Так мы вышли на проблему, которая, как нам кажется, присуща не только нам, нашему Дому, но и городу в целом. Мы-то в детском доме все знаем, что такое беда. Понимаем, что не нужно наступать на больное. Нам всем было уже в жизни так плохо, что другим приносить боль – рука не поднимается. А в других школах? Думается, что проблема эта актуальна для многих. Значит – вперед! Будем искать решение проблемы вместе!

Наша работа строилась таким образом:

  • Как уже было сказано, первым этапом было вычленение проблемы, выяснение ее актуальности для нашего учреждения, для города.
  • На втором этапе на мозговых штурмах была спланирована дальнейшая деятельность, распределены задания, даны установки для работы.
  • Следующий этап – получение информации из разных источников: библиотеки, Интернет, обобщение собственного опыта и опыта ОУ, изучение книг и периодической литературы.
  • Сведение всего теоретического материала по изучаемому вопросу вместе, мозговые штурмы по решению данной проблемы, составление программы деятельности
  • Оформление материалов домашнего задания, подготовка презентаций, фотографий и пр.

Итак, в этой работе мы представляем итоги нашей работы.

Для начала попытаемся разобраться в теории.

Мы узнали, что нетерпимость к чужому мнению, другим обычаям, национальностям и пр. называется интоллерантностью. И, напротив, терпимость, умение принять другое, не такое, как у тебя, называется «толерантность».

В русском языке существуют два слова со сходным значением -  толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает он «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Толерантность относится к особо значимым моральным качествам.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и  взаимодействовать с ними на основе согласия. Но толерантность не должна сводиться к  ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

У детей интолерантность принимает разные формы.

Проявления нетерпимости у детей:

  • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на того или иного человека или обстоятельства);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).

Толерантность не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее – реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью толерантности выступает: а) готовность и б) подготовленность человека к его сосуществованию с другими людьми,  и принятие их такими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее состояние, желание и способность положительного отношения к объекту (человеку, качеству личности и пр.); а подготовленность – практическое понимание, умение разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства.

Черты толерантной личности:

  • Расположенность к другим;
  • Снисходительность;
  • Терпение;
  • Чувство юмора;
  • Чуткость;
  • Доверие;
  • Альтруизм;
  • Терпимость к различиям;
  • Умение владеть собой
  • Доброжелательность;
  • Умение не осуждать других.

Если мы действительно хотим, чтобы все дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве модели поведения, необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.

Главное требование к ней состоит в том, что она должна объединять в неразрывном единстве три взаимосвязанных блока: знание о сущности толерантных отношений, практические навыки подобного поведения, переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей могут сыграть общие коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям.

В результате систематической работы над сплочением коллектива, когда культивируется взаимное уважение, принятие мыслей, идей других людей, открытость для взаимодействия с другими командами, обществом в целом должна сформироваться толерантная группа в целом и каждый ребенок в частности – это такая группа, в которой мы:

  • умеем внимательно слушать и слышать;
  • советуем и предлагаем;
  • желаем, сочувствуем, сопереживаем;
  • обеспечиваем всякую поддержку;
  • где царит согласие;
  • есть стремление во всем разобраться.

В воспитании толерантности особая роль отводится педагогу. Используя различные пути и средства в воспитании толерантности, очень важно, чтобы толерантным был сам педагог.

Смысл деятельность педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:

  1. к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
  2. к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и воспитанников;
  3. к проявлению педагогом толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность детей;
  4. к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
  5. к организации воспитательной работы, направленной на развитие толерантности: беседы, тренинги и пр.
  6. к организации встреч школьников с иными культурами, можно и заочно, через беседы, книги, Интернет, СМИ, содержащие информацию о других культурах, отражающие ценностные приоритеты.

Для развития толерантности наша команда может и должна:

  • взаимодействовать друг с другом  с любовью и во имя любви;
  • вовлекать в процесс общения сообщество;
  • поощрять совместную деятельность;
  • признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
  • формировать у себя чувство справедливости;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • создавать свободную и демократическую атмосферу в группе;
  • не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;
  • быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;
  • воспитывать в себе сопричастность;
  • быть примером для детей и сообщества;
  • показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;
  • уметь слушать;
  • выражать одобрение относительно того, что сделано;
  • поддерживать эмоциональные привязанности, развивать в группе чувство взаимного расположения;
  • давать членам группы возможность самостоятельно решать проблемы.

