Социальный поект по профориентации "Мой жизненный выбор".
проект (9, 10 класс) на тему

Данный проект адресован для подростков старших классов и рассчитан на 2 года. Проект нацелен на создание условий для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка; на  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_17-19.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

«Рассмотрено»

Руководитель МО воспитателей

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

____________ Манакова Л.А.

Протокол № ___

от «____»________  2018г.

 «Согласовано»

Заместитель директора

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

____________ Кузьмина С.А.

«____» ___________ 2018г.

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»

________________  Годин А.Е.

Приказ № _____

от «____»__________  2018г.

                                                                           

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по профориентации

«Мой  жизненный выбор»

Участники проекта:

Воспитанники 9 «А» класса

Руководители проекта: Полуэктова Валентина Станиславовна

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. – май 2019 г.

г. Белгород, 2017-2019 уч.

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,

 должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

 Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;

 оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»

 К.Д. Ушинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое нужно принять молодому человеку. Профессия, выбранная с учётом способностей и индивидуальных особенностей, способствующая реализации личности, приносит человеку эмоциональное удовлетворение, признание в глазах окружающих. Согласно исследованиям, проведенным среди успешных людей, высококлассных профессионалов, практически все они занимаются своим любимым делом, то есть тем, что у них от природы хорошо получается, к чему душа лежит. А невозможность проявить себя в профессии оценивается людьми как настоящая жизненная неудача.

Проект «Мой выбор» создаёт условия для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка. Подростки получают возможность осознать свои личностные и мыслительные особенности, которые влияют на выбор профессии. Проект помогает в социальной адаптации подростков и расширение их представлений о мире профессий и системе профессионального образования,

Проект «Мой жизненный выбор»  создаёт условия для профессионального самоопределения слабослышащих подростков  9-10 «А» класса школы-интерната № 23 на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка через расширение знаний о мире профессий, овладение информацией  о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.

В ходе реализации проекта воспитателем класса, психологом социальным педагогом, учителями трудового обучения будут организованы мероприятия, участвуя в которых, слабослышащие воспитанники будут чувствовать себя частичкой общества, в котором они живут, личностью, активно участвующей в  выборе жизненного пути. В школе-интернате № 23 функционируют следующие виды деятельности:  столярное дело, слесарное дело, швейное дело, разделы программы по обществознанию - «Семейная экономика», «Основы предпринимательства», на которых воспитанникам прививаются первичные профессиональные навыки.

В программу проекта включены: тесты и анкетирование по профориентации;  игровые упражнения по предпрофильной подготовке; консультации с привлечением социального педагога и психолога школы-интерната; работа с родителями воспитанников (родительские собрания, анкетирование); посещение учебных заведений города, принимающих абитуриентов с нарушением слуха; экскурсии на предприятия г. Белгорода.

В рамках проекта планируется составление индивидуального образовательного плана саморазвития для каждого подростка; создание презентации о профессиях, которыми интересуются воспитанники; будет проведена защита проекта.

Слабослышащие обучающиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Поэтому данный проект актуален для воспитанников и для всего коллектива школы-интерната № 23

Паспорт социального проекта

 Название проекта: Социальный проект по профориентации «Мой

жизненный выбор»

Автор проекта: Полуэктова Валентина Станиславовна, воспитатель, классный руководитель 9 «А» класса.

Консультанты проекта: Кузьмина С.А. – завуч по воспитательной работе, Беликова Е. Г. – завуч по учебной работе.

Название организации: ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

Методы: Исследование, тестирование, анкетирование, игровые упражнения, тренинги, обобщение.

Цель проекта: 

Создание условий для профессионального самоопределения подростков на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка.

  •  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
  • повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры.

Задачи:

-создание у подростков максимально чётких и конкретных представлений об основных видах профессий;

- оказание помощи учащимся в социальной адаптации, формирование у них коммуникативных навыков, оказывающих влияние на выбор профессии и способности к саморазвитию;

- формирование социально-активной позиции;

- популяризация рабочих специальностей и уважительного отношения к труду;

- повышение уровня осведомленности обучающихся о современном рынке труда и специальностях, востребованных на данный момент в регионе;

- осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

Гипотеза:  После окончания школы, перед обучающимися возникает проблема: куда пойти учиться? От того, какой путь они выберут, будет зависеть их профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней.

Проект адресован:

- молодежи от 15 до 18 лет;

Целевая группа  проекта:                                                                                                                               Воспитанники 9-а класса ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23»  

Список группы участников проекта.

Руководители проекта: классный руководитель Полуэктова В.С.

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Группа участников

Фамилия, имя, отчество

Возраст

Аспект деятельности

Воспитанники

9-а класса

Прышко Анастасия

16 лет

Координатор проекта

Евтенко Анастасия

16 лет

Организатор творч. дел              

Гресь Данил

16 лет

Организатор творч. дел              

Синицын Антон

17лет

Организаторы труд. дел        

Давыдов Андрей

16 лет

Организаторы труд. дел        

Лейба Екатерина

16 лет

Художник-оформитель

Педагоги школы-интерната №23 и иные участники проекта.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах;
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям .

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • оказывает педагогическую поддержку детям процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

Рабочий план проекта.

Мероприятие

Сроки

1

Сбор информации о профессиональных учебных заведениях г. Белгорода. Создание  банка  данных об учебных заведениях города. 

