СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал на тему

Хасбиева Альбина Назифовна

Коррекционное занятие с млашими школьниками поведенческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час для младших школьников с нарушенными

межличностными отношениями в коллективе

(сказка «Звездная страна»)

Классный час подобной тематики проводится в коллективе младших школьников с низкой сплоченностью и нарушенными взаимоотношениями внутри группы. Наиболее эффективным будет его проведение среди школьников, в группе которых имеется аутсайдер - не принимаемый другими сверстник.

На этом занятии психолог читает или рассказывает сказку «Звездная страна». Другим вариантом знакомства с ее содержанием будет постановка кукольного спектакля.

Вводный комментарий

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.

Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.

Сказка «Звездная страна»

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не былосреди них ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич - и закипела в нем зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.

И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.

  • А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки.
  • Все очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,- учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.

Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

-        Эй, ты,- крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты
чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая...Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...

Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

-        Эй, громадина,- крикнул он большой зелёной звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха...

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

-        Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люська. - Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.

-        Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

  • Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
  • Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.

-        Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.

И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.

А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.

А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

Вопросы для обсуждения

  1. Итак, вы прослушали удивительную историю. О чем она?
  2. Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?

Заключительный комментарий

История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.

Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И еще многому другому учит эта сказка.

А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.

Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем ее концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории.

Психотерапевтическое задание

Давайте поможем вашей однокласснице Наде К. засиять сегодня разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в ее душе. Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Наде, какие добрые дела она совершила.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Надежда».

После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.

Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Надя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо! Пусть эта звездочка повесит несколько дней в классе, а потом можно отдать ребенку домой.

Из опыта работы

Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».

В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места, какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села, и учительница села. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло.

Этот классный час был проведен нами во 2-м и 3-м классах, дал хорошие результаты. А однажды я использовала его в 9-м классе по просьбе классного руководителя, так как у ребят обострился конфликт с учителем географии. И звездочкой в этой ситуации был учитель. После окончания работы и я, и классный руководитель испытывали чувство разочарования. Нам казалось, что мы «не достучались» до ребят, что ребята ничего не поняли. Но совершенно неожиданно отношения класса с учителем географии наладились.

В такой ситуации полезно отдельно поработать с учителем, потерявшим контакт с классом. Тогда в роли звездочки будет весь классный коллектив, а зажень звезду должен учитель.

Однажды, выступая в г. Апшеронске перед слушателями курсов повышения квалификации, я рассказывала о формах работы с детьми и показывала, как можно интересно построить психологический час. В результате слушатели курсов зажгли звезду под названием «Мы». Каждый на лучике написал, что есть доброго и хорошего в его душе, за что он себя любит, ценит, уважает. Такой вариант тоже очень интересен, видно какие качества преобладают в коллективе, какие ценности выходят на первый план.

Классный час для младших школьников

с проявлениями тревожности

 (сказка «Как лошадка Лу стала храброй»)

Описанная ниже работа будет полезна для школьников в плане профилактики немотивированных страхов, расширения их эмоционального опыта в ситуациях межличностного взаимодействия. Для работы понадобится «волшебный туннель» (несколько столов сдвинуты вместе и на них накинута ткань до самого пола), черный картон, ножницы, скотч, клубок толстых ниток.

Перед началом работы психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они запомнили из того и использовали как новый опыт. Психолог уточняет, помогло ли им в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

Вводный комментарий

Дорогие ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в увлекательное путешествие. Но чтобы попасть в сказку, необходимо пройти через волшебный туннель. Задание это непростое. Помогайте друг другу, поддерживайте товарищей добрым словом, хлопками в ладоши. Покажите, как вы будете помогать своим одноклассникам.

Вот мы и оказались в сказочной стране! Молодцы, ребята, вы хорошо помогали друг другу, проявили настоящую храбрость, когда проходили через темный туннель.

А теперь пришло время послушать удивительную историю.

Сказка «Как лошадка Лу стала   храброй»

Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его успокаивала:

-        Ничего, найдутся друзья и на новом месте.

Но они почему то не находились... Ослик Ра уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей никого. «Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет»,- думал Ра.

И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудесные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.

-        Ну, наконец-то хоть один ребенок!- обрадовался Ра.

Ослик, перепрыгивая через три ступеньки, вылетел во двор и подошел к незнакомке.

  • Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А тебя как?
  • Ра? Очень странное имя.
  • Это сокращенно. А вообще-то, по-настоящему мама назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому можно просто Ра.
  • А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому что я родилась беленькой, и той ночью на небе сияла огромная белая луна.
  • Здорово! Лу, давай с тобой дружить.
  • Я боюсь.
  • Чего ты боишься? Дружить?!
  • Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень больно.
  • Да никогда в жизни! - заверил ослик.
  • Давай играть в догонялки! - весело предложил Ра.
  • Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу. Ра с удивлением посмотрел на лошадку.
  • Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне отличные краски.

-        Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будут ругать родители.

-        Послушай, Лу, что ты все заладила: боюсь...боюсь...боюсь... А есть ли на свете что-то, чего ты не боишься?

Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила:

  • Нет. Я всего боюсь.
  • Ну почему? Почему?
  • Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны, нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея не пришла. Никто не знает, почему. Может, приглашение не получила. Эта фея - хранительница храбрости. Вот почему я всего боюсь. Во мне нет ни капельки храбрости. Ее место занял разросшийся страх.

Ослик Ра задумался.

  • Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не можешь веселиться, бегать, прыгать, играть. Надо найти фею - хранительницу храбрости. Пусть она поделится с тобой таким важным чувством.
  • Что ты! Я боюсь. Фея живет очень далеко.
  • Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь от страха как осиновый листок, или отправишься добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда рядом. А для того, чтобы тебе было легче в пути, я сочинил про нас с тобой песенку.
  • Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?

Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песен. -Слушай! И ослик Ра запел:

                                          Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,

                                          Мы желаем всем добра!

Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,

В беде другу помогу!

Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,

Стань, лошадка Лу храбра!

Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновение про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее верный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он напевал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное препятствие, хотя было, конечно, очень страшно.

Наконец-то они добрались до феи - хранительницы храбрости. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика,сказала:

  • Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на котором ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, поборов страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с преодолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем больше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!
  • Я - храбрая? - Лошадка округлила от удивления глаза.
  • Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.
  • Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.
  • За что? Я ничего особенного не сделал.

-        За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.

Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.

-        В этой шкатулке хранится волшебная темнота. Теперь вы можете помогать детям избавляться от страхов. Из этой волшебной темноты можно вырезать обыкновенными ножницами любые страхи и сажать их на цепь.

Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею. Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!

Вопросы для обсуждения

  1. Как удалось лошадке справиться со своими страхами? Кто ей помогал?
  2. Как помогал ослик?
  3. Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке?
  4. Какие страхи живут в вашей душе?

Психотерапевтическое задание

После того как дети расскажут, чего они боятся, психолог дает каждому лист черного картона и ножницы. Взрослый говорит, что в сказочной стране нечего бояться. Ведь мы, - говорит он, - волшебники. Даже темноту можем взять в руки. Это не просто лист картона - это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они любезно поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас мы это увидим. Наши чудесные руки помогут появиться тем, кто раньше вызывал у нас страх. Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной темноты то, чего вы боитесь.

Дети вырезают разные «страхи». Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму, другие не имеют названия и четкой формы. Иногда дети сначала рисуют свои страхи и только потом вырезают. Пусть делают так, как им хочется. Главное, что ребенок вынесет свой страх вовне. Это значит, он его почти преодолел.

Дети, пострадавшие от наводнения, вырезали специфические страхи: воду, реку (боялись утонуть), солнце (боялись, что обожжет), сердце (страшно, что остановится).

К вырезанной ребенком фигурке прикрепляется скотчем толстая нить длиной 15-20 сантиметров, чтобы ребенку было удобно держать куклу-страх. Психолог при этом говорит: «Дорогие волшебники, в сказочной стране можно наши страхи посадить на цепь, как злую собаку».

Когда все куклы готовы, можно спроецировать куклу на экран. Экран делается из большой коробки, дно которой вырезается и заменяется достаточно тонким листом бумаги. За экраном ставится лампа. Если такой возможности нет, можно просто демонстрировать страхи на прикрепленном к стене ватмане или белой пластиковой доске. Но, если использовать экран, то получается настоящий театр теней. Каждый ребенок подходит к экрану и, комментируя свои действия, учится управлять куклой-страхом.

Затем каждый ребенок по очереди может, демонстрируя свою куклу, рассказать о ней историю (по желанию.) Психолог спрашивает: «Кажутся ли вам ваши куклы такими же страшными, как и раньше?». Обычно к концу занятия отношение к кукле-страху меняется, перестает быть тревожащим.

Заключительный комментарий

Все страшное уходит, говорит психолог, когда мы перестаем его бояться. Наши куклы показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками! все, что хотите. Вы можете сложить их в волшебный ларец, который хранится в сказке, и из него никто не сможет выйти.

Обычно дети делают несколько кукол-страхов. Кто-то в конце занятия рвет и выбрасывает в урну, кто-то кладет в волшебный ларец, а кто-то берет домой. В практике был случай, когда девочка боялась милиции. Она вырезала милицейскую машину и на занятии не могла с ней расстаться. А дома повесила свою куклу-страх на ручку входной двери. Позже выяснилось, что бабушка пугала ребенка милицией. Доверяйте детям. Они прекрасно чувствуют, как следует поступить со своей куклой-страхом.

Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня. Затем психолог подводит итоги занятия. Он возвращается к событиям занятия, отмечает заслуги детей, подчеркивает важность приобретенного опыта, проговаривает конкретные жизненные ситуации, где бы этот опыт ребята могли использовать.

Через волшебный туннель дети возвращаются из сказки.

Классный час для школьников с проявлениями

Агрессивности

 («Сказка про обыкновенного мальчика,

с которым произошла необыкновенная история»)

Проведение описанного ниже мероприятия даст возможность обратиться к детям с неконтролируемыми агрессивными реакциями и показать им приемлемые способы разрядки накопившейся отрицательной энергии.

Вводный комментарий

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное сказочное путешествие. А попасть в сказку поможет нам вот этот замечательный волшебный попугай. Психолог надевает пальчиковую куклу-попугая. Приготовьте, ребята, левую ладошку, попугай прилетит к каждому из вас и поцелует нежно в ладошку. Так он сообщает нам, что всех очень любит, независимо от цвета кожи, цвета волос и глаз, он любит каждого из вас независимо от оценок, стоящих в ваших тетрадях и дневниках, он любит вас просто за то, что вы есть.

Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем удивительную историю.

«Сказка про обыкновенного мальчика, с которым

ПРОИЗОШЛА НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Жил-был на свете мальчик. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Но очень уж любил этот мальчик смеяться над другими, а иногда при случае и стукнуть мог. Больше всех доставалось тому, кто был послабее и за себя постоять не мог.

Увидит мальчик полненькую девочку и орет на всю улицу:

-        Жиромясокомбинат! Жиромясокомбинат!

И хохочет во все горло. А бывало, что еще и швырнет снежком или камешком. А девчонка бедная готова сквозь асфальт провалиться. Увидит мальчик кого-нибудь из ребят в очках, кричит:

-        Очкарик! Очкарик! У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!
И заливается смехом.

