Профилактика употребления ПАВ
консультация (9, 10, 11 класс) на тему

Основные биологические факторы риска злоупотребления психоактивных веществ, индивидуально-психологические, макросоциальные и другие факторы риска приобщения к ПАВ в подростковом возрасте. Анкеты, памятки, рекомендации для родителей по профилактике психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_profilaktika_pav.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Вахрушева Ирина Геннадьевна, кандидат психологических наук

Путь к успеху

Основные биологические факторы

риска злоупотребления ПАВ

Генетическая предрасположенность:

- наличие у несовершенно летнего отца, матери, брата или сестры больных алкоголизмом или наркоманией;

- наличие алкоголизма и наркомании у более отдаленных родственников;

Нейрофизиологическая предрасположенность:

- выраженная межполушарная ассиметрия с подавлением активности  правого полушария головного мозга;

- снижение или полное отсутствие волны Р300 коркового вызванного потенциала;

- истощенность нейромедиаторных систем;

- степень изначальной толерантности;

Психопатологические факторы:

- психические расстройства и заболевания;

- депрессивные расстройства;

- маниакальные расстройства;

- амотивационные расстройства;

- патология волевой деятельности – компульсивность;

- синдром нарушения внимания с гиперактивностью;

Основные индивидуально-психологические факторы

 риска приобщения к ПАВ в подростковом возрасте

Поведенческая сфера:

  • гипертрофированные поведенческие реакции;
  • недостаток самоконтроля над поведением;
  • неспособности к межличностному общению;
  • чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих;
  • неспособность к самостоятельному принятию решений;
  • склонность к рискованному поведению;
  • привычка уклоняться от жизненных трудностей;
  • неадекватные стратегии коппинг-поведения;
  • личный опыт проб ПАВ;

Мотивационно-потребностная сфера:

- неадекватное удовлетворение потребностей подростком;

- любопытство;

- высокая потребность в поиске ощущений;

- расторможенности сферы влечений;

- разрыв между сформировавшимся высоким уровнем притяэаний и возможностью их реализации;

Эмоциональная сфера:

  • стремление к избеганию агрессивных переживаний;
  • низкая фрустрационная толерантность;
  • тревожно-мнительные черты характера;
  • частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях;
  • длительное пребывание в стрессовых ситуациях;
  • гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям;
  • стремление избегать нежелательные эмоциональные состояния и скуку;
  • несформированность чувства привязанности;
  • алекситимия;

Характерологическая сфера:

          - акцентуация характера (неустойчивый тип, эпилептоидный тип, гипертимный и др.);

Когнитивная сфера:

- проблема интересов;

- низкий интеллектуальный уровень;

- высокий интеллектуальный уровень;

Сфера «Я-концепции»

  • проблемы с идентификацией;
  • низкая самооценка;
  • низкое самоуважение;
  • «комплекс неполноценности»;

Духовная сфера:

  • проблемы самоопределения личности.

Нарушения семейных взаимоотношений,

повышающие риск первых проб ПАВ

Реализация семейных функций:

  • отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
  • насилие в семье;
  • снижение функции социального контроля. А также неадекватные формы её реализации, в том числе в связи с аддиктивным и антисоциальным поведением родителей;
  • нарушение эмоциональных отношений, неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье;
  • не вовлечённость членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений и т.д.;

Супружеские взаимоотношения:

  • затяжные, стойкие конфликты между родителями;
  • преодоление родителями разногласий между собой через реализацию различных форм аддиктивного поведения («заключение мира» в процессе совместного распития спиртного, «уход» в работу, гемблинг и т.д.);
  • «втягивание»  ребёнка в супружеские конфликты: использование его в качестве «аргумента» при выяснении отношений несогласованность родительских позиций;

Родительско-детские взаимоотношения:

  • расширение сферы родительских чувств;
  • предпочтение детских качеств в подростке;
  • проекция на ребёнка нежелаемых качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • гипер- и гипопротекция;
  • недостаточность требований, предъявляемых к подростку;
  • неустойчивость и противоречивость стиля воспитания;
  • конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества в родительско-детских отношениях, директивность и вспыльчивость;
  • низкий авторитет родителей в глазах подростка;
  • чрезмерная концентрация родителей на ребёнке, либо, напротив, излишнее дистанцирование от него;
  • недостаточная или патологическая привязанность;

Факторы, провоцирующие продолжение наркотизации

Супружеские отношения и структура семьи:

  • острый кризис супружеских отношений, вплоть до развода;
  • формирование коалиций внутри семьи;
  • перевёрнутая иерархия, перераспределение власти в семье в связи с манипулятивным отношением подростка к родителям;
  • нарушение внутренних и внешних границ семьи;

Родительско-детские отношения:

  • синдром родительской реакции на наркотизацию ребёнка;
  • отвержение родителями воспитательного стиля друг друга;
  • максимальная напряжённость и конфликтность отношений;
  • нарушенные стили родительского отношения по типу гиперпротекции или гипоопеки;
  • деструктивные семейные роли и стратегии созависимого поведения;
  • наличие правил: «не говори», «не чувствуй», «не доверяй», «контролируй свои чувства».

Основные макросоциальные факторы риска приобщения к ПАВ

  • доступность психоактивных веществ;
  • ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
  • аномия;
  • ценностный плюрализм;
  • затруднение процесса социализации современных подростков;
  • мода на употребление психоактивных веществ;
  • несовершенство правовой базы в отношении степени ответственности, грозящей потребителю ПАВ;
  • традиции общества, связанные с употреблением ПАВ;
  • наркогенная субкультура;
  • состояние психологической депривации на макросоциальном уровне;
  • нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением индивида;
  • рост безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • отсутствие альтернатив употребления ПАВ для детей и молодёжи.

Основные факторы риска злоупотребление ПАВ, связанные со школой, досугом и сверстниками

Школа:

  • употребление ПАВ в образовательном учреждении;
  • раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении;
  • хроническая академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в младшей школе;
  • конфликтные отношения с педагогами и сверстниками, недоброжелательный климат в школе;
  • частая смена школ;
  • неспособность справиться с общественными задачами, общественная пассивность;
  • частые пропуски, прогулы занятий;
  • неопределённая позиция школы в отношении наркотиков и других психоактивных веществ;
  • неподготовленность школьного персонала в отношении проблемы;
  • попытка педагогического коллектива проводить профилактическую работу, используя модели запугивания и устрашения;
  • доступность наркотиков и алкоголя в школе;

Окружение, сверстники:

  • наличие в ближайшем окружении ребёнка или подростка лиц, употребляющих ПАВ, или лиц с девиантным поведением;
  • одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребёнка;
  • отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками;
  • принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми.

Индивидуально-психологические факторы защиты от злоупотребления ПАВ у несовершеннолетних

Поведенческая сфера:

  • социальная компетентность;
  • владение эффективными копинг-стратегиями;
  • владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ;

Мотивационно-потребностная сфера:

  • антинаркогенная установка;
  • развитая ценностная мотивационная структура личности;
  • наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией;
  • вовлечённость в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации;
  • ориентированность на ведение здорового образа жизни;

Эмоциональная сфера:

  • эмоциональная устойчивость;
  • способность к отсроченной разрядке напряжения;
  • способность контролировать аффект;
  • сформированность чувства преданности и близости;
  • высокий уровень аффиляции и эмпатии;
  • чувство юмора;

Характерно-логическая сфера:

  • сенситивная и психастеническая акцентуация характера;
  • церебротонический темперамент (по У. Г. Шелдону)

Когнитивная сфера:

  • осведомлённость о негативных эффектах ПАВ;
  • развитые ресурсы когнитивной сферы;
  • высокий созидательный потенциал;

Сфера «Я-концепции»

  • позитивная «Я-концепция»;
  • адекватная самооценка;
  • интернальный локус контроля;

Духовная сфера:

  • твёрдые моральные принципы и убеждения;
  • сформированная позиция человека по отношению к любви, смерти, жизни, вере, духовности;

убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе;

Анкета

«Факторы риска и факторы защиты»

Этот тест поможет вам получить приблизительный ответ на вопрос о том, подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и наркотикам. Отвечайте «да» или «нет».