 О состоянии рынка труда и ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда.

сентябрь 2017г. –

апрель  2018г.

2

Анкетирование  по профориентации

до 1 мая  2018г.

3.

Подведение итогов анкетирования, тестирования по профориентации

До конца мая 2018 г.

4

Посещение учебных заведений г. Белгорода, принимающих на обучение молодых людей с нарушением слуха.

В течение 2-х лет

5

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся с нарушениями слуха, педагогов и родителей.

Составление индивидуального образовательного плана саморазвития для каждого подростка.

сентябрь – октябрь 2018 г.

6

Индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; игровые ситуации, викторины,  тренинги.

В течение 2-х лет

7

Экскурсии на предприятия г. Белгорода.

В течение 2-х лет

8

Оформление стенда «Азбука профессий». «Интересные профессии»

Ноябрь 2018

9

 КВН «Мой выбор»

Декабрь 2018

10

Подготовка презентации о профессиях, которыми интересуются участники проекта.

февраль – апрель 2019г.

11

Защита проекта

май 2019г.

Все мероприятия проекта делятся на три группы:

1. Мероприятия по профессиональному просвещению содержащие характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, о состоянии рынка труда и ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда, рейтинг вузов.

2. Экскурсии по предприятиям города и в средне специальные учебные заведения города.

3. Профессиональная адаптация осознание себя в процессе профессионального самоопределения Встречи с представителями предприятий, мастерами своего дела.

Планируемые результаты:

Ожидаемые результаты

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных

областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся старших классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у

них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Школьный психолог № 5, 6 «Мотивационный, профориентационной тренинг» / Радионов В., Ступницкая М.: 2011

2. Афанасьева Е.В. Содержание и основные методы работы по профессиональной ориентации / Е.В. Афанасьева. – Спб.: 2003.

 3. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – СПб.: Речь, 2007.

4. Матерова Т.А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические рекомендации/ Барнаул: АКЦП, 2009, с.88.

Мероприятия на 2017-2018 уч. г.

Тема

Цель

1

Что такое профориентация?

Дать обучающимся представление о направленности курса, целях и задачах на предстоящий учебный год.

2

Здоровый образ жизни — основа успешной профессиональной деятельности.

Показать на примерах, что здоровый образ жизни — один из пунктов успешности в труде.

3

Люди, каких профессий работают в нашей школе-интернате.

В процессе беседы познакомить с профессиями необходимыми для функционирования ОУ, в котором дети обучаются.

4

Профессии, в которых нуждается город.

Дать представление о профессиях, в которых нуждается наш город.

5

Экскурсия в Центр занятости населения.

Познакомить с данным учреждением, его целью и направленностью деятельности.

6

Оформление и выпуск стенгазеты «Лучшие в профессии».

Показать на примерах выпускников школы, как важно трудиться и быть профессионалом.

7

Экскурсия в пиццерию «Потапыч».

Познакомить с профессиями: кулинар, официант, бариста.

8

Встреча с преподавателем НИУ «БелГУ», кафедры туризма и социально-культурного сервиса.

Познакомить учащихся с востребованными на рынке труда направлениями подготовки бакалавров, формами обучения, экзаменами, которые нужно сдавать при поступлении, перспективами специалистов, подготовленных университетом.

9

Встреча с главным редактором журнала «Большая переменка» Е. М. Талалаевой.

Дать представление учащимся о профессиях, которые необходимы при издании журнала. Заинтересовать детей созданием своих заметок, достойные из которых могут оказаться на страницах журнала «Большая переменка».

10

ОПТ «Профессии профиля швейное дело»

Познакомить учащихся с основными видами трудовой деятельности представителей данной профессии, попробовать умения на практике.

11

«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны».

Встреча с представителями разных профессий (приглашаются для беседы родители, выпускники).

12

Беседа: «Какой я и что могу»

Продолжить работу по формированию адекватной самооценки.

13

Обязанности работника.

Познакомить с основными обязанностями работника по Трудовому кодексу.

14

Игра — тренинг «Собеседование»

Формировать умение рассказать о себе, показать свои положительные стороны, прорекламировать себя при устройстве на работу.

15

Конкурс рисунков: «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны».

Закрепить, обобщить знания по профессиям.

16

Аукцион профессий.

Закрепить полученные сведения о профилях в школе, через участие в общешкольном мероприятии по профориентации школьников.

17

Сочинение «Зачем нужно трудиться»

Проанализировать знания учащихся по профессиональному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор"

Каждый человек мечтает найти для себя профессию, которая всегда будет востребована на рынке труда. Материальная обеспеченность и возможность карьерного роста и развития – это основные составляющие для...

Социальный проект по профориентации "Твой выбор"

Аннотация.Проект «Твой выбор»  направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение  эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях  ,  на помощь мо...

Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....

Эссе "Моя профессия - мой жизненный выбор"

Моя профессия - мой жизненный выбор. В жизни  два выбора надо сделать безошибочно: выбор профессии и выбор спутника жизни....

программа "Мой жизненный выбор"

Программа направлена на профориентационную работу, необходимую для эффективного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната....

Программа " Мой жизненный выбор"

Программа " Мой жизненый выбор"...

Воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» 8 класс

Воспитательная программа  по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессиональный выбор» в 8 классе является продолжение программ: «Мир профессий» 5-6 класс, «Я выбираю САМ!» 7...