Проанализировав полученные знания, мы еще раз убедились, что данная проблема является актуальной для нас, да и всего городского сообщества. Бывают у нас случаи проявления нетерпимости у наших детей. И насмешки случаются, и обиды за оскорбления. И бывает, что стараемся найти виноватого за какие-то свои неблаговидные поступки, а не искать истоки ошибки в себе. Да, нужно создавать план работы над развитием толерантности в себе, в ближнем. И мы начали работать над этим проектом. Кстати, мы узнали много новых слов. Словарь терминов  смотри в Приложении 1.

Для начала определили, что проект будет состоять из трех частей и охватывать 3 целевые аудитории.

1 круг. События, направленные на изменения в себе лично. Мы подумали, что процесс воспитания нужно начинать всегда с себя. Нельзя с других требовать того, чего не делаешь сам.

2 круг. Действия, направленные на изменение сознания близких людей. Мы живем в детском доме, в разных отрядах. Для нас близкими людьми являются дети, живущие в детском доме и взрослые люди, которые работают в Доме. Это и воспитатели, и учителя, и администрация,  нянечки. Если мы, общими усилиями, сделаем так, чтобы в детском доме жить стало еще лучше, то мы все от этого и выиграем! Конечно, нельзя сказать, что у нас плохо. Мы все – большая семья – и взрослые, и дети. Но, как и в каждой семье, у нас тоже случаются ссоры, размолвки, недопонимания. И если их станет меньше, приятно будет осознавать, что это инициировали мы!

3 круг. Мероприятия, которые должны повлиять на городское сообщество. Конечно, здесь нам труднее добиться видимых результатов, но если даже мы заставим задуматься над проблемой людей, живущих в Каменске-Уральском, улыбнуться нашим рисункам, увидеть наши идеи – это уже будет результатом, тем движением, который заставит маятник качнуться и начать двигаться.

Итак, на штурмах мы определили для себя, что будем делать на каждом уровне реализации Программы.

Уровень «Я»

Здесь, во-первых, нужно менять свое сознание. Для этого мы решили разработать вместе с психологом специальный аутотренинг, который направлен на развитие в себе толерантности. Его нужно будет повторять хотя бы один раз в день, а также тогда, когда назревает или потенциально возможна какая-либо конфликтная ситуация. Смотри Приложение 2.

Еще мы решили, что нам не помешает еще и поддержка психолога. Поэтому мы попросим психолога дать нам тренинг по развитию толерантности (в 4 четверти).

Чтобы отследить изменения в своем поведении, мы подумали, что неплохо было бы вести дневники, где можно будет отслеживать и анализировать проявления толерантности и интолерантности. Смотри Приложение 3.

Уровень «Дом»

Для начала мы разработали Этический кодекс нашей команды и постарались ему следовать. Чтобы заинтересовать этим кодексом ребят из нашего Дома, мы хотим рассказать о нем на Совете Дома. Мы будет мотивировать Совет Дома на принятие Этического кодекса, введение его в быт Дома. Смотри Приложение 4.

На апрель мы запланировали большой «Круглый стол» для педагогов и детей Дома, где команда в доступной для всех форме даст материал, наработанный по теме, а затем на деловой игре сообщество Дома поработает с данной проблемой.

Решено поставить мюзикл «Золушка», который можно будет играть в других школах на праздниках конца учебного года. Спектакль будет предваряться и заключаться интерактивной частью, где зрителям в игровой форме мы донесем главную мысль нашего представления – Золушка получила награду в жизни, потому что никому в мире не сделала зла, она творила только добро, она была терпелива даже к врагам. Именно поэтому она стала в конце той, кем всегда была в душе – принцессой, женой прекрасного принца.

Мы запланировали и уже провели конкурс рисунков по теме. Для старшеклассников он назывался «Люди! Любите и уважайте друг друга!». Для малышей – «Ребята, давайте жить дружно!». Смотри Приложение 5.