1.Может ли ваш ребёнок купить себе алкогольные напитки (пиво, вино, водку)?

2.Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?

3.Считают ли взрослые, близкие вашему ребёнку, что пить, курить, принимать лекарства в больших количествах — вполне нормально?

4.Есть ли недалеко от вашего дома или школы винные магазины?

5.Живёте ли вы в крайне тяжёлых материальных условиях (постоянные долги, недоедание) или, напротив, ваши материальные условия далеко отстоят от возможностей окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?

6.Напиваются ли ваши соседи, нарушают ли закон, хулиганят ли они в пьяном виде?

7.Есть ли в семье родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?

8.Пьёт ли кто-либо в семье (употребляет наркотики) хотя бы время от времени?

9.Даёте ли вы детям полную свободу поведения в отношении алкоголя и наркотиков?

  1. Ваш брак — в состоянии затяжного и серьёзного конфликта (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)?
  2. Может   быть,   существует   конфликт между другими взрослыми, воспитывающими ребёнка?
  3. Ваш  ребёнок  проводит с  вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?
  4. Часто   ли   ваш   ребёнок   бывал агрессивен в раннем детстве (до 10 лет)?
  5. У вашего ребёнка постоянные неудачи в школе?
  6. Вы замечаете у своего ребёнка пренебрежение по отношению к своему будущему, обучению, профессии?
  7. В раннем детстве вашего ребёнка не принимали в свою компанию ровесники?
  8. Друзья и подруги вашего ребёнка курят, выпивают, пробуют наркотики?
  9. Ваш ребёнок испытывает чувство одиночества, он изолирован, у него нет друзей?
  10. Случалось ли вам замечать, что ваш ребёнок положительно отзывается о курении или алкоголе, что он ждёт удовольствий от употребления алкоголя или наркотиков?
  11. Был ли у вашего ребёнка ранний (до 14—15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?
  12. Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Каждое «да» считается за одно очко. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у вашего ребёнка. Каждый вопрос соответствует научно исследованным факторам риска. Конечно, эти факторы неравноценны, одни несут большую угрозу, другие — меньшую, однако общую степень риска можно установить достаточно достоверно.

От 1 до 6

Средняя степень риска. Ей подвержено большинство (90 %) молодых людей. Тут всё определяет ситуация в обществе (например, количество винных магазинов и цены в них). На ситуацию, впрочем, вы можете повлиять — протестуя, к примеру, против продажи алкоголя несовершеннолетним. К сожалению, мало кто обращает внимание на это массовое безобразие. Вы можете также поддерживать профилактическую деятельность в школе, укреплять эмоциональную связь с собственным ребёнком.

От 7 до 13

Повышенная степень риска. В зависимости от местного круга общения и типа школы, так рискуют от одной до двух третей учеников. Что можно сделать? Может быть, изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательное воздействие.

От 13 до 17

Степень риска очень высока. В эту группу входят от 10 до 15 процентов учеников средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Тут от вас требуется серьёзное участие в судьбе ребёнка. Действовать надо всем миром — вместе со школьными учителями, с другими родителями.

Больше 17

Крайне высокая степень риска. Нужна помощь специалиста. Внимание: период, за который подросток становится наркозависимым, очень короткий — меньше полугода!

НО: даже если количество «да» очень большое, не впадайте в панику! Просто работайте над ошибками.

 Анкета  

«Знания родителей о ПАВ»

(При составлении анкеты были использованы Материалы Международной конференции «Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактика и терапия» проходившей в 2003 году в Казани.)

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анонимном опросе по теме: «наркотизация» и ответить на следующие вопросы: (отметить галочкой)

  1. Бывают ли безопасные наркотики?

а) да;  б) нет; в) не знаю.

  1. Можно ли употреблять наркотики без последствий?

а) да; б) нет; в) не знаю.

3. Считаете ли вы, что алкоголь или табак это наркотик?

а) да; б) нет; в) не знаю.

 4. Достаточно ли у вас информации о симптомах и признаках,  которые       говорят об употреблении наркотиков?

а) да; б) нет; в) не знаю.

5. Говорите ли вы о проблеме наркотиков с Вашим ребенком?

а) да; б) нет; в) не знаю.

6. Вы думаете, что в основном наркоманами становятся только дети из неблагополучных семей?

а) да; б) нет; в) не знаю.

7.  Сможете ли вы, не рассказывая «страшилки», объяснить вашему ребенку кто такой наркоман?

а) да; б) нет; в) не знаю.

 8. Будете ли вы обсуждать проблему наркомании, если она вдруг возникнет в вашей семье, с вашим ребенком, с супругом (ой)!

а) да; б) возможно; в) постараюсь скрыть.

  1. Считаете ли вы что у курящего подростка большая вероятность попробовать наркотики, чем у некурящего подростка?  

а) да; б) нет; в) не знаю.

10. Как вы считаете, однократное употребление легких наркотиков может привести к употреблению более тяжелых наркотиков?  

а) да; б) нет; в) не знаю.

11.  В случае подозрения употребления вашим ребенком наркотиков, что бы вы сделали?

а) сразу стали бы кричать на него и угрожать, ему чем - либо; б) сказали бы себе, не может быть, с моим ребенком это не может случится, и ни чего не сделали; в) рассказали бы родственникам; г) обратились бы специалистам;

  1. Что бы вы сделали, если бы заметили, что ваш ребенок общается с наркоманом?

а) просто запретили бы общаться, ничего не объясняя; б) постарались бы объяснить какие могут быть последствия; в) ничего бы не сделали; г) обратились бы к специалистам;

13. Отметьте, какие из ниже факторов могут толкнуть подростка к употреблению наркотиков;

а) конфликт в семье; б) индивидуальные психологические переживания; в) проблемы в семье; г) неблагополучное социальное окружение; д) любой из перечисленных факторов;

Анкета

«Отношение родителя к наркомании»

Анкета, направленная на изучение характера отношения
родителей к наркомании.

1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?

а) не пить; б) не курить; в) заниматься спортом;

г) не употреблять наркотики; д) полноценно питаться.

2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

а) да; б) частично; в) эта проблема меня пока не волнует; г) нет.

3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?

а) да; б) нет.

4. Если бы Вы узнали, что Ваш друг (знакомый, родственник) употребляет наркотики,  Вы:

а) немедленно прекратили бы  с ним (с ней) отношения;

б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;

в) постарались бы помочь излечиться;

г) попросили бы дать  наркотик попробовать.

5. Наркотик стоит попробовать:

а) чтобы придать себе смелость и уверенность;

б) чтобы легче общаться с другими людьми;

в) чтобы испытать чувство эйфории (кайфа);

г) из любопытства;

д) не стоит пробовать в любом случае.

6. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:

а) да; б) нет.

7. Наркотик делает человека свободным:

а) да; б) нет.

8. Наркотик избавляет от обыденности жизни:

а) да; б) нет.  

9. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:

а) да; б) нет.

10. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Например, травка – «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания:

а) да; б) нет.

11. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

а) да; б) нет.

12. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:

а) да; б) нет; в) если есть сила воли, то да.

13. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:

а) да; б) нет.

14. Если бросать, то лучше бросать:

а) постепенно; б) сразу;  в) бросить невозможно.  

15. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:

а) да; б) нет.

__________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Пол            ________________

Образование                                 

Ваш возраст __________

 

 Анкета

«Информация о семейной профилактике»

1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы наркотиков?

2. Как реагирует ребенок на ваши вопросы?

3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся наркотиков?

4. Читаете ли вы литературу по данной проблеме?

5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?

Анкета

(Для родителей детей группы риска)

1. Как вы думаете, влияет ли  реклама пива на употребление спиртных напитков? Как?

