социальный проект по профориентации " Твой будущий выбор"
учебно-методический материал (8 класс) на тему
Данный проект поможет вам обеспечить учащихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_sotsproekt.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №53»
г. Нижнего Новгорода
Социальный проект по профориентации
«Твой будущий выбор»
Выполнила: учитель английского языка
Бударина Ю. В.
Введение в проект.
Актуальность
Цели проекта:
Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений и деятельности, в том числе трудовой.
Проблема социализации личности получила довольно многостороннее освещение в рамках различных отраслей знаний: философии, социологии, этики, психологии, педагогики и др., где рассматриваются различные аспекты этого процесса. Тем не менее наиболее значима данная проблема для педагогики, поскольку именно она предполагает теорию и практику обучения, воспитания, а следовательно, и социализации нового поколения, ведь практически каждый человек проходит детский сад, школу и другие учебные заведения как социальные институты.
В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе социализация происходит зачастую стихийно, а развитие индивидуальности в процессе освоения социального опыта подменяется формированием личностных стереотипов. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях все большего «отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечить такие качества и возможности для самореализации подрастающего поколения.
Вместе с тем полноценная самореализация не может осуществляться вне трудовой деятельности, которая занимает большую часть сознательной жизни человека. Поэтому очевидно, к что выбору профессии нужно подходить со всей серьезностью. Сейчас в результате образовательной реформы проблема профессионального самоопределения стоит перед учащимися уже к концу средней школы. Практика же показывает, что без целенаправленной работы в этом направлении учащиеся не достигают уровня социальной зрелости, необходимого для его осуществления.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем еѐ окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией.
На сегодняшний день общество испытывает явную нехватку квалифицированных рабочих кадров, что сказывается на качестве предлагаемых товаров и услуг. Однако ситуация в стране явно не повышает престижа рабочих профессий, увеличивая значимость высшего образования. В результате многие поступают в вузы для «корочки» и потом не работают по специальности, а выполняют другой вид деятельности без профессиональной подготовки. Это свидетельствует о низкой сознательности при выборе профессиональной и образовательной траектории.
Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностью государства и общества в квалифицированных кадрах, осознанно и целенаправленно совершивших свой профессиональный выбор, сознательно и добросовестно относящихся к своей профессиональной деятельности, и отсутствием реальной практики подготовки молодежи к осуществлению этого.
Из названного противоречия вытекает проблема: каковы педагогические условия, способы и средства формирования основ трудовой социализации школьников, обеспечивающие адекватность первичного профессионального самоопределения.
Итак, система профессиональной ориентации в школе должна формировать у школьников способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений включаться в общественно производительный труд. Ориентация школьников на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его практической деятельностью, связанной с развитием склонностей учащихся к труду. Именно это является нравственным компонентом, который «выпадает» из большинства определений профориентации. В контексте нашего проекта, он имеет особую значимость, поскольку профориентация рассматривается как средство обеспечения основ трудовой социализации учащихся
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
Задачи проекта:
- обеспечить учащихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности;
- приобщать учащихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности;
- осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей, выявленных посредством психолого-педагогической диагностики.
- определить понятие трудовой социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию в средних классах школы;
- обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена;
- разработать модель профориентационной работы со школьниками среднего звена;
- выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда;
- составить пакет диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной среде.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – май 2016
Участники проекта: учащиеся 8 класса
План-график реализации проекта
№ | Наименование этапа проекта | Дата | Основное содержание этапа | Мероприятия |
1. | I этап Подготовительный Создание комплекса условий для реализации проекта | сентябрь – октябрь 2015 |
| Посещение «Ярмарки профессий» Тематическое родительское собрание |
2. | II этап Основной этап Организация и проведение основных мероприятий | ноябрь 2015-апрель2016 |
| Посещение ННГУ им. Лобачевского Тестирование и консультация Фабрика мороженного Проведение олимпиад Организация кружков и факультативов Участие в различных конкурсах |
3. | III этап заключительный Подведение итогов проекта | май 2016 |
| Анкетирование учащихся |
Классные часы:
- Профессии и специальности.
- Формула профессии. Выбор и моделирование.
- Качества личности и успех в профессии.
- Интересы и выбор профессии.
- Склонности и профессиональная направленность.
- Профессиональный тип личности.
- Деловая игра «Профессиональный выбор»
- Личный профессиональный план.
Ожидаемые результаты
- расширены предоставления о мире профессий
- сформированы способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии
- учащиеся активизированы к самопознанию и самосовершенствованию
- сформированы представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии
- развито умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект по профориентации "Твой выбор"
Аннотация.Проект «Твой выбор» направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях , на помощь мо...
Социальный проект "Мы внуки твои, Победа"
Проект посвящён Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у современных школьников и осознание причастности к истории нашего Отечества, на преемственность поколений. ...
Социальный Проект «МЫ+ТЫ: ТВОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ»
Социальный Проект "Мы + Ты: твой путь к успеху" направлен на формирование социально-культурной среды обеспечивающей социализацию, социальную адаптацию и успешность наших детей и молодеж...
Социальные проект по профориентации "В мире профессий"
Проект направлен на формирование у обучающихся по адаптированным образовательным программам профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальных осо...
проект по профориентации "Моя будущая профессия"
Обоснование выбора темы проекта Заканчивая школу, многие учащиеся оказываются перед выбором: куда пойти учиться? Это важный шаг в жизни, определяющий будущее человека. В этом могут помочь советы учите...
Социальный поект по профориентации "Мой жизненный выбор".
Данный проект адресован для подростков старших классов и рассчитан на 2 года. Проект нацелен на создание условий для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особ...
Социальный проект «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» (помощь пожилым людям)
Социальный проект«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» (помощь пожилым людям)...