В мае мы планируем создать брошюру «Ребята, давайте жить дружно!» в которую войдут советы, как научиться бесконфликтному общению, стихи о доброте, детские рисунки, фотографии и пр. Эту брошюру мы планируем распространять в Доме, в о/лагерях, школах, где учатся наши воспитанники.

На сентябрь 2013 года запланировано начать съемки фильма, где красной нитью проходит выбранная нами тема. Дело в том, что в детском доме есть видеостудия «СемьЯ», членами которой являются несколько человек нашей команды. В апреле-мае будет подыскиваться сценарий или написан свой, а со следующего учебного года начнутся съемки.

В мае 2013 года мы откроем в Доме месячник толерантного поведения «Ребята, давайте жить дружно!». Детям нашего Дома будут предложены «Школа этикета», конкурс на самую вежливую группу, акция «Чистое слово» (против употребления матерных выражений) и пр.

В ходе изучения данной темы мы нашли очень много игр на развитие толерантности. Смотри Приложение 6. Мы решили дать серию мастер-классов (с мая 2013 года), где научим детей и педагогов играть в эти игры.

Мы начали конкурс стихотворений и цитат о добре, равноправии, толерантности. Итоги подведем в мае. Смотри Приложение 7.

Воспитатели откликнулись на нашу просьбу и внесли в свой план работы знакомство детей с другими культурами. Дети должны знать про обычаи, религии, воззрения других народов, уметь принимать других людей такими, какие они есть.

Наша команда решила взять шефство над командой малышей, которая готовится к поездке на «Интеллектуальную радугу», тем более что тема конкурса как раз – «Путешествие по странам мира». Мы будем изучать Испанию, потому что некоторые наши дети ездят туда на каникулы.

В день защиты детей традиционную игру по станциям «Карусель» проведем на тему «Приходите в гости к нам», где дети всех групп будут ходить в гости друг к другу, дарить нарисованные открытки, обучать новым, найденным ими самими играм и т.д.

16 ноября – Международный день толерантности. Сделать традицией Дома отмечание этого дня.

Уровень «Город»

Тут мы придумали несколько реальных, пару фантастических проектов, а также написали уже те дела, которые мы делали еще до проекта.

Начнем с последнего. В сентябре Центр культуры и народного творчества «Орбита», который находится в нашем районе, предложил нам участвовать в постановке социального сатирического спектакля «Поиск героя», потому что нас знают в городе как КВНщиков и танцоров. 5 человек из нашей команды задействованы в постановке. Спектакль о том, как уживаются вместе Змей Горыныч (дракон) и жители деревни. Как они научились друг с другом взаимодействовать, несмотря на то, что являются врагами. Их сосуществование даже приводит к развитию людей, их прогрессу. Поэтому мы считаем, что это наша деятельность – как раз в ключе нашего проекта. Премьера спектакля прошла 28 декабря. Далее спектакли пройдут в феврале – мае по плану ЦКиНТ «Орбита».

Спектакль «Золушка», поставленный в Доме, также пойдет «на экспорт» в близлежащие школы.

В мае мы проведем две акции: развесим листовки на подъезды в микрорайоны и плакаты в автобусы и троллейбусы на данную тему. Конкурсы листовок и плакатов проведем заранее в Доме.

По предложению главного редактора газеты Дома «ТеремОК» будет проведен социологический опрос в городе, результаты которого будут приведены в выпуске газеты, специально посвященном теме толерантности.

Есть задумка просить рекламное агентство «Новое» (мы работали в нем: проводили для него социологические опросы) совершить благотворительную акцию – изготовить и повесить в городе растяжку с надписью «Люди! Любите и уважайте друг друга!». Вдруг удастся уговорить!

В апреле в ЦКиНТ «Орбита» прошел городской фестиваль мини-тренингов и ролевых игр для молодежи «Ожерелье миров» по развитию толерантности. В прошлом году наша команда заняла в нем 1 место. В этом году мы тоже выставили команду от педагогов и воспитанников и мы единственная команда в городе, которая сумела наравне с педагогами пройти все сложные тренинги и ролевые игры!