2. Какое место занимает употребление алкоголя и других наркотических средств в жизни вашей семьи?

3. Кто больше всего, по – вашему, употребляет алкоголь и др. наркотические средства?

4. С чего начинается приобщение детей к алкоголю?

5. Как должны действовать родители, если узнают, что их ребенок начал принимать наркотические вещества?

6. Что упущено, что изменить по профилактике пока еще не поздно?

7. Как вы думаете, в чем причина употребления наркотических средств вашим ребенком?

С целью придания работе с родителями живого, практического характера, создания доверительных отношений между педагогами и родителями рекомендуется пользоваться анкетами-опросниками. Они чаще используются в беседе с родителями за «круглым столом». Педагогические работники вместе с родителями по каждому утверждению высказывают свое отношение и выделяют конкретные рекомендации по воспитательной работе с детьми в условиях семьи.  

Прочитайте утверждения опросника и выразите свое отношение к ним («согласен», «не согласен»).

  1. Любовь к родителям – долговременное чувство, которое формируется у детей под влиянием бережного и теплого отношения со стороны родителей.
  2. Требовательность родителей должна быть твердой.
  3. Пример взрослых - основное средство воспитания
  4. Пример родителей, старших детей воспитывает младших
  5. Важно, чтобы в семьях чаще использовались поощрения детей и лишь в редких случаях – наказания.
  6. Наказание – один из действенных методов воспитания
  7. Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был подготовленным к жизни.
  8. В семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению.
  9. Ориентируя ребенка на рационалистический подход к жизни, родители обедняют нравственные переживания детей.
  10. Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Надо не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться.
  11. Сейчас важно, чтобы человек был ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
  12. Молодежь в руководстве всегда нуждается.
  13. Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает.
  14. Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом.
  15. Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и поэтому чаще плачут.
  16. Детство – не только славная пора, детство – ядро будущей человеческой личности.

Памятка

для родителей

На наркоманов обычно смотрят как на людей обреченных. Действительно, попав в зависимость от наркотика, человек подчиняет всю свою дальнейшую жизнь одной цели – достать новую «дозу». И используют для этого любые средства: кражи, обман, мошенничество. Наркоманы с легкостью переступают закон, рвут родственные связи, потому что, прекращая принимать наркотик, испытывают такие психические и физические страдания, которые не в состоянии вытерпеть.

Но все же что-то не позволяет сказать слово «обреченный», если речь идет о совсем юном человеке, который только начинает жить. За него всегда хочется бороться, а чтобы победить болезнь, о ней нужно знать все.

При первом знакомстве с наркотиками человек может испытывать состояние эйфории. Однако по мере привыкания острота ощущений снижается, и требуется увеличение дозы. Это первая стадия болезни – психическая зависимость, при которой ощущение дискомфорта проявляется, как только наркотик перестает действовать.

Вторая стадия – физическая зависимость и появление абстинентного синдрома – «ломки». Прекращение приема наркотика вызывает целый комплекс физических расстройств. И желание найти новую (еще большую) порцию становится непреодолимым.

В третьей стадии дозы уменьшаются, но прием наркотика уже не приводит к полному восстановлению трудоспособности. До этой стадии редко кто доживает, многие умирают на второй стадии.

Если вы предполагаете, что Ваш ребенок употребляет наркотики, то нужно:

Не лгать себе!

Вы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики. Первая мысль – что предпринять?

Прежде всего, не поддаваться панике. Общеизвестные внешние симптомы наркомании – беспричинное возбуждение или подавленное состояние, поведение «пьяного», красные глаза, остановившийся взгляд, расширенные или суженные, не реагирующие на свет зрачки – еще не окончательный признак того, что ваш ребенок наркоман. Но если при дальнейшем наблюдении подозрения подтверждаются, не оттягивайте «момент истины». Правда, какой бы горькой она ни была, лучше самой сладкой лжи.

Найдите смелость признаться себе в том, что ваш ребенок болен, и скажите ему о своих подозрениях, прямо такими словами: «Мне кажется, что ты принимаешь наркотики». Только не пытайтесь начинать разговор в тот момент, когда ваш любимый отпрыск еще находится под воздействием наркотика – это бессмысленно. Дождитесь, когда он полностью придет в себя.

Не настраивайтесь на легкую победу. Скорее всего, вы даже не дождетесь честного признания. Наркоманию (как и алкоголизм) называют «болезнью отрицания», потому что заболевший человек даже самому себе не признается в своей зависимости, ему всегда кажется, что стоит только захотеть – и он сможет отказаться от привычки.

Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные нервы, они вам еще пригодятся. Тем более, что криком вы ничего не добьетесь. Представьте себе, как бы вы себя вели, заболей ваш ребенок другой тяжелой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже.

Вы можете, да просто обязаны, сказать ему, что не одобряете этот выбор, и сделать все, чтобы он имел полную информацию о том, что его ждет в будущем, какие необратимые процессы будут происходить в организме, если отказаться от лечения.

Постарайтесь понять, что не в ваших силах сию минуту все изменить. Самое сложное – признать, что ваш ребенок все равно будет делать то, что считает нужным. Но при этом он должен знать, что ответственность за свой образ жизни (и за последствия своей болезни) он несет самостоятельно.

Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам. Кстати, все врачи и психологи, с которыми я встречалась при подготовке этого материала, говорили, что лечение наркоманов нужно начинать с лечения их близких. Но речь здесь идет не о медикаментозном лечении. Речь о духовном самосовершенствовании. 

Что делать? 

Как уберечь ребенка от возможной беды? К сожалению, универсальных рецептов не существует. Противоядия от наркотиков в природе нет. Но, как при любой болезни, есть круг профилактических мер, следование которым поможет избежать заболевания. Правда, круг этот очень широк и всеобъемлющ. И суть его заключается (как ни банально это звучит!) в здоровом образе жизни семьи. Все просто и вместе с тем невероятно сложно...

Психологи говорят, что когда ребенок растет в семье, где есть или были алкоголики, от пагубного пристрастия его могут удержать три условия. Первое: он должен видеть рядом положительный пример взрослого человека и здоровые отношения. Второе: ребенок должен нравиться самому себе и быть уверенным в себе. И третье: он должен иметь полезное увлечение. Наличие трех этих условий актуально и для профилактики наркомании, причем и в том случае, если ребенок сталкивается с ней не дома, а в среде одноклассников или друзей.

Это очень нелегкая задача – показать подростку, что мир прекрасен и без наркотиков. Для этого необходимо не терять с ним внутренней связи, интересоваться, чем он живет, относиться к его личности с уважением. В данном случае только от взрослых зависит, смогут ли они сохранить добрый дух семьи, который впоследствии станет для ребенка «охранной грамотой» в любых испытаниях. Доброжелательность – главное условие общения внутри семьи. Быть может, память о собственной юности, ваше внутреннее «я» далеких детских лет безошибочно подскажет верный тон при общении с повзрослевшими детьми.

Не скрывайте от подростка ничего, что вам известно о наркомании. Знание всегда было силой. Только делайте это ненавязчиво и не пытайтесь его запугивать, потому что результат ваших усилий может оказаться обратным: запретный плод сладок. 

Памятка

(Курение, алкоголизм, наркомания или как мы учим этому своих детей)

Многие из Вас, прочтя заголовок, будут сильно возмущены: «Мы учим своих детей только хорошему!» Но так ли это? Многие родители не осознают тот факт, что дети в своем поведении ориентируются не на слова родителей, а на их поступки. Давайте попробуем быть честными перед самими собой. Часто ли мы позволяем себе на глазах у детей выпить бутылочку вина, выкурить пару сигарет? Пусть каждый сам ответит себе на этот вопрос. Вы скажете: «Но разве это большой грех?» Но вам будет очень трудно объяснить ребенку, почему ему не следует этого делать.