Однажды его соседка по парте случайно получила двойку. Уж как мальчик радовался, как ликовал! Кривил в усмешке губы и шептал презрительно соседке:

-        Двоечница!

А та взглянула на него строго своими огромными серыми глазами и спокойно ответила:

-        На месте всех кого обидишь, однажды сам себя увидишь!
Мальчик, конечно, не поверил, но смеяться ему почему-то рас
хотелось.

Однажды с ним произошла совершенно необыкновенная история. Как-то пришел он из школы домой, бросил в угол портфель, включил музыку и развалился в своем любимом кресле. Вдруг чувствует, что с телом его что-то неладное творится. Будто и не тело вовсе, а тесто сдобное дрожжевое вместо него поднимается, расплывается во все стороны до невероятных размеров, аж в кресле сидеть тесно стало. Подбежал мальчик к зеркалу, глянул, а оттуда на него толстяк смотрит. Таких толстых ему еще видеть не приходилось. А когда понял мальчик, что в зеркале его отражение, что это он сам так жиром заплыл, от обиды и страха слезы на глазах выступили. Взял он с полки книгу «Полезные советы», решил почитать, может там написано про такой случай, который с ним приключился. А прочитать-то не может, с глазами что-то неладное творится, буквы сливаются, слова не различить. Пришлось бабушкины очки надеть. Но ничего в книге о чудесах, которые   с   ним   приключились,   мальчик   не   нашел.   Погоревал погоревал - да делать нечего. Надо за уроки приниматься. Открыл дневник, а там... От такого количества двоек даже бабушкины очки на лоб полезли:

-        Откуда столько двоек? Ведь меня сегодня не спрашивали. Ладно,
уж толстым стал, очки нёсить приходиться, но столько двоек - это
слишком!

И мальчик горько зарыдал. Теперь он вспомнил слова соседки по парте «На месте тех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь!» Мальчик искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках, мысленно просил прощения у тех, кого он когда-то обидел. А слезы все текли и текли.

Вдруг раздался звон колокольчиков, и сквозь балконную дверь выплыло розовое облако, которое затем превратилось в прекрасную фею. Мальчик так удивился, что перестал плакать. Странно, но фея почему-то напоминала соседку по парте. Может быть оттого, что у нее были тоже огромные серые глаза. Но еще больше мальчик удивился, когда фея заговорила маминым голосом:

  • Знаю, мой мальчик, от чего ты печален. Знаю обо всем, что с тобой приключилось. Чему же научила тебя эта история?
  • Я больше никогда не буду обижать других, смеяться над ними. Потому что это гадко и подло.
  • Неужели, мой мальчик, чтобы понять это, тебе обязательно нужно было побывать на месте обиженных тобой ребят? Ну что ж, лучше поздно понять, чем никогда. Я подарю тебе на память волшебную ромашку. Если вдруг вздумаешь кого-нибудь еще обидеть, посмотри в середину цветка и увидишь как в зеркале всю историю, которая сегодня с тобой приключилась.

Фея дотронулась до мальчика волшебной палочкой и розовым облачком выпорхнула через балконную дверь.

Очнулся мальчик. Подушка вся от слез мокрая, рядом книга «Полезные советы» и бабушкины очки лежат. Подбежал к зеркалу. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Книгу раскрыл, все прекрасно без очков прочесть может, в дневнике двоек как не бывало. «Приснилось», - подумал он. Глядь, а на подоконнике стоит горшочек с волшебной ромашкой.

С тех пор мальчик никого не обижает, а другим, кто этим занимается, говорит:

- На месте всех кого обидишь, однажды сам себя увидишь!

Вопросы для обсуждения

9

  1. Что произошло с мальчиком?
  2. Почему это случилось именно с ним?
  3. Про какие случаи из вашей жизни напомнила вам эта история
  4. Кого обижали хоть раз в жизни?
  5. А кто сам обижал других?
  6. Чему учит сказка?

Заключительный комментарий

Да, сказка учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том, что и добро и зло возвращаются. Поступайте с другими всегда так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, дабы не увидеть однажды себя на месте обиженных вами людей.

Представьте себе, что каждый из вас король своей страны по имени Душа. В этой стране живут всевозможные слуги-чувства: радость, злость, ненависть, любовь, страх, грусть, гнев и другие. Что произойдет, если вдруг слуги перестанут слушаться короля? А настоящего короля слуги всегда слушаются. Как же стать настоящим королем своим слугам? Тут на помощь приходят специальные психологические упражнения, с помощью которых можно снять напряжение, избавиться от избытка отрицательной энергии, не причинив при этом вред другим.

Психотерапевтические задания

«Храм тишины». Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счет семь закройте глаза.

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, на выражение их лиц, на их фигуры... Заметьте, что некоторые из них выглядят встрево ясенными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, на его скорость, шум... Гудят автомобили, визжат тормоза..-Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поздороваетесь с этим человеком? Или прейдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Большая вывеска его гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь в полной и глубокой тишине...

Когда вы захотите покинуть это здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к «Храму тишины», чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда!

На счет семь медленно отрываем глаза. Глубоко вдохните, выдохните.

Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями. Изменилось ли ваше состояние?

«Поплавок в океане». Если вы почувствуете, что в стрессовой ситуации у вас возникает внутреннее напряжение, если вы опасаетесь потерять контроль над собой, вам поможет это упражнение.

Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, карты, компаса, руля, весел... Вы движетесь туда, куда вас несут ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность...

Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку воды под собой, поддерживающую вас... Прислушайтесь, какие другие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

На счет семь медленно открываем глаза. Глубоко вдохните, выдохните. Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, сегодня путешествуя, вы послушали сказочную историю про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история, учились выполнять психологические упражнения, помогающие снять напряжение, накопившуюся отрицательную энергию. Давайте зачерпнем из этого удивительного, волшебного круга чудесного опыта, который сегодня получили, путешествуя по сказке. Пусть этот опыт помогает вам в жизни бережнее относиться к окружающим, быть настоящим королем в стране чувств, учиться безвредным способам разрядки напряжения и отрицательной энергии.

Пришла пора возвращаться. Сейчас волшебный попугай попрощается с вами и вы вернетесь обратно в класс. Попугай ласково поцелует каждого в левую ладошку, показывая тем самым, как он всех любит. Любит всех независимо от цвета кожи, независимо от цвета глаз и волос, независимо от оценок в ваших тетрадях и дневниках. Он вас любит просто за то, что вы есть.

Классный час для младших школьников по вопросам

взаимоотношений мальчиков и девочек

(сказка «Серебрины и Серебрята»)

Проведение данного воспитательного занятия служит развитию коммуникативных навыков детей в построении конструктивных взаимоотношений между мальчиками и девочками при понимании психосоциальных различий между полами.

Как и на предыдущем занятии, психолог создаст настрой на работу тем, что будет задавать вопросы о том, как им помогло в жизни то, чем они занимались в прошлый раз.

Вводный комментарий

Дорогие ребята, сегодня нас снова ждет увлекательное путешествие. На этот раз, чтобы очутиться в сказочной стране, необходимо три раза повторить волшебное заклинанье: «Кара-тара-бара-бум!». Смотрите, не забудьте про него, а то мы не сможем вернуться назад. 

Сказка «Серебрины и Серебрята»

В серебристом царстве в серебристом государстве жили-были маленькие принцессы Серебрины и маленькие принцы Серебрята. Мамы принцесс немножко баловали, говорили, что они самые умные, самые красивые. А Серебрят воспитывали строго. Им постоянно повторяли, что девочек обижать нельзя, что нужно их всегда защищать. А мальчики, мол, должны быть сильными, не имеют, мол, они права проявлять свои чувства, даже плакать мальчикам не полагается, немужское, мол, это дело.

Да, видно, перехвалили мамы Серебрин. Возомнили те о себе не весть что. Не стало от них Серебрятам житья. То щиплются, то царапаются, то пеналом по голове лупят, то обзываются. Выведут Серебрят из терпения, и только те вздумают отпор дать, Серебрины визжать начинают:

- Девочек обижать нельзя, девочек надо защищать, девочкам надо уступать.

Да еще к мамам бегут жаловаться, мол, какие Серебрята грубые, какие невоспитанные. И достаются Серебрятам ни за что ни про что несправедливые наказания. Ну не стало маленьким принцам из-за принцесс никакого житья. Сидят они однажды на камушке своем любимом у озера, горькую думу думают. Как же им дальше жить? Вдруг слышат, пищит кто-то жалобно, вроде как помощи просит. Оказалось, что это голубка в колючих кустах запуталась. Помогли ей Серебрята. А голубка-то непростая оказалась. Это, оказывается, была волшебница добрая Голубина. Поблагодарила она Серебрят, расспросила про жйтье-бытье и подарила на память платочек. А платочек то непростой. Наполовину - белый, наполовину - серебряный. Махнешь белым концом вверх - обратишься в белых' голубей, махнешь серебряным концом снова в принцев Серебрят обернешься.

Вот как-то раз, устав от нападок и насмешек Серебрин, махнули белым концом платка Серебрята, превратились в белых голубей и полетели свободными птицами куда глаза глядят, а платочек то забыли с собой прихватить. Подхватил его Черный Ворон и унес в свое воронье царство. Век теперь маленьким принцам голубочками быть.

А между тем надо сказать, что время в серебристом царстве в серебристом государстве бежало не по дням, а по часам. Оглянуться не успели, а маленькие принцессы уже невестами стали. Красивые, ладные, как на подбор. Замуж пора выдавать, а женихов-то нет. Куда делись принцы Серебрята? Может, сгинули вовсе? Никто не знает, никто не ведает. А замуж-то страсть как охота Серебринам. Что же делать? Где же суженых то искать?

Отправились они к старой гадалке Варваре про судьбу разузнать. А та им и рассказала, что, мол, из-за вашего характера дурного, придирок да издевательств разных обернулись принцы голубочками, чтоб на свободе полетать, не слышать слов ваших грубых и злых, да вот беда приключилась, унес Ворон платочек волшебный в свое царство, и не могут голубочки обратно в принцев обернуться. Так что делать нечего, хочешь замуж - иди добывай платочек волшебный. Отправились Серебрины в воронье царство, господину Ворону в услуженье. Три долгих года заставил Ворон Серебрин на себя работать, самую черную работу поручал делать. Да еще условие поставил, чтоб ни одного злого, недоброго слова не слышал от Серебрин, а иначе за одно грубое слово обещал на целый год срок службы продлить.

Тяжело пришлось принцессам, уж не раз покаялись они, что Серебрят обижали. За время службы у Ворона стали принцессы ласковее, нежнее, добрее, терпеливее. Ворон слово свое сдержал, вернул платочек.

Серебрины вернулись домой. Насыпали они на платочек угощенья: зернышек разных, крошечек вкусных. Слетелись на пир голубочки. Как все склевали, взмахнули серебряным концом платочка волшебного и обернулись снова принцами Серебрятами. Удивились очень переменам, которые с Серебринами произошли. И хоть раньше думали, что лучше век голубями летать, чем на таких злюках-клюках жениться, изменили свое решение. Скромные да ласковые, добрые да приветливые - кому ж не понравятся? Выбрали себе невест Серебрята. И гуляло свадьбу серебряное государство три дня и три ночи подряд. Стали жить Серебрята с Серебринами дружно и счастливо, и по сей день так живут.

