Социальный поект по профориентации "Мой жизненный выбор".
проект (9, 10 класс) на тему
Данный проект адресован для подростков старших классов и рассчитан на 2 года. Проект нацелен на создание условий для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка; на формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_17-19.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»
«Рассмотрено» Руководитель МО воспитателей ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» ____________ Манакова Л.А. Протокол № ___ от «____»________ 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» ____________ Кузьмина С.А. «____» ___________ 2018г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» ________________ Годин А.Е. Приказ № _____ от «____»__________ 2018г. |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по профориентации
«Мой жизненный выбор»
Участники проекта:
Воспитанники 9 «А» класса
Руководители проекта: Полуэктова Валентина Станиславовна
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. – май 2019 г.
г. Белгород, 2017-2019 уч.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое нужно принять молодому человеку. Профессия, выбранная с учётом способностей и индивидуальных особенностей, способствующая реализации личности, приносит человеку эмоциональное удовлетворение, признание в глазах окружающих. Согласно исследованиям, проведенным среди успешных людей, высококлассных профессионалов, практически все они занимаются своим любимым делом, то есть тем, что у них от природы хорошо получается, к чему душа лежит. А невозможность проявить себя в профессии оценивается людьми как настоящая жизненная неудача.
Проект «Мой выбор» создаёт условия для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка. Подростки получают возможность осознать свои личностные и мыслительные особенности, которые влияют на выбор профессии. Проект помогает в социальной адаптации подростков и расширение их представлений о мире профессий и системе профессионального образования,
Проект «Мой жизненный выбор» создаёт условия для профессионального самоопределения слабослышащих подростков 9-10 «А» класса школы-интерната № 23 на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка через расширение знаний о мире профессий, овладение информацией о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.
В ходе реализации проекта воспитателем класса, психологом социальным педагогом, учителями трудового обучения будут организованы мероприятия, участвуя в которых, слабослышащие воспитанники будут чувствовать себя частичкой общества, в котором они живут, личностью, активно участвующей в выборе жизненного пути. В школе-интернате № 23 функционируют следующие виды деятельности: столярное дело, слесарное дело, швейное дело, разделы программы по обществознанию - «Семейная экономика», «Основы предпринимательства», на которых воспитанникам прививаются первичные профессиональные навыки.
В программу проекта включены: тесты и анкетирование по профориентации; игровые упражнения по предпрофильной подготовке; консультации с привлечением социального педагога и психолога школы-интерната; работа с родителями воспитанников (родительские собрания, анкетирование); посещение учебных заведений города, принимающих абитуриентов с нарушением слуха; экскурсии на предприятия г. Белгорода.
В рамках проекта планируется составление индивидуального образовательного плана саморазвития для каждого подростка; создание презентации о профессиях, которыми интересуются воспитанники; будет проведена защита проекта.
Слабослышащие обучающиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Поэтому данный проект актуален для воспитанников и для всего коллектива школы-интерната № 23
Паспорт социального проекта
Название проекта: Социальный проект по профориентации «Мой
жизненный выбор»
Автор проекта: Полуэктова Валентина Станиславовна, воспитатель, классный руководитель 9 «А» класса.
Консультанты проекта: Кузьмина С.А. – завуч по воспитательной работе, Беликова Е. Г. – завуч по учебной работе.
Название организации: ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»
Методы: Исследование, тестирование, анкетирование, игровые упражнения, тренинги, обобщение.
Цель проекта:
Создание условий для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка.
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
- повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Задачи:
-создание у подростков максимально чётких и конкретных представлений об основных видах профессий;
- оказание помощи учащимся в социальной адаптации, формирование у них коммуникативных навыков, оказывающих влияние на выбор профессии и способности к саморазвитию;
- формирование социально-активной позиции;
- популяризация рабочих специальностей и уважительного отношения к труду;
- повышение уровня осведомленности обучающихся о современном рынке труда и специальностях, востребованных на данный момент в регионе;
- осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
Гипотеза: После окончания школы, перед обучающимися возникает проблема: куда пойти учиться? От того, какой путь они выберут, будет зависеть их профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней.
Проект адресован:
- молодежи от 15 до 18 лет;
Целевая группа проекта: Воспитанники 9-а класса ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23»
Список группы участников проекта.
Руководители проекта: классный руководитель Полуэктова В.С.
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Группа участников | Фамилия, имя, отчество | Возраст | Аспект деятельности |
Воспитанники 9-а класса | Прышко Анастасия | 16 лет | Координатор проекта |
Евтенко Анастасия | 16 лет | Организатор творч. дел | |
Гресь Данил | 16 лет | Организатор творч. дел | |
Синицын Антон | 17лет | Организаторы труд. дел | |
Давыдов Андрей | 16 лет | Организаторы труд. дел | |
Лейба Екатерина | 16 лет | Художник-оформитель |
Педагоги школы-интерната №23 и иные участники проекта.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах;
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям .
Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает педагогическую поддержку детям процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
- изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
Рабочий план проекта.