Например, многочисленные праздники и застолья. Как они происходят? Нарядный стол, ломящийся от выпивки и закуски, веселые, радостные гости, смех, тосты. И среди всего этого оживленные дети, которые в подражание взрослым исправно поднимают бокалы и чокаются друг с другом.

Знакомая картина, не правда ли? Трудно поверить, что через несколько лет содержимое бокалов изменится, и дети будут чокаться водкой или пивом. Придет ли вам тогда в голову, что именно вы заложили в душу ребенка стереотип поведения:

1. праздник не может быть без спиртного;

2. пить спиртное – это очень весело.

Задумайтесь об этом. Так ли уж не прав наш заголовок?

Зависимости возникают у человека по нескольким причинам: 

- как замещение чего-то необходимого (желание пожевать чего-нибудь вкусненького, если на душе тяжело), 

- как реализация генетически заложенных склонностей (детям алкоголиков нужно быть очень осторожными со спиртным), 

- как желание испытать новые удовольствия («кайф» от наркотиков), 

- как стремление быть «таким как все» (желание быть наравне со сверстниками, не казаться «маменькиным сынком» и т.д.)

Чересчур заботливые мамы тоже часто формируют у своих детей разного рода зависимости как следствие неуверенности в собственных силах, в полной неспособности жить самостоятельно. Такой ребенок очень легко попадает под влияние любого, кто кажется ему сильнее и значительнее других. Такими людьми очень часто бывают всякого рода «авторитеты». Родители должны быть внимательными и добрыми друзьями своим детям. Возможно, для этого им придется реже смотреть телевизор, пореже болтать на кухне, за чашечкой кофе, а просто спросить своего ребенка, о чем он думает, чего боится, что ему снилось сегодня ночью?

Не стоит забывать, что, когда ребенок слышит ссору родителей, их грубые и резкие слова, обвинения, оскорбления, он склонен считать виноватым в происходящем себя, так как ему трудно понять суть родительской ссоры. Дети становятся нервными, беспричинно плаксивыми, часто устраивают истерики по любому поводу. В дальнейшем это может привести к формированию зависимостей по любому из перечисленных типов. Мы призываем родителей быть внимательнее и критичнее к себе. Как ни банально это звучит, но доброта и терпимость – это единственное, что помогает развивать характер ребенка в желательном направлении.

Мы будем рады, если бы по прочтении этой памятки хотя бы некоторые из родителей отдадут себе отчет в том, что недостатки детей – это не подарок из космоса, это наши собственные слабость, лень, безответственность, неправильный образ жизни, преломленные через детскую душу.

Памятка

(Создание дома, свободного от наркотиков)

Рекомендации для родителей. Вы не можете очистить мир от наркомании но вполне можно сделать свой дом зоной, свободной от этой чумы. Несколько простых правил помогут вам в этом.

1.        Проповедуйте то, во что Вы верите. Открыто говорите о том. во что Вы верите и что Вам не нравится. Важно, чтобы. Ваши слова не расходились с делом.

2.        Установите в доме чёткие, обоснованные и разумные правила.

Очень важно привлечь детей в соавторы вырабатываемых в семье правил. Это не позволит им в дальнейшем  считать   наказания несправедливыми.

3.        Лекарства, алкоголь, табак следует держать дома в минимальных количествах и, желательно, в недоступных для детей местах.

  1. Не разрешайте никому в доме держать запрещённые наркотики.
  2. Убеждайте своих детей в преимуществах активного деятельного образа жизни.

Безделье, скука, отсутствие контроля становятся хорошей почвой для детской наркомании. Каждый день ребёнка должен быть наполнен смыслом.

6. Привлекайте других родителей для совместной борьбы с наркотиками.

Создайте вместе с другими родителями единый блок, щит на пути наркотиков. Помогайте в организации безалкогольных вечеров, дискотек.

7. Боритесь не столько против наркотиков, сколько за здоровый образ жизни.  Пусть Вашей целью станет здоровая жизнь, дружная семья, счастливое будущее детей.

8. Верьте своим ощущениям и подозрениям. Если Вам вдруг показалось, что дети употребляют наркотики, действуйте.

9. Когда ребёнок выходит из дома, родители должны:

  • знать, куда он пошёл;
  •         назначить время возвращения домой и требовать отчёта при опоздании;
  • не спать, когда ребёнок вернулся домой ночью;
  • быть в контакте с родителями, к чьим детям ходит ребёнок.

10. Когда в доме проводится вечеринка, родители должны:

  • обсудить с детьми количество приглашённых гостей и предполагаемые занятия:
  • обеспечить приглашённых детей едой и развлечениями, решительно бороться с гостями, приносящими в дом алкоголь и наркотики;
  • быть с гостями детей гостеприимными, но ненавязчивыми;
  • объявить  детям,   что   они ответственны за порядок в доме во время вечеринки.

Памятка

Уважаемые родители!

Необходимо знать ,что молодые люди начинают употреблять наркотики часто из-за глубоких личных внутренних проблем ,либо из-за протеста к образу жизни ,или отношения к ним родителей и близких людей.Но существуют и друтие причины: *любопытство, влияние друзей;

*неспособность найти альтернативный способ поведения свободного времени

*протест против отношений ,существующих в семье

*стремление уйти от различных проблем

*восприятие наркотиков как реальности

*легкий доступ к наркотикам.

Всегда помните ,что ваша поддержка необходима для ребенка. Все дети могут попасть в ситуацию искушения наркотиками, неважно, откуда они-из богатой или из бедной и где они учатся. Это не просто ,быть всегда с детьми, но когда у вас есть время-очень важно,что вы говорите своим детям и как слушаете их. Показывайте .что вы заботитесь и любите своих детей, даже если они делают что-то, что не нравится вам.

От наркотической беды не застрахован никто и ,если ваш ребенок находится какое -то время вне вашего внимания, то вам необходимо присматриваться к нему, чтобы вовремя заметить не «подружились»ли ваш сын или дочь с наркотиками. Что же делать, если ваши подозрения начинают оправдываться? Никакой паники! Продолжайте внимательно наблюдать, не демонстрируя чрезмерного подозрения. Не рекомендуем «читать мораль»,угрожать или наказывать. В то же время не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений,что это «для уроков химии в школе» что это принадлежит другу.

Проявите заботу и понимание, постарайтесь уговорить обратиться к специалисту-наркологу.

Если ваш сын или дочь ни в какую не хотят идти к специалисту, то необходимо и власть употребить. Ну, а если вы бессильны - обращайтесь за консультацией сами: к наркологу или в Отдел предупреждения правонарушений несовершеннолетних районного УВД.

Рекомендации

«Как защитить своего ребенка от наркомании»

Тревожные цифры показателей роста наркомании, преступности, СПИДа в России вызывают большое беспокойство у любого родителя. Дети-подростки отличаются стремлением к независимости и явно больше интересуются общением со своими сверстниками, чем с родителями или учителями. Это – не плохо, это естественный процесс их социализации, их поиска себя и своего места в мире. Но мы, зная, как они слабы, незрелы и неопытны, очень тревожимся за ту часть их жизни, что проходит вне нашего поля зрения.

Опасность реальна. КАЖДЫЙ (!) подросток или молодой человек в нашей стране сталкивается с предложением попробовать наркотик. Однако попытка контролировать свое чадо 24 часа в сутки, «фильтровать» его круг общения (чтобы нам легче дышалось) чревата тем, что мы рискуем потерять драгоценную близость в отношениях с ребенком и помешать его нормальному развитию. И этого нам, конечно же, не хотелось бы. Как же быть?

Мы также знаем (и это обнадеживает), что далеко не каждый подросток соглашается на предложение даже просто «разок попробовать»… От чего это зависит?

Проблемы половой распущенности,  наркомании, алкоголизма, курения имеют основания не экономические и  не политические (в какой стране их нет?), а проблемы социально - психологические и нравственные.

Поэтому свое решение ребенок примет исходя из тех ценностей, которые сформировались у него в основном в семье, и исходя из собственной самооценки – представления о собственной ценности и достоинстве.

Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.

  1. Взаимоотношения родителей.

Ребенок – плод  взаимоотношений родителей. Он – плод их единства в любви. И любовь родителей друг к другу – это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности.

Спросите себя: Мой ребенок уверен, что его родители любят друг друга?

Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.

Поэтому: обнимитесь на глазах у детей; говорите о  том, что любите друг друга или другие приятные слова друг другу, чтобы дети это слышали;

Как минимум: не ссорьтесь, не выясняйте отношения, не обвиняйте друг друга при детях; не плачьте и не жалуйтесь на глазах у детей.

Это может быть очень сложно – сдерживать свои эмоции, но ведь они нам не дороже наших детей?

Ну а если вы хотите, чтобы ваши дети знали всю правду о сложностях брака и семейных неурядицах – пожалуйста! Расскажите им о них, но только потом, когда все конфликты будут позади!

И еще небольшая ремарка по поводу любви. По статистике состояние влюбленности заканчивается у всех через 2-3 года. Поэтому у человека есть два пути: новый брак, который может снова закончиться разводом; или начать учиться любить. Ведь «любить» - это глагол, а, значит, отвечает на вопрос «что делать?». Что я делаю, чтобы сделать жизнь другого более счастливой? – это и есть любовь. Такое отношение может даже возрождать переживание влюбленности между супругами.

К сожалению, сейчас нередкой является ситуация, когда один родитель воспитывает детей. В основном, это мама. Что делать в такой ситуации и что важно учитывать, чтобы помочь ребенку более успешно развиваться? Предлагаем вам несколько рекомендаций под названием

Четыре правила для одиноких женщин:

  1. Признать, что неполная семья – это не нормально.

(Да, он пил, был с вами груб, и в вашем случае был нужен развод. Но ваш ребенок должен знать, что правильно, когда папа и мама вместе)

  1. Жертвенность.

(Помогайте тем, кому сложнее, чем вам (деньгами, одеждой, игрушками) и  делайте это вместе с детьми)

  1. Без сексуальных отношений на стороне.

(Трудно. Но если полюбили одного человека, то навсегда.

Ребенку больно, когда где-то там есть дядя Юра, а может быть еще и дядя Саша. Сверстники могут дразнить, он будет с ними драться, а на вас будет таить обиду)

  1. Дети должны видеть пример мужской работы в доме.

(Чтобы осознать, что в доме нужен мужчина. Сосед установил стиральную машинку, ребенок стоял рядом  и приходил к выводу: «Все-таки папа нужен в каждой семье»)

И еще один важный здесь момент – личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения  в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. И это нам особенно неприятно (как неприятно увидеть свое отражение в зеркале в момент скандала.). Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте, например, от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни (даже без сигарет!). Как известно, «дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами». По этому поводу можно вспомнить стихи одного средневекового поэта:

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

  1. Создание безопасного климата в семье.

Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо поощрять и хвалить детей – для развития их  адекватной самооценки. У каждого ребенка есть потребность быть с радостью встреченным. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его переживания разделены, и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе.

Чего нам следует избегать в своей семейной атмосфере?:

1) Попустительство:

Это вседозволенность и «либерализм», за которыми скрывается безразличие. «Пусть научится всему на своих ошибках», «Сам натворил, сам и расхлебывай». Например, дочь грубит учителям в школе, срывает уроки. Мама: «Ничего страшного! Я такая же была и ничего – нормальным человеком выросла!». А у девочки уже проблемы с алкоголем, она курит. У детей попустительское отношение может вызвать желание привлечь к себе внимание окружающих, и особенно родителей, любым способом. Поскольку даже негативное внимание перенести легче, чем игнорирование и равнодушие.

Итак, у ребенка должна быть конкретная роль в семье и определенная ответственность. Должны быть правила и нормы, которые он знал бы и мог им следовать. Выражайте свое отношение к поступкам ребенка похвалой либо строгостью.

2)  Авторитарное отношение:

Это значит, что несогласие ребенка с позицией родителя или неповиновение не принимается как таковое и наказывается (физически или психологически). Также имеются завышенные требования к ребенку, сильное давление в семье, и обычно ребенок приучается лгать родителям, чтобы избежать давления или наказания. Этот же страх быть отверженным или наказанным побуждает его соглашаться участвовать  в опасных развлечениях своих сверстников. У ребенка не формируется собственных убеждений, – он постоянно подстраивается, у него нет уверенности, самооценка занижена.

Поэтому дисциплина, конечно, важна, и критика тоже должна быть, но конструктивная. Очень важно поощрять детей  и позволять им высказывать свое мнение. Также во избежание авторитаризма практикуйте «Семейный совет».

3)  Гиперопека:  

Ситуация, когда родитель все берет на себя: все трудности, проблемы, заботы, решения, конфликты. Такая тенденция выполнять за детей всю ответственность приводит к развитию «инфантилизма» у детей, т.е. беспомощности и безответственности, неспособности принимать серьезные жизненные решения самому.  Обычно супер-тревожность такой мамы ведет к повышенной тревожности ребенка, и ребенок (чтобы «расслабиться») может прибегнуть к наркотикам.

Итак, не решайте проблем за детей, не делайте вместо них уроки, не давайте им готовых рецептов, а просто подведите к решению. Детям необходимо учиться принимать решения самим. Не бойтесь их самостоятельности. Помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку.

4)  Гипоопека:

В данном случае, это означает отсутствие реального человеческого общения с ребенком. Как правило, оно заменяется материальными благами. Ребенок «упакован» по высшему разряду, он полностью занят: в престижной школе, секции, на дорогих курсах. Ребенок ищет тепла, близости, понимания, человеческого интереса к себе, и в силу собственной незрелости он начинает либо увлекаться ранними половыми связями, либо любыми путями привлекает к себе внимание (см. попустительство) – становится «проблемным» подростком.

  1. Эффективное общение с детьми.

У детей существует колоссальная потребность в нас. Поэтому важно:

1) Уделять время ребенку

- Хотя бы 20 минут перед сном – только ребенку, не отвлекаясь ни на что другое;

2) Проявлять интерес к жизни ребенка

  • Спрашивайте, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм, который он смотрел.

3) Слушать ребенка

- При этом будьте очень внимательны, не спешите высказывать свое мнение, давать оценки. Сопереживайте ему. Задавайте вопросы, чтобы лучше понять, что он имеет в виду (не думайте, что «и так все ясно»; он - другой человек, отличный от вас).

4) Не сравнивать

  • «Все это делают, а ты не можешь…», «Ты должен быть как…». Сравнения снижают самооценку ребенка и его ощущение само ценности.

5) Не срывайтесь на ребенке

  • Отдохните после работы;
  • Скажите спокойно, что плохо себя чувствуете или у вас плохое настроение;
  • Доносите свои мысли до другого без агрессии.

6) Уважайте мнение ребенка.

  • Дайте ему почувствовать, что с ним считаются.

7) Делитесь своим жизненным опытом.

  • В виде рассказа  о себе, без нравоучений. О негативном опыте тоже стоит рассказывать, особенно если вы сделали из него важные нравственные выводы для себя.

9) Проводите вместе время – это сближает.

  • совместный отдых;
  • туризм;
  • приключения;
  • авантюры;
  • хобби;
  • помечтайте вместе.

10)  Не ожидайте от детей, что они претворят в жизнь ваши мечты, особенно те, что не смогли претворить вы.

 - Ребенок пришел на этот свет, чтобы пройти свой путь.

Ваши отношения с супругом, теплая атмосфера в семье и постоянное мудрое общение с ребенком позволят вам всегда сохранять связь друг с другом, позволят вашему ребенку без страха обращаться к вам по любому поводу и с уважением воспринимать ваши советы и мнения.   Все это также поможет ему стать более уверенным в себе человеком, сильным в своих убеждениях и иметь ясные  нравственные ценности. Вы поддержите его в самый сложный и нестабильный, но удивительно интересный период его жизни.