Вопросы для обсуждения

  1. Почему Серебрята захотели улететь?
  2. Почему Серебрины решили их вернуть?
  3. Какие испытания пришлось выдержать принцессам?
  4. Что приобрели они, пройдя испытания?
  5. Почему принцы все же женились на принцессах, хотя раньше не хотели этого делать?
  6. Чему учит эта сказка?

Заключительный комментарий

В каждом человеке есть два начала: мужское и женское. Проявление мужского начала заметно через решительность, смелость, мужество, стремление к лидерству, силу, волю, состязательность и другое. Женское начало проявляется через аккуратность, мягкость, доброту, терпение, нежность, сопереживание, чуткость и другим. Эти два начала дополняют друг друга. Естественно, что у мальчиков преобладает мужское начало, а у девочек - женское.

Но бывает так, что у девочек берет верх мужское начало. Что тогда происходит? А происходит то, что произошло с принцессами в сказке: своим грубым поведением они оттолкнули от себя принцев. А если у мальчиков вдруг берет верх женское начало, то они становятся плаксивыми и теряют уважение девочек. Лучшие черты мальчиков должны быть присущи девочкам, лучшие качества девочек -мальчикам. Так, девочки тоже должны быть логичны, справедливы, дисциплинированны и великодушны, а мальчики - терпеливы, эмоционально чутки, добры. Это очень важно. И все-таки у мальчиков свой путь, у девочек - свой, и мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, будущего отца семейства, а девочки - истинную женщину, будущую мать.

Психотерапевтическое задание

«Волшебное ожерелье». Дорогие ребята, волшебница Голубина подарила нам необычный клубочек, с его помощью мы создадим для каждого волшебное ожерелье. Клубочек передается по кругу, и каждый из нас отмерит нить, перекидывая ее через шею.

Заранее приготовлены нити длиной около 10 сантиметров. Когда все отмерили длину будущего ожерелья, концы нити завязываются. Теперь мальчики и девочки обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, привязывая при этом ниточки к ожерельям друг друга.

А теперь, говорит психолог, когда шею каждого украшает волшебное ожерелье, прошу всех встать в круг. Как вы думаете, почему эти ожерелья волшебные?

Итак, сегодня мы с вами послушали сказочную историю, которая позволила нам иначе взглянуть на взаимоотношения между мальчиками и девочками, мы рассуждали с вами о том, какой должна быть девочка и каким должен быть мальчик, изготовили друг для друга волшебные ожерелья. Мы теперь будем лучше понимать себя, девочки - мальчиков, а мальчики - девочек, будем развивать в себе лучшие черты женского и мужского начала, но при этом помнить, что у мальчиков свой путь, а у девочек свой. А волшебное ожерелье будет питать вас доброй положительной энергией.

Классный час для младших школьников по воспитанию

трудолюбия и расширению представлений о счастье

(сказка «Настенькино чудо»)

Содержание работы психолога на классном часе затрагивает проблемы безделья и полезных занятий, развивает представления об отношении с природой и затрагивает вопросы о человеческом счастье.

Как и на предыдущих занятиях, проводятся ритуальные действия вхождения в сказку. Это может любое коллективное упражнение, позволяющее создать настрой на совместную работу.

Сказка «Настенькино чудо»

Настенька любила гостить летом у бабушки в деревне. После пыльного, изнуренного зноем южного города деревня казалась ей настоящим раем. Бескрайние золотистые поля ржи, море васильков и ромашек, чудесный лес, полный грибов и ягод. А главное - воздух! Здесь струился какой-то особый аромат, витал какой-то удивительный невидимый волшебный дух. То ли от парного молока, то ли от томленой в русской печке картошки с грибами, то ли от душистых свеже-скошенных трав, то ли от чего-то еще.

Настенька сидела на крылечке и рассматривала книгу с картинками, любовалась природой. Ей все нравилось в деревне: и деревянные избушки, и студеная колодезная вода, которая не нагревалась даже в самый жаркий летний день, и сочная зеленая трава, которая в ее далеком южном городе уже давно была выжжена палящими солнечными лучами. Все бы было чудесно, если бы не комары. Они не давали Настеньке покоя, особенно под вечер. Вот и сейчас, стоило ей только на минутку присесть, как целый рой комаров, противно зудя, начал виться вокруг нее. Девочка отмахивалась от них книжкой, но это мало помогало. Один самый маленький, но самый наглый и назойливый комаришка умудрился укусить Настеньку прямо в лоб и продолжал вызывающе там восседать. Девочка прихлопнула его ладошкой, и комарик упал без признаков жизни.

| И вдруг раздался страшный вой сирены «Скорой помощи». Настенька подумала, что кому-то из жителей деревни стало плохо, и «Скорую помощь» вызвали из города. Но что это? Девочка глазам своим не верила. Прямо к крылечку, где она сидела, подкатила крошечная карета «Скорой помощи», из нее вышли два комара в белых халатах, они положили комарика, не подающего никаких признаков Жизни, на носилки и под вой сирены умчались в неизвестном направлении. Не успела Настенька опомниться, как вокруг потемнело, будто Дождь собирается. Но это была не туча, а огромная невиданных размеров комариха. Ее голову украшала изысканная корона. Вдруг комариха заговорила:

- Ах ты, негодная девчонка! Как ты посмела потревожить меня, меня - владычицу комариного царства-государства! Как только поднялась твоя рука на моего любимого племянника, сыночка моей самой любимой 678-й сестрицы! До реанимации ребенка довела, подлая! Подумаешь, дите куснуло разок... Сразу руки распускать! Ну, берегись, ждет тебя неминуемое наказание. Будут кусать тебя слуги мои беспощадно, а ноготки твои станут непослушными, начнут расчесывать укусы до страшных кровавых ран.