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Сбор информации о профессиональных учебных заведениях г. Белгорода. Создание банка данных об учебных заведениях города. О состоянии рынка труда и ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда. | сентябрь 2017г. – апрель 2018г. |
2 | Анкетирование по профориентации | до 1 мая 2018г. |
3. | Подведение итогов анкетирования, тестирования по профориентации | До конца мая 2018 г. |
4 | Посещение учебных заведений г. Белгорода, принимающих на обучение молодых людей с нарушением слуха. | В течение 2-х лет |
5 | Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся с нарушениями слуха, педагогов и родителей. Составление индивидуального образовательного плана саморазвития для каждого подростка. | сентябрь – октябрь 2018 г. |
6 | Индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; игровые ситуации, викторины, тренинги. | В течение 2-х лет |
7 | Экскурсии на предприятия г. Белгорода. | В течение 2-х лет |
8 | Оформление стенда «Азбука профессий». «Интересные профессии» | Ноябрь 2018 |
9 | КВН «Мой выбор» | Декабрь 2018 |
10 | Подготовка презентации о профессиях, которыми интересуются участники проекта. | февраль – апрель 2019г. |
11 | Защита проекта | май 2019г. |
Все мероприятия проекта делятся на три группы:
1. Мероприятия по профессиональному просвещению содержащие характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, о состоянии рынка труда и ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда, рейтинг вузов.
2. Экскурсии по предприятиям города и в средне специальные учебные заведения города.
3. Профессиональная адаптация осознание себя в процессе профессионального самоопределения Встречи с представителями предприятий, мастерами своего дела.
Планируемые результаты:
Ожидаемые результаты
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных
областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся старших классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у
них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Школьный психолог № 5, 6 «Мотивационный, профориентационной тренинг» / Радионов В., Ступницкая М.: 2011
2. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.
3. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.
4. Матерова Т.А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические рекомендации/ Барнаул: АКЦП, 2009, с.88.
Мероприятия на 2017-2018 уч. г.
№ | Тема | Цель |
1 | Что такое профориентация? | Дать обучающимся представление о направленности курса, целях и задачах на предстоящий учебный год. |
2 | Здоровый образ жизни — основа успешной профессиональной деятельности. | Показать на примерах, что здоровый образ жизни — один из пунктов успешности в труде. |
3 | Люди, каких профессий работают в нашей школе-интернате. | В процессе беседы познакомить с профессиями необходимыми для функционирования ОУ, в котором дети обучаются. |
4 | Профессии, в которых нуждается город. | Дать представление о профессиях, в которых нуждается наш город. |
5 | Экскурсия в Центр занятости населения. | Познакомить с данным учреждением, его целью и направленностью деятельности. |
6 | Оформление и выпуск стенгазеты «Лучшие в профессии». | Показать на примерах выпускников школы, как важно трудиться и быть профессионалом. |
7 | Экскурсия в пиццерию «Потапыч». | Познакомить с профессиями: кулинар, официант, бариста. |
8 | Встреча с преподавателем НИУ «БелГУ», кафедры туризма и социально-культурного сервиса. | Познакомить учащихся с востребованными на рынке труда направлениями подготовки бакалавров, формами обучения, экзаменами, которые нужно сдавать при поступлении, перспективами специалистов, подготовленных университетом. |
9 | Встреча с главным редактором журнала «Большая переменка» Е. М. Талалаевой. | Дать представление учащимся о профессиях, которые необходимы при издании журнала. Заинтересовать детей созданием своих заметок, достойные из которых могут оказаться на страницах журнала «Большая переменка». |
10 | ОПТ «Профессии профиля швейное дело» | Познакомить учащихся с основными видами трудовой деятельности представителей данной профессии, попробовать умения на практике. |
11 | «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». | Встреча с представителями разных профессий (приглашаются для беседы родители, выпускники). |
12 | Беседа: «Какой я и что могу» | Продолжить работу по формированию адекватной самооценки. |
13 | Обязанности работника. | Познакомить с основными обязанностями работника по Трудовому кодексу. |
14 | Игра — тренинг «Собеседование» | Формировать умение рассказать о себе, показать свои положительные стороны, прорекламировать себя при устройстве на работу. |
15 | Конкурс рисунков: «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». | Закрепить, обобщить знания по профессиям. |
16 | Аукцион профессий. | Закрепить полученные сведения о профилях в школе, через участие в общешкольном мероприятии по профориентации школьников. |
17 | Сочинение «Зачем нужно трудиться» | Проанализировать знания учащихся по профессиональному самоопределению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор"
Каждый человек мечтает найти для себя профессию, которая всегда будет востребована на рынке труда. Материальная обеспеченность и возможность карьерного роста и развития – это основные составляющие для...
Социальный проект по профориентации "Твой выбор"
Аннотация.Проект «Твой выбор» направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях , на помощь мо...
Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....
Эссе "Моя профессия - мой жизненный выбор"
Моя профессия - мой жизненный выбор. В жизни два выбора надо сделать безошибочно: выбор профессии и выбор спутника жизни....
программа "Мой жизненный выбор"
Программа направлена на профориентационную работу, необходимую для эффективного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната....
Программа " Мой жизненный выбор"
Программа " Мой жизненый выбор"...
Воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» 8 класс
Воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» в 8 классе является продолжение программ: «Мир профессий» 5-6 класс, «Я выбираю САМ!» 7...