Рекомендации

 «Как можно узнать, что ребенок начал принимать наркотики?»

Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку.

Какие же это признаки?

  1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
  2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т.д. Причем, врет он как—то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
  3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки.
  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
  5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
  6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
  7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
  8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.
  9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату. Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.


Рекомендации

«Как дети достают деньги на наркотики?»

Родители очень часто спрашивают нас: «Наркотики очень дорогие, как же он достает на них деньги? Ведь мы, практически, не даем ему денег на карманные расходы?»

Деньги эти добываются несколькими, отнюдь не сложными путями:

  • Перепродажа. В наркотической среде этому методу обучаются почти сразу. Покупаешь «кассету», отсыпаешь из нее немного порошка, потом досыпаешь туда какой-нибудь гадости, а потом разбодяженный таким образом порошок кому-нибудь продаешь. Лучше всего кому-нибудь «новенькому». Если ты завербовал несколько «новеньких», то у тебя появляется «своя» цепочка. В этой цепочке молодой человек работает поставщиком наркотика и кроме получения бесплатной дозы для себя может заработать какие-то деньги.

Надо отметить, что в результате таких разбавлений на улицах Москвы, практически, невозможно обнаружить «кассеты» с героином, в которых самого героина содержалось бы больше 4—10%.

  • Воровство. Воровать обычно начинают у родителей. Деньги стараются воровать из «толстых» пачек, чтобы это было «незаметно». Самое удивительное, что очень часто родители не замечают систематических пропаж небольших денежных сумм. Один из наших пациентов рассказывал, что он в течение 3 лет воровал у отца доллары и, только когда украденная сумма перевалила за 3 тысячи, отец обратил на это внимание. У посторонних наркоманы воруют достаточно редко, только если подворачивается случай. Чаще всего такие кражи совершаются если не в собственном доме, то в домах родственников и друзей.
  • Манипулирование. В этой группе мы объединяем ряд простейших форм поведения, направленных на то, чтобы выманить из родных и близких деньги на наркотики, не прибегая к воровству:
  1. «Шантаж» — выпрашивание денег под предлогом того, что случилось что-то страшное как с самим подростком, так и его друзьями. Молодые люди рассказывают родителям и близким о том, что «кто-то заболел», что какого-то неизвестного родителям приятеля «посадят в тюрьму», а для того, чтобы Ваш ребенок мог помочь, срочно нужны деньги. Самый частый прием шантажа — рассказ о собственных долгах и угрозах для жизни самого наркомана, связанных с этими долгами. Родственникам никогда не удается увидеть человека, у которого сын якобы, занял деньги. В некоторых семьях шантаж вообще не мотивируется. Подростку удается добиться результата, просто не разговаривая с родителями и лежа на диване с трагическим выражением лица. Срабатывает модель «если ты не дашь мне денег — я больше не буду с тобой разговаривать и ничего тебе не скажу». Если в результате такого поведения деньги получены, то узнать, для чего они нужны, не удается никогда.
  2. «Динамо машина» — стратегия поведения направлена на то, чтобы выпросить деньги с помощью невыполняемых обещаний. «Я сдам экзамен, но мне нужно 500 рублей»; «Я буду каждый день убирать квартиру, но мне сегодня нужны деньги»; «Я поздравлю бабушку с Днем рождения, но мне нужно для этого 500 рублей» и т.д. Родители в большинстве случаев не контролируют выполнение обещаний. Их успокаивают слова-обещания сами по себе. Проще всего подростку добиться таким образом денег от родителя или знакомого противоположного пола. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы — сыновей.

Крутят «динамо» девочки и на улицах. Симпатичные девушке, кокетничая, проще выпросить деньги у незнакомого мужчины или попытаться совершить что-то вроде сексуальной аферы, пообещав интимную близость и выпросив «задаток».

  1. «Игра на понижение». Тактика поведения, направлена на выпрашивание маленьких денежных сумм под предлогом необходимости большой суммы. «Мама, мне срочно необходимо 100 долларов, у меня девушка заболела, мне нужно купить лекарства. Ну, не можешь дать сто долларов, дай 100 рублей». Мысль о том, что большую сумму денег отдавать не нужно, приносит родителям и знакомым облегчение, и они легко и, даже не интересуясь, зачем ребенку нужны эти деньги, отдают маленькую сумму, которая достаточна наркоману для приобретения очередной дозы.
  2. «Разделяй и властвуй». Чаще всего истории, которые подростки рассказывают родителям, с целью получить у них деньги, подразделяются на истории для пап и истории для мам. Польщенные «доверием» ребенка мама и папа не рассказывают друг другу о доверенных им «тайнах» и выданных ребенку деньгах. Если муж и жена найдут время и пообщаются друг с другом на тему — кто и когда давал ребенку деньги, то им будет легче понять, откуда берутся деньги на наркотики. Если ребенок использует «метод» шантажа, то он «обижается» сначала на одного из родителей, если результат не получен, начинает обижаться на другого.

5. Проституция и откровенное вымогательство. Встречаются, но не слишком часто. Девочки начинают заниматься проституцией чаще всего на поздних стадиях развития наркомании, когда теряют обаяние и привлекательность, что не позволяет им крутить динамо. Мальчики начинают выпрашивать деньги на сигареты или на билет в метро так же только тогда, когда другие формы добычи денег перестают у них получаться.

 Рекомендации

 «Заблуждения и ошибки родителей»

Заблуждение 1. Мой сын (дочь) употребляет наркотики. Это страшно и стыдно. Необходимо сделать все возможное, чтобы никто из друзей и родственников не узнал об этом.

Наркомания, действительно, одна из самых страшных болезней. Но больны не Вы, а Ваш ребенок. Ваша же задача заключается в том, чтобы открыть для ребенка все доступные каналы помощи. Для этого, может быть, к Вашему большому сожалению, необходимо проинформировать об этом всех близких родственников и друзей, которые значимы для Вашего ребенка.

Во-первых, он будет уверен, что Вы не готовы мириться с наркоманией и замалчивать существующую проблему, ведь «молчание — знак согласия».

Во-вторых, тем самым Вы даете ему понять, что встали на путь открытой и бескомпромиссной борьбы не с ним, не с проблемой всеобщей наркотизации, а с его реальной болезнью.

В-третьих, возможно, Вы сможете уберечь чужих детей от наркотиков. Ведь у Ваших друзей и родственников тоже есть дети, и в их семью может прийти такое же горе.

В-четвертых, именно к этим близким для Вас людям Ваш ребенок, скорее всего, может под любым благовидным предлогом обратиться за финансовой помощью. Ваша задача — поставить их в известность, с какой целью будут использованы их деньги. Тем самым, Вы сохраните любовь, уважение и поддержку родных людей.

Помните, что главное — не сохранить собственный имидж, а помочь ребенку справиться с наркотической зависимостью.

Заблуждение 2. Вы и только Вы виноваты в том, что Ваш ребенок стал наркоманом. Значит, Вы его таким воспитали.

Основная проблема сейчас состоит не в том, «кто виноват?», а в том, «что делать?».

Как это ни трудно, попытайтесь забыть о прошлом, сконцентрируйте все свои помыслы и усилия на будущем. Старайтесь найти новые стратегии и тактики влияния на собственного ребенка «здесь и сейчас».

Ни в коем случае не пытайтесь принимать на себя ответственность за употребление наркотиков. Ведь это только поможет Вашему ребенку в очередной раз, скинуть всю тяжесть проблемы на Ваши плечи, а он и так в этом достаточно преуспел и научился Вами манипулировать.

Главное, что Вам необходимо сделать, — изменить отношение к своему ребёнку.

Первое, следует понять, что Ваш ребёнок — взрослый человек, и что он сам, по своей собственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. С точки зрения Вашего поведения это обозначает, что за принятое им решение и его последствия отвечает он сам.