Настенька не успела ни одного словечка вставить в свое оправдание, как комариха уже исчезла так же неожиданно, как и появилась. С тех пор девочке совсем от комаров житья не стало. Они ее беспощадно жалили, а ноготки не слушались Настеньку, расчесывали места укусов, раздирали их до кровоточащих ран, которые ужасно болели. Несмотря на такие серьезные проблемы, девочка не побежала за помощью к бабушке, потому что была не по возрасту самостоятельной, да и бабушку не хотела расстраивать. Она решила попробовать сама решить проблему, так неожиданно возникшую на ее пути. Настенька понимала, что очень трудно бороться с чарами самой владычицы комариного царства-государства. Но она вспомнила, как бабушка ей когда-то говорила, что если есть яд, то должно быть и противоядие. Настенька посмотрела на свою исчесанную левую руку, потом на правую и как скороговорку затараторила такие слова:

Ноготочки-ноготки! Не чешите две руки!

И о, чудо! Ноготки перестали чесать руки. Раны тотчас затянулись. Руки выглядели, как и прежде чистыми и здоровыми. Девочка обрадовалась, но ноготки беспощадно принялись раздирать ноги. Настенька вновь затараторила:

Ноготочки-ноготки! Не чешите две руки!

Не чешите ножки,   Хоть кусают мошки!

И чудо снова свершилось. Ноги перестали чесаться, раны на них затянулись. Девочка обрадовалась, но ноготки принялись за плечо. А Настенька поняв, что все части тела перечислять долго, вновь затараторила:

Ноготочки-ноготки! Не чешите две руки! Не чешите ножки, Хоть кусают мошки! Не чешите тело, А найдите дело, Дело не для пакости, А для всеобщей радости!

И о, чудо! Ноготки успокоились. Перестали терзать Настенькино тело. Да и комары куда-то улетели. А Настенька помогла ноготкам найти хорошее дело. Девочка очень любила цветы. За деревней на лугу росло их очень много. Но в самой деревне жители почему-то не выращивали цветы. Они растили картошку, капусту, свеклу, морковь, лук. И Настенька решила сделать клумбу, чтобы посадить цветы в ее любимой деревне. Ноготки очень старались. Они помогали вскапывать землю, носить воду, обкладывать клумбу камешками. Часть цветов Настенька попросила у феи, хозяйки разноцветного луга. Эти растения девочка бережно выкопала вместе с корешками и пересадила на клумбу. А еще ей помогли ласточки, они принесли в клювиках множество различных семян. Их Настенька посеяла в землю, ноготки ей тоже помогали. Наконец, все было готово.

Такой необычной клумбы еще никто никогда не видел. В разгар лета здесь расцвели одновременно ландыши, нарциссы, тюльпаны, что распускаются рано весной. Рядом с ними цвели ромашки, колокольчики, васильки, как обычно и бывает в середине лета. А были и такие, которые цветут поздней осенью, например, хризантемы. Вечером жители всей деревни собрались подивиться на Настенькину клумбу. Люди глядели на свершившееся чудо, лица их светлели, печать усталости постепенно исчезала, губы растягивались в доброй загадочной улыбке, а глаза светились счастьем.

Настенька смотрела на счастливые лица людей и чувствовала, что в ее душе что-то происходит непонятное. Как будто какой-то невидимый клубочек чувств, состоящий из радости, любви, доброты, тепла, восторга, удовольствия и чего-то еще, разрастался и переполнял ее душу.

-        Может быть, это называется счастьем? - думала Настенька.
Люди не спешили расходиться, они сидели на скамейке, а кому не

хватило места, стояли или сидели на корточках возле клумбы.

-        Попрошу завтра соседского мальчика Колю помочь смастерить
еще пару скамеек, чтобы всем места хватило, - решила заботливая
Настенька. Так она нашла новое дело, дело не для пакостей, а для все
общей радости.

Людям так понравилась Настенькина клумба, что они возле каждого дома разбили цветник. Можете себе представить, какая красота появилась вокруг!

Комарик поправился. Владычица комариного царства-государства простила Настеньку и даже была благодарна за то, что в тени зелени цветущих клумб теперь могли спрятаться от солнечных лучей ее подопечные. Комары больше никогда не беспокоили Настеньку и других жителей деревни.

Да, порой добрые дела творят настоящие чудеса!

Вопросы для обсуждения

  1. Почему сказка так называется?
  2. Какое чудо сотворила Настенька?
  3. Отчего радостно было у нее на душе?

Заключительный комментарий

Посмотрите, ребята, одно доброе дело принесло за собой целую цепочку добрых дел. Настенька сделала счастливыми жителей деревни, они посадили возле каждого дома цветы, комары успокоились, и сама Настенька чувствовала себя счастливой.

Представьте себе, вы тоже можете творить чудеса. Многие из вас прекрасно умеют это делать. Вот, например, такая ситуация. Ваша мама вернулась под вечер домой уставшая с грустными-грустными глазами. Вам необходимо, во что бы то ни стало поднять ей настроение. Что вы будете делать? Напишите как можно больше всевозможных способов. А давайте подумаем, какое доброе дело для всеобщей радости может сделать ваш класс?

Все предложения ребят записываются на доске. Выбирается дело, которым класс будет заниматься в этом месяце, четверти и т. п.