А еще, когда мы думали, где бы нам применить полученные знания и опыт, как бы нам помочь большему количеству людей. И придумали! Для начала небольшое отступление. Дети нашего Дома традиционно большую часть летнего времени проводит в оздоровительных лагерях. Нам нравится там жить, участвовать в мероприятиях, выигрывать. Так что наши ребята к старшим классам волей-неволей становятся знатоками лагерной жизни. И вот, в 2009 году мы провели такой эксперимент. Несколько старшеклассников (14-17 лет) устроились работать в оздоровительный лагерь «Исетские зори». Из членов команды принимал участие в эксперименте Сергеев Иван. Мы так хорошо зарекомендовали себя летом, а также на зимней смене 2010 года, что начальник лагеря пригласил членов команды работать вожатыми летом 2011 года. Мы с радостью и гордостью приняли оказанную нам честь, еще и потому, что этот лагерь славится на всю область отличными условиями отдыха и хорошей досуговой программой. И вот, когда мы писали проект, мы подумали, что вот она – область применения наших знаний и умений! Мы поедем работать вожатыми, и там, в лагере, будем вкладывать в детские души наши мысли, идеи, чувства! Вот где пригодятся выученные игры, найденные стихотворения, поставленные спектакли! И вот, с благословения начальника лагеря Белексиу В.А. и разрешения нашего директора Фирсовой Н.Е. с апреля мы откроем на базе Дома «Школу креативных вожатых». В ней наш руководитель Лесунова Ю.Ю. (имеющая, кстати, 19-летний опыт работы вожатой и старшей вожатой в оздоровительных лагерях) научит нас и других молодых вожатых, как правильно воспитывать детей в лагере. Мы обобщили и свой опыт работы и то, что мы видели и в чем участвовали в лагерях областного и федерального значения. Несколько членов нашей команды ездили в международный лагерь «Орленок» (Сергеев Иван, Венедиктова Дарья, Гимадитдинов Евгений) и участвовали там в различных интересных проектах. Материалы, подготовленные к школе вожатых, смотри в Приложениях 8, 9, 10.

Вот такие у нас задумки. Кое-что уже сделано, что-то – в фазе реализации. Но, в любом случае, этот проект будет реализован, потому что наши задумки заинтересовали педагогов и актив Дома. Есть поддержка наших идей. Люди активно включаются в наши мероприятия. А значит – дело пошло!

Для того чтобы проект смотрелся более наглядно, представим его в виде таблицы.


Проект «Толерантность, открытость миру, эмпатия»

Цель проекта: укоренение в Доме духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Задачи:

  • развитие у детей черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • Развитие у детей и взрослых способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными способами;
  • Внедрять в практику деятельности взрослых и детей Дома новые формы работы по развитию толерантности.

Содержание деятельности

Планируемое мероприятие

Сроки

Ответственный

Уровень «Я»

1

Создание аутотренинга и введение его в практику жизнедеятельности воспитанников

апрель

Команда

2

Посещение командой тренинга по развитию толерантности

4 четверть

Психолог Дома Ивановская И.А.

3

Ведение командой (и другими желающими) дневников по отслеживанию изменений в поведении

С 4 четверти

Команда, желающие дети Дома

Уровень «Дом»

1

Разработка и принятие на Совете Дома Этического кодекса

апрель

Команда

2

Конкурс рисунков на тему толерантности. Для старшеклассников «Люди! Любите и уважайте друг друга!». Для младших школьников – «Ребята! Давайте жить дружно!»

март

Команда

3

Мастер-классы для детей и педагогов по обучению играм на развитие толерантности

май

Команда, руководитель команды Лесунова Ю.Ю.

4

Конкурс стихотворений и цитат великих людей о добре, равноправии, толерантности

Март-май

Команда

5

Цикл мероприятий. Направленных на изучение мировых культур, религий и пр.

Апрель - ноябрь

Воспитатели групп

6

Круглый стол для детей и педагогов по вопросам толерантности

Апрель

Команда, Лесунова Ю.Ю.

7

Подготовка команды малышей для участия в областном конкурсе «Интеллектуальная радуга» по теме «Путешествие по странам мира»

Апрель - май

Команда

8

Подготовка мюзикла «Золушка»

Май

Команда с привлечением желающих воспитанников

9

Создание брошюры по толерантности

Май

Команда

10

Месячник толерантного поведения «Ребята, давайте жить дружно!»

Май

Команда. Сообщество Дома

11

Специальный выпуск газеты Дома по данной теме

Май

Главный редактор газеты Лебедевич Яков

12

Игра по станциям «Приходите в гости к нам!