Первый раз попробовав наркотики, он не посоветовался с Вами, а стало быть, предал Вас и то, чему Вы его учили. Вы должны отстраниться и посмотреть на своего ребёнка со стороны. День, когда вы узнали, что он наркоман, должен стать последним днём Вашего безграничного доверия и опеки.

Во всех, как отечественных, так и зарубежных учебниках наркологии, во всех руководствах для родителей Ваш первый шаг называется — лишение опеки. Ещё раз нам хочется повторить: главным принципом Вашего отношения к сыну или дочери в этой ситуации должна быть фраза: «Ты сам принял решение употреблять наркотики, теперь за все последствия ты отвечаешь сам».

С этого момента Ваш сын или дочь не должны получать ничего из того, что они привычно получают от Вас: никаких денег на расходы, никакой одежды и денег на неё, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования ухаживания за девушкой. И если у молодого человека уже есть своя семья, никакой материальной помощи его семье. Очень многие молодые люди привыкли, что Ваши деньги — это их деньги. Даже ценой истерик немедленно дайте понять, что это не так.

Заблуждение 3. Мой ребенок, употребляя наркотики, пал так низко, что должен быть за это жестоко наказан.

«Не судите, да не судимы будете». Не пытайтесь переделать вашего ребенка сразу. Ведь Вам самим наверняка не нравится, когда кто-то насильно старается переделать Вас.

Обратите внимание на то, что его наркомания моментально спровоцировала Вас на непрерывный скандал. Вы припоминаете ему все его проступки и промахи за всю жизнь. Можем смело утверждать, что наказывать человека сразу за все невозможно и абсолютно бессмысленно.

Другое дело, что Вам придется разработать определенный набор правил его поведения и проживания в семье. Сами требования должны быть разумными и ни при каких обстоятельствах не подвергаться никаким изменениям. Он должен знать, что на каждый его неверный шаг незамедлительно последует Ваш ответ.

Угрозы же и наказания в этой ситуации очень часто оказываются малоэффективными. Поскольку обстановка в доме накаляется, то ребенок будет стараться как можно больше времени проводить вне дома, а, значит, в своей привычной компании.

Заблуждение 4. Если Ваш ребенок, давая многочисленные обещания, все равно срывается, то это ужасно и является для Вас катастрофой.

Катастрофой для Вас может быть только одно состояние — состояние, в котором Вы неспособны реально оценить сложившуюся ситуацию и выработать новые стратегии собственного поведения.

В семье наркомана должны существовать правила поведения не только для него, но и для всех остальных членов семьи.

Существует также несколько главных правил Вашего поведения:

  1. Независимо от ситуации ведите себя достойно.

Вы взрослый человек и при возникновении беды не имеете права на «истерику». Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам и каждые две минуты бегать за валокордином или успокоительными таблетками. Поймите, что беда, которая стряслась в Вашей семье — поправима, если Вы сможете отнестись к ней так же, как Вы относились к другим Вашим бедам: спокойно и взвешенно.

  1. Никогда не поддавайтесь на шантаж.

А шантажа в Вашей жизни возникнет много: «Если вы купите мне «Мерседес», то мне будет, чем заняться, и я брошу колоться». «Если ты не дашь мне пятьсот долларов и я не отдам долги, то меня убьют». «Если Вы не дадите мне денег, то я покончу с собой — прямо сию секунду в ванной». И даже: «Если меня бросит любимая Маша, то я всё равно буду колоться».

На все эти «если …, то» может следовать один спокойный ответ: «нет».

«Через год, после того, как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь наркотики, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе машины».

«Пусть тот человек, которому ты должен, придёт ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе».

«Иди в ванну и кончай там жизнь самоубийством. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии справиться с собой».

«Ты сам наплевал Маше в душу, отношения с ней будешь выяснять тоже сам. Хотя мы думаем, что Маша тебя любит. Если ты прекратишь колоться, она сможет всё понять и простить».

Не бойтесь шантажа самоубийством. Человек, который способен на такой шантаж, крайне редко способен на самоубийство. Вдумайтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на Ваших глазах, чтобы Вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от Вас желаемого результата.

  1. Не «занудствуйте».

Подросток, и даже наркоман старше 20-ти лет, по своим душевным качествам всё равно остаётся мальчишкой, всегда всё делает наоборот. Поэтому бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать только прямо обратный эффект.

  1. Поменьше говорите, побольше делайте.

Молодой человек давно привык, что Вы грозите, обещаете «сдать» его в больницу принудительно, «засадить всех его друзей за решетку», «лишить его денежного довольствия». Он не слышит 80% информации, содержащейся в Ваших нравоучительных беседах.

Это происходит потому, что из всех своих угроз Вы не выполняете ни одной. После каждого Вашего возмущенного монолога он радостно даёт обещания. Причём обещает всё, что угодно, но при этом даже и не собирается эти обещания выполнять. Наркоман никогда не будет верить Вашим словам. Он считает вас своей собственностью и не ждёт от Вас никаких поступков. Зато, если вы найдёте в себе силы совершить поступок, он сразу станет гораздо более управляемым.

Заблуждение 5. Поскольку Вам известны многие печальные последствия употребления наркотиков, начиная от разрушения личности и заканчивая такими страшными заболеваниями, как гепатит и СПИД, то Вы должны быть очень озабочены этим, постоянно размышлять и концентрироваться на такой возможности.

Ваша задача заключается в том, чтобы в максимально доступной форме донести последствия употребления наркотиков до своего ребенка. Не пытайтесь скрывать от него информацию, какой бы страшной и нелицеприятной она ни была. К сожалению, приходится признать, что возможностей повлиять на данную ситуацию, кроме открытой «информационной войны», у Вас нет. Только постарайтесь не «впадать в лекцию».

Вы не сможете удержать ребенка дома, не сможете проконтролировать, каким шприцем и в какой компании он колется. Вам остается лишь надеяться, что Ваша «информационная война» увенчается успехом.

Таким образом, мы опять вернулись к вопросу об ответственности. Ответственность за собственное здоровье лежит полностью на Вашем ребенке.

Конечно же, степень риска заболевания гепатитом и СПИДом достаточно высока. Но, постоянно думая о такой возможности, Вы вгоняете себя в состояние хронического стресса. Чем больше Вы об этом думаете, тем больше Вы пугаетесь. Получается замкнутый круг. Более того, постоянно думая о неприятностях, мы их как бы бессознательно притягиваем, ждем, боимся, и они обязательно находят и догоняют нас.

Попробуйте проанализировать те изменения в личности Вашего ребенка, которые уже произошли, понять их причины и последствия. Не бойтесь заранее, на всякий случай.

Заблуждение 6. Я не могу не зависеть от собственного ребенка. Я должна жить его жизнью и его проблемами. 

Если Вы согласны с данным утверждением, то Вы сами уже нуждаетесь в лечении. Врачи и психологи называют это состояние созависимостью. 93% родителей наркоманов (особенно матери), не прошедших курса психотерапии и тренинговых групп под руководством психолога-практика страдают от созависимости.

Безусловно, невозможно не видеть страданий собственного ребенка и не реагировать на них эмоционально, не сочувствовать и не сопереживать. Но, обратите внимание, как виртуозно Ваш ребенок научился использовать Ваше эмоциональное состояние в собственных целях. Мы уже говорили, что все наркоманы совершенно виртуозно манипулируют собственными родителями.

Задумайтесь, ведь Вы практически отказались от собственной жизни и собственных интересов. Вы полностью зависите от того, в каком состоянии и настроении будет находиться Ваш ребенок, когда Вы переступите порог дома. Более того, Вы даже обижаетесь на других членов семьи, если им удается сохранить какой-то свой собственный мир, найти в семье свою «экологическую нишу». Вы же первые обвиняете их в бесчувственности и безразличии. Вы насильно втягиваете других членов семьи в состояние созависимости.

Что же можно сделать?

Необходимо четко провести грань между Вашей жизнью и жизнью ребенка, между своими и его интересами, а главное между своей и его мерой и степенью ответственности за происходящее в семье.