Мозговой штурм можно провести, разделив класс на 3-4 группы. Потом можно сравнить, какая группа придумала больше способов и сколько их всего в итоге оказалось.

Из опыта работы

Сказка «Настенькино чудо» была специально придумана для девочки, которая после укуса комара раздирала свое тело до страшных ран. Походы к терапевту, невропатологу не дали положительных результатов. Помогла справиться с проблемой сказка. После чтения сказки и работы над ней вместе с психологом, дома продолжала читать эту сказку девочке мама несколько дней подряд перед сном.

Хороший результат получили психологи реабилитационного центра г. Усть-Лабинска, когда использовали сказку «Настенькино чудо» при работе с аналогичной проблемой. Ребенок перестал чесаться. Дети выучили Настенькины стихи наизусть и периодически их повторяли самостоятельно.

Классный час для младших школьников по развитию

учебной мотивации

(сказки «Как Вася поссорился с Творческим Мышлением»

и «Про гусеничку Дусю»)

В работе со школьниками любого возраста, не только младшего, необходимо обсуждение вопросов, связанных с ролью знаний в жизни человека. Цель предлагаемого классного часа - побудить детей к размышлению о том, что мешает учиться лучше и что может помочь. Проблема школьной успеваемости - ключевая для начальной школы, когда дети еще не понимают, что учиться надо не только для хороших оценок.

Проведение такого психологического часа будет также целесообразным перед началом работы групп по программе развития творческого мышления школьников.

Вводный комментарий

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране Знаний и послушаем удивительную историю. Но чтобы туда попасть, нам необходимо проделать ряд волшебных превращений, а именно: нужно перемножить попарно без единой ошибки одинаковые числа от 2 до 9. Итак, начали!

Вот мы с вами и оказались в стране Знаний. Посмотрите внимательно, все ли здесь, никто не потерялся? Все. Тогда слушаем одну удивительную историю, которая произошла с мальчиком по имени Вася.

Сказка «Как Вася поссорился  с Творческим Мышлением»

В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.

Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей.

Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон.

Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала людям придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.

А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:

-        Нельзя часами смотреть телевизор, да и за компьютером проси
живать. От этого творческое мышление портится.

Папа добавлял:

  • Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
  • Ну, вот еще... Больно надо напрягаться,- ворчал Вася.- Все уши прожужжали «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.

Мама с папой только качали головой.

  • Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
  • Ну что за сынок! - расстраивался отец.

Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось и решило Васю проучить.

Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда не возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:

-        Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю!

И запутала. Понял Вася, что заблудился.

-        Где же дорога домой?- думает.- Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.

Сел он на пенек и горько заплакал.

Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.

-        Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость.- Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.

И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.

-        Как же я раньше не сообразил,- думает Вася.- Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит там - север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит там восток, там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!

Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.

Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.

Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.

  • Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
  • И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.

И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:

-        Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?

И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.

-        Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево - глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. А всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.

Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание.

Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка:

-        Куда путь, Васенька, держишь?

  • Домой, к папе с мамой иду.
  • Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
  • Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
  • Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что переворачивать бутылку нельзя.

-        Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать.
Ничего, однако, у Васи не получилось.

-        У тебя осталась последняя попытка, Вася,- предупредила Мудрилка.

Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.

-        Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Приду
май что-нибудь нестандартное, оригинальное.

И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.

  • Знаю, знаю, как достать колпачок,- радостно воскликнул Вася.
  • -Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
  • Правильно, молодец. Что ж иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
  • До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.

-        Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность.
Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.

-        Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.

- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила взглянуть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться».

- Прости меня, Творческое Мышление,- раскаялся Вася,- я все понял и хочу с тобой дружить.

С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.

Вопросы для обсуждения

  1. Почему Вася поссорился с Творческим Мышлением?
  2. Почему нужно развивать мышление?
  3. Кто Васе помог?
  4. Поднимите руки те, кто когда-нибудь задумывался, зачем нужно учиться?
  5. Помогла ли вам сказка ответить на этот вопрос?

Заключительный комментарий

Иногда от ребят приходится слышать: «Зачем мне эта математика, если я собираюсь быть переводчиком». Но на самом деле все взаимосвязано. Математика развивает абстрактное мышление, без которого невозможно практически хорошо изучить иностранный язык. Конечно, когда вы станете взрослыми, часть информации забудется, и ваши родители, как вы знаете, сейчас не все помнят из того, чему учились в школе. Это нормально. Самое главное, что, обучаясь в школе, дети заставляют работать свой мозг, приобретают необходимые в жизни навыки: выделять главное, классифицировать, группировать и прочие, учатся думать, анализировать.

А что мешает лучше учиться? Давайте запишем это на доске. Лень, рассеянное внимание, неумение слушать, плохая дисциплина, низкие способности, безответственность. Конечно, от природы способности к учебной деятельности у всех разные. Но можно загубить самые замечательные способности и развить до совершенства самые посредственные. Все зависит от самого человека. А что помогает хорошо учиться? Запишем это: сила воли, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность.

А сейчас положите перед собой листок бумаги и напишите, какие черты характера, особенности, обстоятельства мешают лично вам учиться лучше. От чего вы бы хотели избавиться? Можно написать словами, а можно зашифровать знаками, известными только вам. Сверните листки и положите их в чашу. Все что мешало, предадим огню. Вы видите, как образуется зола. А зола - это превосходное удобрение. А теперь возьмите семена, подумайте, что вы хотите вырастить на пустом месте. Какие качества характера, помогающие в учебе, приобрести. В удобренную землю посадите семена, полейте водой, и пусть они обязательно прорастут.