1 июня

Команда, педагоги Дома

13

Создание фильма на данную тему

Сентябрь - декабрь

Видеостудия «СемьЯ»

14

Отмечание Международного дня толерантности

16 ноября

Команда

Уровень «Город»

1

Участие членов команды в социальном сатирическом спектакле «Поиск героя»

Декабрь – май

Лебедевич Яков, Сергеев Иван, Венедиктова Дарья, Гимадитдинов Евгений, Сысоева Варвара, Онкина Валентина

2

Конкурс листовок по теме. Распространение листовок в микрорайоне

Апрель-май

Команда, жители Дома

3

Конкурс плакатов по теме. Распространение плакатов в автобусах и троллейбусах

Апрель-май

Команда, жители Дома

4

Участие в городском фестивале мини-тренингов и ролевых игр для молодежи «Ожерелье миров»

Апрель  

Команда, заинтересованные педагоги Дома, желающие воспитанники Дома

5

Социологический опрос по теме в городе

Май

Лебедевич Яков, главный редактор газеты «ТеремОК»

6

Выход на руководителя рекламного агентства «Новое» Бутырина С.Н. с просьбой о проведении благотворительной акции – изготовления растяжки и вывешивании ее на улице города «Люди! Любите и уважайте друг друга!»

Май

Лесунова Ю.Ю., команда

Прогнозируемый результат

Реализация проекта должна привести к укоренению в Доме духа толерантности, развитию у детей черт толерантной личности, способной понимать и принимать важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.

Предполагаемый результат – личность, которой присущи:

  • Принятие себя и других такими, какие они есть.
  • Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.
  • Обладание чувством юмора.
  • Неприятие условностей, но без показного их игнорирования.
  • Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений.
  • Непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее.
  • Открытое и честное поведение во всех ситуациях.
  • Готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды.
  • Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее.
  • Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших уч. заведений. М: 2009 год.
  2. Белова М.Б. Мы вместе // ж-л «Детский дом», № 1, 2011 год
  3. Белянина Л.Я. Как и для чего составляется психолого-педагогическая карта. //Классный руководитель №3, 2000 год.
  4. Воспитание и развитие детей в детском доме. Ред. сост. Иванова Н.П. Москва, 2008 год
  5. Караковский В. Воспитательная система обычной школы. //Народное образование №4, 2008 год.
  6. Куприянов Б. Советы отрядному вожатому детского загородного центра // ж-л «Воспитание школьников» № 5, 2007 год
  7. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; из опыта школ г. Воронежа / Авт-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко, Москва, 2009 год
  8. Нравственное воспитание в средней школе / Сост. Тисленкова И.А.. Волгоград: Учитель, 2009 год
  9. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов /под ред. Е.Н.Степанова, М.А. Александровой. М: ТЦ Сфера, 2009 год.
  10. Сайт www/DOZ.ORLONOK.ru
  11. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Методическое пособие. М: Айрис Пресс. 2008 год.
  12. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности), Москва, 2009 год
  13. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. Тисленкова И.А. Волгоград: Учитель, 2007 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 10 класса КВЕСТ "Открытие мира"

Мероприятие имеет следующие цели и задачи:1.Повышение мотивации  школьников к  участию в детско-взрослой общности по  социальному преобразованию  поселка.2.Способствовать расширени...

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ "Открытие мира"

Исследовательский проект "Особенности модальных глаголов «могу» и «не могу» в английском  и русском  языке,  их сходство и различие." Автор: Юноша Вале...

Заявка на участие в Открытии мира

Указаны темы научно-исследовательских работ...

Петербург - город открытый миру. 5 класс. Подлинные и стилизованные сфинксы в Петербурге. Выполни задания.

Петербург - город открытый миру. 5 класс. Подлинные и стилизованные сфинксы в Петербурге. Выполни задания. урок закрепление пройденного материала....

Приказ об участии в "Открытие Мира" НОУ

Приказ об участии в ноу "Открытие Мира"...

Итоги ВОШ, Слета НОУ,, фестиваля "Открытие мира"

Итоги ВОШ, Слета НОУ, фестиваля "Открытие мира" Приказы, грамоты, дипломы ....