Дайте право другим членам семьи (особенно если это другие дети) возможность жить своей жизнью. Не противодействуйте их желанию не вмешиваться в проблемы наркомана.

Уделяйте другим членам семьи не меньше внимания, чем ребенку, употребляющему наркотики. Нам известны случаи, когда и второй ребенок в семье начинал употреблять наркотики, называя при этом главной причиной — борьбу за внимание, поддержку и сочувствие родителей. «Ему все, а меня просто никто не замечает, как будто у меня нет своих проблем». «Я все время слышу, что я такой благополучный и поэтому бессердечный. Ведь брату так плохо, а я все время лезу и пристаю к маме с какой-то ерундой». В ответ на это второй ребенок как бы бросает семье вызов: «Хотите не ерунду, получите...».

Если Вам не удается выполнить эти рекомендации самостоятельно, обратитесь сами к врачу-психотерапевту.

Заблуждение 7. У меня нет больше сил бороться с наркотиками, я не знаю, как мне справиться с этой ситуацией.

Любой человек, даже самый сильный и успешный, имеет право на минуты слабости и отчаяния. Ведь абсолютно сильных людей не бывает. Это иллюзия. У каждого в жизни могут наступить моменты потери эмоционального равновесия. Особенно часто это случается с родителями наркоманов, так как Ваша эмоциональная жизнь как бы постоянно находится на «точке кипения».

Правило 1. Обязательно дайте себе возможность расслабляться.

Это может быть встреча с друзьями, которые в курсе проблемы и способны Вас морально и эмоционально поддержать. Пойдите в театр и на концерт. Наконец, просто поезжайте за город или в отпуск. Помните, что Вы тоже имеете право на отдых от непрерывной борьбы.

Правило 2. Никогда не забывайте, что это не Вы боретесь с наркотиками, а Ваш ребенок.

И ответственность за эту борьбу должна полностью лежать на нем. Ваша же задача заключается лишь в том, чтобы эмоционально поддерживать его только при реальных шагах к выздоровлению. А ведь это скорее положительные, чем отрицательные эмоции.

Правило 3. Разрешите Вашему ребенку попробовать прекратить прием наркотиков самостоятельно.

Если Ваш ребенок впервые признался Вам, что он употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью в одиночку. Вы должны понимать, что если он употребляет героин, то это практически невозможно. Дайте возможность ребенку убедиться в этом самому. Вы же можете позвонить по одному из телефонов доверия, и посоветоваться с врачом о том, как Вы можете помочь ребенку в такой ситуации.

Правило 4. Не боритесь в одиночку. Помогите ребёнку найти лечащего врача.

Это единственное «одолжение», которое Вы должны ему сделать. Самому идти в больницу, «сдаваться» бывает страшно и стыдно. Вам следует поддержать решение обратиться к врачу и присутствовать в качестве «моральной поддержки» на первом приёме. Ваш же собственный опыт поможет разобраться в вопросах доверия и недоверия к врачу и медицинскому учреждению.

Более того, все Ваши действия, о которых мы говорили раньше, должны иметь своей целью визит к специалисту. Врач — это человек, который видит Вашу семейную ситуацию со стороны, и поэтому всегда сможет дать конкретные советы по Вашему поведению, вместо тех общих, которые приводим мы.

Если Вы доверяете врачу, с которым начали общаться, старайтесь превратить своё общение с ним в длительное. Ведь пройдёт несколько лет, прежде чем Вы перестанете нуждаться в его советах.

Заблуждение 8. Мой ребенок испортил себе всю жизнь. Он уже никогда не сможет быть нормальным человеком.

Прошлое человека, безусловно, не может не влиять на его последующую жизнь, но оно порой имеет не только негативные, но и положительные последствия.

Любой подросток пытается найти собственное «Я» и свое место в жизни. Именно в процессе этого поиска Ваш ребенок и совершил ошибку, заменив при этом поиск реального «Я» поиском «Я» наркотического. Он пошел по самому легкому для себя пути. Может быть, он просто еще не научился бороться с трудностями. В любом случае, в процессе избавления от наркотической зависимости, трудностей и соблазнов на его пути окажется еще предостаточно. И если он сможет их преодолеть, то это и станет первым взрослым шагом в его жизни. Помогите ему сделать этот шаг.

К сожалению, он учится на собственных ошибках, а не на ошибках окружающих. Но это не дает Вам права лишать его надежды на будущее.

Очень часто своим недоверием и постоянными подозрениями Вы сами провоцируете сына или дочь на повторное употребление наркотиков

Помните: Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков.

Если Ваш ребёнок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Вы можете говорить о чём угодно, о работе, учёбе, личной жизни, но вспоминать каждые две минуты былые грехи Вашего сына или дочери Вы не имеете права. Разговор о наркотиках может возникать только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с Вами что-то обсудить. Учтите, любое, даже отрицательное упоминание наркотика вызывает воспоминание о нём. А непрерывное морализаторство на эту тему может вызвать только обострение желания принять наркотик. Любое излишнее напоминание работает как «якорь», как механизм, запускающий цепочку воспоминаний и провоцирующий вызов того приятного состояния, которое достигалось при помощи наркотика.

Заблуждение 9. Безусловно, существует какой-то определенный, точный, верный и совершенный способ избавления от наркотиков. Ваша проблема заключается в том, что Вы никак не можете его найти, или Вам не позволяют средства, поскольку лечение очень дорогостоящее.

Ваш ребенок — уникальная личность, не похожая на других, впрочем, как и любой другой человек.

Наркомания — болезнь особая, во многом не похожая на другие. Это сначала болезнь характера, а потом уже болезнь тела. Ее лечение протекает одновременно с перевоспитанием личности.

Безусловно, существуют определенные закономерности развития личности в подростковом периоде. Безусловно, существуют определенные типы личности, к которым в большей или меньшей степени принадлежит Ваш ребенок, а, следовательно, и определенные правила построения Ваших отношений. Безусловно, существуют различные виды семьи, в которых и Ваша модель семейной жизни нашла свое отражение. Безусловно, существуют основные медицинские и психотерапевтические школы и направления лечения, которые могут помочь именно Вашему ребенку. Учтите, что далеко не всегда, самое дорогостоящее лечение и есть самое лучшее. Часто бывает прямо наоборот.

Мы поможем Вам разобраться во всех этих закономерностях и видах лечения. Главное же, что Вы должны осознать в качестве руководства к действию: стратегию достижения желаемого результата, Вам все равно придется выстраивать самому с вашим ребенком. Универсальных решений любой проблемы не существует. Оно всегда конкретно в каждой конкретной ситуации и всегда строго индивидуально.

Следовательно, по Карнеги, Вам нужно научиться «перестать беспокоиться и начать жить». Здесь бы нам только хотелось предостеречь Вас от еще одной ошибки родителей, часто возникающей в процессе лечения:

Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если Вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики.

Сначала Вы должны успокоиться и помня, что при электромагнитных бурях и перепадах погоды у бывшего наркомана бывают симптомы, очень похожие на приём наркотика, понаблюдать за ним несколько дней. Созвонитесь за это время с лечащим врачом, организуйте дополнительную встречу его с Вашим ребёнком и послушайте его мнение. Ваши обвинения должны иметь под собой очень серьёзные основания. Если и Вы, и врач, считаете, что пациент возобновил приём наркотика, особенно героина, вместо длительного выяснения отношений, предложите ему сдать кровь или мочу на экспертизу.

Итак, если, осознав собственные заблуждения и ошибки, Вы готовы анализировать свою семейную ситуацию и искать свой индивидуальный способ лечения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...

Классный час по профилактике употребления ПАВ

Разработка классного часа по профилактике употребления ПАВ для классных руководителей, социальных педагогов и психологов....

Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.

Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

презентация к единому дню профилактики по теме "Профилактика употребления ПАВ"

Наглядный материал для подростков по теме ""Профилактика употребления ПАВ"...

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...