Итак, мы с вами, путешествуя по стране Знаний, послушали удивительную историю, поразмышляли над тем, зачем нужны знания, почему надо учиться, что мешает и что помогает в учебе. Каждый из вас решил для себя, от чего мешающего учебе он хотел бы избавиться, а что приобрести, чтобы учиться лучше. Мы посадили волшебные семена знаний, и я уверена, чго они обязательно прорастут!

Из опыта работы

Сказку «Как Вася поссорился с Творческим Мышлением» психолог обсуждает с учащимися, ранее раздав детям листы бумаги с текстом. В другом варианте психолог может читать сказку, а дети при этом будут показывать действия героев или передвигать кукол-марионеток.

Для проведения занятия необходимо иметь: горшочек с землей (один общий на всех или на каждого ученика), чашу из огнеупорного стекла или что-то ее замещающее, семена любых растений, небольшие листочки бумаги, ручки или карандаши.

   

Сказка «Про гусеничку Дусю»

Эта сказка поможет в работе со слабоуспевающими детьми, не желающими усердно заниматься, не верящими в свои силы.

Жила-была гусеничка Дуся. Больше всего на свете она не любила учиться. Ну просто терпеть не могла Дусенька ходить в лесную школу, делать уроки. Учитель Кузнечик даст всем задание буквы писать, а гусеничка кричит: «Не хочу, не могу, не буду. Все равно красиво ненапишу». Скажет учитель задачку решать, Дуся пищит: «Не могу, не умею, не получится, не решу все равно!» Учитель только руками разводит: «Ну как можно научиться плавать, не заходя в воду!»

А дома маме Гусенице с Дусенькой была просто беда. Нет, так-то она дочка хорошая: и пол подметет, и посуду вымоет, и ведро мусорное никогда не забывала своевременно выносить. Но как только мама Гусеница скажет, что пришла пора уроки учить, тут с Дусенькой никакого слада нет. Чего только не вытворяет маленькая гусеничка: и кричит, и рыдает, и игрушки швыряет, только бы за уроки не садиться. И так каждый день. Терпения уж не осталось ни у учителя Кузнечика, ни у мамы Гусеницы. Не знали они, что с Дусенькой делать. Спасибо, случай помог. Надо сказать, что хотя Дуся не любила учиться, но от природы была она очень любопытная.

Плелась как-то раз она в школу, видит, норка какая-то возле старого дуба. Ну и заползла из любопытства Дуся в эту нору. Заползти то заползла, а обратно никак. Ворота подземные за Дусиной спиной внезапно захлопнулись. А впереди - широкая дорога, и машин на ней видимо-невидимо. Так и снуют без остановки. Как же на другую сторону перейти? Видит Дуся: светофор стоит какой-то необычный. Горит на нем надпись «красный», а ниже табличка «з...леный», и карандаш привязан. Догадалась Дуся, что нужно пропущенную букву вставить. Иногда такое задание им в школе учитель Кузнечик задавал.

Взяла гусеничка карандаш и вместо пропущенной буквы написала «и». Получилось «зиленый». Вдруг кто-то громко и отчетливо произнес: «Ответ неверный». Дусенька ушам своим не поверила. Это разговаривал человеческим голосом странный светофор. Гусеничка стала вспоминать все правила, которым обучал ее школьный учитель. «Вот, кажется, подходящее. Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Зеленый - зелено, зелень»,-рассуждала Дусенька. Она взяла карандаш и быстро исправила ошибку, зачеркнула «и», а сверху написала букву «е». Тотчас же машины остановились. «Как, оказывается, важно грамотно писать», - сделала вывод маленькая гусеничка и, довольная, перешла через дорогу.

Но здесь ее поджидало еще одно препятствие. Впереди раскинулось озеро. Дусенька плавать не умела, этим летом она всего лишь немного научилась держаться на воде. Что же делать? И вдруг она заметила, что на огромном листе лопуха нацарапаны какие-то буквы. Читала она неважно, но все же, приложив немало сил и потратив немало времени, Дуся разобрала это необычное письмо. В нем сообщалось, что лодка находится в зарослях камыша. «Как важно, оказывается, уметь читать!»,- думала гусеничка, направляясь к камышам. Она благополучно переправилась на другой берег.

Снова закрытые ворота.

  • Милые Воротики, отопритеся, пожалуйста, я в школу опаздываю,- просила Дусенька.
  • И рады бы помочь тебе, да так мы устроены, что всякий раз забываем пароль.

    -Что же мне теперь делать? - расстроилась гусеничка.

  • Не печалься. Пароль - это секретное число, которое можно вычислить. Порядок действий мы хорошо запомнили, только сами считать не умеем. А ты сможешь это сделать, раз в школе учишься. Нам-то не довелось в свое время, - проскрипели ворота.
  • Хорошо, я попробую.

    - Ну, тогда слушай. Сначала к двум надо прибавить пять, потом вычесть пять, умножить на два, прибавить три.

Только с третьей попытки удалось Дусеньке получить правильный ответ, найти секретное число.

Ворота открылись, и гусеничка благополучно выбралась из норки. жКак оказывается важно уметь считать!», - думала по пути в школу Иуся.

С того дня гусеничка стала совсем другой. Она поняла, как важны в Жизни знания. И хотя порой учиться было очень трудно, и не всегда давалось получать только хорошие отметки, Дусенька терпеливо и  упорно выполняла то, что велел учитель Кузнечик, и очень внимательно его слушала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ НА ОСНОВЕ РЫЧАЖНОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (методическая разработка)

В методической разработке я предлагаю систему занятий по конструированию игрушек из бумаги на основе рычажного механизма.Это интересные, веселые игрушки. Привлекательность их для ребят, как пока...

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста.

В своей работе я отразила особенности, формы работы и методическую систему гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста....

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...